Живи родник традиций...
статья

Тэйц (Румянцева) Ольга Владимировна

материалы по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_nravstvennyy_podvig_uchitelya_rumyantseva_sp_no166.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Румянцева О.В., старший воспитатель

МБДОУ д/с «Жемчужинка» СП д/с №166

«Живи родник традиций….»

«Детство – каждодневное открытие мира и,  поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

В.А. Сухомлинский

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого– с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

 Академик Д.С. Лихачёв

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.  Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Патриотическое воспитание - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на этапах: формирование мотива к действию; целеполагание; поиск смысла происходящих изменений; проживание новых представлений в продуктивной деятельности; освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности; свободная деятельность детей; рефлексия и анализ, самоанализ продукта деятельности.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Центр «Я – гражданин России», включает в себя: портрет президента РФ, герб РФ, флаг РФ, текст гимна РФ, политический глобус, энциклопедию «Города России», «Азбуку маленького россиянина» (подборка стихов о символах России), серию дидактических игр по патриотическому воспитанию, серию открыток с достопримечательностями Нижнего Тагила и др.  Подборку книг с беседами о Великой Отечественной войне; шаблон-образец с изображением герба Нижнего Тагила; контурный шаблон этого же герба;  разрезной «пазл-мозаика» герба города в разобранных вариантах; альбомом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографиями  с изображением этих же зданий и сооружений.  Фонотека песен о войне и гимн РФ.

Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду. Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, что они повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Мы приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагаем найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, мы объединяем в одну тему занятия не только по речевой деятельности, но и по ознакомлению с природой, музыкой, художественной деятельностью.

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и мы в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по художественной деятельности, конструированию, готовят рождественские подарки. В Сочельник, накануне Рождества, мы с детьми собираемся, и у нас по-домашнему проходят посиделки с родителями и гостями. Родители готовят сочиво - традиционное предрождественское блюдо. Конечно, каждому достается сочива по чайной ложечки, но впечатление у детей остается. Мы рассказываем, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси. На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды и начинается, интересное действо - игра-колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. Это очень ограничено для психики детей, и наши дети от яслей до самых старших с удовольствием включаются в это действо, которое продолжается 12 дней. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. Поэтому мы приглашаем малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в музыкальный зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители, и сотрудники. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей. И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями выбирает и определяет тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории градообразующих предприятий и т.д. Прежде всего, это экскурсии в городской краеведческий музей и поездки по городу. К 7 годам дети уже хорошо ориентируются в определении достопримечательных мест города. Большой интерес дошкольники проявляют к экспонатам краеведческого музея, посвященным быту древних поселений, а также военной эпохе.

Важное место в патриотическом воспитании отводится восприятию произведений, отражающих события Великой Отечественной войны. Песни Великой Отечественной войны – это произведения огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость. Подбор соответствующего репертуара (отечественных композиторов, образцов народной музыки) воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны.

Ко дню Победы приглашаем на праздник не только ветеранов войны, которых осталось очень мало. Но и тружеников тыла – родственников воспитанников. Геральдика (Масленица, Пасха, Ивана Купалы) – средства возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Сам праздник неотделим от жизни общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию в трудный период жизни. Поэтому, наряду с другими формами самовыражения народа, геральдика выступают стабилизирующим фактором нашего общества и оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у членов общества.

В работе с детьми педагоги используют такие приемы как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны. Мы считаем, что семейная родословная – неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Рассмотрим подробно, как реализуется проект “Моя семья”, работа над которым начинается в старшей группе. В нем родители знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Проект «Ребенок и семья» в младших группах используются семейные фотографии, которые представлены в виде оформленного листа, в центре которого изображен ребенок, а по углам мама, папа, бабушки и дедушки, братья и сестры. Семейная фотография с успехом используется, как на занятиях, по речевому развитию, так и на познавательных и сенсорных занятиях. Средняя группа: Занятия по ознакомлению с составом семьи, оформление семейного альбома, дидактическое упражнение «Построй семью», создание уголка уединения с семейными фотографиями. Старшая группа: Проекты: «Моя семья», «Семейные традиции: досуг, коллекции», фотоальбом «Один день в нашей семье». Работа, построенная на основе проектов, показала инициативу и интерес со стороны родителей. Так выяснилось, что большинство из них впервые столкнулись с понятием «Реликвия семьи» и начался их поиск с установления контактов  с прадедушками и бабушками, дальними родственниками. В результате был оформлен альбом, в котором собраны фотографии (н-р такой реликвией оказался стол, часы и медали, статуэтка «каслинского литья»). Подготовительная группа: занятие «Дружная семья», проекты: «Герб», «Семейные традиции», минимузей истории куклы, посещение городских выставок, музеев.

Проект «Происхождение фамилий» -этот проект вызвал интерес у многих семей, ведь большинство из них не знали, а как появилась их фамилия, но ведь каждая из них имеет свою историю (н-р: фамилия Кузнецов принадлежит к старинному типу русских фамилий, образованных от личного прозвища отнесенного к числу «профессиональных» именований; фамилия Румянцев восходит к прозвищу Румянец, такое прозвище получил человек за румяный, свежий цвет лица; фамилия Морачевский имеет польское происхождение и указывает на местность, где проживали дальние предки человека или населенный пункт, откуда, по легендам, происходит этот род и т.д.). Этот проект был представлен в виде листа, где изображались фотографии, рисунки с историей происхождения фамилии.

Проект «Генеалогическое древо» выполняется на листе формата А4. Задача родителей – с помощью изобразительных средств показать ребенку его родословную. Варианты оформления работы могут быть разные:

1. Традиционное генеалогическое дерево.

2. Генеалогическое дерево «наоборот» (т. е. дерево изображается в виде молодого ростка, в ветвях которого фотография ребенка и герб города, в котором он родился. А вот корневая система у деревца очень мощная. Каждая ветвь корня представлена в виде герба того города, из которого приехал близкий родственник ребенка). Таким образом ребенок порой получает представление о своей связи с очень большим количеством городов.

3. Одна из работ была выполнена следующим образом: в центре листа – фотография ребенка на фоне Театральной площади города. К ней ведут дороги, каждая из которых оканчивается символами тех городов или краев, откуда родом близкие ребенка. Например: юрта, степь – Киргизия; памятник Петру Великому – Санкт-Петербург.

4. «Карта России» – этот вариант интересно смотрится, если родословная ребенка связана с очень удаленными краями. На карте к фотографии ребенка тянутся стрелочки от разных городов. В начале стрелочки может быть обозначен город и помещена фотография родственника.

5. Просто, но очень наглядно смотрится и такой вариант. В центре листа фотография ребенка, а вокруг него – фотографии родных с небольшими комментариями (символами обозначены их профессии).

Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие «символ», а также такие термины, как «символизирует», «олицетворяет», для дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.

Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются объяснению происхождения таких символов, как флаг и герб. В доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с легонаборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал. Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне. Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт нашей работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или «живность», в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится. Для занятий педагог подготавливает конспекты по разработанному плану, например: «История в гербах»; «Руки трудовые» (отражение в гербах профессий); «На страже Родины» (военная тематика в гербах). Поводом для бесед служит сбор экспонатов в «Минимузее государственной символики»,  выполненные вместе с родителями работы детей – мини-отчеты о поездках в другие города (размер альбомного листа). Воспитатель предлагает детям послушать рассказ ребенка, помочь ему вопросами. Сами работы, сшивающиеся в альбом и находящиеся в постоянном доступе, способствуют возникновению самостоятельных детских разговоров, что порой более ценно, чем беседы воспитателя.

Приобщение дошкольников  к трудовой деятельности с общественной мотивацией. Труд ребёнка дошкольника невелик и несложен. Старшие дошкольники могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Мы взрослые приучаем их добросовестно относиться к любой работе,  добиваясь поставленной цели. Формирование бережного отношения к природе (подкормка птиц, выращивание цветов, уход за животными, работа на огороде) сочетается с воспитанием любви  к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, улицу.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Патриотическое воспитание, конечно, это очень сложный и деликатный процесс. Патриота не может воспитать только образовательное учреждение, поэтому большую роль в нравственно–духовном  воспитании отвожу семье.

Это корни, связывающие ребенка с родным домом и ближайшим окружением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический проект «Живи, родник традиций!»

В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рас...

"Живи, родник традиций"

Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили  по законам духовности и нравствен...

Творческий проект "Живи, родник традиций!"

От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.Указом Президента Российской Феде...

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Сообщение из опыта работы ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ!

Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает каждом...

проект "Живи, родник традиций!"

Проект "Живи, родник традиций!"...