Моделирование как средство поисково-исследовательской деятельности дошкольников
методическая разработка

Участие в работе ГМО "Познавательного развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_kak.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование как средство поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Одним из направлений деятельности воспитателя в работе со старшими дошкольниками является развитие познавательно-исследовательской деятельности детей и формирование у них мышления, познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

Особое внимание уделяется развитию у детей поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности. Игровые действия в творческих, дидактических играх дошкольников достаточно разнообразны. Процесс развития экспериментальной деятельности в игре у детей дошкольного возраста сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, создания обогащенной игровой среды, пробуждающей познавательную активность и интерес к экспериментированию.

Наиболее эффективно развитие активности дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование.

В своей работе я активно использую моделирование при организации игры-эксперимента. Оно помогает совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира в понятийно-логической форме.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

Виды моделей:

  1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема).
  2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов-заместителей и графических знаков.
  3.  Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д., например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники) - в которых появляется приспособленность рыб к водной среде обитания.

Требования к моделям:

  • Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
  • Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
  • Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены.

Используются:

  • При ознакомлении детей с природой;
  • В процессе развития речи;
  • При усвоении элементарных математических представлений;
  • При развитии музыкальности у детей и др.

В результате дети:

  • делают выводы;
  • умеют обобщать, сравнивать;
  • анализировать,
  • результаты наблюдений отражают в речи;
  • Используют модели в различной деятельности.

             Вывод: моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности"

Педагогические  исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный пе...

«Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность формирования культуры безопасного поведения в быту у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно пре...

ОБЖ- через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и...

Консультация для воспитателей «Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

laquo;Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»Шепелева ксения Николаевна...

Сообщение из опыта работы: "ОБЖ - через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования , который содержит в своей структуре несколько компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игр...

Выступление на педагогическом совете «ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и...