План по самообразованию-Ознакомление с природой России в подготовительной группе.
материал (подготовительная группа)
Цель: изучение, в доступной для дошкольников форме, многообразия природных и климатических зон России, ее флоры и фауны, природных ресурсов и исчезающих видов животных.
Актуальность.
В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.
В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.
Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ !
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu-puteshestvie_po_rossii.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 1387"
Управления делами Президента Российской Федерации
План по самообразованию
Тема: «Путешествие по России.
Ознакомление с природой России
в подготовительной к школе группе».
Воспитатель: Макарова
Наталья Геннадьевна
Москва, 2019г.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – это важнейший этап формирования личности ребенка. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру и окружающей действительности. В период дошкольного детства закладывается «фундамент» для приобретения в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения различных видов деятельности.
В современном мире экологическое воспитание особо актуально, мы живем в мире с развитой промышленностью, в мире где машина есть в каждой семье, развито железнодорожное и авиасообщение, все это и многое другое негативно влияет на экологию. Вследствие чего гибнет флора и фауна нашей планеты.
Россия – самая большая страна в мире. Климатические зоны России состоят почти из всех поясов, которые относятся к континентальному климату. Этим обусловлено многообразие флоры и фауны нашей страны. В России огромное количество рек и озер, а также морей. Берега нашей страны омывают три мировых океана. Также разнообразны и природные ландшафты нашей Родины.
Изучение природы России в целом необходимо в целях патриотического и экологического воспитания дошкольников. Ведь зачастую дети (в том числе и школьного возраста) не имеют представления о многообразии природы родной страны. В России большое количество национальных парков и природных заповедников с неповторимой флорой и фауной, большое количество животных, растений и птиц, занесенных в Красную книгу.
В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.
В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.
Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ!
В концепцию данной программы заложена работа с физической картой России, размещенной в группе. На протяжении года, дети будут узнавать и отмечать на карте заповедные зоны и национальные парки, ареалы обитания тех или иных видов животных и птиц, климатические зоны России, места добычи природных ископаемых и памятники природы родной страны.
Имея базовые представления о природе родной страны, мы можем «подтолкнуть» дошкольника к более глубокому изучению данного вопроса в будущем, к формированию экологического самосознания, к желанию беречь и сохранять те уникальные природные богатства, которые есть в нашей стране.
Цель: изучение, в доступной для дошкольников форме, многообразия природных и климатических зон России, ее флоры и фауны, природных ресурсов и исчезающих видов животных.
Задачи:
- формирование осознанно-правильного отношения к представителям живой и неживой природы, навыков экологически-грамотного поведения в природе, формирование навыков бережного использования природных ресурсов;
- формирование активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать окружающий мир;
- развитие общих познавательных способностей: умение описывать, строить предположения, предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;
- воспитывать гуманно-ценностное отношение детей к природе.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- взаимодействие с педагогами ДОУ;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы проведения:
- игры;
- беседы, загадки;
- рассматривание картинок;
- презентации, видеофильмы, мультфильмы.
План по самообразованию на 2019-2020 уч.год.
Месяц | Неделя | Тема | Содержание работы. Цели. | Практический выход. | Источник |
Сентябрь | 1неделя | Изучение литературы. | Создание условий для формирования эффективного гражданского и патриотического воспитания дошкольников. | Просмотр иллюстраций по теме. | 1.А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир». Окружающий мир для дошкольников. 2. Т.А. Шорыгина. Серия: Детям о природе России. 3.Интернет-ресурсы. |
2неделя | Наша Родина – Россия. | формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства. | Просмотр презентации. | Интернет https://infourok.ru/prezentaciya-nasha-rodina-rossiya-dou-2299743.html | |
3неделя | Тема: «Что такое лес? Какие бывают леса?» | Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. | Оригами «Лисичка». | Шорыгина Т.А., стр.5,17. | |
4неделя | Тема: «Путешествие в смешанный лес».
| Развитие познавательного интереса к миру природы. | Пластилинография «Обитатели леса». Просмотр видеофильма. | Вахрушев А.А., стр.325, «Здравствуй, мир!», Шорыгина Т.А., Беседа о русском лесе стр.30,38. | |
Октябрь 1неделя 2неделя 3неделя 4неделя | 1неделя | Беседы о русском лесе. Тема: «Какую пользу приносит лес?» | Сформировать у детей представление о русском лесе. | Просмотр презентации. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/10/kakuyu-polzu-prinosit-les Шорыгина Т.А. стр.69. |
2неделя | Тема: «Животные и птицы русского леса». | Прививать любовь и воспитывать бережное отношение к природе. | Просмотр видеофильма. | ||
3неделя | Тема: «Научитесь беречь лес». | Воспитывать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли. | Рисуем с детьми «запрещающие и разрешающие знаки» (Дети рисуют знаки что можно, а что нельзя делать в лесу). | Шорыгина Т.А. стр.74. | |
4неделя | Тема: «Что вы знаете о русском лесе?». | Совершенствовать способы познания мира природы сообразуя их с заботой о сохранности и благополучия ее объектов. | Викторина «Зона лесов». (сайт Время Знаний http://edu-time.ru). | Шорыгина Т.А. стр.84. | |
Ноябрь | 1неделя | Беседы о тайге и ее обитателях. Тема: «Где расположена на территории России тайга?» | Формировать представление о таежной зоне России, ее климате, природе, растительном и животном мире, о том, как сохранить природу тайги. | Просмотр презентации. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/13/prezentatsiya-tayga-i-ee-obitateli Шорыгина Т.А. стр.5 |
2неделя | Тема: «Климат тайги». | Закрепить представленный материал, пробудить у детей интерес к природе, познанию новых, неизвестных явлений. | Просмотр видеофильма. Работа с картой. | Шорыгина Т.А. стр.8. | |
3неделя | Тема: «Животные и птицы тайги». | Воспитывать защитников природы, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) бережно распоряжаться ее богатствами. | Загадки (Шорыгина Т.А. стр.73) Викторина (внутри группы) «Животный мир тайги». | https://infourok.ru/konspekt-viktorini-dlya-detey-vsyo-o-zhivotnom-mire-2496608.html Шорыгина Т.А. стр.42, 74. | |
4неделя | Тема: «Растительный мир тайги». | Воспитывать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли. | Разработка макета с детьми «Тайга». | Шорыгина Т.А. стр.11, 28. | |
Декабрь | 1неделя | Тема: «Растительный мир тайги». | Сформировать желание сохранить природу тайги. | Работа с картой. | Шорыгина Т.А. стр.11, 28. |
2неделя | Тема: «Природа тайги». | Обобщить знания детей. | Просмотр видеофильма. | Шорыгина Т.А. стр.8. | |
3неделя | Тема: «Север России». | Расширить представление детей о Севере. Способствовать развитию интереса к окружающему миру. | Просмотр презентации. | Шорыгина Т.А. стр.5. | |
2неделя | Беседы о русском Севере. Тема: «Что мы называем Севером?». | Развивать положительные эмоции и чувства по отношению к природе, развивать восприятие природы как ценности. Сформировать представление у детей о Севере России, климате и природе, растительном и животном мире Арктики и тундры. | Просмотр видеофильма. | Шорыгина Т.А. стр.5. | |
3неделя | Тема: «Животные и птицы Севера». | Сформировать умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе. | Просмотр видеофильма(продолжение). Викторина для детей "Животные Севера"(сайт Время знаний). | Шорыгина Т.А.стр.32,45, 57,73. | |
4неделя | Тема: «Растительный мир русского Севера»; «Как сохранить природу Севера?». | Сформировать представление о проблеме сохранения природы данного региона. Пробудить у дошкольников интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли. | Досуг «Традиции русского Севера». | Шорыгина Т.А. стр.19,21. Шорыгина Т.А. стр.90. Сценарий https://www.maam.ru/detskijsad/tradici-ruskogo-severa.html | |
Февраль | 1неделя | Беседы о Дальнем Востоке. Тема: «Где расположен Дальний Восток?». | Формировать представление о Дальнем Востоке, его климате, его природных условиях. | Просмотр видеофильма. | Шорыгина Т.А. стр.4. |
2неделя | Тема: «Климат и природа Дальнего Востока». | Закрепить представленный материал, развить речь и логическое мышление ребенка, учить сравнивать и анализировать. | Просмотр видеофильма (продолжение). | Шорыгина Т.А. стр.6 | |
3неделя | Тема: «Растительный мир Дальнего Востока». | Формировать умение видеть красоту окружающего мира; Воспитывать патриотические чувства к своей Родине. | Чтение сказки «История олененка» (по мотивам повести Ф.Зальтена «Бемби»). Просмотр мультфильма (фрагмент из «Бемби»). | Шорыгина Т.А. стр.15. Шорыгина Т.А. стр.39(Бемби). | |
4неделя | Тема: «Животные и птицы Дальнего Востока». | Сформировать представление о растительном и животном мире, а также деятельности людей. | Акция (дети совместно с родителями) «Спасем Амурских тигров». | Шорыгина Т.А. стр.33,61,68,75. | |
Март | 1неделя | Беседы о субтропиках и горах. Тема: «Зона субтропиков. Месторасположение и климат». | Способствовать развитию речи, фантазии, логического мышления, активизировать внимание и память детей. | Задания и загадки (Шорыгина Т.А.стр.6). | Шорыгина Т.А. стр.4 |
2неделя | Тема: «Что такое горы?». | Сформировать представление о субтропической и горной зонах России. | Чтение легенды об эдельвейсе (Т.А. Шорыгина стр.33). | Шорыгина Т.А.стр.24 | |
3неделя | Тема: «Растительный мир». | Пробудить интерес ребенка к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. | Чтение сказки Бажова «Малахитовая шкатулка». | Шорыгина Т.А. стр.6,32. | |
4неделя | Тема: «Животные и птицы». | Сформировать представление, где и как растения и животные приспособились жить в этих краях. | Выращиваем кристалл(экспериментирование). | Шорыгина Т.А. стр.43,52. | |
Апрель | 1неделя | Тема: «Что такое пустыня и полупустыня?» | Помочь пробудить интерес детей к окружающему миру. | Просмотр презентации. | Шорыгина Т.А.стр.4. |
2неделя | Тема: «Климат. Где расположены пустыни и полупустыни в нашей стане?» | Создать условия для получения новых знаний, воспитать бережное отношение к природе. | Просмотр видеофильма. | Шорыгина Т.А.стр.4,13. | |
3неделя | Тема: «Растительный мир». | Способствовать развитию речи и логического мышления, активизировать внимание детей. | Загадки о растениях. | Шорыгина Т.А.стр.19 | |
4неделя | Тема: «Животные и птицы пустынь и полупустынь». | Формировать умение видеть красоту окружающего мира; Воспитывать патриотические чувства к своей Родине. | Макет «Пустыня» (с использованием кинетического песка). | Шорыгина Т.А.стр. 32. | |
Май | 2неделя | Беседы о степи и лесостепи. Тема: «Лесостепи. Степи. Расположение и климат». | Формировать представление о лесостепной и степной зонах России. Помочь усвоить предлагаемый материал, для детей старшего дошкольного возраста. Сформировать представление о расположении лесостепей и степей на территории России, их климате. | Просмотр видеофильма. | Шорыгина Т.А. стр.4,7. |
3неделя | Тема: «Растительный мир». | Воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы. Сформировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами). Воспитывать патриотические чувства к своей Родине. | Загадки о растениях (Т.А. Шорыгина стр38, 44). | Шорыгина Т.А. стр.13,39. | |
4неделя | Тема: «Животный мир». | Сформировать представление о животных, обитающих в этих районах нашей Родины; Воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру. | Мини-музей «Кто живет в степи?». Экскурсия для детей старшей группы №4. | Шорыгина Т.А. стр.45. |
Литература.
- А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир». Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к пособиям для детей 2-7лет. - Москва: Баласс, 2011. – 494с.
- Шорыгина Т.А. Детям о природе России. "Беседы о русском лесе. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ Сфера». 2017г.-96 с.
- Шорыгина Т. А. Детям о природе России. "Беседы о русском Севере. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ Сфера». 2017г.-96 с.
- Шорыгина Т. А. Детям о природе России. "Беседы о Дальнем Востоке. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ Сфера». 2017г. -96 с.
- Шорыгина Т. А. Детям о природе России. "Беседы о пустыне и полупустыне. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ Сфера». 2017г. - 64 с.
- Шорыгина Т. А. Детям о природе России. "Беседы о субтропиках и горах. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ Сфера». 2017г. - 64 с.
- Шорыгина Т. А. Детям о природе России. "Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ Сфера». 2017г. - 64 с.
- Шорыгина Т. А. Детям о природе России. "Беседы о тайге и ее обитателях. Методические рекомендации". Издательство «ТЦ Сфера». 2017г. - 96с.
- https://infourok.ru/prezentaciya-nasha-rodina-rossiya-dou-2299743.html
- https://youtu.be/h6IosrtURxg
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/10/kakuyu-polzu-prinosit-les
- https://youtu.be/dFKJkVQfBv8
- https://youtu.be/bsx4H0-VNek
- https://infourok.ru/konspekt-viktorini-dlya-detey-vsyo-o-zhivotnom-mire-2496608.html
- https://youtu.be/IePtbumZgbk
- https://youtu.be/IePtbumZgbk
- Сценарий https://www.maam.ru/detskijsad/tradici-ruskogo-severa.html
- https://youtu.be/zG2Q04eB8ro
- https://youtu.be/zG2Q04eB8ro
- https://youtu.be/lfk-rCtXQcM
- https://youtu.be/uTTNx4ATJmk
- https://youtu.be/dknW5btZz64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий , посвящённых году Литературы в России . Старшая - подготовительная группа .
На фоне будоражащих мир событий , важно осознавать , что общество обратилось к культурным истокам .Во все времена литературное наследие и творчество помогало народам сохранять свою культуру и " ч...
План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста....
Комплексно-тематический план "Я - гражданин России" в подготовительной группе
Цель темы: Обобщить и систематизировать знания детей о многонациональности России, единстве народа....
План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...
план по самообразованию "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром животных и растений»
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогаще...
План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".
Формировать умение детей выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...
Перспективный план по самообразованию ("Ознакомление дошкольников с природой родного края Оренбуржья")
Материал может использоваться для составления плана по ознакомлению детей с природой родного края....