Проблемы внедрения инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС
статья

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx4.42 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Право на образование принадлежит всем детям, в том числе и детям с инвалидностью независимо от причин инвалидности. Обеспечение для ребёнка с отклонениями в развитии равных возможностей и равных прав, в первую очередь, означает возможность находиться рядом с обычными сверстниками, возможность получить качественное образование.

На современном этапе развития системы образования РФ одной из основных является задача создания условий для развития личности каждого ребёнка в соответствии с его психическими и физическими особенностями, возможностями и способностями.

В соответствии с международными нормами образовательное законодательство России гарантирует обеспечение равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Созданные в последние годы нормативно-правовые акты (Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования до 2025 года» и другие), федеральные образовательные стандарты отмечают необходимость включения в образовательный процесс всех граждан РФ, достигших школьного возраста, независимо от наличия особых познавательных потребностей.

ФГОС  определяет среди главных задач создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.

В стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья ..

«Инклюзивное образование» – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

Осуществление в Российской Федерации инклюзивного образования ставит для нашего государства вопрос о необходимости изменения подходов внедрения инноваций в систему образования в реализации инклюзивного образования.

Широкое внедрение идей интеграции и инклюзии в общеобразовательные школы России в значительной мере зависит от квалификации кадров. И в этом ракурсе особое значение приобретает проблема формирования инклюзивной компетентности педагогов в контексте реализации ФГОС.

Российская педагогика предпринимает шаги, направленные на эволюционные изменения в образовании, связанные с включением детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения (Л.И. Аксёнова, И.М. Бгажнокова, Н.С. Грозная, JI.H. Давыдова, И.В. Искрук, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, JI.M. Шипицина и др.).

Интерес к данной проблематике обусловлен, на мой взгляд, следующими причинами:

- Россия ориентирована на выполнение установок целей развития тысячелетия, поэтому есть необходимость обращения вновь к опыту отечественной науки и опыту инклюзивного образования;

- отсутствие массовой практики инклюзивного обучения в отечественной системе образования;

- недостаточная степень эффективности существующих форм организации инклюзивного образования в РФ.

Указанные обстоятельства обусловливают интерес к анализу теории, методологии, форм организации инклюзивного образования в России, нацеливают на повышение инклюзивной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС  и определяют актуальность данной темы.

Несмотря на богатый методический материал по теме исследования, проблема организации инклюзивного образования в ДОУ раскрыта недостаточно, и на практике часто вызывает вопросы и недопонимание у педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Семейное воспитание и дошкольное образование в контексте реализации ФГОС дошкольного образования

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта м...

Выступление "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО. Алгоритм организации работы с детьми с ОВЗ на дошкольной ступени образования"

Представляю программу межрайонного семинара «Дети с ОВЗ в дошкольном образовании: организация инклюзивного образования» для педагогов дошкольного образования, куратором котрого я была и од...

Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч.

16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации. "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч....

31.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 108ч.

21.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с...