Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.
статья
В отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) принято рассматривать игру в дошкольном возрасте как деятельность ведущую, в процессе которой возникают основные психические новообразования. Как известно, игра имеет уникальное значение для детской личности. В сюжетно-ролевой игре ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, овладевает способами взаимодействия, начинает осознавать разный характер отношения к нему окружающих людей и свое отношение к ним. Как никакая другая деятельность, сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование - практически единственное средство ориентации детей в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых, что имеет решающее значение в социальном развитии ребенка . 17 Воссоздание все более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений, и невозможность реализовать их только через условнопредметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных и воображаемых действий, совершаемых во внутреннем плане, в уме, к использованию речи как средства замещения реальных действий и предметов. Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и другие исследователи выделяли в игре два плана отношений детей: ролевые и реальные. Ролевые отношения определяются принятыми ролями в игре, обусловлены ими. Эти отношения можно назвать изображаемыми. В процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог). Большое значение для сюжетно-ролевой игры имеют коммуникативные навыки ребёнка. Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры необходимо: 1) договориться об игре; 2) построить яркий ролевой диалог. Когда у детей появляется потребность в игре, они начинают договариваться о ней с партнёром. При этом у детей формируются умения взаимодействовать со сверстниками, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, анализировать суждения партнёра. Принимая на себя роль в игре, ребенок вынужден реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров. При выстраивании ролевого диалога у детей активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки как: умение начинать и 18 завершать беседу, менять вслед за мыслью собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дети более активно в игре используют мимику и жесты. Постепенно дети подходят к тому этапу в развитии игры, когда главное внимание сосредоточенона создании сюжета. Иногда целые события, отдельные эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно велика роль слова в играх-фантазиях, играх-придумках. Такое придумывание разворачивается нередко как коллективный творческий рассказ. Реальные отношения в игре также претерпевают развитие. Оно выражается в переходе от «коллективного монолога» в играх рядом к эпизодическим актам диалога в процессе игрового взаимодействия в совместных сюжетно-ролевых играх и к появлению подлинных актов диалогического общения в процессе придумывания и развертывания игр-фантазирований. Игра выступает в качестве движущей силы, побуждающей ребенка черпать необходимые для нее речевые средства из разнообразных источников — из опыта общения со взрослыми и сверстниками, из опыта восприятия художественной литературы, в том числе из занятий по развитию речи. Наблюдения за самодеятельными играми детей показали, что существует взаимосвязь между речевыми умениями, формируемыми в процессе организованных игр-занятий, словесных дидактических игр парами, с одной стороны, и самодеятельными сюжетно-ролевыми играми – с другой. При этом самодеятельную сюжетно-ролевую игру дошкольников можно рассматривать как важную сферу их саморазвития, а также развития их коммуникативной компетенции. Самодеятельная игра - важнейшая область не регламентированной взрослым детской деятельности, в которой речь используется для развития сюжета, ролевого взаимодействия и как средство налаживания реальных отношений . 19 Важным для понимания развивающего значения игры представляется положение о том, что самодеятельная совместная сюжетно-ролевая игра (в ее развитой форме) формирует способность ориентироваться в сфере человеческих отношений и координировать действия с другими людьми. Известно, что каждая деятельность требует определенных, специфических для нее способностей и ''создаёт условия для их развития. Это дает основание полагать, что самодеятельная сюжетно-ролевая игра может стать эффективной сферой саморазвития коммуникативной компетенции детей при условии обогащения (амплификации) их игрового опыта . Психолого-педагогические исследования и наблюдения за самостоятельными играми детей подтверждают, что игра является сложной, изменяющейся на протяжении дошкольного детства деятельностью. В 5—7 лет ребенок может развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. Это высокий уровень игры, требующий владения не только сложными игровыми умениями, но и способами использования языка при формировании и формулировании мысли (построение высказывания, текста). Кроме того, ребенок должен уметь устанавливать речевое взаимодействие с партнером по общению . На протяжении дошкольного детства дети овладевают постепенно усложняющимися способами построения игры. Это положение нашло отражение в рамках концепции становления сюжетно-ролевой игры, разработанной Н.Я. Михайленко. Ее суть заключается в поэтапной передаче от взрослого детям усложняющихся игровых умений. Данный подход, а также педагогика игры, созданная Н. М. Аксариной, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Е.И.Жуковской и их последователями - С.Л.Новоселовой, Е.В.Зворыгиной и др., позволили получить представление о том, какие способы игры и в какой последовательности должны формироваться у ребенка, какими по характеру 20 должны быть формирующие воздействия взрослого и при каких условиях они будут эффективными. Касаясь организации сюжетной игры дошкольников, следует отметить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс; должен состоять из двух направлений: 1) формирования игровых, умений в совместной игре педагога с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и 2) самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее. Однако не следует однозначно понимать позицию воспитателя. Зачастую дети приглашают взрослого поиграть с ними и предлагают ему какую-нибудь роль. Бывают и такие ситуации, когда необходимо или желательно включение взрослого в игру, организованную самими детьми. Сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создаёт благоприятные условия для коммуникативного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.
На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображае...
Рекомендации родителям «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»
В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени проводят у телевизора, компьютера. Смотрят мультфильмы, разные передачи, взрослые фильмы. По мнению многих психологов, у...
Семинар-практикум для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста"
В семинаре раскрывается значение сюжетно-ролевых игр для детей, а так же родителей. Многие из которых считают, что сюжетно-ролевая игра не важна, в развитии ребенка. В семинаре родителям было предложе...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста...
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»...
Конспект Родительского Собрания Круглый стол в средней группе «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»
муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад «Светлячок» Круглый стол в средней группе «Роль сюжетно-ролевой игры в разв...
«Значение игры в развитие ребенка дошкольного возраста»
laquo;Значение игры в развитие ребенка дошкольного возраста» В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, кото...