"Сказка в жизни и в музыке" Занятие в литературно-музыкальной гостиной.
материал (подготовительная группа)

Оксана Николаевна Грибанова

Знакомство с оперой Красева "Муха Цокотуха" Сходство и отличие сказки и детской оперы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Литературно- музыкальная гостиная.

                «Сказка в жизни и в музыке:

           К.И. Чуковский «Муха - Цокотуха»

Задачи:

- Познакомить с жанром «опера», дать понятие: музыкальный театр.

- Формировать умение анализировать музыку и сказку, создавать музыкальный образ в вокальном исполнении.

- Воспитывать интерес к классической музыке.

Оборудование: плазменная панель, компьютер, музыкальный центр, презентация «Муха-Цокотуха», выставка детских книг К.И.Чуковского, портрет К.И. Чуковского, материал для моделирования обложки», презентация «Опера».

 Музыкальный руководитель:

1.  Сегодня мы с вами встретимся с замечательной музыкой, и сказкой.

Отгадайте загадки:                                            

         -Назовите произведение и его автора

Он рычит, и кричит,

 И усами шевелит:

 "Погодите, не спешите,

 Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую ".

( К.И.Чуковского «Тараканище»)

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:

"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
     Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
     Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
     У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
     Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

(К.И. Чуковский «Мойдодыр»)

А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.

И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.

(К.И. Чуковский «Доктор Айболит»)

-Посмотрите сколько замечательных книг на нашей выставке.

Обращает внимание на выставку.

         2.Слушание сказки «Муха-Цокотуха» (презентация)

-Что объединяет эти произведения?   (Один автор)

3. Рассказ об авторе (портрет К.И.Чуковского)

Корней Иванович Чуковский знаменитый детский писатель. Родился он очень давно, в городе Санкт-Петербурге. Но еще в детстве он был вынужден переехать вместе со своей мамой в г. Одесса. Свое детство он провел там и учился в гимназии. Его мать была прачкой, а отца у него не было. Мама Корнея Ивановича зарабатывала очень мало денег, но не смотря на все трудности будущий писатель не сдавался и все равно хорошо учился, много самостоятельно занимался и хорошо сдал экзамены что бы окончить школу. 

После обучения Корней Иванович решил вернуться в Санкт-Петербург с твердым намерением стать писателем. Он ездил по редакциям журналов и показывал свои произведения, но везде получил отказ, это его не остановило. 

Не смотря на  трудности Корней Иванович не прекращал работать. Работал во многих городах, даже в Лондоне, там он хорошо выучил английский язык и познакомился с многими известными писателями. 

Позднее М. Горький, предложил Корнею Ивановичу стать руководителем детского отдела одного издательства. Чуковский стал обращать внимание на речь маленьких детей и стал ее записывать. Из этих записей потом была составлена книга, которая называлась «от двух до пяти». В ней собраны высказывания и мысли маленьких детей от 2 до 5 лет. 

Детским писателем он стал случайно, однажды возвращаясь с сыном в Петербург он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том моменте, а сын запомнил весь рассказ наизусть, со всеми подробностями. Так и родилась сказка «Крокодил» и с тех пор Чуковский стал любимым детским писателем. 

Еще Корней Иванович Чуковский переводил с иностранных языков, лучшие произведения мировой литературы. Книги Корнея Ивановича иллюстрировали лучшие художники. 
В последние годы своей жизни Корней Иванович часто встречался с детьми в г. Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя огромное количество детей и устраивал им праздник «Здравствуй лето» и «Прощай лето».

Корней Иванович был не только детским писателем, он был еще хорошим переводчиком, критиком, поэтом, литературоведом и просто очень хорошим и талантливым человеком.

4.Знакомство с оперой М.И.Красева «Муха-Цокотуха»

- Часто в жизни бывает, когда на литературные произведения создаются музыкальные.

Детскому композитору Михаилу Ивановичу Красеву (портрет) понравилось произведение

 К. Чуковского и он решил написать оперу: «Муха- Цокотуха».

-Опера - большое музыкальное произведение, где все поют. Слайд 1.

Любая опера передает сюжет произведения, т. е. все события задуманные автором литературного текста.  

Стихотворный текст на который пишется опера называется: либретто.

- Будут ли в опере те же слова что и в сказке Чуковского? (Нет)

Когда поет один герой в опере, говорят, что он исполняет – арию.

Если в опере поет много героев, говорят поет – хор.

М. Красев  хотел, чтобы дети не просто слушали оперу, а сами ее исполняли, поэтому опера называется детская.

- Кто знает, где можно увидеть оперу? (в музыкальном театре) Слайд 2.

В Москве на Воробьевых горах Натальей Ильиничной Сац был создан первый детский музыкальный театр, который сейчас известен во всех странах. Эмблема театра - синяя птица на золотой арфе – символ мечты о счастье. Слайд 3.

5.Сопоставительный анализ сказки и оперы

Музыкальный руководитель:

-Кто является главным героем сказки?

-Почему Муха-Цокотуха пригласила гостей?

-Какое настроение у Мухи-Цокотухи в начале сказки?

- Какая музыка может характеризовать муху в начале оперы?

В начале оперы муха поет свою первую сольную песню.

- Как называется сольный номер героя? (Ария)

Послушайте арию мухи.

Слушание.

- Как звучит ария мухи?

- Всегда ли одинаково? (Есть замедление)

Разучивание арии мухи с девочками.

Музыкальный руководитель:

-С появлением какого героя настроение сказки меняется? (Паука)

-Что происходит?

- Какую музыку вы бы подобрали для характеристики образа паука?

- Почему?

Послушайте сольную песню Паука.

-Как она будет называться? (Ария)

Слушание.

- Какое настроение?

- Какой темп? Почему?

-Совпадает ли музыкальный образ паука с художественным образом?

-Какими качествами наделён этот персонаж?

Музыкальный руководитель:

Есть в этой опере момент, когда все гости собрались за столом и одновременно поют.

- Как этот номер называется в опере? (Хор)

Слушание хора гостей.

- Какое настроение?

-Почему?

Разучивание

- Для вас прозвучит музыкальная загадка. Слушая, определите, какое название можно дать этому музыкальному номеру, и в какой момент оперы он звучит?

Слушание: Заключительный хор

-Как называется этот музыкальный номер из оперы? (Хор)

-Почему? (Поет много героев)

- В какой момент оперы он звучит? (В конце)

- Какое настроение? Характер? Темп?

-Ребята, как чаще всего заканчиваются сказки? Какой конец у нашей сказки?

Представьте, что мы сейчас в музыкальном театре, а на сцене генеральная репетиция номеров из оперы: «Муха Цокотуха»

Исполнение выученных номеров.

6.Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Сценарий  содержит материал, посвященной празднованию Дня Великой Победы, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания д...

Литературно - музыкальная гостинная "А может, не было войны?.."

Мероприятие посвящено героям и участникам ВОВ, которые ценой своей жизни добились победы над фашизмом....

Презентация "Клуб для родителей" Организация взаимодействия с родителями через нетрадиционные формы, на примере литературно-музыкальной гостиной

Одной из наиболее эффективных форм  работы с семьей, на наш взгляд, являются Родительские клубы. Одной из таких форм явилась организация родительского клуба - «Литературно-музыкальная г...

Организация взаимодействия с родителями через нетрадиционные формы, на примере литературно-музыкальной гостиной

     Работа клуба рассчитана на пробуждение у родителей  интереса к чтению. В 21 веке проблема чтения стала едва ли не самой острой, увлеченные компьютером, книга проходит м...

Литературно-музыкальная гостиная «Нам этот мир завещано беречь!»

Дети входят в зал под вступление песни «День победы! »1Ведущий: День Победы!Праздник долгожданный!Мирная небес голубизна.Помнят на земле народы, страныВ этот день окончилась война.2 Ведущий: Сал...

"Литературно - музыкальная гостиная «Времена года» "Средняя группа

Литературно - музыкальная гостиная               "Времена года"               Средняя группа...

Литературно – музыкальная гостиная по сказкам К. И. Чуковского

Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К. И. Чуковского...