Проект "Люблю свой край"
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: ззаложить основы духовно-нравственного воспитания дичности дошкольника с активной жизненной позицией, творческим потенциалом. Проект "Люблю свой край" предполагает определенную систкму содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий для духовно-нравственного воспитания дошкольников, где особое место отводится семье, как первому наставнику ребенка. Это способствует созданию единой воспитательно-образовательной среды в ДОУ и семье через развитие духовно-нравственной компетентности. Проект разработан в соответствии с культурно-историческим и личностным подходом к проблеме развития детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Люблю свой край" | 420 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛЕКСЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5 «СОЛНЫШКО»
АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Проект
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Люблю свой край»
Авторы проекта:
Подгорная Ирина Геннадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко»
Алексеевского муниципального района
Республики Татарстан
Содержание:
1. Пояснительная записка
Актуальность……………………………………………………………........
Цели и задачи проекта…………………………………………………….....
Условия реализации проекта………………………………………..............
Инновационная направленность проекта…………………………………..
Новизна проекта………………………………………………………………
Участники проекта…………………………………………………………...
Основные принципы и подходы в реализации проекта……………………
Механизмы реализации проекта…………………………………………….
Планируемые результаты ……….…………………………………………..
Методы реализации проекта…………………………………………………
Направления реализации проекта……………………………………………
Формы работы с детьми………………………………………………………
Формы работы с родителями…………………………………………………
2. Практическая часть проекта……………………………….…..……….
Этапы развития проекта………………………………………….……...........
Перспективный план совместной деятельности педагога и дошкольников
Перспективный учебно-тематический план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников……………………………………………………..
Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников……………………………………………………..
Управление рисками проекта…………………………………………………..
Литература………………………………………………………………….......
«Только тот, кто любит свой край, ценит
и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить
Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Пояснительная записка
Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми... Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что современное подрастающее поколение нашей страны, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка.
Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области духовно-нравственно воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
Однако, чтобы на должном уровне проводить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, педагоги должны обладать достаточным запасом необходимых знаний. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан данный проект.
Актуальность проекта:
Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей духовно-нравственные начала, уважение к предкам, любовь к национальной культуре. Пришла пора не на словах, а на деле позаботиться о том, чтобы наши дети глубоко знали свою культуру, язык, традиции, обычаи своего народа. Необходимо донести до сознания ребят, что они являются носителями народной культуры, воспитывая их в национальных традициях.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных и духовных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания в семье.
В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания духовно-нравственных чувств. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
В настоящее время наша великая страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. В погоне за развитием интеллекта у дошкольников упускается воспитание души: нравственное, духовное развитие. А ведь настоящее и будущее нашего общества и государства напрямую связано с духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду напрямую связано с родителями, так как именно они являются первыми учителями. В условиях семьи происходит формирование целостных ориентиров и закладывается фундамент развития личности ребенка. Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей.
В настоящее время многие родители не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение духовно-нравственных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимостью стало помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные обычаи, созданные предками, что родители ответственны за патриотическое воспитание своих детей.
Проект предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий для духовно-нравственного воспитания дошкольников, где особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка.
Это способствует созданию единой воспитательно-образовательной среды в дошкольной организации и семье через развитие духовно-нравственной компетентности. У родителей повысится ответственность и заинтересованное отношение в воспитании своих детей на основе использования обновлённых форм взаимодействия.
Родители являются активными участниками реализации проекта, для которых целевым ориентиром является формирование духовно-нравственного портрета ребёнка - дошкольника.
Проект даёт возможность перестроить традиционную систему повышения духовно-нравственного просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Данный проект: - разработан в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста; - нацелен на развитие духовно-нравственного самосознания у детей старшего дошкольного возраста; - обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- ориентирован на взаимодействие с родителями дошкольников в целях осуществления их полноценного развития.
Ожидаемым результатом реализации проекта станет воспитание духовно-нравственной личности ребенка с активной гражданской позицией, обладающей ценностными качествами, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Теоретическое значение проекта состоит в том, что он позволяет систематизировать работу по развитию духовно-нравственного самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Практическое значение проекта состоит в том, что разработанные приемы и методы помогут педагогам детских садов грамотно организовать педагогическую деятельность по развитию духовно-нравственного самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
заложить основы духовно-нравственного воспитания личности дошкольника с активной жизненной позицией, творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи проекта:
- создание в ДОУ необходимых условий для организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
- формирование у детей духовно-нравственных качеств на основе изучения культуры страны и родного края;
- воспитание у ребенка чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм;
- усиление роли семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников;
Срок реализации проекта – 1 год.
Проект рассчитан для работы с дошкольниками подготовительной группы
(6 – 7 лет). Проект разработан, исходя из наблюдений педагогов детского сада, и адаптирован к современным условиям образовательного процесса.
Условия реализации проекта:
Организованная образовательная деятельность проводится в период с сентября 2016г. - по июнь 2017г. один раз в неделю. Продолжительность ООД: 30 минут. Кроме теоретической работы проект предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Использование современных инновационных технологий и мультимедийных презентаций помогут педагогам в создании ярких художественных образов.
Проект направлен на воспитание в каждом ребёнке духовно-нравственных качеств на основе краеведческого материала, на раскрытие способностей и талантов детей, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Проект реализуется в МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями детей, и другими субъектами социализации: Приходом Святителя Алексия, Алексеевским краеведческим музеем, Алексеевским музеем боевой славы, библиотекой, предприятиями поселка.
Тип проекта - образовательный.
Проект ориентирован на духовно-нравственное воспитание участников образовательного процесса, имеет интегрированный характер, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно – эстетическим, духовно-нравственным и патриотическим воспитанием.
Проект составлен с учетом межпредметных связей по образовательным областям ФГОС ДО:
- социально-коммуникативное развитие (наблюдения, экскурсии, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, посещение Храма Воскресения Христова, посещение краеведческого музея им. В.А. Абрамова, музея боевой славы);
- познавательное развитие (обучающие и проблемно-поисковые ситуации, развивающие игры-экспериментирования, наблюдения, тематические прогулки);
- речевое развитие (игры-драматизации, хороводные игры; инсценировки; рассматривание иллюстраций, народных игрушек и национальных костюмов);
- художественно-эстетическое развитие (выставки детского творчества, музыкальные игры, совместные праздники, художественные произведения познавательной направленности, загадки, потешки, пословицы, поговорки);
- физическое развитие (народные подвижные игры, развлечения, праздники, досуги).
Проект разработан в соответствии с тематическими неделями по трем направлениям: - учебно-воспитательная деятельность дошкольников;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- работа с родителями.
Инновационная направленность проекта:
состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к духовно-нравственному воспитанию, к национальной культуре.
Новизна проекта:
Проект ориентирован на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников и служит хорошим показателем готовности к обучению в школе на основе проектного метода.
Участники проекта:
- педагоги группы;
- музыкальный руководитель;
- инструктор ФИЗО;
- дети подготовительной группы (возраст 6 -7 лет);
- родители (законные представители);
-социальные партнеры (Приход Святителя Алексия, библиотека, краеведческий музей им. В.И. Абрамова, музей боевой славы).
Основные принципы и подходы в реализации проекта: - принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на воспитание духовно-нравственных чувств научно - обоснованными и практически апробированными методиками); - принцип активности и сознательности (участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по обучению детей); - принцип комплексности и интегративности (решение образовательных, развивающих и воспитывающих задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса); - принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу;
- принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению (процесс обучения, воспитания и развития ребенка построен общими усилиями родителей и педагогов);
- принцип систематичности и последовательности (взаимосвязь знаний, умений и навыков); - принцип связи теории с практикой (умение применять свои знания в повседневной жизни); - принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
- принцип взаимодействия ребенка, его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет; - принцип импровизационности (самостоятельные беседы и рассуждения, в процессе организованной образовательной деятельности).
Механизмы реализации проекта:
- активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко» Алексеевского муниципального района РТ, дошкольников подготовительной группы и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;
- взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко» Алексеевского муниципального района РТ с образовательными и культурными структурами поселка.
Планируемые результаты реализации проекта:
Для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, родному поселку;
- формирование духовно-нравственных чувств и чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.
Для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению у дошкольников любви к родному краю, к национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
Для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Методы реализации проекта:
1.Наглядно-действенный метод:
- показ народных сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение народных и музыкальных игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- ознакомительные экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- загадывание и отгадывание загадок;
- заучивание пословиц, поговорок о Родине, родном крае, родной природе;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях, полученных на экскурсиях по родному поселку;
- беседы о Родине, родном поселке, о республике с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение народных сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- ситуативные беседы по духовно-нравственному воспитанию;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, развлекательных мероприятий на духовно-нравственную тему.
3.Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- проведение разнообразных игр;
- изготовление кукол к народным сказкам;
-организация постановки народных пьес, сказок, литературных произведений;
-проведение ознакомительных экскурсий духовно-нравственной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий для народных игр, игр-инсценировок, игр-драматизаций.
Направления реализации проекта:
1. «Я и моя семья» Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего, к матери и детскому саду.
2. «Мир людей»
Цель: развитие у дошкольников интереса к «миру людей» и обогащение их представлений о социальной действительности.
3. «Человек-труженик»
Цель: знакомство с трудом людей своего края, города, своей страны; воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда; приобщение дошкольников к трудовой деятельности.
4. «Экология»
Цель: формирование у детей представлений о природе и ее законах; умение видеть ее красоту; жить с ней в мире и добрососедстве, не нарушая ее ритма; воспитание культуры взаимоотношений с природой.
5. «Моя Родина»
Цель: знакомство дошкольников со своей страной, своим родным краем; воспитание любви к своей Родине, умение быть ей полезным.
6. «Культура»
Цель: знакомство детей с духовной и традиционной отечественной культурой, с жизнью и творчеством художников, писателей, композиторов своего края, а так же с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
7. «История»
Цель: формирование у дошкольников уважительного отношения к истории родной страны; воспитание гордости за свою историю, за свой народ.
Формы работы с детьми:
- чтение народных сказок, литературных произведений, сказок о материнской любви;
- знакомство с духовными и народными праздниками, проведение некоторых из них (Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха);
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью великих людей родного края, как пример высокой духовности и патриотизма перед Днем защитника Отечества, Днем Победы;
- экскурсии: в Храм Воскресения Христова, к часовне Ахтырской Божией Матери с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией, а так же приобщения к истокам православной культуры;
- посещение краеведческого музея им. В.А. Абрамова, музея воинской славы с целью углубления знания о родном поселке, формирования основ гражданственности, патриотизма
-целевые прогулки по улицам поселка, с целью знакомства с достопримечательностями;
- постановки сценок на духовно-нравственные темы (о прощении, о сострадании, о трудолюбии, об уважении к старшим).
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лектории для родителей;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ИКТ);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов ДОУ;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные экскурсии;
- изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;
- совместные праздники, спектакли, именины детей;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).
Практическая часть проекта
Этапы развития проекта
Этапы | Сроки реализации проекта | План работы |
I | Август 2016 г. | Информационно – аналитический (подготовительный)
|
II | Сентябрь 2016 - май 2017г. | Творческий (основной)
|
III | Июнь 2017 г. | Заключительный
|
На информационно – аналитическом этапе осуществили анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценили и интерпретировали результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определили направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта.
Перспективный план совместной деятельности педагога и дошкольников в рамках тематических недель
Месяц | Тема недели | Совместная деятельность педагога и ребенка | |
Август | Мониторинг по выявлению уровня сформированности у детей духовно-нравственных качеств. Планирование системы работы. | ||
Сентябрь | 1 неделя | «Моя семья» | Беседа «Традиции моей семьи»; Групповое тестирование «Рисунок моей семьи»; Сюжетно-ролевая игра «Семья»; Фотовыставка «Моя комната – мой мир»; Заучивание стихов: «Что может быть семьи дороже?», «Что такое семья» |
2 неделя | «Моя родословная» | Рассматривание семейных фотоальбомов; Разучивание песни «Моя семья»; Заучивание пословиц и поговорок о семье; Рисование «Мое генеалогическое древо»; Составление рассказов о семье; Сюжетно-ролевая игра «Семья»; Дидактическая игра: «Кем был, кем будет?» | |
3 неделя неделя | «Мой поселок» | Совместная экскурсия по улицам поселка; Беседа «Мой поселок - Алексеевское», Показ презентации «Мой поселок»; Заучивание гимна «Алексеевские зори»; Рисование «Дом, в котором я живу»; Знакомство со стихами А.Бочкарева, А.Назмиевой – поэтами Алексеевской земли; Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Детский сад», «Салон красоты» | |
4 неделя | «Моя республика» | Рассматривание иллюстраций «Мой Татарстан»: Беседа «Символы Татарстана», «Достопримечательности Татарстана»; Рассматривание русских и татарских национальных костюмов; Рассматривание флага, герба Татарстана, прослушивание гимна; Показ презентации «Казань – столица Татарстана»; Заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок о Родине | |
Октябрь | 1 неделя | «День пожилых людей» | Приготовление поздравительных открыток для бабушек и дедушек; Заучивание песен, стихов; Рисование портретов бабушек и дедушек; Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке»; Беседа «Как я поздравлю бабушку и дедушку с праздником»; Обзорная экскурсия по залам музея родного края им. В.И. Абрамова |
2 неделя | «Права детей» | Заучивание стихов о правах детей; Заучивание песни «Дорогою детства»; Беседа «Что мы знаем о правах»; Флешмоб «Ребенок в мире прав»; Чтение русских народных сказок, на примере которых происходит правовое воспитание детей: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»; Рисование «Мои права» | |
3 неделя | «Дружба» | Изучение карты мира для детей, глобуса; Беседа с детьми на тему: «Моя многонациональная страна», Рассматривание иллюстрационного материала по теме «Дружат дети всей земли»; Чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»; Просмотр мультфильма «Катерок»; Чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе; Загадывание загадок о дружбе; Разучивание стихов о дружбе; | |
4 неделя | «Миром правит доброта» | Дидактическая игра «Хорошо – плохо»; Игротренинг «Кто больше скажет добрых и теплых слов»; Беседа «Дружбой дорожить умейте!»; Сюжетно-ролевая игра «День Рождения»; Рисование открыток для детей-именниников; Беседа о добрых поступках и делах; Просмотр мультфильмов «Добро пожаловать», «Сказка про доброго носорога» | |
Ноябрь | 1 неделя | «День народного единства» | Беседа «Когда едины, мы - непобедимы»; Чтение поэтического произведения И. Агеевой «Флаг российский - триколор»; Заучивание стихотворения Степанова «Поезжай за моря - океаны»; Просмотр мультфильмов «Кот Леопольд», «Самый большой друг» |
2 неделя | «Я - человек» | Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем», «Почему человек болеет?», «Как органы человека помогают друг другу?», «Чтоб здоровье укреплять – витамины будем принимать»; «Предметы гигиены»; «Полезные продукты»; Чтение: Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»; К.И.Чуковский «Айболит»; Сюжетно- ролевые игры: «Ждём гостей», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?». Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся» | |
3 неделя | «Профессии» | Показ презентации «Профессия - архитектор»; Беседа «Важные профессии», «Кем ты хочешь стать»; Сюжетно-ролевые игры «Мы - шоферы», «Салон красоты»; Дидактическая игра «Кому что нужно для работы», «Профессии» Показ презентации «Разные профессии»; Рисование «Моя будущая профессия» | |
4 неделя | «День матери» | Беседа «Моя мама - лучшая на свете»; Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»; | |
Декабрь | 1 неделя | «Мир божий вокруг нас» | Рассматривание репродукций картин природы, иллюстраций в книгах; Слушание музыки И. Чайковского «Времена года». Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы; Чтение стихов о природе, отгадывание задок; Сюжетно-ролевые игры «Лесничий», «Мы садоводы». Совместная экскурсия в зимний парк. |
2 неделя | «История поселка Алексеевское» | Беседа об истории возникновения поселка; Беседа «Герб нашего поселка, значение цветов» Рассматривание иллюстраций страницы прошлого; Просмотр презентации на тему «Символика поселка Алексеевское» Пение гимна «Алексеевские зори» Экскурсия по родному поселку, беседы о том, где можно увидеть герб поселка. | |
3 неделя | «Моя страна - Россия» | Беседы о российской символике; Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; Рассматривание фотографий городов и рек; Беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства; Разучивание русских народных песен, частушек. | |
4 неделя | «Как жили славяне» | Беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин; Рассматривание иллюстраций с изображением знамен, флагов русских князей; Показ презентации «Былины как средство приобщения детей к устному народному творчество и истории народа», «Как жили славяне» Просмотр мультипликационного фильма «Садко». | |
Январь | 1 неделя | «Рождественские Колядки» | Заучивание колядок, стихов, песен; Беседы воспитателей о празднике «Рождество», о рождественских гаданиях, о колядках; Русские народные сказки: «Морозко», «Солдатские колядки»; Рассказы о рождестве: «Ангельские крылья», «Сказка про колокольчик», «Золотые туфельки», Просмотр мультфильма Уолта Диснея «Ночь перед рождеством»; Изготовление подарков к празднику: «Ангел» (из бумаги) |
2 неделя | «Рождество Христово» | Беседа «Рождественская звезда» Слушание колокольного звона в грамзаписи «Алексеевские перезвоны» Посещение воскресной школы: просмотр мультфильма «Рождество Христово»; Подвижные игры: «Золотые ворота», «Горелки», «Плетень», «Гори-гори ясно!», «Ручеек», «Лапта», «Ярмарка», «Замри»; Игры - драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка». | |
3 неделя | «Культура и традиции» | Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой» Дидактические игры: «Найди дымковскую игрушку», «Подбери узор к игрушке», «Обведи и раскрась», «Декоративное домино»; Декоративная лепка хохломской посуды; Рисование чайника гжельскими узорами; Беседы: «Россия моя мастеровая», «Старинные русские обычаи», «Русские народные игрушки»; Обыгрывание песни «Где был Иванушка ? » | |
4 неделя | «Народы России» | Дидактические игры: «Чей костюм?», «Народы России», «Узнай наш флаг (герб)». Роспись предметов одежды народов России; Подвижные игры: «Гуси лебеди», «Горелки», «Заря-заряница», «Краски», «Пятнашки»; .Составление рассказов по картинам: «Ярмарка» Чтение сказок народов России: «Матти – весельчак» - карельская сказка; «Перя-богатырь» - Коми, «Как я пчел караулил» - марийская; Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме». | |
Февраль | 1 неделя | «Русская изба» | Чтение и заучивание: потешки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, скороговорки; Рассматривание макета русской избы; Беседа: «Как люди на Руси жили?», «Предметы быта дедушек и бабушек»; Показ слайдов: «Старинные предметы домашнего быта»; Пение народных песен, колыбельных; Сюжетно-ролевые игры: «Семья.», «Дом», «Дочки — матери.»; Русская народная игра: «Ворота», «Заплетись плетень», «Горшки», «Барашеньки». |
2 неделя | «Богатыри земли русской» | Рассматривание иллюстраций с изображением оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей; Чтение былин о русских богатырях; Игра – путешествие «Календарные праздники русского народа»; Экскурсия к часовне «Ахтырской Божией Матери» - познакомить с историей приобретения иконы, возникновения родника, строительства часовни; Рисование «Русские богатыри» | |
3 неделя | «Защитники Отечества» | Дидактические игры: «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Чья форма?», «Рода войск», «Угадай по описанию»; Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад»; Игры-соревнования: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Разведчики», «Преодолей препятствие», «Меткий стрелок»; Вечер загадок о профессиях военных; Разучивание стихов и песен об армии и военных; беседы на тему: «День Защитника Отечества»; Экскурсия в музей боевой славы. | |
4 неделя | «Зимние забавы» | Чтение рассказа Н. Носова «На горке»; Рисование: «Весело качусь я под гору в сугроб»; Театрализ.игра «Хлопья снежные кружат»; Ситуативные беседы: «Что мне нравится Зимой» «Зачем нужна Зима», «Во что играют зимой»; Дидактические и развивающие игры:«Что бывает зимой?», «Что для чего», «Скажи ласково», «Где снегирь?», «Кому, что нужно?»; Подвижная игра: «Два Мороза», «Затейники»; Презентация «Зимние забавы»; Рассматривание плакатов и картин с изображением зимних забав. | |
Март | 1 неделя | «Широкая Масленица» | Русские народные игры: «Костер», «Испеки блин», «Гори, гори ясно»; Заучивание закличек, потешек, пословиц, стихов, песен о Масленице; Беседа «Как на масляной неделе», «Русские народные игры-забавы»; Изготовление детьми куколок Масленица (оберегов, организация выставки в группе; Показ презентации «Масленица»; Мультфильм «Смешарики. Масленица» |
2 неделя | «Международный женский день» | Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением женских профессий; Дидактические игры: «Мамины помощники», «Профессии», «Волшебное сердечко», «Что делает мама?»; Беседы: «История возникновения праздника 8 Марта», «О чем мечтают наши мамы»; Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Магазин»; Чтение и заучивание стихов о маме, бабушке. Подарок маме « Цветок» | |
3 неделя | «Пробуждение природы» | Чтение художественной литературы о весне; Рассматривание тематического альбома «Времена года»; Заучивание стихотворений, песен о весне; Беседы: «Весна - красна!», «Кто больше радуется весне?»; Рассматривание картин о природе; Дидактические игры: «Подбери слово», «Цепочка слов», «Кто, где живет?»; Целевая экскурсия в весенний парк; Выставка детского творчества «Весна глазами детей». | |
4 неделя | «Русские народные промыслы» | Беседы: «Русская народная игрушка», «Виды декоративно – прикладного искусства». «Сказочная гжель», «Городецкие игрушки»; Чтение русских народных сказок и былин: «Садко», «Никита Кожемяка»; Рисование: «Укрась любимую Матрешку»; Сюжетно - ролевые игры: «Ярмарка», «Мастерская народных умельцев». Хороводные народные игры. «Гуси-Лебеди», «Горелки», «Каравай», «Ручеек» . | |
Апрель | 1 неделя | «Эти добрые русские сказки» | Рассматривание иллюстраций, картин художников к сказкам; Беседы «Кто пишет сказки»; Лепка из солёного теста: «Мой любимый герой»; Театрализованное представление: «Волшебная яблонька», «Три медведя», «Колобок»; Дидактические игры: « Подбери сказку»; Викторина «Знатоки сказок»; Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Дети и волк», «Два Мороза», «Хитрая лиса»; Выставка книг «Сказки моего детства»; Экскурсия в библиотеку. |
2 неделя | «Православные традиции. Благовещение Пресвятой Богородицы» | Беседа: «В день Благовещения», «Без доброты нам не прожить на свете»; Чтение: «Как нарядно в нашем храме» Нина Орлова, «Благовещение» С.Высоцкая; Рассказывание на тему: «Любимый православный праздник моей семьи», «Что я видел в храме»; Разучивание русских народных песен: «Ой, бежит ручьём вода», «Ельник да березник», «Веночек». | |
3 неделя | «Космос» | Беседа «Что такое космос», «Голубая планета - Земля», «Земля – наш общий Дом»; Рисование «Наша Земля», «На воздушном шаре полететь хочу я», «Космическая фантазия»; Подвижные игры: «Космическая эстафета», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость»; Сюжетно-ролевые игры: " Космонавты", «Полёт в космос», «Космическое путешествие»; Чтение сказки: «Незнайка на Луне»; Заучивание стихотворений о космосе. | |
4 неделя | «Православные традиции. Праздник Светлой Пасхи». | Беседа: «Что такое Пасха», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи»; Составление рассказа: «Мы празднуем Пасху»; Пасхальная сказка «Красная шапочка», стихотворение А.Плещеева «Христос Воскрес»; Пасхальные игры: «Катание яиц», «За двумя зайцами», «Найди яйцо»; Хороводные игры: «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди», Сюжетно-ролевая игра: «Праздник». Рисование: «Чудо-писанки»; Экскурсия в Храм Воскресения Христова; | |
Май | 1 неделя | «Праздник Первомай» | Чтение: Е.Пермяк «Для чего руки нужны?», В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла»; Отгадывание загадок, заучивание и обсуждение смысла пословиц; Рассматривание иллюстраций: «1 мая - праздник весны и труда», «Голубь- символ мира»; Экскурсии по посёлку; Дидактические и речевые игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию»; Рисование: «Моя будущая профессия» |
2 неделя | «День Победы» | Рассматривание экспозиции: «Земляки – герои войны», иллюстраций; Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Мы - разведчики», «Моряки», «Летчики»; Подвижные игры: «Помоги раненому», «Полоса препятствий», «Встречные перебежки»; Чтение книг, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине, о ВОВ; Экскурсия к памятнику защитникам Отечества и возложение цветов; Ознакомительная экскурсия в музей боевой славы; Прослушивание песен военных лет, о войне. | |
3 неделя | «Международный день Матери-Земли» | Экскурсии в парк, на реку Кама; Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие»; Исследовательская деятельность: игры с водой, экспериментирование с водой и землёй; Беседа: «О Всемирном празднике Земли (22 апреля)», «Как вести себя в природе»; Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций о Земле; Развивающие игры: «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница»; Викторина «Что мы знаем о планете Земля» | |
4 неделя | «Русская народная игрушка» | Беседа «Кто делает игрушки?», «Русская народная игрушка Матрешка»; Дидактическая игра «Домик для матрешки»; Слушание песни «Русские матрёшечки»; Дидактическая игра: «Разрезанные картинки», «Собери игрушку»; Рисование «Моя любимая народная игрушка»; Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек» Рассматривание игрушек народных умельцев, Заучивание народных потешек, пословиц, загадок. Совместное итоговое развлекательное мероприятие: «Народная ярмарка» | |
Июнь | Итоговый мониторинг по выявлению уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей. Анализ результатов мониторинга. Подведение итогов |
Творческий этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, развитию духовно-нравственных и патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.
На этом этапе работа ведется в нескольких направлениях:
- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.
Перспективный учебно-тематический план
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Сентябрь | Тематика ООД | Задачи | |
1неделя | «Я и моя семья» | Формировать первичные ценности и представления о семье. Учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания о родных людях. Закрепить понятия «Дружная семья». Воспитывать потребность в крепкой семье, уважительные, заботливые отношения к старому поколению, в милосердии и сострадании на конкретном примере доброго дела и поступка. | |
2 неделя | «Моя родословная» | Раскрыть понятие «родословная», закрепить знания о семье, о своих правах; способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков; воспитывать любовь и уважение к своей семье, к родителям, интерес к своей родословной. | |
3 неделя | «Мой поселок» | Расширять представления детей о посёлке, в котором они живут, воспитывать любовь к своей Родине, умение быть ей полезным. Развивать нравственно-патриотические чувства. Воспитывать любовь к родному краю, желание оберегать его красоту. | |
4 неделя | «Край ты мой любимый» | Продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина, родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан; развивать связную речь, активизировать словарь; воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней. | |
Октябрь | 1неделя | «Беседа о бабушке и дедушке» | Вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним. Пробудить эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уметь доставлять им радость. |
2 неделя | «Права ребенка» | Познакомить детей с их гражданскими правами. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы развивать. Воспитывать правового мировоззрение, чувство самоуважения и уважения к другим людям. | |
3 неделя | «Дружат дети всей земли» | формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей; знакомить детей с разными народами, населяющими планету, с их культурой; показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас; развивать кругозор детей, представления о мире; воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету, доброжелательное отношение ко всем народам Земли. | |
4 неделя | Детское театрализованное представление «Волшебная яблонька» | На примере спектакля показать детям, что такое доброта, сострадание к близким людям, желание помочь им. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у дошкольников любовь и доброжелательное отношение к близким людям, окружающей природе. | |
Ноябрь | 1 неделя | «День народного единства» | Расширять представления детей о национальных праздниках. Демонстрировать значения сплоченности в жизни человека и целого народа. Учить узнавать и называть героев России, знать их историю. Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию, чувства дружбы и патриотизма. |
2 неделя | «И сотворил Бог человека» | Развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Продолжать формировать знания о сотворении мира Богом; здоровом образе жизни. Познакомить с такими человеческими качествами как хвастовство и скромность. Воспитывать у детей желание быть здоровыми. | |
3 неделя | «Путешествие в город профессий» | Расширять знания детей о разнообразных профессиях, их названии и роде деятельности, орудиях труда и трудовых действиях людей разных профессий; формировать представление о важности труда взрослых; развивать интерес и уважение к труду. | |
4 неделя | «Все от рук материнских» | Привитие любви и уважения к мамам; воспитание желания заботиться о близких; формирование гуманных межличностных отношений дошкольников со сверстниками и с взрослыми; развитие эмоциональных и духовных связей между детьми и родителями. | |
Декабрь | 1 неделя | «Мир, в котором я живу» | Дать представление о мире, в котором живёт человек как о даре (подарке) Бога человеку, ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник. развивать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к природе родного края. |
2 неделя | «История поселка Алексеевское» | Познакомить детей с историей посёлка Алексеевское. Уточнить и закрепить общие представления о родном поселке: его истории, улицах, достопримечательностях. Формировать у детей интерес к своему поселку, улице, закрепить знание домашнего адреса. Воспитывать любовь, чувство гордости, сопричастности к родному посёлку. | |
3 неделя | «Моя страна - Россия» | Продолжить знакомить детей с картой мира. Расширять знания детей о том, что наша страна огромна, есть здесь моря, реки, горы, леса и населяют ее люди разных национальностей. Развивать представление детей о том, что в нашей стране существует очень много промыслов. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей стране. | |
4 неделя | «Как жили славяне»
| Познакомить детей с историей возникновения Руси, с условиями их быта и культурой. Формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. История рождения флагов, знамен. Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за русский народ . | |
Январь | 1 неделя | Развлекательное мероприятие «Пришла коляда, веселая коляда» | Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с обрядовым праздником – Колядки. Способствовать формированию у детей интереса к народному творчеству. Создать условия для развития художественно-творческой деятельности путём ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящимися к периоду празднования колядок. Познакомить с традициями празднования рождества на Руси. Познакомить с символами праздника «свечи», "ангел". |
2 неделя | Занятие с детьми и родителями «Рождество Христово» | Закреплять знания детей о православном празднике Рождество Христово; воспитывать у детей чувство любви и сопереживания; привлекать детей и родителей к подготовке к православному празднику. Воспитывать в детях нравственные чувства: сострадания, кротости, желание делать добрые дела | |
3 неделя | «Культура и традиции русского народа» | Закрепить знания детей о стране, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие. Обогащать словарь детей новыми словами. Воспитывать любовь к Родине, ее традициям. | |
4 неделя | «Народы России» | Расширение знаний детей о России. Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. | |
Февраль | 1 неделя | Воспитательное мероприятие: Ознакомительная экскурсия в краеведческий музей им В.А. Абрамова «Знакомство с русской избой» | Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, приобщать детей к народной культуре, расширять знания о быте прошлых поколений. Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, |
2 неделя | «Богатыри земли русской» | Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской; закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина; воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; | |
3 неделя | «Наша армия родная» | Углублять знания детей о Российской армии; дать элементарные представления о родах войск; рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину. | |
4 неделя | «Зимние забавы» | Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях. Уточнять знания о зимних праздниках, забавах. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память. Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; толерантное отношение к ответам детей. | |
Март | 1 неделя | Развлекательное мероприятие «Широка Масленица - красавица» | Встретить с детьми праздник «Масленица» в русской традиции, упорядочить их знания о традиционном народном празднике Масленица, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете. Воспитывать любовь и уважение к своей стране, своему народу, к народным играм и праздникам, поощрять желание детей узнавать больше о традициях своего народа, поддерживать детскую инициативу в традиционных играх и праздниках, их радостное настроение от встречи друг с другом. |
2 неделя | «Мама - самое дорогое для каждого из нас» | Дать представления о значимости матери для каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимостъ помощи мамам. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия), развивать нравственные чувства и эмоции, чувство любви и уважения к маме, желание помогать ей, заботиться о ней любовь, ответственность, гордость. | |
3 неделя | Воспитательное мероприятие Целевая прогулка к часовне «Ахтырской Божьей Матери» «Весеннее пробуждение» | Формирование экологических и духовно-нравственных представлений у детей; закреплять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе. | |
4 неделя | «Русские народные промыслы» | Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа. Развивать навыки художественного творчества детей. Закрепить знания детей о народных промыслах: гжель, дымково, хохлома, жостово, городец. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус. Продолжать знакомить с народными традициями, воспитывать уважение к труду народных мастеров. Воспитывать у детей гордость за свою страну. | |
Апрель | 1 неделя | Воспитательное мероприятие «Посиделки: путешествие в мир русских народных сказок» | Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Формировать интерес к русским народным сказкам, Воспитывать любовь к устному народному творчеству, приобщать к словесному и музыкальному искусству. |
2 неделя | «День космонавтики» | Расширять знания о государственных праздниках; рассказать детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса; способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов. | |
3 неделя | Развлекательное мероприятие «Встреча весны – Благовещение» | Формировать духовно-нравственные качества посредством приобщения детей к православным традициям. Познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с проведением православного праздника Благовещения. Воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту. | |
4 неделя | Ознакомительная экскурсия в православный Храм Воскресения Христова | Ознакомление детей с историей создания храма, со значимыми иконами, правилами поведения в храме. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и настоящем родного поселка. Развивать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям, культурным ценностям. Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому, умение видеть историю вокруг себя. | |
Май | 1 неделя | «Многогранный Первомай» | Обобщение представления об истории праздника 1 мая. Познакомить детей с традициями празднования в разных странах мира. Расширять представления детей об истории страны. Развивать умение анализировать, обобщать и сопоставлять факты. Воспитывать чувство патриотизма у дошкольников, уважение к историческому прошлому страны; |
2 неделя | Воспитательное мероприятие «Великий День Победы» | Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине. Закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества. Воспитывать чувства гордости за свой народ, армию, желание защищать свою страну. | |
3 неделя | «Земля – наш общий дом» | Расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ. Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле. Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе. Закреплять правила поведения в природе. | |
4 неделя | Развлекательное мероприятие «Знакомство с русскими народными обычаями и промыслами. Мир русской игрушки» (ярмарка) | Познакомить с обычаями и традициями русского народа. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов народной игрушки. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию, эстетического вкуса, эмоциональной сферы. Развивать интерес к русским народным играм. Воспитывать нравственные ценности, уважительное отношение к труду человеческих рук. |
Перспективный план работы с родителями
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Сентябрь | Задачи | Организационные формы работы с родителями | |
1неделя | Выявление уровня отношения родителей к проявлению духовно-нравственных установок; изучить знания родителей о задачах, средствах и методах воспитания нравственности у детей. | Анкетирование «Духовно-нравственое воспитание дошкольников» Фотовыставка «Будем знакомы - наша семья!» Круглый стол «Нравственность с ранних лет» с выставкой методической и худ. литературы по теме духовно-нравственного воспитания дошкольников. | |
2 неделя | Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми дома. Повышение педагогической культуры родителей. | Изготовление генеалогического древа, семейных гербов родителями. Совместная выставка «Мое генеалогическое древо»; Выставка семейных работ по теме «Семейные традиции»; Информационный стенд: «Семейное воспитание»; | |
3 неделя | Подвести родителей к осознанию важности установления с детьми личных и деловых контактов. | Выставка – конкурс поделок «Осенняя ярмарка»; Папка-передвижка: «Красота родного края»; Семейные экскурсии по поселку «Семейный выходной»; Консультация «Воспитание толерантности у дошкольников»; Развлечение с родителями и детьми «Осень золотая» | |
4 неделя | Распространение педагогических знаний среди родителей по гражданско-патриотическому воспитанию. | Родительское собрание «Растим детей патриотами»; Консультация «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка»; Изготовление коллажа «Широка страна моя родная»; Оформление стенда «Моя республика» | |
Октябрь | 1неделя | Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. Воспитывать уважение к людям пожилого возраста. | Совместный праздник «День пожилых людей»; Выставка-конкурс рисунков ко Дню пожилых людей; Папка-передвижка «Международный день пожилых людей»; Совместная автобусная экскурсия в музей родного края им. В.И.Абрамова |
2 неделя | Повышение правовой культуры родителей. Вовлечение родителей в процесс воспитания и развития детей, в жизнь ДОУ | Выставка-конкурс рисунков и плакатов «Права детей»; Флешмоб «Права ребенка»; Информационный стенд «Права ребенка», «Права и обязанности родителей», «Уроки для Вас, родители» Оформление семейных альбомов | |
3 неделя | Оказание помощи по данному вопросу. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада | Консультация «Добр ли ваш ребенок?»; Оформление книжек-малышек о добре и дружбе; Организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций; Фотовыставка «Дружба начинается с улыбки» | |
4 неделя | Развивать навыки совместной деятельности детей и родителей. Создать благоприятную среду для повышения количества контактов родителей и педагогов. | Совместное чаепитие «Именины»; Выставка-конкурс рисунков и плакатов «Наши добрые дела»; Моделирование ситуаций; Игротренинг: «Мост дружбы»; Информационный уголок «Помогите ребенку научиться дружить», «Формирование представлений о дружбе» | |
1 неделя | Приобщение родителей к жизни группы. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональный комфорт. | Акция «Когда едины, мы - непобедимы»; Консультация «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства»; День открытых дверей Фотовыставка «Культура и традиции русского и татарского народов» | |
Ноябрь | 2 неделя | Пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональный комфорт. Повышение педагогической культуры родителей. | Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья детей; Папка – передвижка: «Что такое «витамины» и где они живут?», «Двигайтесь на здоровье»; Спортивный досуг: «Папа, мама, я - спортивная семья»; Фотовыставка: «Активный отдых всей семьей»; Мастер-класс: «Подвижные игры, которые лечат»; Изготовление книги «Всё о человеке» |
3 неделя | Установить партнёрские взаимоотношения в общении педагога с родителями воспитанников. Содействовать укреплению связей ДОУ и семьи. | Создание фотоальбома «Профессии родителей»; Оформление стенда «Интервью детей: Кем я хочу быть»; Познавательная игра «В мире профессий»; Информационный стенд «Профессия – быть родителем», «Как рассказать детям о профессиях», Советы «Как следует знакомить ребенка с профессией » | |
4 неделя | Активизация родителей по проведению выставки - конкурса совместных поделок . Установить доброжелательные, неформальные отношения. | Семейный праздник «День матери» чаепитие Изготовление коллажа «Нет на свете родней милой мамочки моей»; Информационный стенд «День матери: история и традиции праздника»; Рекомендации: «Поговори со мною, мама»; Папка – передвижка: «День матери»; Конкурс-выставка поделок «А у мамочки моей руки золотые» | |
Декабрь | 1 неделя | Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя положительный семейный опыт. | Родительское собрание в форме круглого стола «Мир вокруг нас»; Проведение мастер - класса по изготовлению композиций из природного и бросового материала; Информационный стенд «Как знакомить детей с окружающим миром»; Выставка-конкурс «Чудеса зимнего леса»; Конкурс – викторина «В гостях у природы». |
2 неделя | Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми дома. Повышение педагогической культуры родителей. | Сбор исторических фотографий о поселке; Выставка детских рисунков «Наш поселок»; Информационный стенд «Знакомим детей с символикой»; Папка-передвижка «История создания герба поселка»; Изготовление коллажа «Из истории поселка» | |
3 неделя | Активизация родителей по проведению выставки - конкурса совместных рисунков. | Выставка – конкурс рисунков «Тихая моя Россия» Информационный стенд: «С чего начинается Родина», «Отечество мое - Россия», «Как воспитывать любовь к Родине»; Мастер – класс «Знакомство с русскими народными играми» | |
4 неделя | Приобщение родителей к истокам русской народной культуры. Оказание помощи в создании мини – музея. | Выставка-конкурс рисунков, плакатов «Русские богатыри»; Организация мини - музея «Русская изба»; Беседа «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре». Устный журнал «О традициях русской народной культуры». | |
Январь | 1 неделя | Установление сотрудничества детского сада и семьи Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
| Совместное развлекательное мероприятие «Пришла коляда»; Консультация «Колядки на Руси»; Подбор информации о народном празднике «Колядки» Изготовление обрядных костюмов: сарафаны, кокошники, пояса, народные инструменты. Совместное изготовление фотоальбома «Мы колядовали» |
2 неделя | Предоставление информации о праздновании на Руси Рождества и Рождественских Святок. | Привлечь родителей к подготовке к православному празднику; Выставка-конкурс поделок и композиций на рождественскую тему; Информационный стенд: «Новогодние праздники и традиции»; Консультация для родителей: «Интересные факты о Рождественских обрядах, гаданиях»; Изготовление папки-передвижки «Рождество» | |
3 неделя | Помочь родителям овладеть некоторыми играми, способствовать осознанию значимости игр на всестороннее развитие ребенка. Развитие позитивных взаимоотношений . | Информационный стенд «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»; Экскурсия в краеведческий музей им. В.А. Абрамова; Мастер – класс «Русские народные игры» Беседа: «Использование фольклора в воспитании детей», «Русские народные игры», «Семейные традиции»; | |
4 неделя | Приобщение родителей к участию в работе детского сада, создать благоприятную среду для повышения количества контактов родителей и педагогов. | Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке мини - музея. «Народы России»; Папка- ширма: «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»; Консультация «Формирование нравственных основ личности дошкольника в многонациональном обществе». Деловая игра: «Что такое толерантность» | |
1 неделя | Организация совместной деятельности родителей и детей, оснащение предметно - развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой) | Совместная ознакомительная экскурсия в краеведческий музей им. В.А. Абрамова; Оформление мини – музея в группе с детьми и родителями «Русская изба»; Оформление фотоальбома на тему; «Русская изба»; Информационный стенд: «Русская мудрость о воспитании», «Роль родителей в возрождении русских традиций»; Папка-передвижка «Русские народные традиции» | |
Февраль | 2 неделя | Активизировать родителей к совместной деятельности, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания. | Совместная экскурсия к часовне «Ахтырской Божьей Матери», познакомить с историей приобретения иконы «Ахтырской Божией Матери», возникновения родника, строительства часовни; Совместный спортивный праздник «Богатырские забавы»; Изготовление костюмов богатырей. Приобретение книг для библиотеки. Советы родителям «Как изготовить костюм богатыря». |
3 неделя | Привлечь отцов к участию в воспитательном процессе. Оказать помощь в решении возникших проблемных ситуаций. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания. | Праздник «День защитника Отечества»; Информационный стенд: «Разговор на равных», «Растите детей патриотами» Выставка-конкурс поделок и композиций: «Папа может все, что угодно»; Буклет: «Счастье – быть отцом» Папка – передвижка: «Воспитание ребенка: роль отца» Фотовыставка: «Папа сильный и умелый» «Выставка портретов знаменитых людей Алексеевского» Экскурсия в музей воинской славы | |
4 неделя | Привлечь родителей принять активное участие в развлечении; Познакомить с традиционными русскими зимними играми. | Совместно с родителями подготовить о зиме картотеку стихов, пословиц, поговорок, игр; Фотовыставка: «Зимние забавы»; Совместное развлечение на улице: «Ярмарка игр и забав»; Информационный стенд: «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной» «Зимние забавы для всей семьи» Папка- передвижка: «Зима» | |
1 неделя | Формирование представлений родителей о русской национальной традиции встречи весны. Создать эмоциональный комфорт между участниками проекта. | Привлечение родителей к изготовлению чучела Масленицы, сбору рецептов для создания обще групповой книги «Блины на Масленицу» и выпечке блинов на праздник; Изготовление родителями куколок Масленица (оберегов, организация выставки в группе; Совместное развлекательное мероприятие «Наша Масленица»; Папка-передвижка «Масленица» (история праздника) Информация для родителей «Праздники на Руси. Масленица» | |
Март | 2 неделя | Активизация родителей в работу группы по проведению выставки-конкурса. Установить доброжелательные отношения между педагогами и родителями. | Выставка-конкурс поделок и композиций: «Сделаем с мамой своими руками» Информационный стенд: «Какие мамы нужны детям», «Роль матери в воспитании детей», «Мамин День»; Семейный праздник с мамами (чаепитие): “Мамочка милая, мама моя”; Фотовыставка: «Неразлучные друзья – мамочка и я»; |
3 неделя | Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. Создать благоприятную среду для повышения количества контактов. | Конкурс для пап: «Мастерим скворечники для птиц»; Фотовыставка: «Путешествия в весну»; Информационный стенд: «Научите ребенка любить живую природу», «Природа и нравственное воспитание детей», «Воспитание любви к природе в играх»; Папка-передвижка «Весна» | |
4 неделя | Создание условий для благоприятного климата взаимодействия педагога с родителями, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями. | Папка-передвижка: «Народные промыслы России». Выставки рисунков и плакатов «Русские народные мастера» Экскурсия в музей. Консультация на тему: «Методы и приемы ознакомления детей с народной игрушкой», «История и виды народных игрушек» Анкетирование родителей на тему: «Воспитание народных традиций в семье»; Участие родителей в развлечении « Веселая ярмарка»; Родительское собрание: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» | |
Апрель | 1 неделя | Реализация единого воспитательного подхода по ознакомлению ребенка с русскими народными сказками. Создать благоприятную среду для повышения количества контактов с родителями. | Совместный досуг: «В гостях у сказки»; Консультации «Знакомство со сказками», «Роль книги в жизни ребенка». Папка – передвижка: «Зачем читать детям книги?»; Рекомендации: «Читаем дома с детьми»; Театрализованное представление сказки: «Волшебная яблонька» Акция: «Подари книгу – сказку» Выставка-конкурс рисунков, плакатов: «По дорогам русских народных сказок» |
2 неделя | Приобщить родителей к созданию фотовыставки. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия педагога с семьями воспитанников | Фотовыставка: «Любимый православный праздник моей семьи»; Консультация для родителей: «Доброе насаждение - приносит добрые плоды!»; Лекторий: «Благовещение Пресвятой Богородицы»; Помощь в оформлении зала и изготовлении русских народных костюмов к празднику «С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!»
| |
3 неделя | Приобретение родителями новых знаний при взаимодействии с ребенком. Установление партнерских отношений родителей в совместной организации жизни группы. | Папки передвижки: «Юрий Гагарин – первый в космосе», «12 апреля – День Космонавтики»; Консультация: «Расскажите детям о космосе» Выставка детских работ; Беседа: «Книги о космосе для детей»; Совместное изготовление лэпбука «Этот загадочный мир - космос»; Развлечение: «Летим в космические дали!» Фотовыставка: «Они покорили космос» | |
4 неделя | Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа. Установление доброжелательных отношений между педагогами и родителями. | Консультация для родителей «Пасха - главный православный праздник года», «Пасха, светлая пасха!» Беседа - рекомендация: в канун Пасхи посмотреть с детьми мультипликационный фильм «Великая книга: Пасхальная история». Выставка-конкурс поделок и композиций: «Светлая Пасха» Выставка детских рисунков «Украшение пасхальных яиц и куличей» Совместный праздник «Светлая Пасха» | |
1 неделя | Развитие позитивных взаимоотношений между педагогами группы и родителями воспитанников. | Выставка фотогазеты «Профессии в моей семье»; Совместные экскурсии по посёлку; Информационный стенд: «Мы встречаем Первомай»; Совместное развлечение: «Праздник весны и труда» | |
Май | 2 неделя | Стимулировать совместную деятельность родителей и педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. | Консультации для родителей: «День Победы. Поговорим с ребёнком о войне»; Советы родителям «Как рассказать детям о войне»; Выпуск стенгазеты: «Пусть всегда будет солнце!»; Папка – передвижка: «День Победы. Патриотическое воспитание» Праздник: «День Победы»; Совместная экскурсия к памятнику защитникам Отечества. |
3 неделя | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах экологического воспитания детей. | Информационный стенд: «Береги свою планету»; «Учите детей любить природу» Памятка «О бережном отношении к воде и земле»; Фотовыставка «Мы любим нашу Землю»; Совместная викторина «Друзья природы». | |
4 неделя | Познакомить родителей с русскими народными промыслами. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональный комфорт в группе. | Организация выставки в мини-музее «Народные игрушки»; Создание альбома «Такие разные народные игрушки»; Выставка-конкурс поделок и композиций «Русская народная игрушка»; Папка – передвижка: «Знакомим детей с русскими народными промыслами»; Совместное развлекательное мероприятие «Народная ярмарка»; Итоговое мероприятие: Родительское собрание - подведение итогов проекта. Форма проведения: презентация – фотоотчет «Люблю свой край». |
Управление рисками проекта
Риски | Меры по нейтрализации рисков |
1. Нежелание потенциальных спонсоров участвовать в проекте | Проведение информационной кампании по популяризации проекта. |
2. Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей | Проведение разъяснительной работы с родителями о необходимости активного участия в проекте по духовно-нравственному воспитанию детей |
3.Отсутствие методических материалов для воспитателей. | Приобретение необходимой литературы, разработка методических материалов (конспектов занятий, пособий) для работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. |
4. Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект. | Проведение работы с детьми по повышению мотивации с помощью разнообразных современных инновационных педагогических и компьютерных технологий. Создание в группе необходимой предметно-развивающей среды для развития творческих способностей дошкольников. |
Литература:
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. 2003
- Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
- Мой мир. С. Козлова. Москва.
- Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
- Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
- Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет " А я люблю своя края родные, свои родные милые места".
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет " А я люблю своя края родные, свои родные милые места"....
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....
Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)
Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!» Актуальность проблемы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...