Долгосрочный проект "Мы готовимся к школе"
проект (подготовительная группа)
Формирование "внутренней позиции школьника" у детей в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_gotovimsya_k_shkole.docx | 337.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка - детский сад №44»
Долгосрочный проект «Мы готовимся к школе» (подготовительная группа)
Автор проекта:
педагог психолог Осипова О.В.
Омск 2019
ТЕМА: «Мы готовимся к школе»
Актуальность: именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе.
Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Мы готовимся к школе» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.
Задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме связь семьи и школы, взаимодействие семьи и ДОУ;
- формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
- формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
- организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровня психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе;
- разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
· формировать у родителей позитивный образ современной школы.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, семья, администрация ДОУ, школа, педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели подготовительной групп.
Вид проекта: долгосрочный.
Тип проекта: Познавательно – творческий.
Формы и методы:
-диагностика;
- чтение художественных произведений о школе;
-экскурсии в школу, библиотеку;
- рассматривание картин отражающих школьную жизнь;
- беседы о школе;
- рисование школы после экскурсии;
- игры моделирующие школьную жизнь;
- совместные праздники с младшими школьниками;
- совместно-творческая деятельность родителей с детьми.
Сроки реализации проекта: Сентябрь 2019 г. – май 2020 г.
База реализации проекта: БДОУ г. Омска «ЦРР - детский сад №44».
Формы организации деятельности:
1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Интерактивная работа с родителями.
Предполагаемый результат: - сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
- сформированы четкие, правильные представления и знания о школе;
- сформирована учебная и социальная мотивации учебной деятельности;
- эмоционально положительное отношение к школе (снижение тревожности);
- между родителями и детьми налажен более тесный контакт;
- сформирован позитивный образ современной школы;
- нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2019г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (Октябрь 2019г – апрель 2020г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап (Май 2020г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2019г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
- Проведения диагностики готовности к школе. Скрининг Е. Екжановой позволяющий увидеть психологические особенности ребенка.
-Определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации. (Тест Керна-Йерасека, методика С.Д.Забрамная). Октябрь, апрель.
- Работа по составлению и оформлению совместной документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей.
- Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;
- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;
- подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- анкетирование родителей.
- Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению».
II Этап (Октябрь 2019г. – январь 2020г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
- определение уровня психологической готовности детей к школе;
- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;
- беседы с детьми;
- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;
- развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов;
- развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);
- встреча с учителями начальных классов;
- родительские собрания;
- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов.
III Этап (Май 2020г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
-анализ готовности выпускников к школьному обучению;
- оценка эффективности реализации проекта;
- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
- проводя работу по проекту «Мы готовимся к школе» в период с 2019-2020 годы можно сделать следующие выводы:
- проект «Мы готовимся к школе» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в ДОУ;
- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;
- взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.
Сроки выполнения | Название мероприятий | Ответственные |
Сентябрь | Диагностики готовности к школе. Скрининг Е. Екжановой. | Педагог психолог |
Октябрь | Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби». - Игра - путешествие «Путь от дома до школы» - Беседа о школе. - Чтение и рассказывание стихотворений о школе. - «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!» - Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов. - Слушание детских песен на школьную тематику "Буквы и слова" Сл.: Ольга Безымянная Муз.: Игорь Римденок. «Дважды два - четыре» Сл.: М. Пляцковский Муз.: В. Шаинский. - Работа в тетради. Графический диктант. | Воспитатели подготовительных групп |
- Практикум для родителей: «Каким я представляю своего ребёнка в школе» - Памятка для родителей, будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет» - Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником». -Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей. | Педагог психолог | |
- Консультация «Леворукий ребёнок» Памятка для родителей «Связная речь детей 6-7 лет» | Учитель логопед | |
Выпуск газеты «Развиваемся вместе» | Педагог психолог | |
24.10. - 30.10. | - Экскурсия в школу (презентация). Обзорная экскурсия фасада здания, площадки. Придворовой территории. | Педагог психолог, ст.воспитатель, воспитатели |
ноябрь | -Индивидуальная коррекционная и развивающая деятельность по развитию познавательной сферы по программе Ю.В. Останкова, для детей старшего дошкольного возраста (по результатом диагностического скрининга) -Групповая коррекционно - развивающая деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (по результатом диагностического скрининга) - Советы педагога-психолога родителям «Скоро в школу» (папка передвижка) - Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников» - Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития. | Педагог психолог |
- Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности» - Лото «Школьные принадлежности. -Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова». - Беседа о правилах поведения в школе - Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице» - Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». - Аппликация «Школьные принадлежности» - Слушание песни «Первый раз в первый класс» Сл. и муз. Сергея Ярушина. - Работа в тетради. Графический диктант. | Воспитатели подготовительных групп | |
Учитель - логопед «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма». Буклет для родителей «Чистая речь-залог успешного обучения» | Учитель логопед | |
Выпуск газеты «Развиваемся вместе» | Педагог психолог | |
декабрь | - Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто - Знакомство с пословицами и поговорками об учении. - Вечер загадок «Скоро в школу». - Аппликация «Школа» - Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть» - Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки». - Конструирование (продуктивная деятельность совместно с родителями) «Здание школы» - Слушание песни «Первоклашка» Сл.: Юрия Энтина. Муз.: Владимира Шаинского. - Работа в тетради. Графический диктант. | Воспитатели подготовительных групп |
- НОД по обучению грамоте «Учимся играя». | Учитель логопед Чернова Т.А. | |
- Консультация педагогов «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность». | Педагог психолог | |
Выпуск газеты «Развиваемся вместе» | Педагог психолог | |
январь | - Беседа «Как построить свой режим дня». - Составление режима дня. - Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» Виктор Голявкин «Моя работа» - Слушание песни «Наташка - первоклашка» Сл: Константин Ибряев. Муз: Юрий Чичков - Просмотр мультфильмов на школьную тему: «Наш друг Пиши-читай», «Федя Зайцев», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили». - Работа в тетради. Графический диктант. -Изготовление фотоальбома «Мои родители, тоже были школьниками» | Воспитатели подготовительных групп |
Выпуск газеты «Развиваемся вместе» | Педагог психолог | |
февраль | - Консультация «Готовим руку к письму». Буклет - игры для развития идеологической речи «Играя развиваемся» | Учитель логопед |
- Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики» - Составление рассказа по картине «В школу» - Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится» - Час загадок и ребусов о школе. - Работа в тетради. Графический диктант. Работа с родителями: изготовить макет школы. | Воспитатели подготовительных групп | |
Преемственность «Детский сад-Школа». Мероприятие «Школьники в гостях у дошколят» | Воспитатели, педагог психолог, муз.руководитель | |
Коррекционно-развивающее занятие по подготовке детей к школе авт.Ю.В. Останкова | Педагог психолог | |
Выпуск газеты «Развиваемся вместе» | Педагог психолог | |
Март 23.03.-27.03. | - Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов». - Беседа «Каким ты представляешь себя в школе» - Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать» - Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки» - Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудиозапись «Нам в первый класс» сл.: Яков Серпин Муз.: Томас Корганов. - Работа в тетради. Графический диктант. | Воспитатели подготовительных групп |
Мероприятие «Прощание с букварем» (по приглашению учителя начальных классов) | Педагог психолог, ст.воспитатель, воспитатели | |
Экскурсия по школе. Знакомство с библиотекой, школьным музеем, столовой, классами, спортивным залом. Беседа с учителем начальных классов о распорядке дня первоклассника. | Педагог психолог, воспитатели | |
- Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»? -Шесть правил адаптации ребенка к школе. | Педагог психолог | |
- Дидактический материал «Игры для развития связной речи» | Учитель логопед | |
Выпуск газеты «Развиваемся вместе» | Педагог психолог | |
апрель | - Дидактические игры лото «Считаем и читаем», «Составляем предложение» - Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга - Слушание аудиозаписи «Здравствуй первый класс!» Сл: В. Степанов Муз: С. Стемпневский. - Работа в тетради. Графический диктант. - Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах) НОД: «Я – будущий первоклассник» | Воспитатели подготовительных групп |
Круглый стол «Завтра в школу» (поможем детям сосредоточиться) | Педагог психолог, ст.воспитатель, учитель логопед, воспитатели | |
Выпуск газеты «Развиваемся вместе» | Педагог психолог. | |
май | - Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам. - Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу» - Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!» - Аппликация «Моя школьная форма» - Рисование «Собираю школьный ранец» - Слушание и пение «На уроке» муз. и сл. В. Топильницкого. - Работа в тетради. Графический диктант. | Воспитатели подготовительных групп |
- Оформление фото альбома по итогам проекта, презентации о проделанной работе по проекту. | Педагог психолог. воспитатели | |
- Итоговое мероприятие «Выпускной утренник» | Все специалисты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий п...
"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием»
нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе...
2022-2023 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всейсемьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Паспорт проектаСроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2024 года - май 2025 года)Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.Участ...