методический проект «Живи, родник традиций!»
методическая разработка (старшая группа) по теме
В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рассказать демографы. Но мы все знаем по опыту личных отношений, из материалов средств массовой информации, что проблема, о которой идет речь, существует.
Предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tradicii.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательно-образовательный проект «ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ!» Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы МДОУ д/с №34 «Василек - 1» г.Ершова Саратовской области Авторы проекта: Дурностук Е.И. Ененко Е.В. 2012 год |
I раздел
Актуальность проблемы
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «воспитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей области, да и в нашем городе живет много представителей разных национальностей. Это – русские, татары, армяне, казахи, азербайджанцы, украинцы и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И каждый из них должен иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становится далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Так и родилась идея создания проекта «ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ»
II раздел
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.
Задачи проекта:
- Выявить уровень знания детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.
- Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.
- Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
- Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.
- Создавать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.
- Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение с своим реликвиям и обычаям.
- Укреплять отношения между семьей и дошкольным учреждением.
III раздел
Описание проекта
Любой проект начинается с составления плана его реализации, определения этапов, мероприятий, участников, что нами и было сделано.
Срок реализации проекта 9 месяцев (январь 2012 г. – сентябрь 2012 г.)
Этапы реализации проекта «Живи, родник традиций!»
I этап – «У истока» - ознакомительный.
Цель этапа: Выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных и народных традициях.
1. Анкетирование родителей, педагогов на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?»
2. Посещение семей воспитанников с целью знакомства, с укладом их жизни, обычаями, реликвиями.
3. Беседы с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
II этап – «У истока» - ознакомительный
Цель этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с народными и семейными праздниками через разные формы работы.
1. Консультации для родителей на темы:
- «Народные праздники»
- «Почему пекут блины в масленичную неделю?»
- «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
- «Коляда, коляда, отворяй ворота»
- «Сказки, рассказанные на ночь»
- «Колыбельная для малышей»
- «Игры, хороводы наших бабушек»
- «День рождения – только раз в году»
- «Как удивить детей новогодними подарками?»
- «Что вы знаете о фольклоре?»
2. Изготовление папки – передвижки «Возрождение семейных традиций»
3. Сбор семейных реликвий.
4. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.
5. Занятия с детьми на темы:
- «Моя семья»
- «Наши имена»
- «Кем я могу гордиться в своей семье»
- «Моя родословная»
- «Семейные праздники и традиции»
- «Песни, игры, хороводы наших бабушек»
- «Откуда произошла моя фамилия?»
- «Герб моей семьи»
6. Родительские собрания:
- «В каждой семье свои традиции»
- «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
7. Развлечения:
- «Широкая Масленица»
- «Звездный фейерверк»
8. Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми.
9. Рисование детьми на тему:
- «Праздник в нашей семье»
- «Маму свою очень люблю»
- «Папа и я – лучшие друзья»
10. Фотовыставка «Я и моя семья».
11. Видеозаписи семейных праздников.
III этап – «С маленького родника начинается река» - заключительный
Цели этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.
1. Развлечения:
- «Песни, хороводы наших бабушек»
- «Народные игры забавы»
- «Загляни в семейный альбом»
2. Конкурс «Родословная»
3. Конкурс «Бабушкин сундук»
4. Создание мини-музея семейных реликвий, традиций»
5. Семейный праздник «Красна изба пирогами река - берегами, а семья традициями»
Особенностью данного проекта является то, что он может осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями.
Конечную цель проекта «Живи, родник традиций!» мы определили как семейный праздник «Красен обед пирогами, река берегами, а семья - традициями». Но на пути к достижению цели должна быть проведена большая подготовительная работа. Для того чтобы внедрить этот проект, нужно сначала определить, знают ли родители и педагоги, что такое народные и семейные традиции, какие они существуют в каждой семье и как они соблюдаются.
Для создания мини-музея в детском саду должен быть проведен конкурс «Бабушкин сундучок». Чтобы принять участие в конкурсе, нужно будет собрать семейные реликвии – приметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи. Вот мы и предлагаем детям и родителям провести разветку – поиск старинных предметов, принести их в группу, всем показать и сложить вместе в «бабушкин сундучок». Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях и вверенные детскому саду, родители задумаются об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Мы думаем, что это сподвигнет родителей на создание коллекции дома, ведь история вещи – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Мы очень хотели бы, чтобы эта традиция возродилась в каждой семье наших воспитанников.
Т.к. в семье должна вернуться и традиция узнавать о своих предках, знать свои корни, произхождение фамилии, в рамках этого проекта мы предлагаем провести конкурс «Моя родословная». Чтобы этот конкурс проходил интересно и познавательно, каждой семье нужно будет составить генеалогическое древо до третьего колена, а детям рассказать о своей родословной, познакомить, от кого и откуда произошел их род. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства. И пусть в семейных древах будет не 500 исторических имен, как у А.С. Пушкина, а всего 15 – 20 листочков, но и они будут свидетельствовать о большой проделанной работе каждой семьей.
Заботиться о престарелых родителях – также одна из семейных традиций, поэтому мы предлагаем принести в группу семейные альбомы и рассказать о каждом из членов своей семьи.
Всем известно, что во времена средневековья зародилась традиция изображения семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране, в нашем ДОУ каждая семья имела свой герб, который будет передаваться из поколения в поколение, будет гордостью каждой семьи и уже глядя на него можно будет сказать: «Это герб семьи Петровых». Поэтому мы предлагаем родителям совместно с детьми придумать и нарисовать герб семьи, а ребенок должен рассказать о нем.
Чтобы родители как можно больше узнали о народных и семейных праздниках, познакомились со старинными обрядами, обычаями, мы проводим для них ряд консультаций, оформляем тематические выставки на темы:
- «Народные праздники»
- «Почему пекут блины на масленичную неделю?»
- «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
- «Коляда, коляда, отворяй ворота»
- «Сказки рассказанные на ночь»
- «Колыбельная для малышей»
- «Игры, хороводы наших бабушек»
- «День рождения – только раз в году»
- «Как удивить детей новогодними подарками?»
- «Что вы знаете о фольклоре?»
Также мы планируем провести цикл занятий и бесед:
- «Моя семья»
- «Наши имена»
- «Кем я могу гордиться в своей семье»
- «Моя родословная»
- «Семейные праздники и традиции»
- «Песни, игры, хороводы наших бабушек»
- «Откуда произошла моя фамилия?»
- «Герб моей семьи»
Также на занятиях по изобразительной деятельности можно предложить детям нарисовать членов своей семьи:
- «Моя мамочка»
- «Папа и я – лучшие друзья»
- «Праздник в нашей семье»
- «Неразлучные друзья – взрослее и дети»
Кульминацией проекта «Живи, родник традиций!» будет семейный праздник «Красен обед пирогами, река – берегами, а семья традициями», на который будут приглашены мамы, папы, Бабушки, дедушки, дети и педагоги ДОУ. Этот праздник будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведенной ДОУ в этом направлении. На этом празднике мы предполагаем провести следующие конкурсы:
- «Моя родословная» - представление своей семьи
- «Герб моей семьи» - домашнее задание
- «Кто больше вспомнит русских народных песен» - музыкальный аукцион
- «Семейный праздник» - презентация
- «Секреты новогодних подарков» - конкурс
- «Любимое блюдо моей семьи» - презентация
Мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщением к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейные традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня Рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобразительной, веселой, дружной и счастливой.
Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость»
IV раздел
Конкретные ожидаемые результаты
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
- Имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
- Профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
- Прошлое своей семьи;
- Происхождение своей фамилии;
- Народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
- Смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;
- Будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
- Пополнять словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т.д.);
- Смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций;
- Приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
- Научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
- У них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
- Приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
- Укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
- У них будет развито чувство гордости за свою семью;
- Будут уважительно относиться к своим предка, внимательно – к событиям в доме;
- Научат хранить и чтить свои семейные традиции;
- Знать свою родословную, минимум до третьего колена;
- Откуда произошли их фамилии;
- Будут знать историю своих реликвий;
- Сделают видеоархив семейных праздников и традиций;
- Соберут копилку семейных реликвий.
Педагоги:
- Расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
- Пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
- Разработают планы занятий, бесед для детей, консульации для родителей;
- Пополнят словарный запас детей;
- Буду лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
- Создадут копилку народных и семейных праздников;
- Будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициями семьи.
V раздел
Оценка результатов
Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.
Если педагоги сработают так, что родителям все станет ясно и понятно, они проникнутся, «загорятся» этой идеей, у них появится желание перенести какие-то традиции свою семью, придумать, если не было таковых, новые, то праздник, как кульминация проекта «Живи, родник традиций!», удастся на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Живи, родник традиций"
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравствен...
Творческий проект "Живи, родник традиций!"
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.Указом Президента Российской Феде...
Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями
Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»
Данный проект направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...
Сообщение из опыта работы ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ!
Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает каждом...
проект "Живи, родник традиций!"
Проект "Живи, родник традиций!"...
Живи родник традиций...
материалы по нравственно-патриотическому воспитанию...