ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Сложности внедрения инклюзии в ДОУ.
статья
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Сложности внедрения инклюзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_inklyuziya.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сложности внедрения инклюзии
В соответствии с актуальными статистическими данными в России насчитывается более 2 млн. детей дошкольного возраста с врожденными или приобретенными патологиями развития, проявлениями инвалидности, что обуславливает необходимость пересмотра традиционной воспитательной стратегии.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Инклюзивное обучение нацелено на формирование доступной среды для получения знаний и навыков. Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.
Инклюзи́вное образова́ние (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся.
Развитие в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980—1990 годов. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег». Осенью 1992 года был создан проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которого в одиннадцати регионах страны создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью. Чтобы подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ в 1996 году коллегия Министерства образования и науки ввела в учебные планы педагогических вузов курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». 31 января 2001 года на Международной научно-практической конференции образования приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ. В 2008 году Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, а в 2012 — утвердила на законодательном уровне.
Инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.
Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении.
Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ДОУ организованна специальная группа для детей с особыми потребностями – группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
Основные принципы
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен думать и чувствовать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни
Проблемы инклюзивного образования
1. Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. В настоящий момент решение этого вопроса наименее обеспеченно как организационно так и методически. Педагог не имеет в арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, соответствующих задачам инклюзивного обучения.
2. Еще одна серьезная проблема это необходимость изменения образовательной среды, которая непосредственно связанна с проблемами финансирования. Многие сады с трудом могут себе позволить создание инклюзивных групп, как раз потому что, есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования. К ним относятся специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки, тактильные панели , а также необходимые средства для организации без барьерной среды и т. Д
3. В ДОО комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Трудностью на пути решения о разворачивании инклюзивной практике дошкольного учреждения является психологическая неготовность педагогического состава к принятию ребенка с ОВЗ. Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а также знакомства с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
4. Процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании очень сложный. Необходимо создание конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволяют сделать этот процесс адаптивным и пластичным
Цель и задачи инклюзивного ДОУ Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
1.создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ
2.обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
3.построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
4.интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
5.обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
6.разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
7.координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
8.повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
9.формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями
3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
4. реализация себя в обществе;
5. повышение качества жизни;
6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблема внедрения инклюзии в систему дошкольного образования России»
В России в последние двадцать лет серьезно изменились социально-экономические условия, которые повлекли за собой изменения в различных сферах социальной и общественной жизни страны, в том числе в сист...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Проект "Островок Надежды" по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями
Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образовани...
Проблемы внедрения инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпева...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....