«Значение игры в развитие ребенка дошкольного возраста»
методическая разработка

Серебренникова Ирина Александровна

«Значение игры в развитие ребенка дошкольного возраста»

          В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют,  потому что только  в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра -  сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.

Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола.

Тихонов в своих письмах « Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает  после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых.   Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних  стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать  родителям,  участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками , причём, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять  непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в  выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали  воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.

               Игра для детей дошкольного возраста очень важный элемент образовательной деятельности. В процессе игры дети активизируют все полученные ими ранее навыки и умения, а также приобретают новые. Игры способствуют установлению межличностных отношений между детьми, учат играть в команде и оказывать помощь товарищу. Кроме того, детям в младшем и среднем возрасте еще трудно усидеть на месте большое количество времени, поэтому необходимо адаптировать учебный материал и преподносить его в игровой форме.

        Макаренко отмечал, игра имеет важное  значение в жизни ребёнок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за  пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть , укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра  составляет в этом главное занятие ребёнка.

              В дошкольном  возрасте игровая деятельность является ведущей. И игра на данном этапе развития ребенка является самым простым и интересным способом приобретения знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающими и окружающим. В игре ребенок переживает все свои детские страхи и переживания, пробует себя в различных сферах, учится общению с окружающими, подражает и формирует в себе личностные качества не осознавая этого. Он учится взаимодействовать с миром.

Игра как средство разностороннего гармоничного развития. Представитель первого взгляда на игру как на деятельность , направленную на решение узко – дидактических целей Ф. Фребель - его взгляды  религиозно- мистические .  Он считает, что в процессе игры будет  выявляться и проявляться то, что будет выявляться и проявляться то, что заложено богом.  Ребёнок через игру познаёт себя . Фребель не отрицал, что игра  развивает ребёнка физически, обогащает речь, мышление , воображение. что игра – это типичное для детей явление , но методика руководства отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли по указке взрослых , самостоятельности и творчества в играх не было.                                                                                                         Представителем другого направления был  Я. А . Коменский. « Игра- это серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются способности ребёнка». Игра расширяет и обогащает круг представлений об окружающем мире , развивает речь, ребёнок сближается со сверстниками. Игра-  это условия радостного детства  и средство всестороннего гармоничного развития. 

ВЫВОД:  Следовательно,  игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.                                                                

                           ИГРА

 

   ТВОРЧЕСКАЯ                 С ПРАВИЛАМИ

Сюжетно- ролевая         Подвижные

Строительные                 Дидактические

Театрализованные

Игры- забавы

                ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

  • Игры с предметами
  • Словесные дидактические игры,
  • Настольно – печатные игры,
  • Музыкально- дидактические игры.

                      ПОДВИЖНЫЕ

  • Сюжетные,
  • Бессюжетные,
  • С элементами спортивных игр.

        ТВОРЧЕСКИЕ  ИГРЫ- игры придуманные детьми. В играх отражаются знания, впечатления , представления об окружающем мире. Для каждой игры характерны : тема. Замысел, сюжет, содержание и роль.                      

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ- группа игр, имеющие готовое содержание, специально разработанное взрослыми. В них заранее установлена определённая последовательность действий. В каждой игре ставится задача, решение которой связано с выполнением правил.  Некоторые игры с правилами имеют сюжет. Среди игр с правилами много народных игр, они способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости.

Список литературы:

Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997.

Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003.

Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., Московский психолого-социальный институт/Флинта, 1997.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry_v_razvitiirebenka_dosh._voz.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение игры в развитие ребенка дошкольного возраста»

          В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют,  потому что только  в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра -  сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.

Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола.

Тихонов в своих письмах « Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает  после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых.   Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних  стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать  родителям,  участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками , причём, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять  непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в  выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали  воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.

               Игра для детей дошкольного возраста очень важный элемент образовательной деятельности. В процессе игры дети активизируют все полученные ими ранее навыки и умения, а также приобретают новые. Игры способствуют установлению межличностных отношений между детьми, учат играть в команде и оказывать помощь товарищу. Кроме того, детям в младшем и среднем возрасте еще трудно усидеть на месте большое количество времени, поэтому необходимо адаптировать учебный материал и преподносить его в игровой форме.

        Макаренко отмечал, игра имеет важное  значение в жизни ребёнок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за  пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть , укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра  составляет в этом главное занятие ребёнка.

              В дошкольном  возрасте игровая деятельность является ведущей. И игра на данном этапе развития ребенка является самым простым и интересным способом приобретения знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающими и окружающим. В игре ребенок переживает все свои детские страхи и переживания, пробует себя в различных сферах, учится общению с окружающими, подражает и формирует в себе личностные качества не осознавая этого. Он учится взаимодействовать с миром.

Игра как средство разностороннего гармоничного развития. Представитель первого взгляда на игру как на деятельность , направленную на решение узко – дидактических целей Ф. Фребель - его взгляды  религиозно- мистические .  Он считает, что в процессе игры будет  выявляться и проявляться то, что будет выявляться и проявляться то, что заложено богом.  Ребёнок через игру познаёт себя . Фребель не отрицал, что игра  развивает ребёнка физически, обогащает речь, мышление , воображение. что игра – это типичное для детей явление , но методика руководства отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли по указке взрослых , самостоятельности и творчества в играх не было.                                                                                                         Представителем другого направления был  Я. А . Коменский. « Игра- это серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются способности ребёнка». Игра расширяет и обогащает круг представлений об окружающем мире , развивает речь, ребёнок сближается со сверстниками. Игра-  это условия радостного детства  и средство всестороннего гармоничного развития.  

ВЫВОД:  Следовательно,  игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.                                                                

                           ИГРА

   ТВОРЧЕСКАЯ                 С ПРАВИЛАМИ

Сюжетно- ролевая         Подвижные

Строительные                 Дидактические

Театрализованные

Игры- забавы

                ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

  • Игры с предметами
  • Словесные дидактические игры,
  • Настольно – печатные игры,
  • Музыкально- дидактические игры.

                      ПОДВИЖНЫЕ

  • Сюжетные,
  • Бессюжетные,
  • С элементами спортивных игр.

        ТВОРЧЕСКИЕ  ИГРЫ- игры придуманные детьми. В играх отражаются знания, впечатления , представления об окружающем мире. Для каждой игры характерны : тема. Замысел, сюжет, содержание и роль.                      

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ- группа игр, имеющие готовое содержание, специально разработанное взрослыми. В них заранее установлена определённая последовательность действий. В каждой игре ставится задача, решение которой связано с выполнением правил.  Некоторые игры с правилами имеют сюжет. Среди игр с правилами много народных игр, они способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости.

Список литературы:

Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997.

Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003.

Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., Московский психолого-социальный институт/Флинта, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста

 Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста.   Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не т...

Значение игры в воспитании ребенка дошкольного возраста

Значение народных подвижных игр для речевого и физического  развития и  детей...

Значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста

Консультация для родителей, которая раскрывает важное значение игровой деятельности для развития дошкольника....

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

В отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) принято рассматривать игру в дошкольном возрасте как деятельность ведущую, в процессе которой возникают осно...

Значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста

В игре у ребенка формируются все стороны личности, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспит...

Психологическое обоснование значения свободной игры для развития ребенка дошкольного возраста

Свободная игра необходима для полноценного развития ребенка. В ней отрабатываются навыки общения, развивается творчество, фантазия и самостоятельность. В момент игры по своему замыслу ребенок счастлив...