ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА
учебно-методический материал

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelnye_igry_dlya_detey_ot_0_do_12_mesyatsev.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА

0 — 3 МЕСЯЦА

1. «Кукла из тарелки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и

прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии

25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за

игрушкой, и на его лице появится улыбка.

2. «Посмотри на меня»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться

слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.

3. «Прыгающая игрушка»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую

тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка

находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став

постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.

4. «Двигающаяся игрушка»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно

передвинуть. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки,

а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он способен

несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие игрушки на бортики

кроватки.

5. «Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую

или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять

ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

6. «Кукла на руке»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях

— вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть.

Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных

способностей.

7. «Игрушка, которая может пищать»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный

звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

68. «Кукла-тарелка»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки.

Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой -- печальную.

Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой.

Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится

смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле

сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.

9. «Повесьте над кроваткой игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с

погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не

забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно

те, которые легко двигаются.

10. «Разные фигурки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной

бумаги. Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите

петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой.

Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему

рукой.

11. «Разные картинки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления

какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше

всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.

12. «Детские стихи»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Расскажите

ему какие-нибудь детские стихи, например: "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик

погулять...".

13. «Пинетки с колокольчиком»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля

ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика.

14. «Где я?»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно

передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать зрение и

слух.

15. «Потрясите погремушкой»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: Ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой иразличать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение — потрясите

погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры

напевайте песенку.

16. «Вверх и вниз»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх.

Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность

посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения.

Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша).

Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз).

Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша).

Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).

17. «Погремушка»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: Поместите погремушку сначала с одной стороны кроватки, затем с

другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами

"погремушку". Яркая тесемка, привязанная к ней, облегчит ребенку поиски.

18. «Музыка»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: Поставьте рядом с кроваткой малыша маленький магнитофон.

Подберите какую-нибудь мягкую инструментальную музыку или колыбельную. Музыка

с повторяющейся мелодией действует на малыша успокаивающе, ребенок чувствует

себя увереннее и учится распознавать звуки.

19. «Новые перспективы»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он

мог рассмотреть ваше лицо.

20. «Бусы»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать,

как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Бусы из катушек можно

повесить между двух стульев.)

21. «Ритмичная музыка»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему

послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт

музыке или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для

белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое

время малыш научится замечать изменения в ритме.

22. «Звон колокольчика»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым

колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее изаметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на

этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего

тела и развить координацию глаз и рук.

23. «Безопасная песочница»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой.

Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не

запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик.

Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку

сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым

ощущениям.

24. «Матерчатая перчатка»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца

свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому

пальцу.

25. «Игра с ветерком»

Цель: расширение представлений ребенка о частях тела.

Ход игры: Эта игра позволяет малышу распознавать у него разные части тела.

Нежно подуйте на ладошки ребенка, дуйте и при этом проговаривайте нараспев: «Вот

твои ладошки». После этого поцелуйте ладошки. Подуйте на другие части тела.

Большинство детей любят, когда им дуют на локти, пальцы рук и ног, шею и щеки.

26. «Игра с поворотами»

Цель: формирование представлений о пространстве.

Ход игры: Поворачивание малыша в различных направлениях поможет

сформировать у него представления о пространстве и ощущение равновесия.

Попробуйте поворачивать ребенка следующим образом: возьмите ребенка на руки и,

придерживая его голову одной рукой, поворачивайтесь сначала в одну сторону, затем в

другую; держите его спиной к себе; носите его лицом к себе. Во время поворотов

напевайте ему какие-нибудь детские песенки.

27. «Давай согнем ножки»

Цель: развитие общей моторики.

Ход игры: Положите малыша на спину и осторожно выпрямите ему ножки. Когда

ножки полностью выпрямлены, слегка похлопайте малыша по ступням. Во время игры

напевайте какой-нибудь веселый стишок. Крепкие мышцы бедер сыграют большую

роль, когда ребенок начнет ползать и ходить.

28. «Разговоры с малышом»

Цель: познание окружающего мира, речевое развитие ребенка.

Ход игры: Рассказывайте малютке все, что вы делаете. Описывайте, как вы моете

руки, одеваетесь и все в таком же духе. Каждый день пойте ребенку разные веселые

песенки, рассказывайте стишки и сказки. Время от времени изменяйте высоту голоса.

Пробуйте говорить высоким голосом и низким, нараспев или тихо. Чем больше вы

разговариваете с ребенком, тем больше связей, необходимых для развития речи, будет

устанавливаться.

4 — 6 МЕСЯЦЕВ

1. «Смотри-ка, что я вижу»

Цель: развитие сенсорного восприятия.

Ход игры: Младенцы с удовольствием рассматривают новые лица или предметы.

Подберите несколько ярких игрушек и одну за другой медленно водите из стороны в

сторону перед малышом, привлекая его внимание. Затем дайте ребенку их потрогать.

Можете описывать свойства игрушек. Развитие сенсорных навыком весьма

существенно в первые шесть месяцев жизни ребенка.

2. «Давай-ка посмотрим»

Цель: знакомство с окружающей действительностью.

Ход игры: Выберете места откуда было бы удобно наблюдать. Детям очень

нравится смотреть на загружающуюся стиральную машину. Окна, рядом с которыми

растут деревья – отличный пункт наблюдения. Можно сесть на лавочку во дворе, и

получить массу удовольствия наблюдая за: птицами, проезжающими машинами, за тем,

как ветер раскачивает верхушки деревьев и т.д.

3. «Аудиозаписи»

Цель: развитие слухового внимания и речи.

Ход игры: Запишите на пленку лепетание малыша. Включите воспроизведение и

проследите за реакцией. Волнуют ли малыша эти звуки? Если ребенку нравится

слушать подобные записи, поэкспериментируйте и запишите другие звуки, например

10звуки природы. Это обеспечит отличные языковые возможности в будущем.

4. «Давай качаться»

Цель: развитие координации движения, равновесия.

Ход игры: Покачивания на коленях доставляет детям много удовольствия. Кроме

того, они играют существенную роль, помогая малышам учиться держать равновесие,

необходимое для хождения. Вы можете покачивать малыша, сидящего или лежащего у

вас на коленях, на животе или на спине; сидящего у вас на колене и раскачивающегося в

разные стороны.

5. «Поиграйте в прятки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками

свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув "Ау-у-у!"

Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.

6. «С горки катится игрушка»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите

ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым

примером причинно-следственных связей между явлениями.

7. «Наблюдение за мыльным пузырем»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Покажите ребенку как пускать мыльные пузыри. Малыш станет

восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.

8. «Носок с ярким рисунком»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему

на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через

некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.

9. «Матерчатый мячик»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной

8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку

понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах

детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.

10. «Блестящая кастрюля»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог

посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон.

Малышам нравятся "игрушки" взрослых.

7 — 12 МЕСЯЦЕВ

1. «Зеркальные игры»

Цель: развитие представлений о частях тела.

Ход игры: Чем больше маленький ребенок видит, тем больше он хочет видеть.

Рассматривание себя в зеркале – увлекательное и интересное занятие. Кроме того, оно

дает возможность ребенку узнать себя с новой стороны. Вот что можно делать вместе с

малышом перед большим зеркалом: улыбаться, двигать разными частями тела, корчить

рожицы, издавать разные звуки, произносить разные звуки при помощи губ, подражать

голосам животным, раскачиваться назад и вперед. Поскольку зрительные нейроны на

2. «Трам-пам-пам»

Цель: развитие координации движений.

Ход игры: Детям очень нравится держать в руках различные предметы и ударять

ими о поверхность. Подобные действия отлично развивают координацию. Дайте

ребенку в руку деревянную ложку и покажите как можно стучать ее по полу, по

кастрюле, по дивану и т.д.

3. «Игра с мячом»

Цель: развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: Как только малыш научится сидеть, попробуйте подкатить к нему мяч.

Для начала подойдет мягкий мяч из ткани. Аккуратно подкатите мяч к ребенку и

покажите, как его нужно ловить. Детям очень нравится эта игра. Когда ребенок освоит

принцип игры, можно предложить ребенку резиновые мячики разного размера.

4. «Где находится?»

Цель: развитие представлений о ближайшем окружении ребенка.

Ход игры: Посадите ребенка на колени и вместе рассматривайте альбомы с

фотографиями. Найдите фотографию кого-нибудь из вашей семьи. Расскажите ребенку

об этой фотографии, назовите человека запечатленного на ней. Еще раз назовите имя и

попросите показать этого человека на фотографии. Теперь прикройте рукой и

попросите малыша найти этого человека. Продолжайте игру с другой фотографией.

5. «Моем игрушку» Цель: развитие сенсорного восприятия.

Ход игры: Мокрые мочалки – превосходные игрушки для малышей. Им очень

приятно, когда их касаются мочалкой. Поиграйте в прятки с мочалкой во время мытья.

Спрячьте игрушку в мочалке и пусть ребенок сам попытается ее найти. Дайте мочалку

ребенку и позвольте ему вас помыть. Сенсорный опыт и общение с малышом могут во

много раз увеличить его интеллектуальные способности в будущем.

6. «Покажите малышу картинки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона,

собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на листы плотной бумаги, так

чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.

7. «Кукла в зеркале»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему

тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет

ли ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.

8. «Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: С каждым днем ребенок все больше понимает, что может влиять на

окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут

реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.

9. «Падающий шарик»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш

не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть

он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется

проделать это еще раз.

10. «Игры с телефоном»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Предложите малышу "поговорить" по телефону. Можно дать ему

игрушечный аппарат, а лучше - настоящий, отключив его от сети. Ребенок с

удовольствием подержит трубку и "поговорит" в нее.

11. «Внимание к разным звукам»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их

источник: телефон, дверной звонок, шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и

т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для

развития реч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молодым родителям на заметку. Игры для развития речи у детей от рождения до года

В данной статье приведены игры, которые можно использовать для развития речи детей первого года жизни....

Сюжетно-ролевая игра как развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста, которая является предпосылкой для формирования учебной деятельности....

«LEGO – игры по развитию познавательной сферы детей»

«LEGO – игры по развитию познавательной сферы детей»...

Роль игры в развитии познавательной сферы детей с ЗПР (из опыта работы)

Значение игры для ребенка дошкольного возраста Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же,...

Диагностика познавательной сферы детей подготовительной группы (конец года)

Диагностика познавательной сферы детей подготовительной группы (конец года)  Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________Возраст _________ Группа № ____ Детский ...

Диагностика познавательной сферы детей старшей группы (конец года)

Диагностика психического развития детей старшей группы (конец года)  Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________Дата рождения ________________ Возраст на момент об...