Литературно - музыкальная гостинная "А может, не было войны?.."
классный час по теме

Зуева Татьяна Петровна

Мероприятие посвящено героям и участникам ВОВ, которые ценой своей жизни добились победы над фашизмом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portal.docx30.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная гостиная «А может,  не было войны?..»

Цель: показать подросткам героизм советского народа в суровые годы Великой Отечественной войны; познакомить с  поэзией, посвященной годам ВОВ; совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать нравственные основы, пробуждать интерес к классической литературе; воспитывать чувство патриотизма.

1-й ведущий: Здравствуйте. Сегодня наша встреча пройдет в необычной форме. Это будет вечер памяти, посвященной участникам ВОВ, всем тем, кто отдал жизнь в боях за нашу Родину. Мы посвятим его  Великой Отечественной войне…  

2-й ведущий: Война… Великая Отечественная. Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа.

1-й ведущий: Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941-1945годов.

 Все дальше уходят эти годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых.

2-й ведущий: Это верно. Мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но правы ли мы будем, забыв о тех, кто погиб, или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв  о тех, кто помогал «ковать» эту победу: о женщинах и детях, выполняющие в тылах нечеловечески трудную работу? Нет. Мы должны помнить тех, кто в те трудные годы завоевывал победу, тех, кто остался на полях сражений, умер от ран  после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну.

Под фонограмму песни «22 июня, ровно в четыре часа»

1-й ведущий:

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

 Осталось хрупкое мгновенье

 До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,

 Смерть поведёт парад-алле,

 И навсегда погаснет солнце

 Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали

 Не повернётся сам назад.

 Два «супер бога»: Гитлер – Сталин,

 А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.

 Страна на грани: быть не быть…

 И это жуткое мгновенье

 Нам никогда не позабыть…

(Звучит вальс “Школьные годы” пары кружатся в танце.)

2-й ведущий: Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, примеряли белые выпускные платья, еще вчера мальчики провожали своих подруг с танцев, еще вчера светило солнце и ничто не предвещало беду, а завтра была война…

Под фонограмму «Ах, война, что ж ты подлая сделала»

Чтец:

Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «ВОЙНА».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом грозном году.

Чтец:

Народ собрался у военкоматов

Волнующей, гудящею толпой.

И даже те, кто не были в солдатах,

Со всеми вместе тоже рвались в бой.

 

Затем поспешно строились в колонны

И уходили в грозовой рассвет,

С собою вместо хлеба взяв патроны.

Смотрели скорбно женщины им вслед.

 

И шли на смерть без криков и без стонов,

Ведь каждый знал-на то и есть война.

Нередко не хватало им патронов,

Зато хватало мужества всегда.

Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная!»

  1-й ведущий: Грозные годы.…  Как они изменили судьбы, обагрили кровью и слезами, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушили светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли « из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод…»

Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели.…  Но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.

Под фонограмму песни «Школьный вальс»

Чтец:  Говорят, "у войны не женское лицо", но женщины уходили на фронт. Они подносили снаряды, они были снайперами, зенитчицами, летчиками, сестрами милосердия. Они были солдатами. Нежные, хрупкие девушки и женщины, они тоже приближали победу.

Чтец: "Сестричка, сестра, сестрица", - так ласково называли бойцы фронтовых медсестер. И сегодня  мы не можем не сказать о тех, кто под пулями и разрывами снарядов, ежедневно рискуя собой, а часто и прикрывая своим телом, некрепкими девичьими руками выносил с поля боя раненых.

Музыка стихает…

Чтец:

Четверть роты уже скосило…

Распростертая на снегу

Плачет девочка от бессилья,

Задыхается: « Не могу!»

Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет.

(Санитарочке той усталой

Восемнадцать сровнялось лет).

Отлежится, обдуется ветром-

Станет легче дышать чуть-чуть.

Сантиметр за сантиметром

Ты продолжишь свой крестный путь.

Между жизнью и смертью грани-

До чего же хрупки они…

Так приди же, солдат, в сознанье,

На сестренку хоть раз взгляни!

Если вас не найдут снаряды,

Не добьет диверсанта нож,

Ты получишь, сестра, награду-

Человека опять спасешь.

Он вернется из лазарета.

Снова ты обманула смерть.

И одно лишь сознанье это

Всю-то жизнь тебя будет греть.

Звучит песня «Школьный вальс» в исполнении девочки.

1-й ведущий: Горе, безмерное горе разлито по стране. Но не склонили головы те, кто остался в тылу. Несли на своих хрупких плечах весь тыл: рыли окопы, стояли у станка, пахали и сеяли, валили лес, растили детей. Все для фронта, все для победы!

2-й ведущий:  Да, у войны не женское лицо. У войны вообще лица не бывает, но многие женщины встали на защиту нашей родины. Во время Великой Отечественной войны, в период величайшего напряжения всех материальных и духовных сил народа, когда мужская часть населения ушла на фронт, места мужчин повсюду — и на производстве, и на колхозных полях — заняли женщины. С честью справились они с работой в тылу на всех постах.

Чтец: читает под фонограмму песни «Эхо любви»

Да разве об этом расскажешь –

 В какие ты годы жила!

 Какая смертельная тяжесть

 На женские плечи легла!...

 В то утро проснулся с тобою

 Твой муж, или брат, или сын,

 И ты со своею судьбою

 Осталась один на один.

 Один на один со слезами

 С не сжатыми в поле хлебами

 Ты встретила эту войну.

 И все – без конца и без счета

 Печали, труды и заботы

 Пришлись на тебя на одну.

 Одной тебе – волей-неволей,

 И надо повсюду поспеть;

 Одна ты и в доме и в тюле,

 Одной тебе плакать и петь.

 А тучи свисают все ниже,

 А громы грохочут все ближе,

 Все чаще недобрая весть.

 И ты перед всею страною,

 И ты перед всею войною

 Сказалась – какая ты есть.

 Ты шла, затаив свое горе,

 Суровым путем трудовым

 Весь фронт, что от моря до моря,

 Кормила ты хлебом своим

 В холодные зимы, метели,

 У той у далекой черты

 Солдат согревали шинели,

 Что сшила заботливо ты,

 Бросались в грохоте, в дыме

 Советские воины в бой,

 И рушились вражьи твердыни

 От бомб, начиненных тобой.

 За все ты бралася без страха,

 И, как в поговорке такой,

 Умела – иглой и пилой.

 Рубила, возила, копала, -

 Да разве же все перечесть?

 А в письмах на фронт уверяла,

 Что будто отлично живешь.

 Бойцы твои письма читали,

 И там, на переднем краю,

 Они хорошо понимали

 Святую неправду твою

 И воин, идущий на битву

 И встретить готовый ее

 Как клятву шептал как молитву

 Далекое имя твое.

1-й ведущий:

Святые матери страны

Вы благословляли своих детей

Уходящих на битву.

2-й ведущий: «Горькая и героическая доля за многие века выпадала матерям нашей Родины. Вместе с мужьями и детьми они, не щадя жизни, боролись за дом и за землю родную с захватчиками, посягнувшими на нашу страну. Но особенно тяжкая ноша легла на материнские плечи в годы борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Всё вынесли и выдержали под грузом горя утрат солдатские матери.

Чтец:

 Мать потеряла сына на войне.

 В снегу замерз или сгорел в огне?

 Ждала, ждала. А он не приходил.

 Где холмик тот, среди других могил?

 Где та дорога, что последней стала?

 И мать ждала. Она дала зарок.

 Придет ли? Переступит ли порог?

 Сын не вернулся. Мать от слез ослепла.

 Сидит, людские слушает шаги.

 Не скрипнут ли за дверью сапоги?

 А ветер нес по свету горстку пепла.

 Однажды утром, в предрассветный час,

 Коснулся пепел материнских глаз,

 И снова мать, как прежде, зрячей стала.

 «Пойдем! Я сердце сына покажу!»

 И мать пошла. К могиле. К рубежу.

 Как ей ступать по той земле горячей?

 Идет, идет. Прошло уж много лет.

 А мать идет. Сыновний ищет след.

 Проходит год за годом. День за днем.

 А мать идет. Хотя б на край земли.

 И вдруг она увидела вдали

 Огромный город, залитый огнями.

 Вот как судьбу ей вышло повстречать.

 Забиться бы, заплакать, закричать.

Она еще как надо не простилась.

 Стоит. Глядит на город, что вдали.

 И низко-низко сыну поклонилась.

Звучит песня «Алексей, Алешенька…»

1-й ведущий:

Память, память,

 Ты порой тревожно

 Бьёшь по нервам, бешено скользя,

 Позабыть такое невозможно,

 Потому что забывать нельзя.

2-й ведущий: 11 апреля 1945г. узники одного из самых чудовищных гитлеровских лагерей смерти Бухенвальда, с оружием в руках добились своего освобождения. По решению ООН этот день объявлен Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей.

Звучит отрывок из песни «Бухенвальдский набат»

.

1-й ведущий:

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,

 Маутхаузен в том же ряду...

 Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-

 Побывал, прямо скажем, в аду.

2-й ведущий: Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тыс. концлагерей, тюрем, гетто, в которых содержалось более 20 мил. человек из 30 стран мира, 12 мил. не дожили до освобождения, среди них – около 2 мил. детей.

Чтец:

Как детям объяснить: шесть миллионов

 Исчезнувших в застенках… навсегда…

 Замученных, отравленных «Циклоном»,

 Расстрелянных, повешенных, сожжённых?

 Никто не видел слёз, не слышал стонов,

 Весь мир был равнодушен, как всегда.

 Шесть миллионов… Нам представить страшно,

 В какую бездну их толкнули ниц.

 Шесть миллионов - напрочь стёртых лиц,

 Шесть миллионов - целый мир за каждым.

 Шесть миллионов с будущим рассталось,

 Потухло взглядов, закатилось лун,

 Сердец шесть миллионов разорвалось,

 Шесть миллионов отзвучало струн.

 А сколько не свершившихся открытий,

 Талантов?.. Кто узнает их число?

 Шесть миллионов оборвалось нитей,

 Шесть миллионов всходов полегло.

 Как объяснить «шесть миллионов» детям?

 По населенью - целая страна,

 Шесть миллионов дней - тысячелетья

 Шесть миллионов жизней - чья вина?

 Как вышло так: прошли десятилетья,

 И через реки крови, море слёз

 То тут, то на другом конце планеты

 Подонки отрицают Холокост?

 Как детям объяснить шесть миллионов?..

Звучит небольшой отрывок «Бухенвальдский набат» (минус)

1-й ведущий: Но не только в концлагерях погибали дети. Фашисты не щадили никого, убивали тех, кто остался в тылу: женщин,  детей, стариков. Они думали, что тем самым сломают российский народ, но они ошибались…

Чтец:

Они их собрали, спокойно до боли,

 Детишек и женщин… и выгнали в поле.

 И яму себе эти женщины рыли.

 Фашисты стояли, смотрели, шутили…

 А день был дождливый,

 Касалися луга свинцовые тучи,

 Толкая друг друга.

 Своими ушами я слышал тогда,

 Как реки рыдали, как выла вода…

 Кричали ручьи, словно малые дети…

 Я этого дня не забуду до смерти.

 И солнце сквозь тучи (я видела это!)

 Рыдая, ласкало детей своим светом.

 …Но звук автомата сумел вдруг прервать

 Проклятье, что бросила извергам мать!

 У сына дрожали ручонки и губки.

 Он плакал в подол ее выцветшей юбки.

 Всю душу ее на куски разрывая,

 Сын будто кричал, уже все понимая:

 «Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!»

 Нагнувшись, взяла его не руки мать,

 Прижала к груди: «Ну не бойся, сейчас

 Не будет на свете, мой маленький, нас…

 Нет, больно не будет… мгновенная смерть…

 Закрой только глазки, не надо смотреть.

 А то палачи закопают живьем

 Нет, лучше от пули мы вместе умрем».

 Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…

 Вдруг молния два осветила ствола

 И лица упавших белее, чем мел…

 И ветер вдруг взвизгнул, и гром загремел.

 Пусть стонет земля, пусть рыдает крича;

 Как магма, слеза будет пусть горяча…

Страна моя, правда на знамени алом

Омыто то знамя слезами немало!

Огнями той правды громи палачей

За детскую кровь и за кровь матерей!!!

Звучит фонограмма песни «Журавли», немного стихает…

1-й ведущий: Поэт Расул Гамзатов, двое старших братьев которого пали в сражениях Великой Отечественной войны, написал светлую элегию-видение «Журавли». Эти стихи (перевод с аварского на русский Наума Гребнева), положенные на музыку Яном Френкелем, стали песенными. И в негромком проникновенном исполнении Марка Бернеса «Журавли» были признаны страной как гимн благодарного поминовения всех погибших солдат Отчизны. А всенародная Память дополнилась новым ярчайшим символом – образом летящих в вечность белых журавлей:

Чтец:

Глянь на живых

 Пока они живые…

 Запомни шрамы их и седины.

 Их мужество в те годы грозовые

 Спасло от рабства вольную страну

 Глянь на живых.

 Они ведь смерть встречали.

 И смерть поныне снится им порой.

 Они грустят.

 Они скорбят ночами

 О тех друзьях, что спят в земле сырой…

 И помни ты, живой и невредимый

 Довольный положеньем и судьбой,

 Что мы до той поры

 Непобедимы,

 Покамест память павшего с тобой!

2-й ведущий: Журавлей памяти всё чаще можно встретить и на земле. В вечный полёт они отправились из различных мест нашей Родины.

Продолжает звучать фонограмма песни «Журавли», стихает…

1-й ведущий:

 Я только раз была в рукопашной

Раз наяву. И тысячу раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

                                   (Ю. Друнина)

Звучит отрывок из песни «А может, не было войны»

Чтец:

Я никогда не видела войны

 И ужаса ее не представляю,

 Но то, что мир наш хочет тишины,

 Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо вам, что нам не довелось,

 Представить и узнать такие муки,

 На вашу долю все это пришлось -

 Тревоги, голод, холод и разлуки.

Спасибо вам за солнца яркий свет,

 За радость жизни в каждом миге нашем,

 За трели соловья, и за рассвет,

 И за поля цветущие ромашек.

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо вам. Мы очень любим вас.

Поклон вам от девчонок и мальчишек.

2-й ведущий: В истории нашей страны будут еще войны. И стихи о ВОВ, будут читаться бойцами в трудные годы. Эти произведения укрепляли, и будут укреплять и поддерживать дух русского человека. Ведь нет ничего дороже жизни, чести и совести. Недаром А. Т. Твардовский писал «Я вам жить завещаю, что еще могу».

Звучит песня «Аист на крыше»

1.«День поэзии 1964».-М.: Советский писатель, 1965.

2.«Священная война… Стихи о Великой Отечественной войне». - М.: Художественная литература, 1966.

3.«Любовью к Родине дыша» Ред.-сост. Л. И. Жук – Мн.: Красико-Принт, 2009.  (Праздник в школе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция для детей старших и средних групп «День Птиц»

Сценарий для детей средних и старших групп посвященный "Дню птиц"...

Сценарий литературно-музыкального досуга "Сказки дедушки Чуковского"

Литературный досуг -это результат проектной работы по ознакомлению детей с произведениями К.И Чуковского. Досуг получился весёлым и интересным....

Литературно-музыкальная гостиная «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Сценарий  содержит материал, посвященной празднованию Дня Великой Победы, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания д...

Фольклорного музыкально – игрового занятия « Жили – были крестьяне…»

С помощью  песен, игр, пословиц  познакомить  детей  с  жизнью  русской  деревни. Пробуждать  интерес  к  народной  культуре. Воспитывать  т...

Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне....