ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Я САМ (САМА)!»
проект (средняя группа)

Рагимова Татьяна Николаевна

Формирование положительного отношения к развитию

самостоятельности у детей среднего дошкольного

возраста посредством трудовой деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_proekt_.docx438.44 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Я САМ (САМА)!»

Паспорт проекта

Полное название

«Я сам (сама)!»

проекта

Срок выполнения

сентябрь 2017 г.- май 2018 г.

Цель

Формирование положительного отношения к развитию

самостоятельности у детей среднего дошкольного

возраста посредством трудовой деятельности

Задачи

1.  Развивать и поощрять стремление детей к

самостоятельности;

2.  формирование позитивных установок к

различным видам труда;

3.  воспитание положительного отношения к труду,

желания трудиться;

4.  воспитание ценностного отношения к

собственному труду, труду других людей и его

результату

Участники

Дети средней группы, воспитатели, родители.

Презентация

Проведение развлечения «Мы самостоятельны!»

Ожидаемые

-  Повышение уровня самостоятельности детей в

результаты

ходе работы;

-  создание фотоальбома «Трудиться, трудиться и

еще раз трудиться»;

-  создание и размещение статьи в электронном

ресурсе для родителей на тему «Самостоятельные

дети: хорошо или плохо?»;

-воспитание положительного отношения к труду,

желания трудиться;

-воспитание ценностного отношения к

собственному труду, труду других людей и его

результату

Составители

Воспитатель : Рагимова Татьяна Николаевна

Актуальность проекта

Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, но и когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также ученые других смежных наук. Еще Я.А. Коменским были освещены ряд вопросов о детской самостоятельности.

Огромный вклад в изучение активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста внесли Л.И. Божович, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, К.Д. Ушинский и др., Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Н.В. Елизарова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская в своих трудах описывали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Большое значение труду придавали Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В.А. Сухомлинский считал, что многое зависит от того, кто вёл ребёнка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребёнка является взрослый.

А.Н. Леонтьев, в свою очередь, считал, что развитие личности обусловлено двойственностью связей субъекта с миром – предметной деятельностью и общением. Развитие этих соподчинений занимает длительный период. На первом этапе происходит стихийное складывание личности, на втором этапе возникает сознательная личность.

Проблема развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста является актуальной, но как показывает практика воспитатели постоянно встречают трудности. Сказывается недостаток методических разработок, их не современность.

Цель проекта: формирование положительного отношения к развитию самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности.

Задачи проекта:

  1. Развивать и поощрять стремление детей к самостоятельности
  2. Формирование позитивных установок к различным видам труда
  3. Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться
  4. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату.

Для реализации данного проекта определены следующие этапы

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

реализации

Подготовительный

- Изучение психолого-

Воспитатель,

педагогической и

Сентябрь

родители

методической литературы

по проблеме

«Развитие

самостоятельности детей

среднего дошкольного

возраста»;

- Подбор и проведение

диагностики для выявления

Сентябрь

уровня развития

самостоятельности детей

среднего дошкольного возраста;

-

Анкетирование родителей

Октябрь

«Навыки

Декабрь

самостоятельности детей»;

-

Подбор художественной

литературы для развития

самостоятельности

Основной

-

Картотека конспектов

Январь-

Воспитатель,

трудовой деятельности

Март

родители, дети

«Хозяйственно-бытовой

Январь

труд», «Ручной и

Февраль

художественный труд»;

Январь-

-

Создание памятки для

Апрель

родителей «Я

Февраль-

самостоятельный!»;

Апрель

-

Родительское собрание

Март

«Воспитание

самостоятельности у

детей среднего

дошкольного возраста»

-

Составление фотоальбома

«Трудиться, трудиться и

еще раз трудиться»;

-

Чтение и разучивание

художественной

литературы для развития

самостоятельности детей;

-

Создание и размещение

рекомендации для

родителей в электронном

ресурсе на тему

«Самостоятельные дети»

Презентация

- Проведение развлечения «МыМай

Воспитатель,

самостоятельны!».

дети

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня самостоятельности детей в ходе работы;
  • создание фотоальбома «Трудиться, трудиться и еще раз трудиться»;
  • создание и размещение статьи в электронном ресурсе для родителей на тему «Самостоятельные дети: хорошо или плохо?»;
  • воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату.

Приложение 1

Анкета для родителей «Навыки развития самостоятельности»

Цель: выявление уровня развития самостоятельности у детей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы!

  1. Приучаете ли Вы своего ребенка к самостоятельности?

а) да; б) нет; в) иногда;

  1. Часто ли Ваш сын или дочь обращаются к Вам за помощью?

а) да; б) нет; в) иногда;

  1. Могут ли Ваши дети (сын или дочь) остаться одни дома?

а) да; б) нет; в) иногда;

  1. Нужна ли Вашему ребенку самостоятельность? а) да; б) нет; в) иногда;
  2. Может ли Ваш ребенок что-то сделать сам без посторонней помощи?

 а) да; б) нет; в) иногда;

6.        Умеет ли Ваш ребенок что-нибудь делать по дому без вас?

а) да; б) нет; в) иногда;

  1. Хотите ли Вы, чтобы ваш ребенок был самостоятельным как можно раньше? а) да; б) нет; в) иногда;

8.        Приучаете ли Вы своего сына или дочь убирать за собой свои вещи, игрушки?  а) да; б) нет; в) иногда;

  1. Должны ли родители у ребенка воспитывать самостоятельность? а) да; б) нет; в) иногда;
  2. Самостоятельным людям в жизни будет легче? а) да; б) нет; в) иногда;

Спасибо за участие в исследовании!

Приложение 2

Диагностика уровня развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста

Цель: выявление уровня развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста

Критерии оценки навыков

Примечания

самостоятельности

(«+», «-»)

Умение самостоятельно одеваться и

раздеваться в определенной

последовательности

Замечание непорядка в одежде и устранение его

самостоятельно

Аккуратное складывание и вешание одежды

Тщательное умывание

Самостоятельное мытьё рук перед едой, после

туалета по мере загрязнения (без подсказки

воспитателя)

Пользование носовым платком

Уборка игрушек на специально отведенное место

Помощь в дежурстве

Слаженность трудовых действий

Самоконтроль

Правильное пользование столовыми

приборами

Стремление к самостоятельности

«+»-

Итого:

«-»-

Уровень*

Оценка уровня:

  • «высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
  • «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
  • «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

Уровни развития:

Низкий: Ребенок не уверен в себе: стремление к самостоятельности в самообслуживании не ярко выражено. В хозяйственно-бытовом труде требуется помощь советами и указаниями по подготовке и выполнению трудовых процессов; охотно принимает и включается в коллективную трудовую деятельность, но предпочитает «труд рядом».

Средний: Ребенок самостоятелен в самообслуживании, без напоминания следит за своим внешним видом. В хозяйственно-бытовом труде требуется помощь, самоконтроль недостаточен. Ребенок ярко проявляет эмоции по поводу успехов в труде, стремится научится, стать умелым. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

Высокий: Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. Его труд результативен. Ребенка отличает быстрота, точность, слаженность трудовых действий, самоконтроль. Часто выступает организатором в коллективных формах трудовой деятельности, доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми. Стремится к выполнению трудовых обязанностей, включению в реальные трудовые связи со взрослыми сверстниками, проявляет внимание и заботу.

Приложение 4

Художественная литература

Рассказы

СТАРИК И ЯБЛОНИ (Л.Н.Толстой)

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них Яблочков ». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

СМОРОДИНКА (Е.А.Пермяк) 

Танюша много слышала о черенках, а что это такое не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказа

  • Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
  • Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает:
  • Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут ко решки. А вот из этой,

верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами.

  • там лопухи с репейниками росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа.

Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твердые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась, Легкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку.

Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ (Е.А.Пермяк) 

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

—   Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

  • когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ (Е.А.Пермяк) 

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:

—   А для чего, Петенька, людям руки нужны?

—   Чтобы в мячик играть, —   ответил Петя.

—   А еще для чего? —   спросил дед.

—   Чтобы ложку держать. —   А еще?

—   Чтобы кошку гладить. —   А еще?

—   Чтобы камешки в речку бросать…

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

ПЕРВАЯ РЫБКА (Е.А.Пермяк) 

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Басни

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ (И.А.Крылов)

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

"Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

  • до вешних только дней Прокорми и обогрей!" -"Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?" -Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

  • мягких муравах у нас

-Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило".-

"А, так ты..."

  • "Я без души Лето целое всё пела". -"Ты всё пела?

Это дело: Так пойди же, попляши!"

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК (И.А.Крылов)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

  • выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись; 

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам; Да только воз и ныне там.

Стихи

САМ

Сам я встал сегодня рано.

Чистить зубы сам пошел.

Сам умылся из-под крана

  • расческу сам нашел. Перед зеркалом стою

– Сам себя не узнаю. Посмотрите на меня: Неужели это я?

(В. Степанов)

САМИ И САМО

Ничто никогда

Не выходит

Само.

Само

Не приходит

  • нам на дом Письмо. Само

Не способно смолоться Зерно.

Само

Стать костюмом Не может Сукно.

Само

Не умеет свариться Варенье.

Само

Не напишется Стихотворенье. Мы делать всё это Обязаны Сами  Своей головой

И своими руками. (В.Левин)

САМ

  • всё умею делать сам: Сам просыпаюсь по утрам, Сам говорю: - Пора вставать! – Сам застелю свою кровать!

  • сам! Я первый на ногах, Сам одеваюсь впопыхах, Чтоб никуда из-за меня Не опоздала бы родня!

Сам чищу ваксой башмаки, Сам завяжу на них шнурки  Как следует, без узелка, А это ж целых два шнурка!

  • вот иду я в детский сад  Я сам! Не то что год назад! Метёт метель, сечёт ли дождь, А ты идёшь себе, идёшь

  • и до школы бы дошёл, Я сам дорогу бы нашёл, Но только надо, говорят, Сперва закончить детский сад.

АЛЁШКА ЕХАЛ В ДЕТСКИЙ

САД

Алёшу папа в санках вёз,

  • он сидел, закутав нос. Отец, как маленький, бежал,

  • сын, как старенький, дрожал. На санки глядя, постовой, Сказал, качая головой:

Беда с ленивым пареньком: Замёрз, а не идёт пешком.

(Г. Ладонщиков)

ЧТО ВЗЯЛА, КЛАДИ НА МЕСТО!

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку, На паркет кладет подушку, Прячет ботики в буфет. Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать всё сначала:

На буфет нести подушку, На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать Кажется, не так опять? Оля смотрит виновато: Нет, стояло всё не там Помогите ей, ребята, Всё расставить по местам. (З. Александрова)

У МЕНЯ СТАРАНИЕ

  • Если пол я подметаю  Пыль до неба поднимаю, Если стирку затеваю  Всю квартиру заливаю. Если мою я посуду  Грохот слышится повсюду. Бьются чашки, бьются блюдца, Ложки в руки не даются.

  • меня старание,
  • бабушки   страдание.

(П. Синявский )


ПОМОЩНИЦА

У Танюши дел не мало, 

У Танюши много дел

  Утром брату помогала, 

Он с утра конфеты ел. Обещала вымыть ложки,

Пролила столярный клей, Отворила двери кошке, Помогла мяукать ей. 

Вот у Тани сколько дела! Таня ела, чай пила, 

Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла. Перед сном сказала маме: – Вы меня разденьте сами, 

Я устала, не могу.

 Я вам завтра помогу! 

(А. Барто)

ПАПУ С МАМОЙ БЕРЕГУ!

Папа жалуется:

–  Что-то

Утомляюсь от работы

Мама тоже:

–  Устаю,

На ногах едва стою….

  • беру у папы веник

  • ведь тоже не бездельник, После ужина посуду Сам помою, не забуду, – Папу с мамой берегу,

  • же сильный,
  • смогу!

(О. Бундур)

Пословицы

  • Сам пропадай, а товарища выручай.

  • Избегай дел, зависящих от других; стремись лишь к тому, что зависит от тебя самого.

  • Чужими зубами невозможно жевать.

  • Землю красит солнце, а человека    труд.
  • Делу    время, а потехе    час.

  • Кто не работает, тот не ест.
  • Дерево ценят по плодам, а человека    по делам.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • В труде рождаются герои.

Суди о человеке по его труду

  • Труд всё побеждает.
  • Труд кормит, а лень портит.

  • Где труд, там и счастье.
  • Воля и труд, дивные всходы дают.

  • Без труда жить    только небо коптить.
  • Всякое дело концом хорошо.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Больше дела, меньше слов.
  • Не за своё дело не берись, а за своим    не ленись.
  • Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
  • Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
  • Кто мало говорит, тот больше делает.
  • Работай до поту, поешь в охоту.
  • Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
  • Люби дело    мастером будешь.
  • Слезами делу не поможешь.

  • Доброе начало    половина дела.
  • Недаром говорится, что дело мастера боится.

  • Каков мастер, такова и работа.

  • С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

  • Есть терпение    будет и умение.
  • Рукам работа    душе праздник.
  • Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
  • Откладывай безделье, а не откладывай дело.
  • Кончил дело    гуляй смело.
  • Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Без работы день годом кажется.
  • Белые ручки чужие труды любят.

  • Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.

  • Торопливость делу не помогает.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
  • Безделье    мать всех пороков.
  • Хочешь, есть калачи    не сиди на печи.
  • Делаешь наспех    сделаешь на смех.
  • Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
  • У лодыря, что ни день, то лень.
  • Труд всегда даёт, а лень берёт.
  • Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
  • Хочешь, есть калачи    не сиди на печи.
  • Не бойся работы    пусть она тебя боится.

Загадки

Как зовется тот щиток,

что хранит пальцы и ноготок?

(наперсток)

Два братца,

одно сердце (ножницы)

Чёрный Ивашка,

деревянная рубашка,

где носом ведёт,

там заметку кладёт (карандаш)

Тоненькое, кругленькое, Сердце черненькое, Кто его след видит  Мысли его знает (карандаш)

Палочка волшебная есть у меня,

друзья,

Палочкою этой могу построить я:

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход! (карандаш)

Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш (резинка)

Железный жучок,

На хвостике червячок (булавка)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

  • сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым

 (кисточка, краски)

Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке.

(кисточка, краски)

  • —   молодец,
  • так хорош,

Лучше меня ты не найдешь! Так сдружу я деревяшки: Планки, рейки, колобашки, Что водой не разольешь! (клей)

Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой. Ждёт лошадка у ворот  Открывай пошире рот (ложка)

Скажите, как назвать её:

Все в дырках зубы у неё,

Но свёклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко (терка)

Говорит дорожка

Два вышитых конца:

Помылся хоть немножко, Чернила смой с лица! Иначе ты в полдня Испачкаешь меня (полотенце)

Молоток стук-стук  Торчит на стене сук. Постучи опять

—   Будет не видать (гвоздь)

Всех на свете обшивает,

Что сошьёт    не надевает (иголка)

Держится подружка

За моё за ушко,

Стежкою одною

Век бежит за мною (иголка с ниткой)

Если хорошо заточен, Всё легко он

режет очень    Хлеб, картошку,

свёклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло.

(нож)

Смотрите, мы раскрыли пасть, В неё

бумагу можно класть: Бумага в

нашей пасти Разделится на части

(ножницы)

Пройдусь слега горячим я, И

гладкой станет простыня. Могу

поправить недоделки И навести

на брюках стрелки (утюг)

Приложение 5

Картотека конспектов трудовой деятельности

«Хозяйственно-бытовой труд»

  1. Стирка кукольного белья

Задачи:

  1. Учить трудиться сообща в определенной последовательности: сортировать бельё на цветное и белое; тщательно намыливать бельё и тереть между рук; тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать на верёвку. 2.Формировать навыки работы с водой (стирка белья)
  1. Воспитывать аккуратность и взаимовыручки.

Форма организации трудовой деятельности: общий труд

Методы и приемы:   Обращение,   вопросы к детям,   объяснение,   показ

способов ухода,  привлечение детей к действию,  указания,  напоминания,

оценка детской деятельности

Оборудование: клеёнка, тазы, вёдра, мыльницы с мылом, верёвка, тряпочки,

фартуки, прищепки

Предварительная работа: рассказывание и разучивание стихотворений о труде

Ход:

Ребята, я хочу загадать вам загадки.

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя нам без…(  воды)

Ускользает кА живое.

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится

  • стирать не лениться (мыло) За водой идут-Песни звонкие поют, А назад идут-Слёзы льют. (вёдра)

Вот зубастые плутовки. 

Ухватили бельё ловко.

Крепко держат, не кусают.

Но никак не отпускают.

Что такое, угадайте,

Догадались. Отвечайте! (прищепки)

Вы отгадали все загадки. Посмотрите. А вот и они, (показываю оборудование). А ещё здесь находится много других предметов (клеёнка, тазы, тряпочки, фартуки, ковш, корзина для белья). Как вы думаете, когда людям могут пригодиться все эти предметы, для чего они? ( Чтобы стирать)

  • да, я хочу предложить вам постирать кукольное белье.

Чтобы вспомнить, как это делается, давайте посмотрим на схемы, которые я приготовила.. нужно пойти и разложить картинки в том порядке, в котором мы будем трудиться, (дети выставляют, или раскладывают картинки в определенной последовательности.).

Сегодня помогать мне будут называю 6 человек. Распределяю обязанности. (2ое снимают бельё с кукол, передают детям, переодевают кукол в чистое; 2ое стирают бельё, отделив цветное от белого; 2ое поласкают, затем все вместе развешивают чистое бельё). Но сначала нам нужно приготовить рабочее место и подготовиться к стирке. Расстелим клеёнку. Для чего? (чтобы не намочить столы). Ставим тазы, наливаем воду, одеваем фартуки. Вот теперь всё готово.

Мы с ребятами сегодня собрались

бельё стирать. Эту кучу бельевую

будем мы сортировать. Нам цветное

вместе с белым, Ну, никак нельзя

стирать, Ведь бельё цветное может

Очень сильно полинять. Дети

сортируют бельё. Это красное

корытце Нам для стирки пригодится.

  • вот тазик голубой  Наполняй его водой. Наливают воду из вёдер в тазы.

«К труду готов. Больше дела – меньше слов!» - Даю указания, как удобнее встать возле тазиков, чтобы не мешать друг другу. Спрашиваю, чтобы дети рассказали и показали приемы стирки руками, (вещь намочить, намылить, потереть, смыть мыло, отжать).

- Стараемся трудиться дружно, не отставать. «Сделал сам, помоги другому». Слежу, чтобы постиранное бельё складывали отдельно от цветного. Мыло пенится в водице Не привыкли мы лениться, Посмотри-ка детвора, Чистого белья гора.

Постирали дружно. Закончили все вместе. Никто не отстал. Что будем делать дальше? (бельё полоскать). Для чего? (чтобы смыть мыло). Напоминаю, что полоскать начинать тоже нужно с белого белья. Показываю, как нужно полоскать. Что нужно сделать с прополосканным бельём? Правильно, расправляем, встряхиваем и развешиваем на верёвку. За работу теперь дружно

Нам бельё развесить нужно.

Мы трудились, мы устали.

Мы уже большими стали.

Все развешивают бельё.

Будем мы всегда стирать

нашим мамам помогать.

Мы управились с работой

  • пойдем гулять с охотой. 

Потрудилась детвора Солнышку сушить пора.

Ай да хозяюшки, ай, да молодцы. 

Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. 

Вся верёвка бельём завешена. 

Бельё у нас теперь чистое свежее. 

Будут куклам чистые наряды на смену. 

Скажите, что нужно сделать когда бельё высохнет? ( снять с верёвки, сложить погладить, убрать в шкаф.

«Сделал дело – гуляй смело!».

Давайте поиграем в игру . «Угадаем, что сделаем» Дети с воспитателем ходят по кругу, приговаривают:

Мы с тобой трудиться будем ,

 Порученье не забудем.

Не зевай, выполняй. И за мною повторяй.

По окончании слов все останавливаются. Воспитатель показывает какое-либо движение (стирает, гладит, выжимает, встряхивает, развешивает), а дети повторяют, отгадывают действие, называя его.

Трусишка зайка серенький

Задачи:

  1. Учить складывать «базовую форму» оригами - двойной треугольник; составлять дерево из трех квадратов разного размера, располагая из в порядке убывания; изготавливать животных в технике оригами; познакомить с новой базовой формой «воздушный змей».
  2. Развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук.
  3. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. 

Форма организации трудовой деятельности: общий труд

Методы и приемы: Сюрпризный момент, обращение, вопросы к детям, объяснение, показ способов ухода, привлечение детей к действию, указания, напоминания, оценка детской деятельности.

Оборудование: Заготовки трех квадратов разных оттенков зеленого цвета и размера (8x8 см, 7x7 см, 6x6 см) на каждого ребенка. Образец последовательного складывания «базовой формы». Заготовка квадрата белого цвета

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями, сравнение строения сосны и ели; рассматривание иллюстраций о новогоднем празднике, картины зайца

Ход:

Ребята, я хочу вас пригласить на прогулку в лес. Тихо в лесу. Намела метель сугробы высокие. Припорошил снегопад веточки березок, сосен и елочек. Вот мы гуляем в нашем лесу, дышим свежим воздухом, вокруг много деревьев в снежных шапках и шубах.

  • вот стоит красивое дерево. А вот какое, отгадайте загадку: Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица Ничего сама не шьет,

  • в иголках круглый год.

(Елка)

Правильно, елка.

Ой! Кто под ёлочкой сидит?

Он похож на снежный ком,

Только ушки торчком.

Эй, трусишка, вылезай-ка

Ты не бойся нас дружок,

Мы не серые волчата, не лисята,

Мы хорошие ребята!

Ребята, кто сидит под елочкой? (заяц)

Выставляем картину зайца.

Ребята, рассмотрите зайца, какие особенности его внешнего вида вы можете назвать (дети называют)

  • теперь мы немного отдохнем с вами, станем зайчатами. 

Физкультминутка.

Два зайчонка на поляне маршируют по команде

В барабан они стучат, вот какие лапки у зайчат. 

Эй, зайчата на поляне на носочки поднимитесь,

А теперь вокруг кружитесь, а теперь присели тихо.

Показ и объяснение. А теперь приступим к работе. Внимательно смотрите .

  • Возьмем самый большой квадрат - это будет нижний ярус елки. (сопровождаю показом на образце) .

  • Сложить квадрат-заготовку для елочки по диагонали так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей квадрата.

  • Проглаживаем сгиб, придерживая заготовку рукой.
  • Разложить квадрат и сложить по диагонали другие противоположные углы.

  • Разворачиваем лист и кладем его стороной к себе, складываем его пополам, совмещая два угла и стороны.

  • Переворачиваем заготовку сгибом вверх и по линиям сгиба заправляем угол вовнутрь. Тоже проделываем и с другим углом.

  • Боковые стороны согнуть в направлении средней линии. Немного

  • расправляем полученный треугольник и ставим его на стол. У нас получился нижний ярус нашей елки.

  • Тоже самое мы проделываем со средним и самым маленьким квадратом. Из белого квадрата выполняем зайца. (показ и объяснение)

Пальчиковая гимнастика.

  • Чтобы у вас получились красивые поделки, мы приготовим наши пальчики к работе. Выполним специальное упражнение.

  • Что любят есть зайчики? (морковку). Вот мы сейчас для них приготовим морковный салат.

Упражнение для рук. (Салат) .

Мы морковку рубим, рубим, мы морковку солим, солим, Мы морковку трём, трём, мы морковку жмём, жмём.

  • Вот наши пальчики готовы к работе, приступаем.

Выполнение изделия.  В ходе занятия оказываю помощь затрудняющимся

детям, делаю напоминания.

Закрепление материала:

Какого животного мы с вами делали?

Какие заготовки использовали?

Итог: А теперь посмотрите, какие разные зайцы и елочки у нас получились.

Приложение 6

Памятка для родителей «Я самостоятельный

  • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
  • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

  • Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

  • Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

  • Старайтесь использовать игровую ситуацию.

  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Приложение 7

Родительское собрание

«Воспитание самостоятельности у детей

среднего дошкольного возраста»

Цель: приобщение родителей к воспитанию самостоятельности детей

План:

Рассказ воспитателя о самостоятельности детей среднего возраста.

Решение проблематичных ситуаций.

Ход собрания:

Стихотворение «Я сама» (И. Муравейка)

Давай будем одеваться

Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться

Я сама! Я сама!

Ну идём хоть причешу я

Я сама! Я сама!

Ну давай хоть накормлю я

Я сама! Я сама!

Самостоятельность  это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам  из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка  мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным? Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к четырем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Стихотворение «Взрослым»

(М. Шварц)

  • в своей родной квартире

Как на слyжбе строевой. 

Командир на командире ...

  • один здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться:

По приказy - одеваться,

По приказy - yмываться,

Ровно заправлять кровать.

По команде - есть садиться,

По заданию - yчиться,

По режимy - спать ложиться,

По бyдильникy - вставать!

Теперь вам ясно, почемy

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моемy,

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!

А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?

Родители делятся опытом

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям средней группы:

- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Ситуация для анализа. Письма от родителей. Ответы на вопросы.

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

Ситуация:

Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».

Вопрос:

Какие действия нужно предпринять взрослым?

Ситуация:

На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась  к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.

Чаепитие

  • сейчас наши дети научат наших мам и пап мыть руки правильно. А остальные дети научат наших родителей убирать игрушки и накрывать на стол. Молодцы! Вы умеете делать сами и научили своих родителей. А сейчас мы вместе будем пить чай. Звучит спокойная музыка. Дети, родители и воспитатели пьют чай.

Приложение 8

Создание и размещение рекомендации для родителей в электронном ресурсе на тему «Самостоятельные дети»

Цель: приобщение родителей к воспитанию самостоятельности

  • Поощряйте все проявления самостоятельности ребёнка. Если требуется, помогите ребёнку создать условия для самостоятельной игры или занятия

  • Регулярно обращайтесь к ребёнку за советом по какому-нибудь вопросу. Интересуйтесь его мнением
  • Предоставляйте ребёнку выбор ("Что ты хочешь надеть: эти штаны, или эти?", "Куда теперь пойдём?")
  • Помогайте ребёнку там, где он просит
  • Развивайте кругозор ребёнка
  • Позволяйте совершать ошибки. На них учатся. Вместо того, чтобы концентрировать внимание ребёнка на неудаче, сконцентрируйте его внимание на том, как можно улучшить дело
  • Позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями своих действий (или бездействия)
  • Когда ребёнок сталкивается с новой игрушкой, дайте ему достаточно времени для того, чтобы разобраться с ней самостоятельно. Помогите, когда он вас попросит об этом. Старайтесь помогать в той части работы, с которой самостоятельно ребёнок пока справиться не может. В той части работы, которую он может сделать сам помогать не стоит. Хорошо, если совместная игра с ребёнком приобретает форму сотрудничества. Плохо, если совместная игра с ребёнком больше похожа на вашу собственную игру с игрушкой и ребёнка-наблюдателя (который смотрит, как "правильно" играть с игрушкой)
  • Обеспечьте ребёнку регулярные занятия творчеством (лепка, рисование, музыка и т.д.)
  • Старайтесь покупать игрушки по типу конструкторов, которые изначально не готовы, которые нужно собирать и разбирать. Желательно, чтобы было несколько вариантов сборки.
  • Старайтесь как можно меньше выполнять за ребёнка то, что он уже может сделать сам. Не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребёнок?
  • Старайтесь всегда выполнять свои обещания. Подражая вам, ребёнок тоже начнёт выполнять свои договорённости. Такая потребность будет побуждать его лучше продумывать и организовывать свою деятельность
  • Учите ребёнка убирать за собой. Поиграл в конструктор - убери его на место. Вылил молоко на пол - вытри тряпкой и т.п. Такие действия помогут ребёнку осознать последствия своих действий и помогут начать лучше организовывать свою деятельность
  • Если ребёнок начинает что-то делать не правильно, не спешите ему об этом заявлять. Пусть он сам поймёт это
  • Ребёнку необходимо иметь своё собственное пространство, где он будет сам себе хозяином (ящик, комната)
  • Запрещая что-то делать ребёнку не забудьте ему сказать, что делать можно

  • Соблюдение режима дня позволяет формировать волевые качества ребёнка и его чувство времени. Это поможет ему лучше упорядочивать свою деятельность во времени. Режим дня лучше визуализировать, например, это можно делать на детской меловой доске
  • Обеспечьте вашему ребёнку возможность играть в сюжетно-ролевые игры как самостоятельно, так и с другими детьми

  • Если ребёнок хочет вам в чём-то помочь, - разрешите ему это. Пусть поможет (даже, если у него это плохо получается)
  • Не стоит стараться ограждать своего ребёнка от всех негативных переживаний. Некоторые родители, стараясь оградить своего ребёнка от конфликтных ситуаций на детской площадке, начинают её посещать в то время, когда там нет других детей. При таком подходе их ребёнок действительно оказывается избавлен от негативных переживаний, но вместе с этим, он избавляется и от общения с другими детьми: а это возможность поиграть в ролевые игры, возможность принимать свои собственные решения относительно того, как общаться с другими, это возможность наблюдать и перенимать поведение других людей
  • Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня
  • Позволяйте ребёнку участвовать в домашних делах (уборка, мытьё посуды, приготовление пищи)
  • Позволяйте ребёнку участвовать в процессе одевания: пусть он участвует в выборе одежды. Пусть он сам надевает то, что уже может

        

Приложение 9

Конспект развлечения «Мы самостоятельны

Цели:

  1. Развитие качеств: самостоятельность, трудолюбие.
  2. Доставить детям радость и удовольствие.
  3. Воспитывать взаимопомощь.

Материал и оборудование: Куб самостоятельности, разрезанные картинки алгоритмов трудовых действий, загадки, веселая музыка, фишки, пазлы, медали и сладкие призы.

Ход:

(Тихо звучит музыка)

САМ

Сам я встал сегодня рано.

Чистить зубы сам пошел. Сам

умылся из-под крана И расческу

сам нашел. Перед зеркалом

стою   Сам себя не узнаю.

Посмотрите на меня :

Неужели это я?

-Добрый день дорогие дети! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем развлечении «Мы самостоятельны!».

Для того что бы начать, нам необходимо разделить детей на 2 команды! А

давайте- ка посмотрим, сможете ли вы разделиться самостоятельно?

-Молодцы ребята! 1 команда будет называться «Я сам!», а 2 команда «Я все

умею!».

Итак, первое задание у нас называется «Разгадай!». В это задании ребята, вам нужно будет отгадать загадки! Готовы?

Как зовется тот щиток,

что хранит пальцы и ноготок? (наперсток)

Два братца,

одно сердце (ножницы)

Чёрный Ивашка,

деревянная рубашка,

где носом ведёт,

там заметку кладёт (карандаш)

Тоненькое, кругленькое, Сердце

черненькое, Кто его след видит

Мысли его знает (карандаш)

Палочка волшебная есть у меня, друзья, Палочкою этой могу построить я: Башню, дом и самолет, И большущий пароход! (карандаш)

Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш (резинка)

Железный жучок,

На хвостике червячок (булавка)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым (кисточка, краски)

-Молодцы ребята! Справились с моим заданием! Было сложно? Молодцы! Не боитесь трудностей!

Следующее задание называется «Собери сам!». Я даю каждой команде коробочку пазлов, а вам всей командой нужно собрать, кто выиграл, то получает 5 фишек! Итак, начали!

-Молодцы ребята!!! Выиграла команда «…»! Вы получаете свою первую фишку!

-Ребята, а вы боитесь трудностей? Правильно, их никогда не нужно бояться!

А мы переходим к следующему заданию!

Задание называется «Вспомни и выполни!». В это задании мне нужно по 1 человеку с команды! Ребята, держите конверты! В них увидите разрезанные картинки! Вам нужно собрать картинки и изобразить каждое действие алгоритма молча, что бы ваша команда смогла угадать, что вы делаете! У кого получится лучше всех, тот принесет в свою команду 5 фишек! -Молодцы ребята! Фишки получает команда «…»!

-А мы переходим к следующему заданию! Ребята, для того что бы заработать еще фишек,

  • предлагаю вам такое задание «Назови!». В этом задании вам нужно вспомнить все пословицы о труде и самостоятельности! За каждую пословицу, я буду давать по 1 фишке! И так, начали! Не выкрикиваем, а держим!

-Молодцы! Команды получили фишки!

  • теперь последнее задание! Задание называется «Куб самостоятельности, помоги!». В этом задании мне нужно по 1 человеку с каждой команды! Итак, ребята, нужно взять в руки куб, рассказать и показать последовательность действий.

-Например, на кубе есть картинки, как: засучить рукава, открыть воду, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки, опустить рукава. Вам нужно рассказать, что нужно сделать по порядку! За каждое правильное действие, команда получает фишку!

-Молодцы ребята! Справились с заданием!

(Звучит музыка).

-А наше развлечение подходит к концу! Я еще раз увидела, какие вы трудолюбивые, самостоятельные и смелые!!! Итак, подсчитаем фишки! Победила дружба!!!

(Каждый ребенок награждается медалью «Я самостоятельныйи сладкими призами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Мой папа самый, самый.."

образовательный проект "Мой папа самый, самый"...

Детско-родительский образовательный проект "Играем сами, делаем сами"

В этом проекте затрагиваются такие темы: "нужно ли учить ребенка игре?", "что можно сделать из бросового материала", "во что поиграть с самодельными игрушками"....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Мой папа самый лучший, мой папа вот какой»

Образовательный проект по профориентации с учетом гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проект познавательно - творческий, долгосрочный знакомит детей с мужскими техническими проф...

Образовательный проект в старшей группе, познавательно – творческого характера «Мамочка любимая, самая красивая»

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.Вид проекта: по...

Образовательный проект "Самые маленькие в детском саду"

Активизировать работу с семьей путем традиционных и инновационных форм и методов сотрудничества....

Образовательный проект «Придумаем сказку сами»

Цель проекта: формирование у дошкольников навыков самостоятельного словесного творчества посредством использования сказочного материала и сочинение собственных сказок...

Паспорт образовательного проекта "Мой папа - самый лучший друг"

Тип проекта: (социально-творческий  семейный образовательный)Вид проекта: краткосрочный , групповой    Участники проекта: родители, дети и педагогиСроки  1 неделя  ...