Конспект НОД - Интересное рядом
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Интересное рядом». Цель: Создание условия для систематизации представлений о полезных свойствах куриных яиц и разного их состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_eksperimentirovaniyu_28.03.19.doc | 775 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 16»
«Интересное рядом»
конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
Разработал:
Русских Г.М.
воспитатель
Ачинск, 2019
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:
«Интересное рядом».
Подготовительная группа «Капельки»
Интеграция областей образования.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Цель: Создание условия для систематизации представлений о полезных свойствах куриных яиц и разного их состояния.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через экспериментирование с яйцом.
2. Развивать умение принимать решение в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Методы и приемы: Кратковременное и длительное наблюдение, демонстрация наглядного материала, рассказ педагога, беседа с детьми, выполнение элементарных опытов, моделирование, экспериментирование.
Словарная работа: лаборатория, инерция, возрождение.
Предварительная работа: проведения длительного опыта: «Резиновое яйцо», «Яйцо и газированная вода» (За неделю до занятия заливаем варенное куриное яйцо 9% уксусом и наблюдаем. За неделю до занятия, в другом стакане заливаем варенное яйцо газированной водой (Кока-кола). Наблюдаем. В конце занятия вынимаем яйца, рассматриваем и делаем выводы.)
Индивидуальная работа с детьми ОВЗ: развивать навык самостоятельного выполнения элементарных опытов; продолжать учить обобщать и делать выводы; словарная работа.
Материалы и оборудование: на каждого ребенка: 2 яйца (вареное и сырое), салфетки, ложечка, два пластиковых стакана с водой, один контейнер с солью, чашечка 1 шт., карточки для фиксации опытов 2 шт, карандаш.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель вместе с детьми.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, что это? (звучит музыка, в окне появляется воздушный шар с письмом, отрезаю письмо) Ребята к нам пришло письмо, давайте его прочтем. (В письме текст написан воском.) Что это? Волшебное письмо?
Дети: Ничего не видно. Как его прочитать?
Воспитатель: Как нам увидеть, что там написано? Ваши предложения?
Дети: Может нам попробовать раскрасить письмо карандашом? Красками?
Воспитатель: Давайте так и сделаем? (закрасим письмо красками, читаю текст: загадка про яйцо)
Воспитатель:
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь в птицу
Может превратиться. (Яйцо) (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет об «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку:
Жили – были, ребята,
дед и бабка когда-то,
С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо,
И снесла им не простое,
А удивительное яйцо!
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию, чтобы провести опыты с удивительным яйцом. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Степа, скажи какие правила ты знаешь? Какое правило знает Савелий? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правила будем соблюдать. Чтобы попасть в лабораторию необходимо воспользоваться билетом. (раздаю билеты). А теперь проходим в лабораторию и находим свои места..
Дети проходят, надевают фартуки с шапочками и садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, яйцо – это символ жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега. А кто знает, ребята, какую пользу дают для человека куриные яйца? (ответы детей)
Воспитатель: Яйцо – это удивительный продукт, в нем содержится много белка, жиров, все микроэлементы и 12 витаминов, которые помогают нам расти здоровыми и сильными. Полезные вещества яиц улучшают, память, предохраняют от многих заболеваний. В яйце много кальция, поэтому при регулярном употреблении яиц, у людей крепкие зубы и кости.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем проводить эксперименты. Ребята, давайте посмотрим на яйцо. Назовите его внешние признаки. (ответы детей)
Опыт №1: «Сырое или варенное яйцо?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете как можно узнать какое яйцо, сырое или варенное? Попробуем узнать. У вас на столах лежат по два яйца, белое и коричневое. Какое же из них вареное, какое сырое? Очень аккуратно я возьму одно яйцо, чтобы оно не разбилось и осторожно покручу его на чашечке, а затем прикоснусь к нему ладошкой, чтобы остановить. Вот так. Наблюдайте за ним. Теперь возьмите другое яйцо и тоже его покрутите на чашечке. Что происходит? Савелий, что ты увидел? Какой вывод можно сделать? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: сырое яйцо не сразу останавливается. В нем жидкий желток продолжает движение по инерции. Инерция – это физическое явление сохранения скорости тела. Степа, скажи пожалуйста, какое физическое явление мы сейчас разобрали? (ответ). Давайте повторим это явление – инерция. Мы с вами выяснили, что белое яйцо – сырое, а коричневое – вареное.
Давайте, ребята зафиксируем наш результат. Возьмите карту под цифрой 1. Что здесь изображено? (рассматривание карты и фиксация результатов).
Опыт №2: «Тонет, не тонет»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Давайте проведем эксперимент! У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Все растворили соль? Сначала аккуратно опускаем варенное яйцо в стакан с пресной водой. Что мы видим? Какой вывод можно сделать?
Дети: Яйцо утонуло. Оно лежит на дне стакана.
Воспитатель: Делаем вывод: в пресной воде вареное яйцо тонет. А теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в стакан с соленой водой. Что случилось? Почему?
Дети: Яйцо плавает в середине стакана.
Воспитатель: Итак, Степа, какой вывод можно сделать? (ответ) Ребята вы согласны? Кто может добавить? В пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности. А теперь тоже самое проделаем с варенным яйцом.
Воспитатель: Правильно. Яйцо и сырое и вареное поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды. Давайте теперь зафиксируем результаты двух опытов на карточке под цифрой два. (фиксирование результатов).
Воспитатель: Мы с вами выполнили сложную работу, а теперь отдохнем!
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Катись, катись яичко»
Дети стоят в кругу, водящий-любой ребёнок стоит в кругу, у него в руках яйцо. Он передаёт яйцо любому ребёнку. Все вместе читают стихи:
Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка.
Ребята передают яйцо по кругу. У кого по окончанию фразы слов яйцо окажется в руках, тот выходит в круг. И они с водящим пляшут.
Игра повторяется снова. Яйцо можно передавать в разных направлениях.
эксперименты
Опыт №3 «Что внутри?»
Воспитатель: Ребята, я взяла в руки сырое яйцо, аккуратно, ложечкой разобью яйцо посередине и вылью в блюдце. (демонстрирую детям). Смотрим из чего состоит яйцо? Что видит Степа? (ответы детей).
Воспитатель: Что мы видим в центре? Какой желток? Что вокруг желтка? (ответы детей). Какой он?
Дети: В центре – желток. Он желтый, круглый. Вокруг желтка – белок. Белок прозрачный, жидкий.
Воспитатель: Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы. Если ложечкой проткнуть желток, что получилось? Почему? (ответы детей). Желток - жидкая масса в тонкой пленке. Как вы думаете, можно ли разбитое яйцо взять в руки? (ответы детей). Давайте рассмотрим оболочку яйца. Как называется оболочка?
Дети: Скорлупа.
Воспитатель: Какая она?
Дети: Скорлупа хрупкая, ломкая, тонкая.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: Яйцо состоит из трех элементов, частей (скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке).
Воспитатель: Кроме всего что вы сказали, в яйце есть воздушная камера, плёночка белка и плёночка желтка. Посмотрите. (демонстрация картинки.)
Воспитатель: Сейчас мы с вами пройдем в испытательную лабораторию, где мы проводили длительные эксперименты и наблюдали за ними в течении недели. (дети проходят в другую часть группы).
Опыт №4 «Яйцо и газированная вода»
Вместе с детьми подходим к столу, обращаю внимание на баночку с газированной водой, в которое погружено яйцо. Дети вспоминают алгоритм выполнения опыта, проведенного ранее.
Дети: Взяли баночку и положили в него вареное яйцо. Далее налили в стакан с яйцом газированной воды (кока-колы). Наблюдали за происходящем в течении недели.
Воспитатель: Вспомним что мы проделали с вареным яйцом? Ребята для чего мы проводили такой опыт, что хотели проверить?
Дети: Хотели посмотреть, что станет с яйцом.
Воспитатель: Давайте достанем яйцо из стакана и посмотрим, что с ним стало.
Дети объясняют увиденное (яйцо окрасилось, потемнело).
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Газированная вода действует на скорлупу, краска остается на поверхности яйца.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли пить газированную воду?
Дети: Нет, она разрушит наши зубы и желудок. И зубы надо чистить утром и вечером.
Опыт №5 «Резиновое яйцо»
Воспитатель: Ребята, наши зубы и кости содержат кальций, а что произойдет если его поместить в уксусную кислоту? Оболочка куриного яйца как раз состоит из кальция. Что мы с вами сделали предварительно?
Дети: В пятницу варенное яйцо положили в баночку. Затем налили в него 9% уксусной кислоты. Начали наблюдать. На скорлупе было много пузырьков. Это выходил воздух. После стали появляться пятна. Скорлупа начала растворяться.
Воспитатель: Давайте, аккуратно ложечкой достанем яйцо из стакана, теперь хорошо промоем его водой. Яйцо немного увеличилось в размере, напиталось уксусом. Скорлупы нет, пленка очень тонкая, а значит может порваться при неаккуратном обращении. Потрогайте нежно яичко, чтобы не раздавить. (демонстрирую детям). Можно им играть как резиновым мячом. Мы с вами сделали резиновое яичко.
Воспитатель: Ребята, скажите, кто людям дает такое удивительное яичко? (ответы детей – птицы). Яйцо каких птиц люди употребляют в пищу?
Дети: Куриные, перепелиные, индюшиные, гусиные, страусиные, утиные.
Воспитатель: Сейчас мы превратимся с вами в птичек.
Релаксация «Птички»
Воспитатель: Представьте, что вы маленькие птички. Летаете по лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой. Прилетели к лесному ручейку, приземлились, почистили клювом пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались. А теперь сели в уютное гнездышко на лесной полянке и стали отдыхать слушая звуки природы! (Игра сопровождается аудиозаписью пения певчих птиц в лесу.) Как хорошо в лесу! А теперь возвращаемся в детский сад!
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами провели несколько экспериментов, познакомились с новым понятием - инерция. Мне хочется узнать ваше мнение о занятии. Предлагаю вам поиграем в игру: «Закончи фразу». Я говорю начало фразы, а вы ее должны продолжить. Начинаем!?
- Сегодня на занятии я научился……
- Сегодня на занятии было интересно…..
- Сегодня на занятии мне понравилось больше всего…..
- Сегодня на занятии я понял, что…..
- Занятие показалось мне интересным…
- Занятие заставило задуматься о ….
Воспитатель: Какие вы молодцы! В нашей лаборатории работали настоящие ученые! А теперь пора прощаться……
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Литература:
1. Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников»;
2. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»;
3. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»
4. А.И. Шапиро «Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками»;
5. В.А. Деркунская, А.А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками»;
6. maam.ru›МААМ/ВоспитателюДОУ;
7. nsportal.ru›Детский сад›Окружающий мир›;
8. azbyka.ru›…opyty-i-ehksperimenty-dlya-doshkolnikov.
Приложение: Карточка №1 и №2 – на 2 л. в 1 экз.
Приложение
Карта № 1 | |||||
Карта № 2 | |||||
+ | |||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...
Конспект образовательной деятельности "Интересное рядом"
конспект занятия по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятел...
Конспект викторины«Интересное рядом» по вариативным программам О.В.Дыбиной«Неизведанное рядом», «Что было до…»
Цель: формирование у детей интереса и знаний об окружающем мире....
Конспект ООД "Интересное рядом"
Конспект ООД "Интересное рядом"...