Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича
материал

Трибой Юлия Александровна

Сенсорное развитие детей раннего возраста в современных условиях с использованием игровой технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА

В настоящее время вопрос развития детей раннего дошкольного возраста одна из самых актуальных проблем современности, которая обозначена в рамках реализации концепции плана мероприятий «Десятилетие детства», а также в демографической политике нашего государства в целом. Развитие детей раннего возраста в условиях ДОО стало приоритетным направлением, что подтверждает реализация ряда региональных проектов, таких как: «Дети в приоритете» и др.

Инновации в образовании нацелили нас на поиск новых образовательных технологий.

С января 2019 года нашему детскому саду «Солнышко» с. Шелаево присвоен статус региональной инновационной площадки «Апробация технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области».

Данная технология основана на игровой деятельности.

Только игровая деятельность может осуществить всестороннее развитие детей, в процессе которого у ребёнка формируется воображение и приобретается опыт общения со сверстниками, символическая функция сознания, дети познают правила поведения в обществе и постигают нравственные ценности. В условиях реализации ФГОС ДО развивающие игры стали очень востребованы, т.к. они являются главным звеном в обучении, развитии и воспитания каждого ребенка. [3]

На базе развивающих игр Воскобовича можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется количество разнообразных игровых заданий и увеличивается количество действий для его решения. Одна и та же игра будет приносить пользу на протяжении нескольких лет. Игра интригует и захватывает кроху. Чтобы добиться результата и получить эмоциональное удовлетворение, ему приходиться думать, представлять, анализировать, подбирать варианты решений. А взрослый, не как руководитель, а как равноправный партнёр участвует в игре, направляя обучение в нужное русло.

Многие игры В.В. Воскобовича сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, логике, прививают художественно-эстетический вкус, развивают интеллектуально, но и учат человеческим взаимоотношениям.

Таким образом, все игры разработаны на трёх важных принципах: интерес – познание – творчество.

Много внимания уделено в технологии Воскобовича развитию творческих способностей ребёнка. Выполнение необычных заданий заставляет его включать воображение и проявлять креативность.

Но для детей раннего возраста особенно важным является сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Недаром, ранний дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша – игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. [3]

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

Для организации деятельности по сенсорному развитию должна быть правильно организована предметно-пространственная развивающая среда ДОУ. Она является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта.

В условиях МДОУ детский сад «Солнышко» села Шелаево во второй группе раннего возраста развивающая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к играм, игрушкам, материалам. В группе подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук. Выделена так называемая «Развивающая сенсомоторная зона», в которую входят Фиолетовый Лес, коврограф «Ларчик», «Фонарики», «Черепашки» и многие другие развивающие пособия.

 Развивающая сенсомоторная зона, состоящая из нескольких игровых областей. В каждой из них действуют свои герои, которые учат детей играть в различные игры. Всех героев связывает сказка, она «оживляет» разные понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, ребенок помогает сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.

Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. Он объединяет все игры Воскобовича в одну единую сказку.

Ковролиновая основа, жестко крепится на стене. Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, чтобы дети увидели и сразу захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет.

Задания могут быть такими: «Помоги ёжику собрать листочки» (при этом большому ёжику нужны большие листочки, а маленькому – маленькие.) Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будут подходить, наклоняться и поднимать их.

Ещё одним игровым пространством в освоении математических понятий является «Кораблик Плюх-плюх». В этом кораблике 5 мачт, разноцветные флажки и шнуровка. Мачты разные по размеру. На каждую мачту прикрепляются флажки определённого цвета. Цель игры: развитие умения определять высоту предметов, цвет, мелкую моторику. Дети показывают и называют соответствующую мачту. Предлагаем сортировать флажки по цвету, надевать их на мачты. Есть в этом пособии шнурок. Шнурки дети продевают в дырочки, находящиеся у флажков. Флажки поворачивают язычком вправо, влево. Также предлагаем детям флажки надевать в разном порядке, например: флажки дети группируют по цвету: в первом ряду вешают флажки синего цвета, во втором – красного цвета и т. д. Флажки надевают на пальчики. В процессе игры с корабликом развивается речь ребёнка: ребёнок комментирует свои действия: синий флажок я одену на маленькую мачту и т.д.

«Двухцветный квадрат Воскобовича» – благодаря этой игре ребёнок учится конструировать, моделировать, мыслить абстрактно и ориентироваться в пространстве. В раннем возрасте учим детей складыванию (на себя, от себя, через уголок, вдоль). Получается шоколадка в зеленом (красном) фантике для гномов, печенье (маленький квадрат). Сложив по диагонали, получаем горочку, по ней могут кататься пальчики по очереди или различные персонажи. Малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку, конверт. При этом активизируем речь.

Эталонные конструкторы «Фонарики». На первый взгляд это обычные вкладыши. Но просто так ничего не бывает в развивающих играх Воскобовича. Вариантов игр с данным пособием множество.

Самый первый и самый простой вариант – вкладыши (для самых маленьких). Причем, когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся. Знакомя детей с геометрическими формами, предлагаем вынуть фигуру, обвести пальчиком, прокатить по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам (ой-ой-ой), зажигаем огонечек (такого же зеленого цвета или красного цвета). Тоже самое проделываем и с квадратом (ойкаем 4 раза).

Когда мы приступаем к конструированию, для детей раннего возраста мы используем схемы 1 в 1. Схемы прилагаются в инструкции к пособию. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. Далее может быть свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет, и дети строят на столе. И все вместе строят дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Далее можно пользоваться маленькой схемой.

«Чудо-соты» – это пособие представляет собой рамку деревянную с пятью разноцветными вкладышами, по форме они напоминают соты. Каждая сота состоит из нескольких частей геометрических фигур. Играя в эту игру, дети вынимают детали из ячеек, вставляют их в нужное место. Затем собирают их в силуэты. Складывают предметы по предложенным схемам. Но вначале накладывают фигурки на готовую схему. Игра способствует развитию представлений о сенсорных свойствах и качествах предметов (форма, цвет, размер). В игре развиваются тактильно осязательные анализаторы, конструктивные умения и навыки. Дети вынимают детали из ячеек, вставляют их в нужное место. Затем собирают их в силуэты.

«Логоформочки». Есть много вариантов игры с малышами в «Логоформочки» Воскобовича. Воспитатель выкладывает фигуру «грибок» на линейке, а ребенку необходимо найти на игровом поле получившуюся фигуру и вложить ее в ячейку или в формочку. К тому же, ребенку можно объяснить, из каких геометрических фигур состоит «грибок» (круг и треугольник). Другой вариант игры «Вершки и Корешки». Выньте все фигуры из ячеек, а затем поставьте на поле любую фигуру и дайте задание ребенку собрать только корешки. Малыш начинает заполнять соответствующий горизонтальный или вертикальный ряд. У этой игры, есть еще одно достоинство – фигурки могут служить раскрасками, их можно обводить и разукрашивать, рисовать с помощью них различные сюжеты. «Логоформочки» способствуют развитию у детей внимания, памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Ребенок научится анализировать, сравнивать, объединять части в целое.

Коврограф «Ларчик» – помогает развитию сенсорики, мелкой моторики, активизирует творческий потенциал, а также помогает в речевом развитии, формирует математические навыки.

Игровой комплекс коврограф «Ларчик» дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы:

- формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

- обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия (Дидактические игры: «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Посади цветочки», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др.) [1]

Развивающие игры В.В. Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогают организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Ребенок в процессе осмысленной деятельности является творцом, автором, способным к самостоятельному принятию решений и имеющим желание действовать, то есть он становится субъектом деятельности. Педагог в этом увлекательном процессе становится партнером ребенка и в форме дружеской поддержки передает ему свой опыт.

Педагоги ДОУ используют методические рекомендации автора, а также не боятся экспериментировать. Создали своё игровое пособие «Паровозик Чух-Чух», который состоит из 7 вагонов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов), каждый вагон на липучках. Этот паровозик развивает мелкую моторику рук, логическое мышление, воображение. На нем путешествуют не только жители Фиолетового леса, но и герои русских народных сказок. Несомненно, количество игр и заданий, которые могут быть придуманы, значительно больше и разнообразнее. И необходимость их определяется целью проводимой деятельности и содержанием программного материала; уровнем развития детей, их подготовки, творческим потенциалом педагога.

Развивающие игры В. Воскобовича наиболее полно раскрывают возрастные возможности и способности ребёнка. Они доставляют огромную радость детям, привлекают к себе ярким, красочным содержанием, занимательными заданиями. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны, у них развивается желание выполнять новые, более сложные задания. Ценность развивающих игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воскобович, В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие /                 В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова, Е. Д. Файзуллаева и др. ; под ред.                       Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича»; КАРО, 2017. – 352 с.
  2. Вегнер Л.А., Пилюгина Э.Г., Вегнер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение, 1988г.
  3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика Синтез, 2016.
  4. Гацко, Л. Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» / Л. Гацко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. maam. ru.
  5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: Мозайка-Синтез, 2015.
  6. Официальный сайт В. В. Воскобовича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geokont.ru/methodsumm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

"Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения....

Мастер-класс «Развитие детей раннего дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.Воскобовича»

Мастер-класс «Развитие детей раннего дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.Воскобовича»...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Статья рекомендована специалистам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»

Цель: повысить уровень информированности родителей о сенсорном развитии детей, с помощью развивающих игр В.В.  Воскобовича....

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....