Конспект НОД - Интересное рядом
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Русских Галина Михайловна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Интересное рядом». Цель: Создание условия для систематизации представлений о полезных свойствах куриных яиц и разного их состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_eksperimentirovaniyu_28.03.19.doc775 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16»

«Интересное рядом»

конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

Разработал:

Русских Г.М.

воспитатель

Ачинск, 2019

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:

«Интересное рядом».

Подготовительная группа «Капельки»

Интеграция областей образования.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Цель: Создание условия для систематизации представлений о полезных свойствах куриных яиц и разного их состояния.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через экспериментирование с яйцом.

2. Развивать умение принимать  решение в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Методы и приемы: Кратковременное и длительное наблюдение, демонстрация наглядного материала, рассказ педагога, беседа с детьми, выполнение элементарных опытов, моделирование, экспериментирование.

Словарная работа: лаборатория, инерция, возрождение.

Предварительная работа: проведения длительного опыта: «Резиновое яйцо», «Яйцо и газированная вода» (За неделю до занятия заливаем варенное куриное яйцо 9% уксусом и наблюдаем. За неделю до занятия,  в другом стакане заливаем варенное яйцо  газированной водой (Кока-кола). Наблюдаем. В конце занятия вынимаем яйца, рассматриваем  и делаем выводы.)

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ: развивать навык самостоятельного выполнения элементарных опытов; продолжать учить обобщать и делать выводы; словарная работа.

Материалы и оборудование: на каждого ребенка: 2 яйца (вареное и сырое), салфетки, ложечка, два пластиковых стакана с водой, один контейнер с солью, чашечка 1 шт., карточки для фиксации опытов 2 шт, карандаш.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель вместе с детьми.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, что это? (звучит музыка, в окне появляется воздушный шар с письмом, отрезаю письмо) Ребята к нам пришло письмо, давайте его прочтем. (В письме текст написан воском.) Что это? Волшебное письмо?

Дети: Ничего не видно. Как его прочитать?

Воспитатель: Как нам увидеть, что там написано? Ваши предложения?

Дети: Может нам попробовать раскрасить письмо карандашом? Красками?

Воспитатель: Давайте так и сделаем? (закрасим письмо красками, читаю текст: загадка про яйцо)

Воспитатель:

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь в птицу

Может превратиться. (Яйцо) (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет об «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку:

Жили – были, ребята,

дед и бабка когда-то,

С ними курочка Ряба жила.

Ряба много гуляла,

Зерна-крошки клевала,

А вот яйца совсем не несла.

Но однажды, что за чудо,

Прибежала на крыльцо,

И снесла им не простое,

А удивительное яйцо!

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию, чтобы провести опыты с удивительным яйцом. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Степа, скажи какие правила ты знаешь? Какое правило знает Савелий? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правила будем соблюдать. Чтобы попасть в лабораторию необходимо воспользоваться билетом. (раздаю билеты). А теперь проходим в лабораторию и находим свои места..

Дети проходят, надевают фартуки с шапочками  и садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, яйцо – это символ жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега. А кто знает, ребята, какую пользу дают  для человека куриные яйца? (ответы детей)

Воспитатель: Яйцо – это удивительный продукт, в нем содержится много белка, жиров, все микроэлементы и 12 витаминов, которые помогают нам расти здоровыми и сильными. Полезные вещества яиц улучшают, память, предохраняют от многих заболеваний. В яйце много кальция, поэтому при регулярном употреблении яиц, у людей крепкие зубы и кости.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем проводить эксперименты. Ребята, давайте посмотрим на яйцо. Назовите его внешние признаки. (ответы детей)

Опыт №1: «Сырое или варенное яйцо?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете как можно узнать какое яйцо, сырое или варенное? Попробуем узнать. У вас на столах лежат по два яйца, белое и коричневое. Какое же из них вареное, какое сырое?  Очень аккуратно я возьму одно яйцо, чтобы оно не разбилось  и осторожно покручу его на чашечке, а затем прикоснусь к нему ладошкой, чтобы остановить. Вот так. Наблюдайте за ним. Теперь возьмите другое яйцо и тоже его покрутите на чашечке. Что происходит? Савелий, что ты увидел? Какой вывод можно сделать? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: сырое яйцо не сразу останавливается. В нем жидкий желток продолжает движение по инерции.  Инерция – это физическое явление сохранения скорости тела. Степа, скажи пожалуйста, какое физическое явление мы сейчас разобрали? (ответ). Давайте повторим это явление – инерция. Мы с вами выяснили, что белое яйцо – сырое, а коричневое – вареное.

 Давайте, ребята зафиксируем наш результат. Возьмите карту под цифрой 1. Что здесь изображено? (рассматривание карты и фиксация результатов).

Опыт №2: «Тонет, не тонет»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Давайте проведем эксперимент! У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её.  Все растворили соль? Сначала аккуратно опускаем варенное яйцо в стакан  с пресной водой. Что мы видим? Какой вывод можно сделать?

 Дети: Яйцо утонуло. Оно лежит на дне стакана.

Воспитатель: Делаем вывод: в пресной воде вареное яйцо тонет. А теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в стакан с соленой водой. Что случилось? Почему?

Дети: Яйцо плавает в середине стакана.

Воспитатель: Итак, Степа, какой вывод можно сделать? (ответ) Ребята вы согласны? Кто может добавить? В пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности. А теперь тоже самое проделаем с варенным яйцом.

Воспитатель: Правильно. Яйцо и сырое и вареное поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды. Давайте теперь зафиксируем результаты двух опытов на карточке под цифрой два.  (фиксирование результатов).

Воспитатель: Мы с вами выполнили сложную работу, а теперь отдохнем!

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Катись, катись яичко»

Дети стоят в кругу, водящий-любой ребёнок стоит в кругу, у него в руках яйцо. Он передаёт яйцо любому ребёнку. Все вместе читают стихи:

Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

Ребята передают яйцо по кругу. У кого по окончанию фразы слов яйцо окажется в руках, тот выходит в круг. И они с водящим пляшут.

Игра повторяется снова. Яйцо можно передавать в разных направлениях.

эксперименты

Опыт №3 «Что внутри?»

Воспитатель: Ребята, я взяла в руки сырое яйцо, аккуратно, ложечкой разобью яйцо посередине и вылью в блюдце. (демонстрирую детям). Смотрим из чего состоит яйцо? Что видит Степа? (ответы детей).

Воспитатель: Что мы видим в центре?  Какой желток? Что вокруг желтка? (ответы детей). Какой он? 

Дети: В центре – желток. Он желтый, круглый. Вокруг желтка – белок. Белок прозрачный, жидкий.

Воспитатель: Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы. Если ложечкой проткнуть желток, что получилось? Почему? (ответы детей). Желток - жидкая масса в тонкой пленке. Как вы думаете, можно ли разбитое яйцо взять в руки? (ответы детей). Давайте рассмотрим оболочку яйца. Как называется оболочка?

Дети:  Скорлупа.

Воспитатель: Какая она? 

Дети: Скорлупа хрупкая, ломкая, тонкая.

Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?

Дети: Яйцо состоит из трех элементов, частей (скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке).

Воспитатель: Кроме всего что вы сказали, в яйце есть воздушная камера, плёночка белка и плёночка желтка. Посмотрите. (демонстрация картинки.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами пройдем в испытательную лабораторию, где мы проводили длительные эксперименты и наблюдали за ними в течении недели.  (дети проходят в другую часть группы).

Опыт №4 «Яйцо и газированная вода»

Вместе с детьми подходим к столу,  обращаю внимание на баночку с газированной водой, в которое погружено яйцо. Дети вспоминают алгоритм выполнения опыта, проведенного ранее.

Дети: Взяли баночку и положили в него вареное яйцо. Далее налили в стакан с яйцом газированной воды (кока-колы).   Наблюдали за происходящем в течении недели.

Воспитатель: Вспомним что мы проделали с вареным яйцом? Ребята для чего мы проводили такой опыт, что хотели проверить?

Дети: Хотели посмотреть, что станет с яйцом.

Воспитатель: Давайте достанем яйцо из стакана и посмотрим, что с ним стало.

Дети объясняют увиденное (яйцо окрасилось, потемнело).

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Газированная вода действует на скорлупу, краска остается на поверхности яйца.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли пить газированную воду?

Дети: Нет, она разрушит наши зубы и желудок. И зубы надо чистить утром и вечером.

Опыт №5 «Резиновое яйцо»

Воспитатель: Ребята, наши зубы и кости содержат кальций, а что произойдет если его поместить в уксусную кислоту? Оболочка куриного яйца как раз состоит из кальция. Что мы с вами сделали предварительно?

Дети: В пятницу варенное яйцо положили в баночку. Затем налили в него 9% уксусной кислоты. Начали наблюдать. На скорлупе было много пузырьков.  Это выходил воздух. После стали появляться пятна. Скорлупа начала растворяться.

Воспитатель: Давайте, аккуратно ложечкой достанем яйцо из стакана, теперь хорошо промоем его  водой.  Яйцо немного увеличилось в размере, напиталось уксусом. Скорлупы нет, пленка очень тонкая, а значит может порваться при неаккуратном обращении. Потрогайте нежно яичко, чтобы не раздавить.  (демонстрирую детям). Можно им играть как резиновым мячом.  Мы с вами сделали резиновое яичко.

Воспитатель: Ребята, скажите, кто людям дает такое удивительное яичко? (ответы детей – птицы).  Яйцо каких птиц люди употребляют в пищу?

Дети: Куриные, перепелиные, индюшиные, гусиные, страусиные, утиные.

Воспитатель: Сейчас мы превратимся с вами в птичек.

Релаксация «Птички»         

Воспитатель: Представьте,  что вы маленькие птички. Летаете по лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой. Прилетели к лесному ручейку, приземлились, почистили клювом пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались. А теперь сели в уютное гнездышко на лесной полянке и стали отдыхать слушая звуки природы! (Игра сопровождается аудиозаписью пения певчих птиц в лесу.) Как хорошо в лесу! А теперь возвращаемся в детский сад!

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами провели несколько экспериментов, познакомились с новым понятием - инерция. Мне хочется узнать ваше мнение о занятии. Предлагаю вам поиграем в игру: «Закончи фразу». Я говорю начало фразы,  а вы ее должны продолжить. Начинаем!?

- Сегодня на занятии я научился……

- Сегодня на занятии было интересно…..

- Сегодня на занятии мне понравилось больше всего…..

- Сегодня на занятии я понял, что…..

- Занятие показалось мне интересным…

- Занятие заставило задуматься о ….

Воспитатель: Какие вы молодцы! В нашей лаборатории работали настоящие ученые! А теперь пора прощаться……

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Литература:

1. Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников»;

2. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»;

3. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»

4. А.И. Шапиро «Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками»;

5. В.А. Деркунская, А.А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками»;

6.  maam.ruМААМ/ВоспитателюДОУ;  

7. nsportal.ruДетский садОкружающий мир›;  

8. azbyka.ru…opyty-i-ehksperimenty-dlya-doshkolnikov.

Приложение: Карточка №1 и №2  – на 2 л. в 1 экз.

Приложение

Карта № 1

Карта № 2

   + https://media.istockphoto.com/photos/salt-shaker-picture-id613662588

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...

Конспект образовательной деятельности "Интересное рядом"

конспект занятия по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятел...

Конспект ООД "Интересное рядом"

Конспект ООД "Интересное рядом"...