Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича
материал
Сенсорное развитие детей раннего возраста в современных условиях с использованием игровой технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА
В настоящее время вопрос развития детей раннего дошкольного возраста одна из самых актуальных проблем современности, которая обозначена в рамках реализации концепции плана мероприятий «Десятилетие детства», а также в демографической политике нашего государства в целом. Развитие детей раннего возраста в условиях ДОО стало приоритетным направлением, что подтверждает реализация ряда региональных проектов, таких как: «Дети в приоритете» и др.
Инновации в образовании нацелили нас на поиск новых образовательных технологий.
С января 2019 года нашему детскому саду «Солнышко» с. Шелаево присвоен статус региональной инновационной площадки «Апробация технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области».
Данная технология основана на игровой деятельности.
Только игровая деятельность может осуществить всестороннее развитие детей, в процессе которого у ребёнка формируется воображение и приобретается опыт общения со сверстниками, символическая функция сознания, дети познают правила поведения в обществе и постигают нравственные ценности. В условиях реализации ФГОС ДО развивающие игры стали очень востребованы, т.к. они являются главным звеном в обучении, развитии и воспитания каждого ребенка. [3]
На базе развивающих игр Воскобовича можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется количество разнообразных игровых заданий и увеличивается количество действий для его решения. Одна и та же игра будет приносить пользу на протяжении нескольких лет. Игра интригует и захватывает кроху. Чтобы добиться результата и получить эмоциональное удовлетворение, ему приходиться думать, представлять, анализировать, подбирать варианты решений. А взрослый, не как руководитель, а как равноправный партнёр участвует в игре, направляя обучение в нужное русло.
Многие игры В.В. Воскобовича сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, логике, прививают художественно-эстетический вкус, развивают интеллектуально, но и учат человеческим взаимоотношениям.
Таким образом, все игры разработаны на трёх важных принципах: интерес – познание – творчество.
Много внимания уделено в технологии Воскобовича развитию творческих способностей ребёнка. Выполнение необычных заданий заставляет его включать воображение и проявлять креативность.
Но для детей раннего возраста особенно важным является сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Недаром, ранний дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша – игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. [3]
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.
Для организации деятельности по сенсорному развитию должна быть правильно организована предметно-пространственная развивающая среда ДОУ. Она является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта.
В условиях МДОУ детский сад «Солнышко» села Шелаево во второй группе раннего возраста развивающая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к играм, игрушкам, материалам. В группе подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук. Выделена так называемая «Развивающая сенсомоторная зона», в которую входят Фиолетовый Лес, коврограф «Ларчик», «Фонарики», «Черепашки» и многие другие развивающие пособия.
Развивающая сенсомоторная зона, состоящая из нескольких игровых областей. В каждой из них действуют свои герои, которые учат детей играть в различные игры. Всех героев связывает сказка, она «оживляет» разные понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, ребенок помогает сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.
Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. Он объединяет все игры Воскобовича в одну единую сказку.
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене. Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, чтобы дети увидели и сразу захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет.
Задания могут быть такими: «Помоги ёжику собрать листочки» (при этом большому ёжику нужны большие листочки, а маленькому – маленькие.) Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будут подходить, наклоняться и поднимать их.
Ещё одним игровым пространством в освоении математических понятий является «Кораблик Плюх-плюх». В этом кораблике 5 мачт, разноцветные флажки и шнуровка. Мачты разные по размеру. На каждую мачту прикрепляются флажки определённого цвета. Цель игры: развитие умения определять высоту предметов, цвет, мелкую моторику. Дети показывают и называют соответствующую мачту. Предлагаем сортировать флажки по цвету, надевать их на мачты. Есть в этом пособии шнурок. Шнурки дети продевают в дырочки, находящиеся у флажков. Флажки поворачивают язычком вправо, влево. Также предлагаем детям флажки надевать в разном порядке, например: флажки дети группируют по цвету: в первом ряду вешают флажки синего цвета, во втором – красного цвета и т. д. Флажки надевают на пальчики. В процессе игры с корабликом развивается речь ребёнка: ребёнок комментирует свои действия: синий флажок я одену на маленькую мачту и т.д.
«Двухцветный квадрат Воскобовича» – благодаря этой игре ребёнок учится конструировать, моделировать, мыслить абстрактно и ориентироваться в пространстве. В раннем возрасте учим детей складыванию (на себя, от себя, через уголок, вдоль). Получается шоколадка в зеленом (красном) фантике для гномов, печенье (маленький квадрат). Сложив по диагонали, получаем горочку, по ней могут кататься пальчики по очереди или различные персонажи. Малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку, конверт. При этом активизируем речь.
Эталонные конструкторы «Фонарики». На первый взгляд это обычные вкладыши. Но просто так ничего не бывает в развивающих играх Воскобовича. Вариантов игр с данным пособием множество.
Самый первый и самый простой вариант – вкладыши (для самых маленьких). Причем, когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся. Знакомя детей с геометрическими формами, предлагаем вынуть фигуру, обвести пальчиком, прокатить по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам (ой-ой-ой), зажигаем огонечек (такого же зеленого цвета или красного цвета). Тоже самое проделываем и с квадратом (ойкаем 4 раза).
Когда мы приступаем к конструированию, для детей раннего возраста мы используем схемы 1 в 1. Схемы прилагаются в инструкции к пособию. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. Далее может быть свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет, и дети строят на столе. И все вместе строят дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Далее можно пользоваться маленькой схемой.
«Чудо-соты» – это пособие представляет собой рамку деревянную с пятью разноцветными вкладышами, по форме они напоминают соты. Каждая сота состоит из нескольких частей геометрических фигур. Играя в эту игру, дети вынимают детали из ячеек, вставляют их в нужное место. Затем собирают их в силуэты. Складывают предметы по предложенным схемам. Но вначале накладывают фигурки на готовую схему. Игра способствует развитию представлений о сенсорных свойствах и качествах предметов (форма, цвет, размер). В игре развиваются тактильно осязательные анализаторы, конструктивные умения и навыки. Дети вынимают детали из ячеек, вставляют их в нужное место. Затем собирают их в силуэты.
«Логоформочки». Есть много вариантов игры с малышами в «Логоформочки» Воскобовича. Воспитатель выкладывает фигуру «грибок» на линейке, а ребенку необходимо найти на игровом поле получившуюся фигуру и вложить ее в ячейку или в формочку. К тому же, ребенку можно объяснить, из каких геометрических фигур состоит «грибок» (круг и треугольник). Другой вариант игры «Вершки и Корешки». Выньте все фигуры из ячеек, а затем поставьте на поле любую фигуру и дайте задание ребенку собрать только корешки. Малыш начинает заполнять соответствующий горизонтальный или вертикальный ряд. У этой игры, есть еще одно достоинство – фигурки могут служить раскрасками, их можно обводить и разукрашивать, рисовать с помощью них различные сюжеты. «Логоформочки» способствуют развитию у детей внимания, памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Ребенок научится анализировать, сравнивать, объединять части в целое.
Коврограф «Ларчик» – помогает развитию сенсорики, мелкой моторики, активизирует творческий потенциал, а также помогает в речевом развитии, формирует математические навыки.
Игровой комплекс коврограф «Ларчик» дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы:
- формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
- обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия (Дидактические игры: «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Посади цветочки», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др.) [1]
Развивающие игры В.В. Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогают организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Ребенок в процессе осмысленной деятельности является творцом, автором, способным к самостоятельному принятию решений и имеющим желание действовать, то есть он становится субъектом деятельности. Педагог в этом увлекательном процессе становится партнером ребенка и в форме дружеской поддержки передает ему свой опыт.
Педагоги ДОУ используют методические рекомендации автора, а также не боятся экспериментировать. Создали своё игровое пособие «Паровозик Чух-Чух», который состоит из 7 вагонов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов), каждый вагон на липучках. Этот паровозик развивает мелкую моторику рук, логическое мышление, воображение. На нем путешествуют не только жители Фиолетового леса, но и герои русских народных сказок. Несомненно, количество игр и заданий, которые могут быть придуманы, значительно больше и разнообразнее. И необходимость их определяется целью проводимой деятельности и содержанием программного материала; уровнем развития детей, их подготовки, творческим потенциалом педагога.
Развивающие игры В. Воскобовича наиболее полно раскрывают возрастные возможности и способности ребёнка. Они доставляют огромную радость детям, привлекают к себе ярким, красочным содержанием, занимательными заданиями. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны, у них развивается желание выполнять новые, более сложные задания. Ценность развивающих игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
- Воскобович, В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова, Е. Д. Файзуллаева и др. ; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича»; КАРО, 2017. – 352 с.
- Вегнер Л.А., Пилюгина Э.Г., Вегнер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение, 1988г.
- Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика Синтез, 2016.
- Гацко, Л. Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» / Л. Гацко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. maam. ru.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: Мозайка-Синтез, 2015.
- Официальный сайт В. В. Воскобовича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geokont.ru/methodsumm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/03/picture-564494-1525353802.jpg)
План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-907833-1510165986.jpg)
"Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/17/picture-925533-1495023483.jpg)
Мастер-класс «Развитие детей раннего дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.Воскобовича»
Мастер-класс «Развитие детей раннего дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.Воскобовича»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-972081-1513245849.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
Статья рекомендована специалистам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-972081-1513245849.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
план профессионального самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-1216572-1581150223.jpg)
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»
Цель: повысить уровень информированности родителей о сенсорном развитии детей, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1009720-1518259007.jpg)
Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....