«Значение игры в развитие ребенка дошкольного возраста»
методическая разработка
«Значение игры в развитие ребенка дошкольного возраста»
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.
Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола.
Тихонов в своих письмах « Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать родителям, участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками , причём, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.
Игра для детей дошкольного возраста очень важный элемент образовательной деятельности. В процессе игры дети активизируют все полученные ими ранее навыки и умения, а также приобретают новые. Игры способствуют установлению межличностных отношений между детьми, учат играть в команде и оказывать помощь товарищу. Кроме того, детям в младшем и среднем возрасте еще трудно усидеть на месте большое количество времени, поэтому необходимо адаптировать учебный материал и преподносить его в игровой форме.
Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребёнок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть , укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра составляет в этом главное занятие ребёнка.
В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. И игра на данном этапе развития ребенка является самым простым и интересным способом приобретения знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающими и окружающим. В игре ребенок переживает все свои детские страхи и переживания, пробует себя в различных сферах, учится общению с окружающими, подражает и формирует в себе личностные качества не осознавая этого. Он учится взаимодействовать с миром.
Игра как средство разностороннего гармоничного развития. Представитель первого взгляда на игру как на деятельность , направленную на решение узко – дидактических целей Ф. Фребель - его взгляды религиозно- мистические . Он считает, что в процессе игры будет выявляться и проявляться то, что будет выявляться и проявляться то, что заложено богом. Ребёнок через игру познаёт себя . Фребель не отрицал, что игра развивает ребёнка физически, обогащает речь, мышление , воображение. что игра – это типичное для детей явление , но методика руководства отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли по указке взрослых , самостоятельности и творчества в играх не было. Представителем другого направления был Я. А . Коменский. « Игра- это серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются способности ребёнка». Игра расширяет и обогащает круг представлений об окружающем мире , развивает речь, ребёнок сближается со сверстниками. Игра- это условия радостного детства и средство всестороннего гармоничного развития.
ВЫВОД: Следовательно, игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.
ИГРА
ТВОРЧЕСКАЯ С ПРАВИЛАМИ
Сюжетно- ролевая Подвижные
Строительные Дидактические
Театрализованные
Игры- забавы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- Игры с предметами
- Словесные дидактические игры,
- Настольно – печатные игры,
- Музыкально- дидактические игры.
ПОДВИЖНЫЕ
- Сюжетные,
- Бессюжетные,
- С элементами спортивных игр.
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ- игры придуманные детьми. В играх отражаются знания, впечатления , представления об окружающем мире. Для каждой игры характерны : тема. Замысел, сюжет, содержание и роль.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ- группа игр, имеющие готовое содержание, специально разработанное взрослыми. В них заранее установлена определённая последовательность действий. В каждой игре ставится задача, решение которой связано с выполнением правил. Некоторые игры с правилами имеют сюжет. Среди игр с правилами много народных игр, они способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости.
Список литературы:
Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997.
Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003.
Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.
Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., Московский психолого-социальный институт/Флинта, 1997.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_igry_v_razvitiirebenka_dosh._voz.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение игры в развитие ребенка дошкольного возраста»
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.
Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола.
Тихонов в своих письмах « Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать родителям, участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками , причём, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.
Игра для детей дошкольного возраста очень важный элемент образовательной деятельности. В процессе игры дети активизируют все полученные ими ранее навыки и умения, а также приобретают новые. Игры способствуют установлению межличностных отношений между детьми, учат играть в команде и оказывать помощь товарищу. Кроме того, детям в младшем и среднем возрасте еще трудно усидеть на месте большое количество времени, поэтому необходимо адаптировать учебный материал и преподносить его в игровой форме.
Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребёнок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть , укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра составляет в этом главное занятие ребёнка.
В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. И игра на данном этапе развития ребенка является самым простым и интересным способом приобретения знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающими и окружающим. В игре ребенок переживает все свои детские страхи и переживания, пробует себя в различных сферах, учится общению с окружающими, подражает и формирует в себе личностные качества не осознавая этого. Он учится взаимодействовать с миром.
Игра как средство разностороннего гармоничного развития. Представитель первого взгляда на игру как на деятельность , направленную на решение узко – дидактических целей Ф. Фребель - его взгляды религиозно- мистические . Он считает, что в процессе игры будет выявляться и проявляться то, что будет выявляться и проявляться то, что заложено богом. Ребёнок через игру познаёт себя . Фребель не отрицал, что игра развивает ребёнка физически, обогащает речь, мышление , воображение. что игра – это типичное для детей явление , но методика руководства отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли по указке взрослых , самостоятельности и творчества в играх не было. Представителем другого направления был Я. А . Коменский. « Игра- это серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются способности ребёнка». Игра расширяет и обогащает круг представлений об окружающем мире , развивает речь, ребёнок сближается со сверстниками. Игра- это условия радостного детства и средство всестороннего гармоничного развития.
ВЫВОД: Следовательно, игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.
ИГРА
ТВОРЧЕСКАЯ С ПРАВИЛАМИ
Сюжетно- ролевая Подвижные
Строительные Дидактические
Театрализованные
Игры- забавы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- Игры с предметами
- Словесные дидактические игры,
- Настольно – печатные игры,
- Музыкально- дидактические игры.
ПОДВИЖНЫЕ
- Сюжетные,
- Бессюжетные,
- С элементами спортивных игр.
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ- игры придуманные детьми. В играх отражаются знания, впечатления , представления об окружающем мире. Для каждой игры характерны : тема. Замысел, сюжет, содержание и роль.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ- группа игр, имеющие готовое содержание, специально разработанное взрослыми. В них заранее установлена определённая последовательность действий. В каждой игре ставится задача, решение которой связано с выполнением правил. Некоторые игры с правилами имеют сюжет. Среди игр с правилами много народных игр, они способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости.
Список литературы:
Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997.
Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003.
Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.
Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., Московский психолого-социальный институт/Флинта, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста
Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста. Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не т...
Консультация для родителей "Значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста"
Материал о важности игры для дошкольника...
Значение игры в воспитании ребенка дошкольного возраста
Значение народных подвижных игр для речевого и физического развития и детей...
Значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста
Консультация для родителей, которая раскрывает важное значение игровой деятельности для развития дошкольника....
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.
В отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) принято рассматривать игру в дошкольном возрасте как деятельность ведущую, в процессе которой возникают осно...
Значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста
В игре у ребенка формируются все стороны личности, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспит...
Психологическое обоснование значения свободной игры для развития ребенка дошкольного возраста
Свободная игра необходима для полноценного развития ребенка. В ней отрабатываются навыки общения, развивается творчество, фантазия и самостоятельность. В момент игры по своему замыслу ребенок счастлив...