«Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников»
учебно-методический материал

Кольцова Татьяна Сергеевна

         Сведения об авторе.

Кольцова Татьяна Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 93»

         Образование: г. Саранск ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»,  квалификация «Учитель родного языка, литературы и учитель русского языка, литературы», 30.01.2009г.

         Профессиональная переподготовка (программа, часы, квалификация): ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», программа: «Педагог дошкольного образования», 520 часов, квалификация воспитатель, 12.03.2019г.

         Педагогический стаж: 7 лет.

         Актуальность.

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.   

    Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Забываются традиции, оборваны нити, которые неразрывно соединяют младшее и старшее поколения. Если мы продолжим искоренение наших корней, то это приведёт к утрате ценностей, к бездуховности современного общества. Нам надо понимать, что воспитание детей в духе традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций - один из способов выхода из кризисных ситуаций.

    Этнокультурное образование - это процесс, в котором цели, задачи, содержание и образовательные технологии сосредоточены на развитии и социализации личности как субъекта этнической группы и гражданина Российское многонациональное государство.

   В дошкольном возрасте необходимо организовать главную мысль в формировании основ социализации в формировании и развитии личности ребенка. И в наше время, на мой взгляд, это будет этнокультурное воспитание дошкольников.

   Поэтому перед нами стоит важная задача - восстановить этнокультурные функции. В дошкольных учреждениях одна из составных частей содержания образования предусматривает развитие национально-региональной составляющей, направлена ​​на знакомство детей с основами национальной культуры коренного населения, что влияет на воспитание толерантности, формирование коммуникативности. межкультурный.

   Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, то есть одному из основных принципов образования. дошкольное учреждение учитывает этнокультурную ситуацию развития ребенка. Приобщение дошкольников к национальной культуре - актуальная педагогическая проблема современности. Учитывая важность и актуальность опыта, моя главная цель:

Цель: ознакомить дошкольников с историей, культурой и традициями своей страны происхождения, а также с культурой других народов и национальностей с помощью игровых технологий.

Для достижения этой цели были предложены следующие задачи:

Основные задачи данной темы можно разделить на три группы:

познавательные; развивающие; воспитательные.

Задачи:

Познавательные:

v Ознакомить детей с мордовскими народными играми.

v Раскрыть представления детей о мордовских народных играх.

v Знать традиции мордовского народа, связанные с играми.

v Проанализировать технологию использования мордовских народных игр в работе с детьми дошкольного возраста.

v Выявить степень эффективности фольклорных игр и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.

Развивающие задачи:

v Развивать познавательный интерес к национальным играм.

v Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность.

v Развитие у детей двигательной активности, выносливости, ловкости.

v Развивать в детях умение действовать по правилам.

v Создание условий для самостоятельного осмысления полученных детьми знаний и навыков.

Воспитательные задачи:

v Содействовать уважению культурного наследия.

v Воспитывать уважение к своей маленькой родине.

v Обучать детей не только к мордовским играм, но и культуре своего народа в целом.

v Привить ребенку чувство гордости и любви к месту, где он родился и живет.

 

Для приобщения детей к своему краю используются различные методы и приемы:

ü словесный (рассказ и объяснение учителя, чтение художественной литературы);

ü наглядные (показ наглядных пособий, просмотр фильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций);

ü игры (театральные, народные, обучающие);

ü практические (упражнения по распознаванию элементов местной культуры, разработка проектов, разведка и исследовательская деятельность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_koltsova_t.s._1.docx46.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр

в этнокультурном воспитании дошкольников»

         Сведения об авторе.

Кольцова Татьяна Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 93»

        Образование: г. Саранск ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»,  квалификация «Учитель родного языка, литературы и учитель русского языка, литературы», 30.01.2009г.

        Профессиональная переподготовка (программа, часы, квалификация): ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», программа: «Педагог дошкольного образования», 520 часов, квалификация воспитатель, 12.03.2019г.

        Педагогический стаж: 7 лет.

        Актуальность.

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.  

    Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Забываются традиции, оборваны нити, которые неразрывно соединяют младшее и старшее поколения. Если мы продолжим искоренение наших корней, то это приведёт к утрате ценностей, к бездуховности современного общества. Нам надо понимать, что воспитание детей в духе традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций - один из способов выхода из кризисных ситуаций.

    Этнокультурное образование - это процесс, в котором цели, задачи, содержание и образовательные технологии сосредоточены на развитии и социализации личности как субъекта этнической группы и гражданина Российское многонациональное государство.

   В дошкольном возрасте необходимо организовать главную мысль в формировании основ социализации в формировании и развитии личности ребенка. И в наше время, на мой взгляд, это будет этнокультурное воспитание дошкольников.

   Поэтому перед нами стоит важная задача - восстановить этнокультурные функции. В дошкольных учреждениях одна из составных частей содержания образования предусматривает развитие национально-региональной составляющей, направлена ​​на знакомство детей с основами национальной культуры коренного населения, что влияет на воспитание толерантности, формирование коммуникативности. межкультурный.

   Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, то есть одному из основных принципов образования. дошкольное учреждение учитывает этнокультурную ситуацию развития ребенка. Приобщение дошкольников к национальной культуре - актуальная педагогическая проблема современности. Учитывая важность и актуальность опыта, моя главная цель:

Цель: ознакомить дошкольников с историей, культурой и традициями своей страны происхождения, а также с культурой других народов и национальностей с помощью игровых технологий.

Для достижения этой цели были предложены следующие задачи:

Основные задачи данной темы можно разделить на три группы:

познавательные; развивающие; воспитательные.

Задачи:

Познавательные:

  • Ознакомить детей с мордовскими народными играми.
  • Раскрыть представления детей о мордовских народных играх.
  • Знать традиции мордовского народа, связанные с играми.
  • Проанализировать технологию использования мордовских народных игр в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Выявить степень эффективности фольклорных игр и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес к национальным играм.
  • Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
  • Развитие у детей двигательной активности, выносливости, ловкости.
  • Развивать в детях умение действовать по правилам.
  • Создание условий для самостоятельного осмысления полученных детьми знаний и навыков.

Воспитательные задачи:

  • Содействовать уважению культурного наследия.
  • Воспитывать уважение к своей маленькой родине.
  • Обучать детей не только к мордовским играм, но и культуре своего народа в целом.
  • Привить ребенку чувство гордости и любви к месту, где он родился и живет.

Для приобщения детей к своему краю используются различные методы и приемы:

  • словесный (рассказ и объяснение учителя, чтение художественной литературы);
  • наглядные (показ наглядных пособий, просмотр фильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций);
  • игры (театральные, народные, обучающие);
  • практические (упражнения по распознаванию элементов местной культуры, разработка проектов, разведка и исследовательская деятельность).

Осн овн ая идея.  На мой взгляд, дидактические игры этнокультурного содержания познакомят детей с национальными особенностями, закрепят и уточнят знания об одной культуре; дети будут творчески развиты. Эти игры обеспечивают максимально простые и сравнительные процессы анализа, развивают интерес к познанию своей культуры и культуры других народностей.

   Также следует помнить, что дидактические игры с этнокультурным содержанием не должны быть целью, содержание, игровые действия и игровые задачи которой направлены в первую очередь на развитие личности. по развитию этнокультурной компетентности дошкольников.

Содержание жанра дидактических игр имеет большое значение как для дошкольников, так и для педагогов. Когда ребенок познает окружающий мир во всем его разнообразии, он получает представление о том, что на самом деле вокруг него. Каково содержание этнокультурных дидактических игр? Прежде всего, это язык, национальная одежда, традиции, обряды, народное творчество.

Различное содержание этнокультуры легко сочетается в дидактических играх. Педагог может легко внедрить эти игры в занятия и использовать их для индивидуальной работы с дошкольниками.

Очень важно, чтобы знакомство с элементами этнокультуры происходило в игровой форме, и это помогает включать в себя произвольные и непроизвольные процессы восприятия, памяти и духа у детей.

Дошкольники старшей и подготовительной  групп могут сами составлять развивающие игры под руководством педагога. Приведу примеры, дети могут в аппликационной технике делать игры типа «Чей дом?», «Чье украшение?», «Выставка народных игрушек». Одни игры детям объясняют, в другие можно и с удовольствием играть в одиночку. Игры, которые придумали сами дети, имеют для них особое значение. Создавая игры, дошкольники в активной форме осваивают и отражают элементы этнокультуры. Важно, чтобы в процессе создания игр, а затем и в самой игре у детей развивались эстетический вкус, эстетическое восприятие, воображение, образованное мышление. Взаимосвязь творческой, конструктивной деятельности с игрой создает у детей мотив деятельности, имеющий личный смысл для каждого ребенка, а это, в свою очередь, обеспечивает ее эффективность. В результате такой деятельности у ребенка развивается творческая сторона, поскольку он не просто рисует, вырезает и вставляет, а передает образы игры в образах, создает игры.

 Теор етическая база.  Дидактические игры - это развивающие игры. Они созданы взрослыми для обучения и тренировки детей. Но для играющих детей воспитательное и воспитательное значение дидактической игры не проявляется открыто, а реализуется через игру нового задания, игровых действий, правил.

   Дидактические игры называются «рубежными играми» и представляют собой форму перехода к этой неинтересной деятельности, которую они готовят. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые являются основой обучения. Для дидактических игр характер задания - обучающий персонаж актера - учебное задание. В ней ориентируются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но одевают в развлекательную для детей форму. Вот несколько примеров обучающих задач:

  • научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные ковры») или геометрические фигуры («Ледоход»);
  • для уточнения информации о посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет гулять»),
  • формировать возможность сравнивать объекты по внешним признакам, расположенным в пространстве («Что изменилось», «Парные картинки»),
  • развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймать рыбу», «Летающие колпаки»).  

   Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующее содержание и реализуется с помощью игровой деятельности детей. Необучающая задача привлекает ребенка в игре, а возможность проявить свою активность, выполнить игровые действия, получить результат, выиграть. Если участник игры не может овладеть знаниями, определенными учебной задачей, он не может успешно выполнить игровые действия и получить результат.воплощается создателями игр ы в соответствующем содер жан ии, р еализуется с помощью игр овых действий, котор ые выполн яют дети. Например, в развивающей игре «Цветной фон» каждый игрок должен разместить на ковре игрушки определенного цвета и предметы такого же цвета. Если ребенок правильно выполнил действия игры, то можно с уверенностью сказать, что он научился различать цвета, на основе этого находить предметы в окружающей среде.

Следовательно, активное участие, особенно приобретение в дидактической игре, зависит от того, насколько хорошо ребенок усвоил знания и навыки, которые продиктованы его учебной задачей. Это побуждает ребенка быть понятным, запоминать, сравнивать, классифицировать и совершенствовать свои знания. Поэтому дидактические игры помогут ему узнать что-то в простой и небывалой форме. Этот тип прямого американского обучения называется самообучением или автодидактизмом.

Играя в дидактические игры, ребенок выступает субъектом познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, умение искать решения новых задач, обозначение специалистов; в мире развивается положительное отношение к своим способностям, вера в собственные силы, чувство собственного достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников. Развивающий эффект обучения определяется прежде всего тем, насколько гармонично учителю удается включить новый опыт детей в их существующий познавательный опыт.

   Дидактические игры - это универсальный инструмент, позволяющий детям познавать окружающий мир, творчески развиваться и готовиться к обучению в школе, поскольку они сочетают в себе обучающие задачи. Кроме того, дидактическая игра является своеобразным перекрестком между апрельской деятельностью учителя и потребностями ребенка. Многообразие функций дидактической игры комплексно влияет на развивающуюся личность дошкольника.

   Дидактическая игра как средство общения детей с национальными традициями была создана самими людьми. Некоторые дидактические игры  представлены через познавательный контент, различные типы игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку) ребенок учится, развиваются его сенсорные навыки и мыслительные процессы.

   Н а мой взгляд, н е умен ьшается ин тер ес к использован ию дидактических игр  в озн акомлен ии дошкольн иков с окр ужающей этн окультур н ой действительн остью и в н аши дн и.

Техн ология опыта.

    В МДОУ «Детский сад № 93»  создан мини-музей, в котором хранится большое количество предметов старины, изба оформлена в стиле прошлого века. Имеются мордовские национальные костюмы, мордовская вышивка, аутентичные предметы народного быта. Именно в этом музее я организовала открытое занятие на тему: «Мы в музее старины».

  Также в группе есть патриотический уголок «Наша Родина - Россия». Он украшен изделиями ручной работы из дерева мастерами из села Подлесная Тавла. Работа в этой области значительно улучшила пространственно-предметную среду группы.

   Чтобы познакомить детей с родным городом Саранском, мы приобрели детский путеводитель, а также 33 места в Мордовии и другие книги. Они познакомили детей с разными видами художественной литературы: рассказом, стихотворением, сказкой. Среди них самая любимая детская сказка. С детьми мы обыгрывали литературные произведения («Мышь и сорока», «Лисица и медведь» и другие). Это позволяет заинтересоваться мордовской национальной культурой, ее традициями. Чтобы лучше понимать общее слово, мы разучивали детские стишки, пословицы и поговорки с детьми. Ребята с большим интересом отнеслись к мордовским загадкам. Мы организовывали показ сказок, презентации, которые позволяют познакомить детей с нравственными ценностями мордовского народа и  обычаями.

   В рамках приобщения дошкольников к культуре и традициям своей Родины мы работаем над проектом «История и культура мордовского народа». Особое место здесь, конечно, отведено играм – подвижным и дидактическим. Вместе с детьми мы изучали и играли на свежем воздухе в мордовские игры, такие как: «В платочки», «В гусей и волка», «В журавлей», «В петушка» и другие.

   Совместная работа с родителями по воспитанию у детей любви к Родине не проходит даром. Большую помощь оказывают родители, которые занимаются хранением экспонатов в краеведческом мини-музее. Вместе с родителями мы организовали выставки поделок из натуральных материалов: «Осенняя фантазия», «Золотые руки мамы», весной развесили скворечники. Для родителей разработаны консультации: «Воспитание через игру», «Этнокультурное воспитание в семейной среде». Анкетирование проводилось на тему: «Выявление интересов и игровых предпочтений ребенка в домашних условиях?» Круглый стол: «Роль семьи в приобщении детей к национальной мордовской культуре».

   Все это помогает обрести историческую память, почувствовать ее связь с предками, почувствовать себя звеном в вечном потоке времени из прошлого в будущее. Живое общение с носителями языка и культуры помогает дошкольникам понять основы этнокультуры, сформировать этнокультурное сознание.

   Старая мудрость гласит: «Если ты не знаешь своего прошлого, ты ничего не знаешь». Чтобы воспитывать детей в национальных традициях, необходимо осознать, что они являются носителями массовой культуры. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на умственное и эстетическое развитие детей.

Р езультативн ость опыта.  

   Моя работа по использованию дидактических игр в энокультурном воспитании дошкольников дала положительный результат:

- дети стали проявлять интерес к дидактическим играм, к мордовской культуре.

   При работе с родителями проявилась активная позиция участия в совместной деятельности (они стали больше времени уделять общению с ребенком, чтению, рассказыванию историй, посещению различных мероприятий), заниматься творческой и личной деятельностью с детьми.

   Анализ результатов исследования позволяет детально охарактеризовать знания каждого ребенка, а также выявить конкретную программу их формы в процессе группового и индивидуального исследования.

   Диагн остику пр овожу два р аза в год в н ачале (сен тябр ь) и в кон це года (май).

   Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что в группе высокий уровень у троих детей - 50%, средний уровень у девяти - 35% и низкий уровень у пяти детей - 15% (дети, которые часто болеют и редко посещают детский сад).

   Дети с удовольствием принялись пересказывать знакомые сказки, детские стишки и потешки. Они стали  инициативными и активными в общении. Они приобрели определенный «багаж» различных форм фольклора, который они используют как на занятиях, так и в игровой и самостоятельной деятельности.

Пер спективы пр имен ен ия опыта в массовой пр актике. Этот образовательный опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям дополнительного образования, заинтересованным родителям, которые вместе с детьми выполняют домашнее задание.

Для обмен а опытом, общен ия с коллегами, р азмещен ием собствен н ых р азр аботок я создала личн ые стр ан ицы н а сайтах MAAM.ru https://www.maam.ru/users/2245590 и nsportal.ru: https://nsportal.ru/tatyana-koltsova.  Принимаю участие в интернет – конкурсах.

  Список литер атур ы.

  1. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о род. крае для маленьких читателей/ Мордов. Гос. Ун-т им. Н.П. Огарева; (авт.-сост. Н.М. Арсентьев, Т.С . Баргова, К.И. Шапкарин). - Саранск: тип. «Крас. Окт.»,2005.- 48 с.
  2. 33 места в Мордовии, которые необходимо посетить / Андрей Прокин. - Саранск: Издатель Константин Шапкарин, 2012. - 56 с.
  3. Дети о Родине / Ред.-сост. К.В. Смородин, А.И. Смородина.- Саранск: Тип. «Крас. Окт.»,2003. - 168 с.
  4. Я люблю Саранск!: сборник стихов / (ред. Н.Ф. Мокшин; сост.: А. Г. Любимов, Б.И. Просвирин). - Саранск, 2012. - 97 с.
  5. Путеводитель по Саранску для детей / Прасилова Наталья. - Саранск : АНО «Дом народных ремесел» Издатель Константин Шапкарин, 2016. - 56 с.
  6. Россия — наш общий дом. Моя Мордовия: книга для первоклассника Республики Мордовия / И.С Артюхова, М.В. Антонова. М.: ООО «Русское слово — учебник»,2017. - 96 с.
  7. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева (и др.); Мордов. Гос. Пед. Ин-т. - Саранск, 2015. - 84 с.
  8. К. Митропольский, Мордва. Мировоззрения. Их нравы и обычаи/ К. Митропольский // Мирское слово, 1987. - № 3-5.
  9. Беляева, Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы / Н.Ф. Беляева; под ред. В.И. Козлова; Мордов. Гос. пед.ин-т.- Саранск,2001.-260 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников/

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественн...

"Использование ИКТ в этнокультурном воспитании дошкольников" (презентация опыта работы)

Презентация к докладу из опыта работы по использованию ИКТ в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста.                 [[{"type":"media","view_...

Роль дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников

laquo;Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. И чем раньше начинается формирование этих качеств, тем бол...

Музвкально-дидактические игрв для младших дошкольников

Музыкально-дидактические игры для младших дошкольников...