Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
консультация на тему

Галстян Нектар Самвеловна

Консультации для воспитателей

Приобщение детей к народным традициям Кубани.

 

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно - бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. 
 Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Кубани, народным традициям неоднократно рассматривалась ученными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры Кубани и традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого - педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к культуре Кубани обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. 
 Об использования культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. «В статье «О народности в общественном» он писал: «… воспитание, созданное самим народом и основное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. … Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством, которого новые поколения связываются общей духовной жизнью, с поколениями отживающими, может оказаться от народности? »
 Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести. 
 Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. 
 Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. 
 Кубанские праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. 
 Народные традиции Кубани способствуют выработке культурного наследия кубанского народа. Приобщение детей к кубанским традициям, следует отметить важную особенность. Характерной чертой кубанских традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в традициях Кубани. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством.

 Важнейшие на Кубани языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил запечатлена русским народом в старинных обрядах и обычаях. Кубанские традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и само регуляции своей деятельности. 
 Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного дома. К кубанским традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. 
 В качестве основных средств воспитания используются все компоненты кубанской культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они открывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений: отражают мировоззрение человека через придания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых. 
 Кубанские игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразие игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразие школы подготовки к боям, охоте. В кубанских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. 
 Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать куриные яйца, гусей во время перелета в охоте и домашнем хозяйстве. 
 Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Кубанские игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. 
 Кубанские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

 Пчелушки, 
 Серые, малые, 
 Крылышки алые, 
 Носики вострые, сами пестрые. 
 В поле идут, 
 Гудут, гудут. 
 С поля идут, 
 Медок несут.

Так, проговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами. Слово, соединенное с музыкой и движениями, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в традициях Кубани играли песня, музыкальный инструмент, пляски, притопывания. 
 Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождающие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Исследователи отмечают, что применяемые, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту. 
 С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные кубанские песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкальный лад. 
 Ни в одном другом жанре фольклора кубанская жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, физического, эстетического, нравственного, трудового, семейного воспитания. 
 Таким образом, кубанские традиции народов включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в кубанских праздниках. 
 Каждый праздник на Кубани сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Многие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например: Святки, праздник Ивана Купалы. 
 Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле. Под музыку гармони водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. 
 Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми. 
 7 января - Рождество Христово. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага в праздник семьи. Вечер накануне Рождества назывался сочельник. Перед праздником хату тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье. Год начинался с обряда колядования. Коляда - это заклинательное песня. Колядкой величали семью, желали ей богатства и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующие получали что- либо из съестного, или деньги. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки:
 

 Сею, вею, посеваю
 С новым годом поздравляю. 
 Тох - тох, тарарах, 
 Жито пшеницы
 Великому пашнецу. 
 Уродись у вас пшеничка, и горох и чечевичка. 
 На столе всегда пирог. 
 Сею, вею, посеваю
 С Новым годом поздравляю
 Счастье движется горой. 
 Урожая воз большой.
 

 По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали песни. Принято было во время Святок гадать. В Новый год по первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае. 
 Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.

 
 

  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley_4.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

Приобщение детей к народным традициям Кубани.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно - бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. 
 Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Кубани, народным традициям неоднократно рассматривалась ученными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры Кубани и традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого - педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к культуре Кубани обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. 
 Об использования культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. «В статье «О народности в общественном» он писал: «… воспитание, созданное самим народом и основное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. … Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством, которого новые поколения связываются общей духовной жизнью, с поколениями отживающими, может оказаться от народности? »
 Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести. 
 Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. 
 Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. 
 Кубанские праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. 
 Народные традиции Кубани способствуют выработке культурного наследия кубанского народа. Приобщение детей к кубанским традициям, следует отметить важную особенность. Характерной чертой кубанских традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в традициях Кубани. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством.

 Важнейшие на Кубани языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил запечатлена русским народом в старинных обрядах и обычаях. Кубанские традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и само регуляции своей деятельности. 
 Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного дома. К кубанским традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. 
 В качестве основных средств воспитания используются все компоненты кубанской культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они открывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений: отражают мировоззрение человека через придания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых. 
 Кубанские игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразие игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразие школы подготовки к боям, охоте. В кубанских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. 
 Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать куриные яйца, гусей во время перелета в охоте и домашнем хозяйстве. 
 Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Кубанские игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. 
 Кубанские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

 Пчелушки, 
 Серые, малые, 
 Крылышки алые, 
 Носики вострые, сами пестрые. 
 В поле идут, 
 Гудут, гудут. 
 С поля идут, 
 Медок несут.

Так, проговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами. Слово, соединенное с музыкой и движениями, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в традициях Кубани играли песня, музыкальный инструмент, пляски, притопывания. 
 Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождающие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Исследователи отмечают, что применяемые, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту. 
 С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные кубанские песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкальный лад. 
 Ни в одном другом жанре фольклора кубанская жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, физического, эстетического, нравственного, трудового, семейного воспитания. 
 Таким образом, кубанские традиции народов включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в кубанских праздниках. 
 Каждый праздник на Кубани сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Многие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например: Святки, праздник Ивана Купалы. 
 Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле. Под музыку гармони водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. 
 Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми. 
 7 января - Рождество Христово. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага в праздник семьи. Вечер накануне Рождества назывался сочельник. Перед праздником хату тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье. Год начинался с обряда колядования. Коляда - это заклинательное песня. Колядкой величали семью, желали ей богатства и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующие получали что- либо из съестного, или деньги. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки:

 Сею, вею, посеваю
 С новым годом поздравляю. 
 Тох - тох, тарарах, 
 Жито пшеницы
 Великому пашнецу. 
 Уродись у вас пшеничка, и горох и чечевичка. 
 На столе всегда пирог. 
 Сею, вею, посеваю
 С Новым годом поздравляю
 Счастье движется горой. 
 Урожая воз большой.

 По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали песни. Принято было во время Святок гадать. В Новый год по первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае. 
 Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

памяти нет традиций, без традиций нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовности нет личности, без личности - нет народа как и...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

laquo;Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовности нет личности, без личности - нет народа...

Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к народной культуре и традициям».

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к народной культуре и традициям"...