Долгосрочный проект "Мы готовимся к школе"
проект (подготовительная группа)

Оксана Владимировна Осипова

Формирование "внутренней позиции школьника" у детей в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_gotovimsya_k_shkole.docx337.87 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Центр развития ребенка - детский сад №44»

Долгосрочный проект                                                                 «Мы готовимся к школе»                                             (подготовительная группа)

C:\Users\user\Desktop\О.В.44\ПСИХОЛОГ\ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ\КРУГЛЫЙ СТОЛ\kisspng-class-dijak-school-project-clip-art-study-clipart-5aea6c089c4458.7479755215253125206401.jpg

                                                                                                               Автор проекта:

                                                                                                               педагог психолог Осипова О.В.

Омск 2019

ТЕМА: «Мы готовимся к школе»

Актуальность: именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. 

Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Проект «Мы готовимся к школе» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

 Задачи:

-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме связь семьи и школы, взаимодействие семьи и ДОУ;

- формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;

- формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;

- организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровня психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе;

- разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;

· формировать у родителей позитивный образ современной школы.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, семья, администрация ДОУ, школа, педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели подготовительной групп.

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: Познавательно – творческий.

Формы и методы:

-диагностика;

- чтение художественных произведений о школе;

 -экскурсии в школу, библиотеку;

- рассматривание картин отражающих школьную жизнь;

- беседы о школе;

- рисование школы после экскурсии;

- игры моделирующие школьную жизнь;

- совместные праздники с младшими школьниками;

-  совместно-творческая деятельность родителей  с детьми.

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

База реализации проекта: БДОУ г. Омска «ЦРР - детский сад №44».

Формы организации деятельности: 

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Интерактивная работа с родителями.

Предполагаемый результат: - сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

- сформированы четкие, правильные представления и знания о школе;

- сформирована учебная и социальная мотивации учебной деятельности;

- эмоционально положительное отношение к школе (снижение тревожности);

- между родителями и детьми налажен более тесный контакт;

- сформирован позитивный образ современной школы;

- нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

- повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

- обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Этапы реализации проекта.

I Этап. (Сентябрь 2019г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

II Этап (Октябрь 2019г – апрель 2020г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

III Этап (Май 2020г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

I Этап. (Сентябрь 2019г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

- Проведения диагностики готовности к школе. Скрининг Е. Екжановой позволяющий увидеть психологические особенности ребенка.

-Определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации. (Тест Керна-Йерасека, методика С.Д.Забрамная). Октябрь, апрель.

- Работа по составлению и оформлению совместной документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей.

- Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;

- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;

- подготовка  необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- анкетирование родителей.

- Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению».

II Этап (Октябрь 2019г. – январь 2020г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

- определение уровня психологической готовности детей к школе;

- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;

- беседы с детьми;

- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;

- развивающая  работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных  процессов;

- развивающая  работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе,  развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);

- встреча с учителями начальных классов;

- родительские собрания;

- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов.

III Этап (Май 2020г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

-анализ готовности выпускников к школьному обучению;

- оценка эффективности реализации проекта;

- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

- проводя работу по проекту «Мы готовимся к школе» в период с 2019-2020 годы можно сделать следующие выводы:

-  проект «Мы готовимся к школе» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в ДОУ;

- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;

- взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.

Сроки выполнения

Название мероприятий

Ответственные

Сентябрь

Диагностики готовности к школе.                                 Скрининг Е. Екжановой.

Педагог психолог

Октябрь

Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби».

- Игра - путешествие «Путь от дома до школы»

- Беседа о школе.

- Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

- «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!»

- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

- Слушание детских песен на школьную тематику

"Буквы и слова" Сл.: Ольга Безымянная Муз.: Игорь Римденок.

«Дважды два - четыре» Сл.: М. Пляцковский Муз.: В. Шаинский.

- Работа в тетради. Графический диктант.

Воспитатели                     подготовительных групп

- Практикум для родителей: «Каким я представляю своего ребёнка в школе»

- Памятка для родителей, будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»

- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

-Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

Педагог психолог

- Консультация «Леворукий ребёнок»

Памятка для родителей  «Связная речь детей                         6-7 лет»

Учитель логопед

Выпуск газеты «Развиваемся вместе»

Педагог психолог

24.10. - 30.10.

- Экскурсия в школу (презентация). Обзорная экскурсия фасада здания, площадки. Придворовой территории.

Педагог психолог, ст.воспитатель, воспитатели

ноябрь

-Индивидуальная коррекционная и развивающая деятельность по развитию познавательной сферы по программе  Ю.В. Останкова,  для детей старшего дошкольного возраста (по результатом диагностического скрининга)

-Групповая коррекционно - развивающая деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (по результатом диагностического скрининга)

- Советы педагога-психолога родителям «Скоро в школу» (папка передвижка)

- Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»

- Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития.

Педагог психолог

- Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

- Лото «Школьные принадлежности.                                                 -Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова».

- Беседа о правилах поведения в школе

- Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»

- Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы».

- Аппликация «Школьные принадлежности»

- Слушание песни «Первый раз в первый класс» Сл. и муз. Сергея Ярушина.

- Работа в тетради. Графический диктант.

Воспитатели                     подготовительных групп

Учитель - логопед «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».

Буклет для родителей «Чистая речь-залог успешного обучения»

Учитель логопед

Выпуск газеты «Развиваемся вместе»

Педагог психолог

декабрь

- Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто

- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

- Вечер загадок «Скоро в школу».

- Аппликация «Школа»

- Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть»

- Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки».

- Конструирование (продуктивная деятельность совместно с родителями) «Здание школы»

- Слушание песни «Первоклашка» Сл.: Юрия Энтина. Муз.: Владимира Шаинского.

- Работа в тетради. Графический диктант.

Воспитатели                     подготовительных групп

- НОД по обучению грамоте «Учимся играя».

Учитель логопед Чернова Т.А.

- Консультация педагогов  «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность».

Педагог психолог

Выпуск газеты «Развиваемся вместе»

Педагог психолог

январь

- Беседа «Как построить свой режим дня».                                              - Составление режима дня.

- Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»

Виктор Голявкин «Моя работа»

- Слушание песни «Наташка - первоклашка» Сл: Константин Ибряев. Муз: Юрий Чичков

-  Просмотр мультфильмов на школьную тему:                      «Наш друг Пиши-читай», «Федя Зайцев», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили».

- Работа в тетради. Графический диктант.

-Изготовление фотоальбома «Мои родители, тоже были школьниками»

Воспитатели                     подготовительных групп

Выпуск газеты «Развиваемся вместе»

Педагог психолог

февраль

- Консультация «Готовим руку к письму».

Буклет - игры для развития идеологической речи «Играя развиваемся»

Учитель логопед

- Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»

- Составление рассказа по картине  «В школу»

- Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»

- Час загадок и ребусов о школе.

- Работа в тетради. Графический диктант.

Работа с родителями: изготовить макет школы.

Воспитатели                     подготовительных групп

Преемственность «Детский  сад-Школа». Мероприятие «Школьники в гостях у дошколят»

Воспитатели, педагог психолог, муз.руководитель

Коррекционно-развивающее занятие по подготовке детей к школе авт.Ю.В. Останкова

Педагог психолог

Выпуск газеты «Развиваемся вместе»

Педагог психолог

Март

23.03.-27.03.

- Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».

- Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»

- Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»

- Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»

- Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудиозапись «Нам в первый класс» сл.: Яков Серпин Муз.: Томас Корганов.

- Работа в тетради. Графический диктант.

Воспитатели                     подготовительных групп

Мероприятие «Прощание с букварем» (по приглашению учителя начальных классов)  

Педагог психолог, ст.воспитатель, воспитатели

Экскурсия по школе. Знакомство с библиотекой, школьным музеем, столовой, классами, спортивным залом. Беседа с учителем начальных классов о распорядке дня первоклассника.

Педагог психолог, воспитатели

- Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?

-Шесть правил адаптации ребенка к школе.

Педагог психолог

- Дидактический материал «Игры для развития связной речи»

Учитель логопед

Выпуск газеты «Развиваемся вместе»

Педагог психолог

апрель

- Дидактические игры лото «Считаем и читаем», «Составляем предложение»

- Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга

- Слушание аудиозаписи «Здравствуй первый класс!» Сл: В. Степанов Муз: С. Стемпневский.

- Работа в тетради. Графический диктант.

- Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)

    НОД: «Я – будущий    первоклассник»

Воспитатели                     подготовительных групп

Круглый стол «Завтра в школу»

(поможем детям сосредоточиться)

Педагог психолог, ст.воспитатель, учитель логопед, воспитатели

Выпуск газеты «Развиваемся вместе»

Педагог психолог.

май

- Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам.

- Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу»

- Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!»

- Аппликация «Моя школьная форма»

- Рисование «Собираю школьный ранец»

- Слушание и пение «На уроке» муз. и сл.                                                                В. Топильницкого.

- Работа в тетради. Графический диктант.

Воспитатели                     подготовительных групп

- Оформление фото альбома по итогам проекта, презентации о проделанной работе по проекту.

Педагог психолог. воспитатели

- Итоговое мероприятие «Выпускной утренник»

Все специалисты

C:\Users\user\Desktop\038.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием»

нетрадиционные формы работы с семьёй  в дошкольной организации  при формировании готовности детей к школе...

2022-2023 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всейсемьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

Паспорт проектаСроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2024 года - май 2025 года)Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.Участ...