Сюжетно-ролевая игра как развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста, которая является предпосылкой для формирования учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно - ролевая игра как развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте можно уже судить об уровне умственного развития ребенка. Сформировано наглядно-образное мышление, сенсорно-перцептивная сфера, кратковременная механическая память. Достигнутый уровень развития памяти и мышления выступают основой для формирования воображения, закладываются основы словесно-логического мышления. В этот период увеличивается и произвольность познавательных процессов.
С точки зрения практики интерес предоставляют технологии развития познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте. Среди них наиболее известны технологии: ТРИЗ, развивающая технология Никитиных, технология Монтессори и др. Современными исследователями важным признается создание условий для развития ребенка. Как известно, в дошкольном возрасте развитие ребенка происходит в процессе такого ведущего вида деятельности как сюжетно-ролевая игра. К старшему дошкольному возрасту игра детей начинает приобретать развернутый сюжет, а не просто выполнение отдельных ролевых действий.
Современные исследования показывают, что игры современных детей значительно отличаются. Это связано с развитием рынка различных электронных гаджетов. Уже в дошкольном возрасте ребенок погружается в мир виртуальных игр, и мало участвует в других играх. Дети разучились играть. Это потенциально ведет к тому, что условия для развития ребенка становятся недостаточными. Виртуальная игра не обладает всеми преимуществами реальной сюжетно-ролевой игры, а лишь может имитировать ее.
Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста давно раскрыта такими психологами, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. Эти же авторы показали, что сюжетно-ролевая игра является сложной по своей структуре и не возникает у ребенка стихийно, а появляется на основе овладения предметными действиями, ролевыми действиями. Сформированная сюжетно-ролевая игра является предпосылкой для формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. В связи с этим актуальным становится особое внимание к играм детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО, т.к. в условиях семьи и ближайшего окружения сюжетно-ролевая игра перестала существовать.
Познавательная сфера включает в себя познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Развитие познавательных процессов идет от элементарных – ощущения, к более сложным – мышление и воображение.
Процесс развития познавательных процессов не является линейным, каждый познавательный процесс имеет наиболее удачный возрастной период для формирования и развития. В раннем детстве происходит формирование ощущений и восприятия, в дошкольном возрасте формируются и развиваются память, наглядно-образное мышление, воображение. Но и процессы ощущения, восприятие, внимание становятся более осмысленными, усложняются. Отдельное место отводится развитию речи. До трех лет развиваясь параллельно с мышлением, в дошкольном возрасте развитие речи и мышления происходит в едином контексте. Речь способствует формированию произвольности познавательных процессов. К старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление оказывается сформированным, совершенствуются процессы памяти, что приводит к формированию воображения. Воображение становится целенаправленным, ребенок старшего дошкольного возраста способен к созданию образов по замыслу. К пяти годам ребенок преодолевает эгоцентризм мышления, появляется децентрация, способность к установлению причинно-следственных связей. Но эти способности еще не совершенны и требуют развития.
В отечественной психологии принято положение о ведущей деятельности как деятельности, в которой происходит развитие личности, формируются новообразования. В дошкольном возрасте таким видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Она характеризуется наличием игровой ситуации, игрового пространства, ролевых действий, развитием сюжета. Сюжетно-ролевая игра не появляется само по себе в дошкольном возрасте. Она базируется на манипулятивной деятельности и возникающих на их основе ролевых действий, которые в последствие объединяются единым сюжетом. Принято считать, что к старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает сюжетно-ролевой игрой.
Сюжетно-ролевая игра обладает несомненным развивающим потенциалом. Возможности для развития познавательных процессов посредством сюжетно-ролевой игры заключаются в двуплановости игры, использовании предметов-заменителей, продумывание сюжета игры, необходимости активизации мыслительной деятельности в процессе коммуникативного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.
Примерные конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
Данная статья позволяет понять важность развития у детей дошкольного возраста как произвольные психические процессы так и связную речь...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"
программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"
программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"...

Программа коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволя...
Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста, направлено на развитие познпвательной сферы ребенка,...

Консультация для родителей "Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста"...