Литературно - музыкальная гостинная "А может, не было войны?.."
классный час по теме
Мероприятие посвящено героям и участникам ВОВ, которые ценой своей жизни добились победы над фашизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portal.docx | 30.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная гостиная «А может, не было войны?..»
Цель: показать подросткам героизм советского народа в суровые годы Великой Отечественной войны; познакомить с поэзией, посвященной годам ВОВ; совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать нравственные основы, пробуждать интерес к классической литературе; воспитывать чувство патриотизма.
1-й ведущий: Здравствуйте. Сегодня наша встреча пройдет в необычной форме. Это будет вечер памяти, посвященной участникам ВОВ, всем тем, кто отдал жизнь в боях за нашу Родину. Мы посвятим его Великой Отечественной войне…
2-й ведущий: Война… Великая Отечественная. Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа.
1-й ведущий: Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941-1945годов.
Все дальше уходят эти годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых.
2-й ведущий: Это верно. Мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но правы ли мы будем, забыв о тех, кто погиб, или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв о тех, кто помогал «ковать» эту победу: о женщинах и детях, выполняющие в тылах нечеловечески трудную работу? Нет. Мы должны помнить тех, кто в те трудные годы завоевывал победу, тех, кто остался на полях сражений, умер от ран после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну.
Под фонограмму песни «22 июня, ровно в четыре часа»
1-й ведущий:
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супер бога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
(Звучит вальс “Школьные годы” пары кружатся в танце.)
2-й ведущий: Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, примеряли белые выпускные платья, еще вчера мальчики провожали своих подруг с танцев, еще вчера светило солнце и ничто не предвещало беду, а завтра была война…
Под фонограмму «Ах, война, что ж ты подлая сделала»
Чтец:
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «ВОЙНА».
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом грозном году.
Чтец:
Народ собрался у военкоматов
Волнующей, гудящею толпой.
И даже те, кто не были в солдатах,
Со всеми вместе тоже рвались в бой.
Затем поспешно строились в колонны
И уходили в грозовой рассвет,
С собою вместо хлеба взяв патроны.
Смотрели скорбно женщины им вслед.
И шли на смерть без криков и без стонов,
Ведь каждый знал-на то и есть война.
Нередко не хватало им патронов,
Зато хватало мужества всегда.
Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная!»
1-й ведущий: Грозные годы.… Как они изменили судьбы, обагрили кровью и слезами, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушили светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли « из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод…»
Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели.… Но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.
Под фонограмму песни «Школьный вальс»
Чтец: Говорят, "у войны не женское лицо", но женщины уходили на фронт. Они подносили снаряды, они были снайперами, зенитчицами, летчиками, сестрами милосердия. Они были солдатами. Нежные, хрупкие девушки и женщины, они тоже приближали победу.
Чтец: "Сестричка, сестра, сестрица", - так ласково называли бойцы фронтовых медсестер. И сегодня мы не можем не сказать о тех, кто под пулями и разрывами снарядов, ежедневно рискуя собой, а часто и прикрывая своим телом, некрепкими девичьими руками выносил с поля боя раненых.
Музыка стихает…
Чтец:
Четверть роты уже скосило…
Распростертая на снегу
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: « Не могу!»
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет.
(Санитарочке той усталой
Восемнадцать сровнялось лет).
Отлежится, обдуется ветром-
Станет легче дышать чуть-чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.
Между жизнью и смертью грани-
До чего же хрупки они…
Так приди же, солдат, в сознанье,
На сестренку хоть раз взгляни!
Если вас не найдут снаряды,
Не добьет диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду-
Человека опять спасешь.
Он вернется из лазарета.
Снова ты обманула смерть.
И одно лишь сознанье это
Всю-то жизнь тебя будет греть.
Звучит песня «Школьный вальс» в исполнении девочки.
1-й ведущий: Горе, безмерное горе разлито по стране. Но не склонили головы те, кто остался в тылу. Несли на своих хрупких плечах весь тыл: рыли окопы, стояли у станка, пахали и сеяли, валили лес, растили детей. Все для фронта, все для победы!
2-й ведущий: Да, у войны не женское лицо. У войны вообще лица не бывает, но многие женщины встали на защиту нашей родины. Во время Великой Отечественной войны, в период величайшего напряжения всех материальных и духовных сил народа, когда мужская часть населения ушла на фронт, места мужчин повсюду — и на производстве, и на колхозных полях — заняли женщины. С честью справились они с работой в тылу на всех постах.
Чтец: читает под фонограмму песни «Эхо любви»
Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая смертельная тяжесть
На женские плечи легла!...
В то утро проснулся с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами
С не сжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счета
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе – волей-неволей,
И надо повсюду поспеть;
Одна ты и в доме и в тюле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась – какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим
В холодные зимы, метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты,
Бросались в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке такой,
Умела – иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечесть?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее
Как клятву шептал как молитву
Далекое имя твое.
1-й ведущий:
Святые матери страны
Вы благословляли своих детей
Уходящих на битву.
2-й ведущий: «Горькая и героическая доля за многие века выпадала матерям нашей Родины. Вместе с мужьями и детьми они, не щадя жизни, боролись за дом и за землю родную с захватчиками, посягнувшими на нашу страну. Но особенно тяжкая ноша легла на материнские плечи в годы борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Всё вынесли и выдержали под грузом горя утрат солдатские матери.
Чтец:
Мать потеряла сына на войне.
В снегу замерз или сгорел в огне?
Ждала, ждала. А он не приходил.
Где холмик тот, среди других могил?
Где та дорога, что последней стала?
И мать ждала. Она дала зарок.
Придет ли? Переступит ли порог?
Сын не вернулся. Мать от слез ослепла.
Сидит, людские слушает шаги.
Не скрипнут ли за дверью сапоги?
А ветер нес по свету горстку пепла.
Однажды утром, в предрассветный час,
Коснулся пепел материнских глаз,
И снова мать, как прежде, зрячей стала.
«Пойдем! Я сердце сына покажу!»
И мать пошла. К могиле. К рубежу.
Как ей ступать по той земле горячей?
Идет, идет. Прошло уж много лет.
А мать идет. Сыновний ищет след.
Проходит год за годом. День за днем.
А мать идет. Хотя б на край земли.
И вдруг она увидела вдали
Огромный город, залитый огнями.
Вот как судьбу ей вышло повстречать.
Забиться бы, заплакать, закричать.
Она еще как надо не простилась.
Стоит. Глядит на город, что вдали.
И низко-низко сыну поклонилась.
Звучит песня «Алексей, Алешенька…»
1-й ведущий:
Память, память,
Ты порой тревожно
Бьёшь по нервам, бешено скользя,
Позабыть такое невозможно,
Потому что забывать нельзя.
2-й ведущий: 11 апреля 1945г. узники одного из самых чудовищных гитлеровских лагерей смерти Бухенвальда, с оружием в руках добились своего освобождения. По решению ООН этот день объявлен Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей.
Звучит отрывок из песни «Бухенвальдский набат»
.
1-й ведущий:
Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал, прямо скажем, в аду.
2-й ведущий: Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тыс. концлагерей, тюрем, гетто, в которых содержалось более 20 мил. человек из 30 стран мира, 12 мил. не дожили до освобождения, среди них – около 2 мил. детей.
Чтец:
Как детям объяснить: шесть миллионов
Исчезнувших в застенках… навсегда…
Замученных, отравленных «Циклоном»,
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.
Шесть миллионов… Нам представить страшно,
В какую бездну их толкнули ниц.
Шесть миллионов - напрочь стёртых лиц,
Шесть миллионов - целый мир за каждым.
Шесть миллионов с будущим рассталось,
Потухло взглядов, закатилось лун,
Сердец шесть миллионов разорвалось,
Шесть миллионов отзвучало струн.
А сколько не свершившихся открытий,
Талантов?.. Кто узнает их число?
Шесть миллионов оборвалось нитей,
Шесть миллионов всходов полегло.
Как объяснить «шесть миллионов» детям?
По населенью - целая страна,
Шесть миллионов дней - тысячелетья
Шесть миллионов жизней - чья вина?
Как вышло так: прошли десятилетья,
И через реки крови, море слёз
То тут, то на другом конце планеты
Подонки отрицают Холокост?
Как детям объяснить шесть миллионов?..
Звучит небольшой отрывок «Бухенвальдский набат» (минус)
1-й ведущий: Но не только в концлагерях погибали дети. Фашисты не щадили никого, убивали тех, кто остался в тылу: женщин, детей, стариков. Они думали, что тем самым сломают российский народ, но они ошибались…
Чтец:
Они их собрали, спокойно до боли,
Детишек и женщин… и выгнали в поле.
И яму себе эти женщины рыли.
Фашисты стояли, смотрели, шутили…
А день был дождливый,
Касалися луга свинцовые тучи,
Толкая друг друга.
Своими ушами я слышал тогда,
Как реки рыдали, как выла вода…
Кричали ручьи, словно малые дети…
Я этого дня не забуду до смерти.
И солнце сквозь тучи (я видела это!)
Рыдая, ласкало детей своим светом.
…Но звук автомата сумел вдруг прервать
Проклятье, что бросила извергам мать!
У сына дрожали ручонки и губки.
Он плакал в подол ее выцветшей юбки.
Всю душу ее на куски разрывая,
Сын будто кричал, уже все понимая:
«Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!»
Нагнувшись, взяла его не руки мать,
Прижала к груди: «Ну не бойся, сейчас
Не будет на свете, мой маленький, нас…
Нет, больно не будет… мгновенная смерть…
Закрой только глазки, не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем
Нет, лучше от пули мы вместе умрем».
Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…
Вдруг молния два осветила ствола
И лица упавших белее, чем мел…
И ветер вдруг взвизгнул, и гром загремел.
Пусть стонет земля, пусть рыдает крича;
Как магма, слеза будет пусть горяча…
Страна моя, правда на знамени алом
Омыто то знамя слезами немало!
Огнями той правды громи палачей
За детскую кровь и за кровь матерей!!!
Звучит фонограмма песни «Журавли», немного стихает…
1-й ведущий: Поэт Расул Гамзатов, двое старших братьев которого пали в сражениях Великой Отечественной войны, написал светлую элегию-видение «Журавли». Эти стихи (перевод с аварского на русский Наума Гребнева), положенные на музыку Яном Френкелем, стали песенными. И в негромком проникновенном исполнении Марка Бернеса «Журавли» были признаны страной как гимн благодарного поминовения всех погибших солдат Отчизны. А всенародная Память дополнилась новым ярчайшим символом – образом летящих в вечность белых журавлей:
Чтец:
Глянь на живых
Пока они живые…
Запомни шрамы их и седины.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну
Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят.
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой…
И помни ты, живой и невредимый
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры
Непобедимы,
Покамест память павшего с тобой!
2-й ведущий: Журавлей памяти всё чаще можно встретить и на земле. В вечный полёт они отправились из различных мест нашей Родины.
Продолжает звучать фонограмма песни «Журавли», стихает…
1-й ведущий:
Я только раз была в рукопашной
Раз наяву. И тысячу раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Ю. Друнина)
Звучит отрывок из песни «А может, не было войны»
Чтец:
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо вам, что нам не довелось,
Представить и узнать такие муки,
На вашу долю все это пришлось -
Тревоги, голод, холод и разлуки.
Спасибо вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо вам. Мы очень любим вас.
Поклон вам от девчонок и мальчишек.
2-й ведущий: В истории нашей страны будут еще войны. И стихи о ВОВ, будут читаться бойцами в трудные годы. Эти произведения укрепляли, и будут укреплять и поддерживать дух русского человека. Ведь нет ничего дороже жизни, чести и совести. Недаром А. Т. Твардовский писал «Я вам жить завещаю, что еще могу».
Звучит песня «Аист на крыше»
1.«День поэзии 1964».-М.: Советский писатель, 1965.
2.«Священная война… Стихи о Великой Отечественной войне». - М.: Художественная литература, 1966.
3.«Любовью к Родине дыша» Ред.-сост. Л. И. Жук – Мн.: Красико-Принт, 2009. (Праздник в школе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция для детей старших и средних групп «День Птиц»
Сценарий для детей средних и старших групп посвященный "Дню птиц"...
Сценарий литературно-музыкального досуга "Сказки дедушки Чуковского"
Литературный досуг -это результат проектной работы по ознакомлению детей с произведениями К.И Чуковского. Досуг получился весёлым и интересным....
Литературно-музыкальная гостиная «Нам дороги эти позабыть нельзя»
Сценарий содержит материал, посвященной празднованию Дня Великой Победы, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания д...
Фольклорного музыкально – игрового занятия « Жили – были крестьяне…»
С помощью песен, игр, пословиц познакомить детей с жизнью русской деревни. Пробуждать интерес к народной культуре. Воспитывать т...
Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне....
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой, Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод. Листочки на землю летят, под ножками шуршат, шуршат Засыпай, Земля, баю-бай. Снежинки на землю
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой,Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод.Л...
Литературно-музыкальная композиция «Легенды и были седых Жигулей»
Литературно-музыкальная композиция...