проект "Живи, родник традиций!"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЧАЙКА»
Доклад на родительское собрание Проект: « Живи, родник традиций!» Воспитатель 1 категории: Буторина Л.А. с.Посольское 2018г. Направление: «Семейное воспитание» |
Актуальность проблемы. В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Должны ли быть в семье свои традиции?», большенство родителей ответили, что должны быть обязательно, но при перечислении традиций, назвали в основном Дни рождения членов семьи. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа. Приступая к составлению проекта, мы, педагоги ДОУ, задумались, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество. Выдающийся историк Ключевский писал: «…трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций – он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова». Итак, формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций. Мы предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира. Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций. Итак, наш проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение. Цель проекта: Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям. Задачи проекта: 1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках. 2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников. 3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций. 4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям. 5. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением. Участники проекта: воспитатели, родители, дети 5-7 лет. Этапы реализации проекта: I этап – «У истока» – ознакомительный. Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях. II этап – «Возрождение» - просветительский Цель этапа: Знакомство детей, родителей с народными и семейными праздниками через разные формы работы. III этап – «С маленького родника начинается река» - заключительный Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных. Конкретные ожидаемые результаты. Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания. Дети будут знать: имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена; профессии бабушек и дедушек, своих родителей; прошлое своей семьи; происхождение своей фамилии; народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные; смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии; будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи; пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т.д.); смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций; приобретут представления об общечеловеческих ценностях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью. Родители приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; у них будет развито чувство гордости за свою семью; будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме; научатся хранить и чтить свои семейные традиции; знать свою родословную, минимум до третьего колена; откуда произошли их фамилии; будут знать историю своих реликвий; знать народные песни, петь их на семейных праздниках; научатся организовывать семейные праздники; сделают видеоархив семейных праздников и традиций; соберут копилку семейных реликвий. Педагоги расширят знания о народных праздниках, их происхождении; пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками; разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; пополнят словарный запас детей; будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству; создадут копилку народных и семейных праздников; будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи. Оценка результатов. Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа. Если педагоги сработают так, что родителям все станет ясно и понятно, они проникнутся, «загорятся» этой идеей, у них появится желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые, то праздник, как кульминация проекта «Семейные традиции», удастся на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа. |
Проект: « Живи, родник традиций!» Направление: «Семейное воспитание» |
Актуальность проблемы. В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Должны ли быть в семье свои традиции?», большенство родителей ответили, что должны быть обязательно, но при перечислении традиций, назвали в основном Дни рождения членов семьи. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа. Приступая к составлению проекта, мы, педагоги ДОУ, задумались, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество. Выдающийся историк Ключевский писал: «…трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций – он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова». Итак, формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций. Мы предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира. Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций. Итак, наш проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение. Цель проекта: Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям. Задачи проекта: 1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках. 2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников. 3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций. 4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям. 5. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением. Участники проекта: воспитатели, родители, дети 5-7 лет. Этапы реализации проекта: I этап – «У истока» – ознакомительный. Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях. 1. Анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?» 2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках. II этап – «Возрождение» - просветительский Цель этапа: Знакомство детей, родителей с народными и семейными праздниками через разные формы работы.
«Как составить ребёнку компанию дома»«Народные праздники» «Почему пекут блины в масленичную неделю?» «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?» «Сказки, рассказанные на ночь» «Колыбельная для малышей» «Игры, хороводы наших бабушек» «День рождения – только раз в году» «Как удивить детей новогодними подарками?» «Что вы знаете о фольклоре?» 2.СоСовместная работа родителей и детей:
3. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций», 4. Изготовление каждой семьей генеалогического древа. Мини – проект «Кем я могу гордиться в моей семье»;
6. Конкурс – выставка: «Семейный герб» 7.Мастер – класс «Изготовление тряпичных кукол» 8. ЗанЗанятия с детьми на темы: «Моя семья»; « «ММоя родословная»; «Семейные праздники и традиции»; «Песни, игры, хороводы наших бабушек»; «Откуда произошла моя фамилия?»; 8. Родительское собрание: «В каждой семье свои традиции»; 9. Развлечения: «Неразлучные друзья - взрослые и дети». Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями на музыкальных занятиях, совместных мероприятиях. 10. Рисование детьми на тему: «Праздник в нашей семье»; «Маму свою очень люблю»; «Папа и я – лучшие друзья». «Неразлучные друзья – взрослые и дети». 11. Фотовыставка «Я и моя семья». III этап – «С маленького родника начинается река» - заключительный Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.
Мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой. Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость» Конкретные ожидаемые результаты. Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания. Дети будут знать: имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена; профессии бабушек и дедушек, своих родителей; прошлое своей семьи; происхождение своей фамилии; народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные; смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии; будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи; пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т.д.); смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций; приобретут представления об общечеловеческих ценностях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью. Родители приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; у них будет развито чувство гордости за свою семью; будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме; научатся хранить и чтить свои семейные традиции; знать свою родословную, минимум до третьего колена; откуда произошли их фамилии; будут знать историю своих реликвий; знать народные песни, петь их на семейных праздниках; научатся организовывать семейные праздники; сделают видеоархив семейных праздников и традиций; соберут копилку семейных реликвий. Педагоги расширят знания о народных праздниках, их происхождении; пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками; разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; пополнят словарный запас детей; будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству; создадут копилку народных и семейных праздников; будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи. Оценка результатов. Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа. Если педагоги сработают так, что родителям все станет ясно и понятно, они проникнутся, «загорятся» этой идеей, у них появится желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые, то праздник, как кульминация проекта «Семейные традиции», удастся на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический проект «Живи, родник традиций!»
В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рас...
"Живи, родник традиций"
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравствен...
Творческий проект "Живи, родник традиций!"
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.Указом Президента Российской Феде...
Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями
Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»
Данный проект направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...
Сообщение из опыта работы ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ!
Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает каждом...
Живи родник традиций...
материалы по нравственно-патриотическому воспитанию...