"Использование квест-игр в этнокультурном воспитании детей"
консультация

Презентация из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования»                                                                                                      Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

Районное методическое объединение педагогов ДОУ

Использование квест-игр                                   в этнокультурном воспитании детей.


 

                                                                                 Воспитатель первой

                                                                                 квалификационной

                                                                                 категории Сагирова С.Г.

                                                                                 МБДОУ №3 «Огонек»

                                                                                 пгт Камские Поляны

                                                                                 Нижнекамский район

                                             

                                           2018 год

   Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из целей: «обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования…», также определены основные принципы дошкольного образования одними из которых являются учёт этнокультурной ситуации развития детей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

  Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности или осведомлённости детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. От познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий – к убеждению, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми.

      Методы и приемы активизации процесса формирования этнокультурной осведомленности детей:                                                                                                         1. Игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки. Например, игры по типу «Съедобное – несъедобное», «Старинное – нестаринное» (используемое в прошлом и в настоящем времени: лапти – туфли, стиральная доска – машина и т.д.) Данные игры могут проводиться как малоподвижные или как дидактические (по типу «Чудесный мешочек», «Найди ошибку», «Отбери нужное», «Собери свою семью» и др.) Для ознакомления с природой родного края можно использовать игры с этнокультурной направленностью  Например, «Найди жителей наших лесов» 2.   Метод воображаемых ситуаций (местом, ролями, оборудованием, действиями) повышает степень усвоения познавательного материала. Например, предлагаем представить, что дети в лесу, в какой-либо сказке и т.д.; имитировать вещи заменители; имитировать движения и повадки животных.                                                                                                                      3.  Метод сюрпризный момент способствует активизации эмоциональности детей. Например, пришла бандероль с подарками, выполнение различных игровых действий (например, играют в народную подвижную игру), разыгрывание ролей и др.                                                                                                 4.   Словесный метод. Ценным приемом, является сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов, причины этих сходств и различий. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. «Разложите картинки на две группы: в одну – все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а в другую – все относящееся культуре татарского народа», «Угадай герб и флаг», Лото «Народы Поволжья» и др.                                                                       5. Метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод незаменим при работе с глобусом, со схемами и картами. Например на карте Камских Полян дети находят свой дом или другие достопримечательности поселка.                                                                                                                                        6. Метод проектов, предполагает организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей в сборе изучении, анализе, а затем презентации материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни, предметов быта, искусства народа. Темы исследований предлагаем или родители выбирают самостоятельно. Например « Бабушкин сундук», «Национальная одежда» и др.

7. Одним из современных методов этнокультурного воспитания дошкольников является квест-игра.

  Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие  ребёнка  как  личности  творческой,  физически  здоровой,  с

активной познавательной позицией. Что и является основным требованием

ФГОС.

  Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.                                                                                    

      Квест - игры помогают нам активизировать  детей. Это  игра,  в  которой  задействуется одновременно  и  интеллект  участников,  их  физические  способности, воображение  и  творчество.  Здесь  необходимо  проявить  и  смекалку,  и наблюдательность,  и  находчивость,  и  сообразительность,  эта  тренировка памяти  и  внимания,  это  развитие  аналитических  способностей  и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.

Все это способствует сплочению детского коллектива.                                                      

    Мы активно используем в своей работе квест- игру.

                           Презентация квест-игры«Это моя Родина»

Для закрепления знаний о Родине, о природе родного  края с детьми подготовительной группы провели квест игру «Это наша Родина»

Игру организовали как соревнование. Дети разделились на две команды «Ромашки» и «Васильки» Каждый сам выбирал команду.

Для прохождения маршрута можно использовать карту, клубок и т.д.

А наши дети после прохождения каждого этапа получали конверты с сюрпризом  где был указан следующий этап игры.

Задания были распределены на 5 этапов.

1.Подбери флаг и герб ( Татарстан, Нижнекамск, Камские Поляны)

2. Народы Поволжья ( Лото. Дети подбирали пару девочки и мальчика в национальной одежде, национальный узор и национальное блюдо)

3. Животные и птицы наших лесов

Кроссворд «Реки Татарстана»

4. Найди свой дом ( Карта Камских Полян)

5. Собери свою семью.

 В конце игры дети из букв в конвертиках составили предложение « Моя Родина- Татарстан».

  Детям игра понравилась. Все активно участвовали, поддерживали друг- друга и помогали если кто-то не справлялся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников/

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественн...

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома-презентация

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества .Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

«Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников»

       Сведения об авторе.Кольцова Татьяна Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 93»         Образование: г. Саранск...

Использование элементов технологии квест - игры в экологическом воспитании детей раннего возраста

Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности...