Консультации для воспитателей
консультация
Консультации для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_muzykalnogo_rukovoditelya_dlya_pedagogov_dou.docx | 17.7 КБ |
razvitie_emotsionalnoy_otzyvchivosti_detey.docx | 20.21 КБ |
konsultatsii_dlya_vospitateley1.doc | 48 КБ |
konsultatsii_dlya_vospitateley_.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ
2016г.
"Праздничные утренники"
Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности.
В детском саду проводят следующие праздники: "Осенины", День матери, праздник новогодней елки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, выпускной бал.
В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.
Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.
Забавные зрелища, занимательные игры-драматизации вызывают чувство удовольствия, игры-аттракционы - смех и веселье. Правда, радость и веселье детей на празднике не всегда бывают связаны с проявлением эстетических эмоций. Подлинно эстетические эмоции (в тех первоначальных формах, в каких они могут проявляться у детей) возникают лишь при достаточно высоком художественном уровне всего, что воспринимает ребенок на празднике, и хорошем качестве детского исполнения. Ребенок может почувствовать выразительность мелодии песни, поэтичность стихотворения, воспринять образность движений в игре, танце.
Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.
Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится.
Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в народных танцах.
Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями елка, и оформление зала (многочисленные гирлянды, снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) - все это обогащает детей новыми представлениями. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке елка.
Летний праздник совершенно особый. Ребята прощаются с детским садом, вспоминают любимые песни, пляски, игры.
Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.
Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.
Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной роли.
Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, напоминающие праздничное шествие, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает смену настроений.
Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Творческое отношение к работе часто вызывает у педагогов желание брать дополнительный материал, помимо основного, рекомендуемого программой, здесь необходимо очень внимательно относиться к качеству произведений при подборе репертуара.
Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация - все это средства эстетического воздействия на детей.
В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.
Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.
Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске - соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.
Эстетическое воспитание предполагает развитие художественно-творческих способностей. На празднике могут иметь место придуманные ребятами танцы и игры, а также их импровизации. При этом необходим индивидуальный подход к детям с учетом уровня их художественных способностей.
В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике и предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности.
Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на металлофоне простой песенки и т. д.
Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются флажкам, воздушным шарам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, флажками, погремушками вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Однако слишком много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет малыша, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике.
Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Обычно большое оживление и восхищение вызывают у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах.
Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация - все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.
Праздничные сценарии не надо перегружать большим количеством номеров. Материал лучше распределить так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых. Например, после общих хороводов вокруг елки можно дать инсценировку или индивидуальные выступления.
Для того чтобы праздник был эффективной формой организации художественной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими определенных навыков.
Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник - это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
2017г.
«Формирование эмоциональной отзывчивости детей среднего дошкольного возраста как способ развития музыкальности»
Музыка — самое эмоциональное из всех искусств и поэтому самое близкое и дорогое для человека. Дмитрий Кабалевский говорил: «Запомнить в музыке можно только то, что понятно и эмоционально прочувствовано».
Музыкальная отзывчивость – главная составляющая музыкальности. Психологическую основу эмоциональной отзывчивости дошкольника составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность его чувствовать, переживать, действовать.
Формула слышу–воспроизвожу (транслирую) подразумевает под собой включение третьей, вернее сказать, средней ступени – эмоционально переживаю. Лишь окрашенная эмоционально информация может быть яркой и запоминающейся, особенно для детей дошкольного возраста.
К вопросу об эмоциональной отзывчивости можно относиться двояко. Отзывчивость-проявление тех или иных реакций, причем, как положительных, так и отрицательных. В настоящее время современное общество столкнулось с мощным развитием научно-технического прогресса, когда на детей обрушивается мощный поток музыки, она становится фоном жизни, а не предметом эстетического удовольствия. Пассивно слушая, впитывая обилие компьютерной ритмизированной музыки, ребенок зачастую лишен возможности развивать свои собственные музыкально-исполнительские задатки. Технический прогресс заслонил перед нами живое исполнение, игру на музыкальных инструментах, пение, ансамблевое музицирование. При сложившихся условиях люди, в том числе и дети, становятся потребителями, а не созидателями прекрасного.
Необходимо отметить и тот факт, что современные дети зачастую не воспринимают музыку, исполненную на фортепиано, т.к. им совершенно не знаком голос этого музыкального инструмента. В этом нет ничего удивительно. Где ребенку услышать этот звук? Круг интересов родителей зачастую ограничивается совершенно другой музыкой, а исполнитель, скорее отбивает ритм на ударных, чем исполняет выразительную, интонационно окрашенную мелодию. Но ведь давно известно, что нельзя любить того, чего не знаешь! Мало того, многие дети воспитываются на «взрослом» репертуаре, слышат из различных источников песни, которые отнюдь не воспитывают их чувства, эстетические вкусы, а скорее являются инструкцией к действию. Если проанализировать тексты современных песен различных жанров не трудно заметить, что в них преобладают глаголы. Понаблюдайте, и вы тоже обратите на это внимание. Я уже не говорю о том, что зачастую текст не укладывается на мелодию и приходится переносить ударения в словах. Дети слышат, считают это нормой и повторяют за взрослыми. Известно, что дошкольники, не имея своих собственных эстетических ориентиров, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых.
Исходя из вышесказанного, можно очень четко обозначить как одну из задач в работе музыкального руководителя: расширить круг музыкальных впечатлений детей, познакомить их с разнообразным музыкальным материалом, сформировать устойчивый интерес к восприятию звучания «живой» музыки: голоса и музыкальных инструментов.
Говоря о дошкольном воспитании, необходимо отметить, что у музыкальных руководителей и воспитателей появляется реальная возможность обогатить музыкальный опыт ребенка, привить ему зачатки эстетического вкуса, сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности.
Музыкальные переживания детей, их реакция на звуки выражаются прежде всего через двигательную активность. Возникающие эмоциональные переживания дети младшего и среднего дошкольного возраста от услышанной музыки не могут выразить посредством слова, т.к. речевая активность детей данного возраста находится не на том этапе развития, но вполне свойственно этому возрасту передавать впечатления от услышанного через движения. Эту любовь к движению необходимо использовать с пользой для дальнейшего развития музыкальности ребенка.
Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, помогая детям сформировать представления о основных средствах музыкальной выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным. Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения.
Важную роль в работе с детьми играет эмоциональный настрой самого педагога. Эмоциональная окраска знакомой игры, упражнения, песни может окрасить ее новым светом, может открыть ребенку новый ракурс к пониманию содержания и освоения.
Например, я использую в своей практике такой прием, знакомый текст – четверостишие мы проговариваем с разным эмоциональным настроем. Причем, настрой иногда противоречит смыслу стиха, что оживляет восприятие детей и заставляет удивиться, затем задуматься, а потом и подобрать нужную интонацию. Вызвать интерес у детей, подвести их к раздумью и рассуждению – главная задача.
В моей педагогической копилке есть ритмопластическая игра «Тучка», - небольшая речевая игра, подкрепленная действиями:
Из огромной тучки дождь идет на ручки:
Кап, кап, кап, кап, - дождик капает вот так!
Из огромной тучки дождь идет на ручки:
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп- я почти уже промок!
В старшей группе, на определенном этапе работы, когда дети уже свободно владеют текстом, я предлагаю рассказать про тучку по-разному! И здесь полет фантазии свободный! Мы говорим грозно - получается грозная тучка и грозный дождик! Мы говорим лениво – и тучка наша не торопится поливать нас дождем. Мы говорим весело – и нам не страшен дождь, который принесла нам огромная тучка! Такой прием работы с текстом позволяет подготовить прочную базу для эмоционально окрашенного исполнения детьми песен в дальнейшем. Стоит создать условия для возникновения той или иной эмоциональной окраски, как заметно меняется качество и выразительность звука.
Очень важно при этом обращать внимание детей на то, как, при определенных эмоциональных задачах, меняются выразительные средства: говорим грозно – наша речь приобретает особую ритмику, четкость, силу звука, артикуляцию. Говорим лениво – все меняется, в первую очередь, темп, интонационная окраска.
Веселый характер исполнения нам опять же подсказывает соответствующие выразительные средства – голос приобретает звонкость, гибкость, звучит он в более высоком регистре, мы говорим подвижно, используя восходящую интонацию. А как при этом меняется мимика детей! При этом, во всех различных эмоциональных условиях, движения, соответствующие тексту, остаются прежними, но заметно меняется их характер!
Это упражнение приводит нас и к познавательной деятельности: мы рассуждаем с детьми, что дождь действительно бывает очень разнообразным: полезным – поливает растения, умывает улицы, дома; бывает навязчивым и печальным, когда он идет очень долго и никто ему уже не рад. А бывает, дождь и солнце встречаются и появляется радостная разноцветная радуга!
Для работы в данном направлении – развитие эмоциональной отзывчивости детей - не требуется отводить специальное время. Я играю с детьми постоянно, даже в организационном моменте. Например, мы приветствуем друг друга и прощаемся по-разному: здороваемся мы тихо – ударяем пальчиком об пальчик. При этом назревает интрига, детям интересно, что же будет дальше. В глазах – искорка интереса и готовность идти за тобой. Хлопаем в ладошки – громко весело! Топаем ножками – еще громче! А потом - прячем ручки за спину и хлопаем за спиной, тихо, но не шепотом. Интересно? Интересно!
При этом мы сохраняем ритмическую основу, сила голоса соотносится с характером действий, дети получают первоначальное понятие о динамике и динамическом развитии, а если подключить конкретный образ, можно поработать и над понятием регистр, тембр, звуковысотность, способ звукоизвлечения и пр.
Работая с дошкольным возрастом необходимо уходить от стереотипов, прежде всего самому педагогу. Необходимо находится в постоянном поиске ставить ребенка в ситуацию выбора. Какая интонация подходит для данной ситуации? Как надо спеть песенку, чтобы развеселить заболевшего Петушка? А как надо спеть для наших родителей, чтобы они поняли, что наш Петушок заболел? Все ответы мы ищем вместе. Но чтобы найти, необходимо познакомить детей с вариантами, и чем их больше, тем точнее будет выбор!
Например, мы говорим, что пришла весна, все вокруг меняется, природа просыпается, и появляются первые цветочки. Я читаю четверостишие:
Появились почки –
расцвели цветочки,
к солнцу потянулись,
солнцу улыбнулись!
Чтение стиха сопровождается действиями, мы показываем, как из сомкнутых пальчиков расцветают цветочки - открытые ладошки. С целью активизации восприятия детьми текста и создания более целостного образа, я предлагаю рассказать про цветочки сердито, с хитринкой, радостно, печально. Противоречия между текстом и интонацией приводит детей к размышлению и определению более соответствующего ситуации эмоционального посыла. Но, при этом, с другой стороны, мы рассуждаем, что и цветы бывают разные, и, как вариант творческого задания, дети рисуют фантазийный цветок, изображая тот или иной созданный ими интонационный образ, который запомнился больше всего.
Развитие эмоциональной отзывчивости не ограничивается игровой деятельностью. Большая роль в этом направлении деятельности отводится музыке в целом и, в частности, песенному репертуару. Ведь, как известно, пение – одно из наиболее эмоционально переживаемых действий! В певческой деятельности ребенок получает возможность сиюминутно выразить свои чувства, переживания, эмоции. Доктор медицинских наук, профессор И.П.Чукичев утверждает: «Подъем сил, обусловленный положительными эмоциями, не кажущийся, а реальный. Это следствие повышения жизненных возможностей всех органов, тканей, систем, участвующих в рабочем действии, эмоционально переживаемом».
Музыкальный образ песни, благодаря наличию словесного текста, становится понятным и близким детям с первого знакомства. Конечно, показ иллюстрации или игрушки, в соответствии с тематикой песни, еще более усиливает впечатление. Но каково удивление детей, что и с песней можно поиграть! Можно изменить ее, в зависимости от нашего желания или настроения! Иногда случается, что запланированный для более тщательного разучивания материал не идет: внимание детей рассеянное, их интерес устремлен в противоположную сторону от моих задач. Как переключить внимание детей, сделать песню привлекательной? Надо ее изменить! Причем – противоположно оригиналу! (Да простят меня композиторы и поэты!) Я меняю мелодию с мажора на минор, темп исполнения, с одной целью - привлечь внимание детей и привести их к выводу: теперь песенка звучит по-другому, но стало ли лучше или хуже звучать? Дети быстро реагируют на то, что знакомая веселая песня теперь звучит медленно и печально. А поет ее другой персонаж и в другом регистре! Я развиваю линию их рассуждений – почему же это произошло. Мы рассуждаем. Иногда появляется целая история с развитой сюжетной линией.
Другой общирный пласт для развития эмоциональной отзывчивости детей – это детский фольклор. Народные песни, игры – незаменимый источник народной мудрости и нравственности. Фольклорный музыкальный материал - это своеобразный словарь, который пронизан проверенными веками интонациями. Мотивы – формулы знакомы нам с детства – колыбельную песню мы без труда отличим от плясовой по первым интонациям. И этот опыт необходимо передавать современным детям.
Говоря об использовании песенного творчества, необходимо отметить особую роль приуроченных к календарным праздникам песен. Встречаем Рождество – поем колядки, славим хозяев, на Масленицу-поем подблюдные песни и играем – гадаем, ждем весну – поем заклички и т.д. Цикличность этих песен понятна детям, т.к. они приурочены к календарю, а народные праздники теперь не остаются нами забытыми, они возрождаются и реконструируется культура их проведения. А эмоциональный настрой песни в контексте праздника – это задача общая, и музыкального руководителя, и воспитателей, и родителей, и детей! Здесь важно все – и костюм, и реквизит, и оформленное в соответствии с традициями помещение, и, как неотъемлемая часть праздника, - угощение! Ведь человека воспитывает все. И в воспитании не бывает мелочей.
Хочется закончить словами В.Ф. Одоевского «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям».
Развивая музыкальные способности детей в дошкольном возрасте, в том числе их эмоциональность, мы даем ребенку возможность более полного и гармоничного развития его духовной сферы, позволяем ему пережить незабывемые впечатления радости от встречи с искусством и позволяем сделать первые шаги на пути творческих открытий!
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей 2019г. «Сотрудничество дошкольного учреждения и родителей» «…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна, как вода и воздух…» У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения. Музыка в большей степени, чем какой-либо вид искусства, доступна ребенку. Рожденный младенец уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них, ведь известно, что первую информацию о мире он получил еще до рождения и именно через слух. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, обращая главное внимание на создание благоприятных бытовых условий жизни малыша, мало заботимся о том, какую создаем для него звуковую среду. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка. У входа в музыкальный зал находится непосредственно информационный стенд музыкального руководителя. Рекомендации по развитию музыкальности малышей, известное и неизвестное в мире музыки, интересные факты- все это отражено на «страничках» стенда. |
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
2018г.
Музыкально - пальчиковые игры для детей младшего и старшего
дошкольного возраста.
В современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст – период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в ДОУ, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, и объединив материалы разных авторов, я решила провести углубленную работу в этом направлении.
В свое время И. Кант мудро изложил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок, Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом - ходьба, бег, прыжки.
С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая или пропивая при этом частушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.
Вспомните всем известную игру в «Ладушки», в которую играли еще наши далекие предки. Это не просто народная пальчиковая игра под песенку-прибаутку. Это специальные упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия, которые также развивают мелкую моторику, стимулируют нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, регулируют деятельность полушарий мозга.
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Но эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель).
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов, возможно, предупредить и преодолеть имеющиеся у детей дефекты.
Проблемами взаимодействия различных специалистов при организации работы по профилактике и коррекции речевых дефектов у детей дошкольного возраста изучались многими авторами (Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркиной, и т. д.) На сегодняшний день особую актуальность приобретает организация такой модели работы, которая бы объединила усилия таких специалистов, как учителя - логопеда и музыкального руководителя.
Эта модель работы должна наиболее полно раскрыть содержание принципа комплексности, который предполагает тесное взаимодействие всех структурных компонентов сложной функциональной речевой системы и в связи с этим предусматривает воздействие на все её стороны.
Работа музыкального руководителя тесно связана с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением к его работе по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей, особенно раннего и младшего дошкольного возраста.
Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребенка.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.
Эмоциональная окрашенность движений музыкой придает движениям энергию или легкость, размах или сдержанность, и в тоже время содействует их непринужденности. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Одним из направлений совместной деятельности музыкального руководителя и учителя – логопеда являются музыкально – пальчиковые игры.
В нашем детском саду организацию работы по развитию мелкой моторики средствами музыкально – пальчиковых игр мы осуществляем с 2007 года.
При подготовке к занятию учитель – логопед осуществляет подбор речевого материала, а музыкальный руководитель – музыкального сопровождения, ориентируясь на возрастные, речевые и моторные возможности детей.
Мы предлагаем вам познакомиться с особенностями выполнения музыкально - пальчиковых упражнений и их видами. А музыкальное сопровождение не составит труда подобрать каждому музыкальному руководителю индивидуально.
Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.
На начальном этапе, в возрасте ребенка до двух лет взрослый пальчиками малыша выполняет совместные движения.
Ближе к двум годам ребенок уже способен выполнять эти упражнения уже самостоятельно.
Упражнения выполняются под специальное музыкальное сопровождение, которое оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Также благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом педагог будет напевать, тогда текст пальчиковой гимнастики легко подхватывает малыш. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками, затем с переходом от левой руки к правой и обратно.
Виды пальчиковой гимнастики:
1. Игры-манипуляции:
- «Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,
- «Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
- «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
- «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
- «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
- «Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.
Стенка, стенка, (потрогать щечки)
Потолок, (потрогать лобик)
Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
- «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу.
- «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.
- «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке подписи и прочитать их.
- «Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
- «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
В заключении, хочется отметить, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции моторной сферы, сенсорных способностей, содействует профилактике и устранению речевых нарушений у детей.
Библиографический список:
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», Москва, 1985;
- Гоголева Л.А. «Логоритмика в детском саду», Ярославль, Академия
развития, 2006;
- Картушина М.Ю., «Конспекты логоритмических занятий», Москва, Творческий центр, 2006;
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001;
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007;
- Новиковская О.А. «Логоритмика», Санкт-Петербург, Корона принт, 2005;
- Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей», Санкт-Петербург, КАРО, 2005;
- Шашкина Г.Р. «Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи», Санкт-Петербург, КАРО, 2006.
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» Творческий центр Сфера Москва 2005
- Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика», «ГНОМ и Д», 2000
- Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...