"Сказка в жизни и в музыке" Занятие в литературно-музыкальной гостиной.
материал (подготовительная группа)
Знакомство с оперой Красева "Муха Цокотуха" Сходство и отличие сказки и детской оперы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературно музыкальная гостиная "Муха Цокотуха - детская опера" | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно- музыкальная гостиная.
«Сказка в жизни и в музыке:
К.И. Чуковский «Муха - Цокотуха»
Задачи:
- Познакомить с жанром «опера», дать понятие: музыкальный театр.
- Формировать умение анализировать музыку и сказку, создавать музыкальный образ в вокальном исполнении.
- Воспитывать интерес к классической музыке.
Оборудование: плазменная панель, компьютер, музыкальный центр, презентация «Муха-Цокотуха», выставка детских книг К.И.Чуковского, портрет К.И. Чуковского, материал для моделирования обложки», презентация «Опера».
Музыкальный руководитель:
1. Сегодня мы с вами встретимся с замечательной музыкой, и сказкой.
Отгадайте загадки:
-Назовите произведение и его автора
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
"Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую ".
( К.И.Чуковского «Тараканище»)
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
(К.И. Чуковский «Мойдодыр»)
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
(К.И. Чуковский «Доктор Айболит»)
-Посмотрите сколько замечательных книг на нашей выставке.
Обращает внимание на выставку.
2.Слушание сказки «Муха-Цокотуха» (презентация)
-Что объединяет эти произведения? (Один автор)
3. Рассказ об авторе (портрет К.И.Чуковского)
Корней Иванович Чуковский знаменитый детский писатель. Родился он очень давно, в городе Санкт-Петербурге. Но еще в детстве он был вынужден переехать вместе со своей мамой в г. Одесса. Свое детство он провел там и учился в гимназии. Его мать была прачкой, а отца у него не было. Мама Корнея Ивановича зарабатывала очень мало денег, но не смотря на все трудности будущий писатель не сдавался и все равно хорошо учился, много самостоятельно занимался и хорошо сдал экзамены что бы окончить школу.
После обучения Корней Иванович решил вернуться в Санкт-Петербург с твердым намерением стать писателем. Он ездил по редакциям журналов и показывал свои произведения, но везде получил отказ, это его не остановило.
Не смотря на трудности Корней Иванович не прекращал работать. Работал во многих городах, даже в Лондоне, там он хорошо выучил английский язык и познакомился с многими известными писателями.
Позднее М. Горький, предложил Корнею Ивановичу стать руководителем детского отдела одного издательства. Чуковский стал обращать внимание на речь маленьких детей и стал ее записывать. Из этих записей потом была составлена книга, которая называлась «от двух до пяти». В ней собраны высказывания и мысли маленьких детей от 2 до 5 лет.
Детским писателем он стал случайно, однажды возвращаясь с сыном в Петербург он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том моменте, а сын запомнил весь рассказ наизусть, со всеми подробностями. Так и родилась сказка «Крокодил» и с тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
Еще Корней Иванович Чуковский переводил с иностранных языков, лучшие произведения мировой литературы. Книги Корнея Ивановича иллюстрировали лучшие художники.
В последние годы своей жизни Корней Иванович часто встречался с детьми в г. Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя огромное количество детей и устраивал им праздник «Здравствуй лето» и «Прощай лето».
Корней Иванович был не только детским писателем, он был еще хорошим переводчиком, критиком, поэтом, литературоведом и просто очень хорошим и талантливым человеком.
4.Знакомство с оперой М.И.Красева «Муха-Цокотуха»
- Часто в жизни бывает, когда на литературные произведения создаются музыкальные.
Детскому композитору Михаилу Ивановичу Красеву (портрет) понравилось произведение
К. Чуковского и он решил написать оперу: «Муха- Цокотуха».
-Опера - большое музыкальное произведение, где все поют. Слайд 1.
Любая опера передает сюжет произведения, т. е. все события задуманные автором литературного текста.
Стихотворный текст на который пишется опера называется: либретто.
- Будут ли в опере те же слова что и в сказке Чуковского? (Нет)
Когда поет один герой в опере, говорят, что он исполняет – арию.
Если в опере поет много героев, говорят поет – хор.
М. Красев хотел, чтобы дети не просто слушали оперу, а сами ее исполняли, поэтому опера называется детская.
- Кто знает, где можно увидеть оперу? (в музыкальном театре) Слайд 2.
В Москве на Воробьевых горах Натальей Ильиничной Сац был создан первый детский музыкальный театр, который сейчас известен во всех странах. Эмблема театра - синяя птица на золотой арфе – символ мечты о счастье. Слайд 3.
5.Сопоставительный анализ сказки и оперы
Музыкальный руководитель:
-Кто является главным героем сказки?
-Почему Муха-Цокотуха пригласила гостей?
-Какое настроение у Мухи-Цокотухи в начале сказки?
- Какая музыка может характеризовать муху в начале оперы?
В начале оперы муха поет свою первую сольную песню.
- Как называется сольный номер героя? (Ария)
Послушайте арию мухи.
Слушание.
- Как звучит ария мухи?
- Всегда ли одинаково? (Есть замедление)
Разучивание арии мухи с девочками.
Музыкальный руководитель:
-С появлением какого героя настроение сказки меняется? (Паука)
-Что происходит?
- Какую музыку вы бы подобрали для характеристики образа паука?
- Почему?
Послушайте сольную песню Паука.
-Как она будет называться? (Ария)
Слушание.
- Какое настроение?
- Какой темп? Почему?
-Совпадает ли музыкальный образ паука с художественным образом?
-Какими качествами наделён этот персонаж?
Музыкальный руководитель:
Есть в этой опере момент, когда все гости собрались за столом и одновременно поют.
- Как этот номер называется в опере? (Хор)
Слушание хора гостей.
- Какое настроение?
-Почему?
Разучивание
- Для вас прозвучит музыкальная загадка. Слушая, определите, какое название можно дать этому музыкальному номеру, и в какой момент оперы он звучит?
Слушание: Заключительный хор
-Как называется этот музыкальный номер из оперы? (Хор)
-Почему? (Поет много героев)
- В какой момент оперы он звучит? (В конце)
- Какое настроение? Характер? Темп?
-Ребята, как чаще всего заканчиваются сказки? Какой конец у нашей сказки?
Представьте, что мы сейчас в музыкальном театре, а на сцене генеральная репетиция номеров из оперы: «Муха Цокотуха»
Исполнение выученных номеров.
6.Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная гостиная «Нам дороги эти позабыть нельзя»
Сценарий содержит материал, посвященной празднованию Дня Великой Победы, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания д...
Литературно - музыкальная гостинная "А может, не было войны?.."
Мероприятие посвящено героям и участникам ВОВ, которые ценой своей жизни добились победы над фашизмом....
Презентация "Клуб для родителей" Организация взаимодействия с родителями через нетрадиционные формы, на примере литературно-музыкальной гостиной
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей, на наш взгляд, являются Родительские клубы. Одной из таких форм явилась организация родительского клуба - «Литературно-музыкальная г...
Организация взаимодействия с родителями через нетрадиционные формы, на примере литературно-музыкальной гостиной
Работа клуба рассчитана на пробуждение у родителей интереса к чтению. В 21 веке проблема чтения стала едва ли не самой острой, увлеченные компьютером, книга проходит м...
Литературно-музыкальная гостиная «Нам этот мир завещано беречь!»
Дети входят в зал под вступление песни «День победы! »1Ведущий: День Победы!Праздник долгожданный!Мирная небес голубизна.Помнят на земле народы, страныВ этот день окончилась война.2 Ведущий: Сал...
"Литературно - музыкальная гостиная «Времена года» "Средняя группа
Литературно - музыкальная гостиная "Времена года" Средняя группа...
Литературно – музыкальная гостиная по сказкам К. И. Чуковского
Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К. И. Чуковского...