Моделирование как средство поисково-исследовательской деятельности дошкольников
методическая разработка
Участие в работе ГМО "Познавательного развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_kak.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование как средство поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Одним из направлений деятельности воспитателя в работе со старшими дошкольниками является развитие познавательно-исследовательской деятельности детей и формирование у них мышления, познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Особое внимание уделяется развитию у детей поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности. Игровые действия в творческих, дидактических играх дошкольников достаточно разнообразны. Процесс развития экспериментальной деятельности в игре у детей дошкольного возраста сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, создания обогащенной игровой среды, пробуждающей познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Наиболее эффективно развитие активности дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование.
В своей работе я активно использую моделирование при организации игры-эксперимента. Оно помогает совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира в понятийно-логической форме.
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
Виды моделей:
- Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема).
- Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов-заместителей и графических знаков.
- Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д., например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники) - в которых появляется приспособленность рыб к водной среде обитания.
Требования к моделям:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены.
Используются:
- При ознакомлении детей с природой;
- В процессе развития речи;
- При усвоении элементарных математических представлений;
- При развитии музыкальности у детей и др.
В результате дети:
- делают выводы;
- умеют обобщать, сравнивать;
- анализировать,
- результаты наблюдений отражают в речи;
- Используют модели в различной деятельности.
Вывод: моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасного поведения через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности (социум, ПДД)
консультация...
Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности"
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный пе...
«Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность формирования культуры безопасного поведения в быту у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно пре...
ОБЖ- через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и...
Консультация для воспитателей «Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»
laquo;Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»Шепелева ксения Николаевна...
Сообщение из опыта работы: "ОБЖ - через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования , который содержит в своей структуре несколько компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игр...
Выступление на педагогическом совете «ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и...