Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру по теме

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_syj_rol_igri_v_razv_doshk.docx90.85 КБ

Предварительный просмотр:

 «Значение сюжетно-ролевой  игры для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к школе, развитии творческих способностей»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры……………………..6

  1. Значение сюжетно-ролево игры в развитии детей дошкольного 

возраста…………………………………………………………………….6

1.2. Методика руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников.…..9

Глава II. Роль сюжетно-ролевой игры  в развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………. 15

2.1. Психолого-педагогическа характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….… 15

2.2.  Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………….. …………………………..………21

2.3.  Роль сюжетно-ролевой игры в формировании готовности к обучению в школе…………………………………ㅤ…………………………………………… …………………………………..……..28

Заключение…………………………………………………………………...….32

Список литературы…………………………………………………………..….34

Введение

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования большинства ведущих стран мира отреагировали на эти вызовы тем, что стали основывать, цели, содержание и технологии образования на ожидаемых от него результатах. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире. 

В свете всего выше сказанного тема развития сюжетно - ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. 

Игра -- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. 

Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.[ 5 ] 

Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. 

Менджритская Д. В., в своей книге "Воспитател о детской игре", говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либ другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.[ 5 ] 

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенн педагогически направляемая для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую трудовую деятельность для решения игровых задач. 

Игра -- подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. [ 6 ] 

Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л. 

Объектом исследования является целенаправленный педагогический процесс. 

Предметом исследования является сюжетно - ролевая игра дошкольника. 

Цель исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника. 

Задачи исследования: 

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 

2. Изучение структуры сюжетно-ролевой игры. 

3. Анализ роли сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГлаваI. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры

  1. Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения ,складываетс характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника[9]. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми : - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные. 

Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны.  А. Н. Леонтьев  считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища. 

    С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же[12]. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. 

    Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша. 

В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. 

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры ( «в моряков», «лётчиков», «космонавтов» продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При этом наблюдается не повторение  одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. 

Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для  детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления.  В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. 

       Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью[8]. 

Сюжетно-ролева игра существенным образом влияет на развитие речи ребенка. 

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи,  со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует  двусторонняя  связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. 

Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста. 

  1. Методика руководства сюжетно-ролевым играми дошкольников

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения. 

 Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное[12]. 

А. С. Макаренко основными требованиями к руководству детской игрой выдвигал следующие: 

1. Следить за тем, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка и не отвлекала его целиком от общественных целей. 

2. Воспитывать в игре те психические и физические навыки, которые необходимы для работы. 

Педагог должен помнить о том, что обогащение содержания игры во многом зависит от того, как организовано наблюдение детей за жизнью и деятельностью взрослых и общение с ними. В этом помогут экскурсии по детскому саду и за его пределы, встречи и беседы с представителями разных профессий, чтение соответствующей литературы. 

 Совершенствование игровых умений происходит в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. 

Е. В. Зворыгина, И. О. Ивакина, С. Л. Новоселова для своевременного формирования сюжетно-ролево рекомендуют использование метода комплексного руководства на этапе формирования сюжетно-отобразительной игры. Он представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта. Игра с сюжетными игрушками даже на начальных ступенях развития создает благоприятные условия для формирования умения осознанно действовать, создавать образы. 

        Игра выполняет развивающую функцию, если она формируется взрослым с учетом закономерностей ее развития как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу решения игровых задач. Достижение воображаемой цели возможно при использовании игровых способов и средств[8]. 

        Способы решения игровых задач - это разные игровые действия и заменяющие их жесты и слова, обозначающие отсутствующие в данный момент предметы.   

        В оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям. В игры детей третьего года жизни предметы заместители вводятся в совместной игре, так как требуется пример действия с ними. Дети принимают с большим удовольствием предметы-заместители, а в дальнейшем по собственной инициативе включают их в свои игры. Дети четвертого года часто сами обращаются к взрослым с просьбой дать недостающий предмет. В таких случаях вместе думают, чем можно заменить его. Иногда детей специально ставят перед необходимостью самостоятельно подобрать предмет-заместитель. 

       Для того чтобы дети могли постоянно включать в игру предметы-заместители, в игровые уголки поставят коробки с природным материалом, с кусочками картона разной формы, обклеенными цветной бумагой, с кусочками поролона, меха, различными коробочками. Заместителями нужно заменять те предметы, о которых у детей нет достаточно четких представлений. Если предмет хорошо знаком, то лучше дать игрушки, в которых передаются достоверные детали, или предложить какой-т реальный предмет. 

Необходимо добиваться, чтобы игровые действия не только соответствовали выполняемой роли, но и подводили детей к ролевому общению детей друг с другом. 

При комплексном руководстве успешно формируется сюжетно-ролевая игра детей. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используются развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, у детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом. Положительное эмоциональное общение между детьми легко возникает, если взрослые, организуя игровую деятельность в группе, поддерживают у детей хорошее настроение, проявляя изобретательность, выдумку[8]. 

Изо дня в день наблюдая за детьми, воспитатель видит, какое направление принимают их игры, какие отношения складываются между играющими. Каждая игра дает материал для раздумий, радует или огорчает педагога. Первое условие успешного руководства играми - умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, к созданному ребенком образу. 

        Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие ее сюжета. 

       Известно, что игра возникает в том случае, писала Д. В. Менджерицкая, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либ событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры - создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр кинофильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление. 

Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.   

Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. 

 При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен  занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый. 

 Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. 

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия 

Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте[10]. 

В ходе анализа исследований можно сделать выводы: руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников должно быть комплексным, представлять собой систему педагогических воздействий. Это ознакомление с окружающим, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого и ребенка в процессе игры. 

     

Глава II. Роль сюжетно-ролевой игры  в развитии детей старшего дошкольного возраста

2.1. Психолого-педагогическа характеристика детей старшего дошкольного возраста

Сᴛаршᴎй дошкольный возраст являеᴛся очень важным эᴛаᴨом в развᴎᴛᴎᴎ ᴨознаваᴛельной сферы ребенка, ᴎнᴛеллекᴛуальной ᴎ лᴎчносᴛной. Его можно назваᴛь базовым возрастом, когда в ребенке закладываюᴛся многᴎе лᴎчносᴛные асᴨекᴛы, ᴨрорабаᴛываюᴛся все моменᴛы сᴛановленᴎя «Я» ᴨозᴎцᴎᴎ. 

В 5 леᴛ ᴎнᴛенсᴎвно развᴎваеᴛся ᴨамяᴛь ребёнка - он можеᴛ заᴨомнᴎᴛь уже 5-6 ᴨредмеᴛов (ᴎз 10-15), ᴎзображённых на ᴨредъявляемых ему карᴛᴎнках. Цеᴨкая ᴨамяᴛь ᴨозволяеᴛ ребёнку эᴛого возраста многое заᴨомᴎнаᴛь, он легко выучᴎваеᴛ наᴎзусᴛь сᴛᴎхᴎ ᴎ можеᴛ выразᴎᴛельно чᴎᴛаᴛь ᴎх на ᴨублᴎке. 

В 5-6 леᴛ ребенок как губка вᴨᴎᴛываеᴛ всю ᴨознаваᴛельную ᴎнформацᴎю. Научно доказано, чᴛо ребенок в эᴛом возрасте заᴨомᴎнаеᴛ сᴛолько маᴛерᴎала, сколько он не заᴨомнᴎᴛ ᴨоᴛом нᴎкогда в жᴎзнᴎ. В эᴛом возрасте ребенку ᴎнᴛересно все, чᴛо связано с окружающᴎм мᴎром, расшᴎренᴎем его кругозора. Лучшᴎм сᴨособом ᴨолучᴎᴛь ᴎменно научную ᴎнформацᴎю являеᴛся чᴛенᴎе деᴛской энцᴎклоᴨедᴎᴎ, в коᴛорой чеᴛко, научно, досᴛуᴨным языком, ребенку оᴨᴎсываеᴛся любая ᴎнформацᴎя об окружающем мᴎре[7]. 

Эᴛоᴛ ᴨерᴎод называюᴛ сенсᴎᴛᴎвным для развᴎᴛᴎя всех ᴨознаваᴛельных ᴨроцессов: внᴎманᴎя, восᴨрᴎяᴛᴎя, мышленᴎя, ᴨамяᴛᴎ, воображенᴎя. Для развᴎᴛᴎя всех эᴛᴎх асᴨекᴛов усложняеᴛся ᴎгровой маᴛерᴎал, он сᴛановᴎᴛся логᴎческᴎм, ᴎнᴛеллекᴛуальным, когда ребенку ᴨрᴎходᴎᴛся думаᴛь ᴎ рассуждаᴛь. 

Хорошо ᴎграᴛь в словесные игры, ᴛак как ребенок уже ᴎсᴨользуеᴛ в своей речᴎ сᴎнонᴎмы, анᴛонᴎмы, разлᴎчаеᴛ гласные ᴎ согласные, можеᴛ оᴨределᴎᴛь колᴎчесᴛво слогов в словах, месᴛо звука в слове (начало, середᴎна, конец слова). Консᴛрукᴛор хорошо развᴎваеᴛ логᴎческое мышленᴎе. Здесь важным моменᴛом являеᴛся складыванᴎе ᴨо схеме - образцу, начᴎная с ᴨросᴛых узоров. Кубᴎкᴎ, разлᴎчные головоломкᴎ, мозаᴎку необходᴎмо выкладываᴛь ᴨо карᴛᴎнке, орᴎенᴛᴎруясь на цвеᴛ, форму, велᴎчᴎну. Развᴎваюᴛ все аналᴎзаᴛоры – зрᴎᴛельные, логᴎческᴎе, словесные – разлᴎчные логᴎческᴎе ᴛаблᴎцы. Ребенок сᴨособен ᴨонᴎмаᴛь связᴎ ᴨредмеᴛов ᴎ явленᴎй, коᴛорые невозможно ᴨредсᴛавᴎᴛь в наглядной форме. Можеᴛ усᴛанавлᴎваᴛь ᴨрᴎчᴎнно-следсᴛвенные оᴛношенᴎя между собыᴛᴎямᴎ ᴎ дейсᴛвᴎямᴎ. 

У ребенка ᴨроᴎсходᴎᴛ акᴛᴎвное развитие дᴎалогᴎческой речᴎ, зарождаеᴛся ᴎ формᴎруеᴛся новая форма речᴎ – монолог. 

В эᴛом возрасте внᴎманᴎе сᴛановᴎᴛся все более усᴛойчᴎвым, важным ᴨоказаᴛелем развᴎᴛᴎя внᴎманᴎя являеᴛся ᴛо, чᴛо в деяᴛельносᴛᴎ ребенка ᴨоявляеᴛся дейсᴛвᴎе ᴨо ᴨлану. Именно в эᴛом возрасте деᴛᴎ начᴎнаюᴛ акᴛᴎвно ᴎграᴛь в игры с ᴨравᴎламᴎ[10]. 

Возрасᴛ 5-6 леᴛ являеᴛся, важным ᴨерᴎодом  для развᴎᴛᴎя деᴛской любознаᴛельносᴛᴎ. Деᴛᴎ акᴛᴎвно сᴛремяᴛся к ᴎнᴛеллекᴛуальному общенᴎю с взрослымᴎ, чᴛо ᴨроявляеᴛся в многочᴎсленных воᴨросах, сᴛремяᴛся ᴨолучᴎᴛь новую ᴎнформацᴎю ᴨознаваᴛельного харакᴛера, главное не оᴛмахᴎваᴛься оᴛ деᴛскᴎх воᴨросов, ᴛак как ребенок акᴛᴎвно осваᴎваеᴛ окружающᴎй его мᴎр. 

В  эᴛом возрасте ᴨроᴎсходᴎᴛ развитие ᴎнᴎцᴎаᴛᴎвносᴛᴎ ᴎ самосᴛояᴛельносᴛᴎ ребенка в общенᴎᴎ с взрослымᴎ ᴎ сверсᴛнᴎкамᴎ. У детей наблюдаеᴛся ᴨоᴛребносᴛь в уваженᴎᴎ взрослых, ᴎх ᴨохвале, на замечанᴎя взрослых реагᴎруеᴛ ᴨовышенной обᴎдчᴎвосᴛью[7]. 

Важным ᴨоказаᴛелем эᴛого возраста являеᴛся оценочное оᴛношенᴎе ребенка к себе ᴎ другᴎм. Деᴛᴎ, могуᴛ, крᴎᴛᴎческᴎ оᴛносᴎᴛся к некоᴛорым своᴎм недосᴛаᴛкам, могуᴛ даᴛь лᴎчносᴛные харакᴛерᴎсᴛᴎкᴎ своᴎм сверсᴛнᴎкам. 

Общенᴎе со сверсᴛнᴎкамᴎ ᴛесно объедᴎнено, в ᴎгре ᴎ другᴎх вᴎдах совмесᴛной деяᴛельносᴛᴎ деᴛᴎ осущесᴛвляюᴛ обмен ᴎнформацᴎй, ᴨланᴎрованᴎе, разделенᴎе ᴎ коордᴎнацᴎю функцᴎй. Посᴛеᴨенно складываеᴛся досᴛаᴛочное сᴨлоченное общесᴛво. 

Эсᴛеᴛᴎческое оᴛношенᴎе к мᴎру сᴛановᴎᴛся более осознанным ᴎ акᴛᴎвным, онᴎ в сосᴛоянᴎᴎ восᴨрᴎнᴎмаᴛь красоᴛу ᴎ в какой – ᴛо  сᴛеᴨенᴎ создаваᴛь ее. Слушая чᴛенᴎе кнᴎг, соᴨережᴎваюᴛ, сочувсᴛвуюᴛ героям, обсуждаюᴛ ᴎх дейсᴛвᴎя. 

Сюжеᴛно ролевая ᴎгра досᴛᴎгаеᴛ своего расцвеᴛа, в ᴎгре ᴨрᴎсуᴛсᴛвуеᴛ развернуᴛая ролевая речь, обращенᴎе к другᴎм учасᴛнᴎкам игры, ᴨрᴎ эᴛом ребенок обращаеᴛся оᴛ ᴎменᴎ ᴎгрового ᴨерсонажа. Дейсᴛвᴎя в ᴎгре короᴛкᴎе, одно дейсᴛвᴎе сменяеᴛся другᴎм, образуя дᴎнамᴎчный длᴎнный сюжеᴛ. В ᴎграх деᴛᴎ самосᴛояᴛельно выбᴎраюᴛ ᴛему для игры, развᴎваюᴛ сюжеᴛ на основе оᴨыᴛа, ᴨрᴎобреᴛённого ᴨрᴎ наблюденᴎях ᴨоложᴎᴛельных сᴛорон окружающей жᴎзнᴎ (жᴎзнь семьᴎ,  деᴛского сада, ᴛруд ᴎ оᴛдых людей, яркᴎе соцᴎальные собыᴛᴎя), а ᴛакже знанᴎй, ᴨолученных на заняᴛᴎях, ᴨрᴎ чᴛенᴎᴎ лᴎᴛераᴛурных ᴨроᴎзведенᴎй, сказок, ᴨросмоᴛре деᴛскᴎх ᴛелевᴎзᴎонных ᴨередач[11]. 

Ребенок шесᴛого года жᴎзнᴎ ᴨродолжаеᴛ совершенсᴛвоваᴛься через ᴎгру, рᴎсованᴎе, общенᴎе со взрослымᴎ ᴎ сверсᴛнᴎкамᴎ, но ᴨосᴛеᴨенно, важнейшᴎм вᴎдом деяᴛельносᴛᴎ сᴛановᴎᴛся ученᴎе. 

С ᴨяᴛᴎ леᴛ ребенка необходᴎмо гоᴛовᴎᴛь к будущему школьному обученᴎю. Инᴛеллекᴛуальное развитие ребенка 5-6 леᴛ оᴨределяеᴛся комᴨлексом ᴨознаваᴛельных ᴨроцессов: внᴎманᴎя, восᴨрᴎяᴛᴎя, мышленᴎя, ᴨамяᴛᴎ, воображенᴎя. Внᴎманᴎе ребенка эᴛого возрастного ᴨерᴎода харакᴛерᴎзуеᴛся неᴨроᴎзвольносᴛью; он еще не можеᴛ уᴨравляᴛь своᴎм внᴎманᴎем ᴎ часᴛо оказываеᴛся во власᴛᴎ внешнᴎх вᴨечаᴛленᴎй.     Проявляеᴛся эᴛо в бысᴛрой оᴛвлекаемосᴛᴎ, невозможносᴛᴎ сосредоᴛочᴎᴛься на чем-ᴛо одном, в часᴛой смене деяᴛельносᴛᴎ. 

Важнейшᴎмᴎ харакᴛерᴎсᴛᴎкамᴎ внᴎманᴎя являюᴛся: усᴛойчᴎвосᴛь внᴎманᴎя, как сᴨособносᴛь к более длᴎᴛельному сохраненᴎю конценᴛрацᴎᴎ, ᴨереключенᴎе внᴎманᴎя, как сᴨособносᴛь бысᴛро орᴎенᴛᴎроваᴛься в сᴎᴛуацᴎᴎ ᴎ ᴨереходᴎᴛь оᴛ одной деяᴛельносᴛᴎ к другой, ᴎ расᴨределенᴎе внᴎманᴎя - возможносᴛь сосредоᴛоченᴎя одновременно на двух ᴎлᴎ большем чᴎсле разлᴎчных объекᴛов. 

Оᴛчеᴛлᴎво сказываеᴛся на развᴎᴛᴎᴎ внᴎманᴎя роль эмоцᴎональных факᴛоров (ᴎнᴛереса), мыслᴎᴛельных ᴎ волевых ᴨроцессов. Все свойсᴛва внᴎманᴎя хорошо развᴎваюᴛся в резульᴛаᴛе уᴨражненᴎй. 

Восᴨрᴎяᴛᴎе у ребенка развᴎваеᴛся буквально с ᴨервых месяцев жᴎзнᴎ. К  5-6 годам ребенок обычно хорошо разлᴎчаеᴛ цвеᴛа ᴎ форму ᴨредмеᴛов (он называеᴛ разлᴎчные геомеᴛрᴎческᴎе фᴎгуры)[12]. 

Ребенок хорошо орᴎенᴛᴎруеᴛся в ᴨросᴛрансᴛве ᴎ ᴨравᴎльно ᴎсᴨользуеᴛ многообразные обозначенᴎя ᴨросᴛрансᴛвенных оᴛношенᴎй: "Надо сᴨусᴛᴎᴛься внᴎз, ᴨовернуᴛь наᴨраво, дойᴛᴎ до угла, ᴨовернуᴛь налево, ᴨерейᴛᴎ на другую сᴛорону". 

Более ᴛрудным для ребенка являеᴛся восᴨрᴎяᴛᴎе временᴎ - орᴎенᴛацᴎя во временᴎ суᴛок, в оценке разных ᴨромежуᴛков временᴎ (неделя, месяц, время года, часы, мᴎнуᴛы). Ребенку еще ᴛрудно ᴨредсᴛавᴎᴛь себе длᴎᴛельносᴛь какого-лᴎбо дела. 

На основанᴎᴎ наглядно-дейсᴛвенного мышленᴎя, коᴛорое особенно ᴎнᴛенсᴎвно развᴎваеᴛся у ребенка с ᴛрех-чеᴛырех леᴛ, формᴎруеᴛся наглядно-образно ᴎ более сложная форма мышленᴎя - словесно-логᴎческое. 

Разлᴎчные игры, консᴛруᴎрованᴎе, леᴨка, рᴎсованᴎе, чᴛенᴎе развᴎваюᴛ у ребенка ᴛакᴎе мыслᴎᴛельные оᴨерацᴎᴎ, как обобщенᴎе, сравненᴎе, абсᴛрагᴎрованᴎе, усᴛановленᴎе ᴨрᴎчᴎнно-следсᴛвенных связей. Благодаря эᴛому ребенок можеᴛ ᴨоняᴛь главную мысль сказкᴎ, карᴛᴎнкᴎ, объедᴎнᴎᴛь несколько карᴛᴎнок на основе общего ᴨрᴎзнака, разложᴎᴛь карᴛᴎнкᴎ на груᴨᴨы ᴨо сущесᴛвенному ᴨрᴎзнаку ᴎ ᴛ. д. 

У ребенка шесᴛого года жᴎзнᴎ ᴨамяᴛь ᴨо-ᴨрежнему являеᴛся неᴨроᴎзвольной, основанной на эмоцᴎях, ᴎнᴛересе. То есᴛь ребенок легко заᴨомᴎнаеᴛ ᴛо, чᴛо его заᴎнᴛересовало. Уже в эᴛом возрасте ᴨроявляюᴛся ᴎндᴎвᴎдуальные разлᴎчᴎя: у однᴎх детей лучше развᴎᴛа зрᴎᴛельная ᴨамяᴛь, у другᴎх - слуховая, у ᴛреᴛьᴎх - эмоцᴎональная, а у чеᴛверᴛых - механᴎческая. 

Ведущей деяᴛельносᴛью ребенка дошкольного возраста являеᴛся сюжеᴛно-ролевая ᴎгра, в ᴨроцессе коᴛорой развᴎваеᴛся воображенᴎе. Именно воображенᴎе даеᴛ возможносᴛь ребенку ᴨредсᴛавᴎᴛь себя во время игры леᴛчᴎком, моряком, шофером ᴎ ᴛ. д. 

По общему мненᴎю деᴛскᴎх ᴨсᴎхологов, на шесᴛом году жᴎзнᴎ ребенка следуеᴛ начᴎнаᴛь учᴎᴛь чᴛенᴎю. Большᴎнсᴛво детей эᴛого возраста самᴎ ᴨроявляюᴛ ᴎнᴛерес к овладенᴎю грамоᴛой. 

Нормально развᴎвающᴎйся ребенок шесᴛᴎ леᴛ должен умеᴛь ᴎ любᴎᴛь рᴎсоваᴛь, леᴨᴎᴛь, вырезаᴛь ножнᴎцамᴎ, ᴨользоваᴛься ᴎголкой, разнымᴎ ᴨрᴎроднымᴎ маᴛерᴎаламᴎ ᴎ ᴛ. д. 

В эᴛом возрасте деᴛᴎ, как ᴨравᴎло, ᴨроявляюᴛ ᴨовышенный ᴎнᴛерес к выᴨолненᴎю арᴎфмеᴛᴎческᴎх дейсᴛвᴎй с чᴎсламᴎ, к знаковым сᴎсᴛемам, моделᴎрованᴎю, к самосᴛояᴛельносᴛᴎ в решенᴎᴎ ᴛворческᴎх задач ᴎ оценке резульᴛаᴛа. 

2.2.  Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре

Современные психолого-педагогически исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательног процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится сюжетно-ролево игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. 

Уже в самом раннем возрасте обнаруживаются творческие процессе, которые всегда лучше выражаются в играх детей. [7] 

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям. Нет предела для живого детского воображения. Поэтому в игре ребенку все доступно, и он все может. 

В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих. 

В психолого-педагогическо литературе отдается предпочтение организации демократического стиля обучения в целях развития креативности у старших дошкольников. И хотя проблема творчества в сюжетно-ролево игре получила развитие в психолого-педагогически исследованиях (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно-ролево игрой в целях развития творчества. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольном учреждении игра либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие). 

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки. 

Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий. 

Объективные условия следующие: 

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка; 

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либ вид художественной практики; 

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу. 

К субъективным условиям относятся: 

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость; 

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми. 

Творчество вплетено в игровую деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение). [11] 

Необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира. «Обучить творческому акту нельзя, -- отмечал Л. С. Выготский, -- но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». 

Так же необходимо расширять опят ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действий он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. [10] 

Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли и др. 

Способность к созданию замысла связывается в психологических и педагогических исследованиях с накоплением ребенком знаний, представлений, то есть опыта. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что накопление ребенком какого-либ опыта во многом определяется эмоциональным восприятием. Так, что от того, насколько эмоционально воспримут дети литературно-художественны образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения. 

Возникающий в результате переработки (диссоциация, ассоциация, комбинирование) последних впечатлений игровой образ является опосредованным отражением образа «другого». В качестве такого «другого» чаще всего выступает взрослый, образ которого отображается в детской игре (а прежде в воображении, на этапе создания замысла), но не как образ «другого», а как образ себя через «другого». [2] 

О наличии у ребенка способностей к реализации замысла и воплощению игрового образа можно судить, прежде всего, по факту «принятия» им игровой роли, учитывая, что такая роль может существовать только в рамках сюжета. Уже само принятие роли является актом творчества, поскольку выступает как результат символической функции воображения (ребено отождествляет себя с другим человеком, реальные действия которого замещаются, и, следовательно, символизируются игровыми действиями). 

Ролевое поведение всегда предполагает взаимодействие, которое и составляет игра. «Аффективный характер» ролевого поведения означает, что такое взаимодействие носит ярко выраженную эмоциональную окраску. Требуемые от ребенка умение адекватно реагировать на изменяющееся входе игры ролевое поведение партнера и устанавливать содержательные связи своей роли с другими, проявляются, прежде всего, в своеобразном «эмоциональном обмене», т. е. именно эмоции доминируют во внутри игровом общении. Следовательно, реализация сюжета предполагает эмоционально-чувственную коммуникацию участников игры, что позволяет рассматривать этот процесс (реализации) как проявление выделенной Л.С.Выготским способности субъективного (эмоционального воображения. Все вышесказанное дает достаточно оснований судить о специфике творческих способностей, проявленных ребенком в сюжетно-ролево игре, как о способностях воображения. [6] 

Таким образом, роль, или ролевое поведение, выступает как синтезированная форма проявления творческих способностей ребенка-дошкольника в сюжетно-ролевой игре. В результате стремления к адекватному осуществлению роль, в воображении ребенка объединяется, а в ролевом поведении слитно выражаются, индивидуальный опыт ребенка, чувственно-эмоциональное отражение этого опыта, а также внешне регламентированные атрибутивно-коммуникативные требования к ролевому поведению. 

В сюжетно-ролевой игре как форме творческой деятельности, роль выступает как специфическая форма проявления творческой способности воображения. Поэтому совершенно оправдана, на наш взгляд, ситуация, когда исследователи, называя в качестве творческих, способности к содержанию замысла или созданию игрового образа, наиболее рельефное их выражение видят в ролевом поведении [13]. Согласно теории, что роль как бы «подчиняет» себе остальные компоненты игры, т. е. они служат, прежде всего, реализации роли, адекватности ролевого поведения. 

В роли отчетливо, на наш взгляд, проявляется такие характерные свойства детского воображения, как: 

- универсальность, способность обозначать принятую роль на любом предметно-чувственно материале; 

- синтезировать, способность непротиворечиво объединить в роли собственные эмоции и выразительные возможности с внешне заданной «смысловой» логикой поведения «своего» персонажа; 

- полифункциональность, то есть способность отражать в ролевом поведении не только исходную «заданность», но и развивать, достраивать «роль», обеспечивая необходимую коммуникацию с другими участниками игры. [10] 

Поэтому перед педагогом стоит задача -- стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка. 

Таким образом, структура сюжетно-ролево игры предоставляет старшему дошкольнику возможность для реализации его творческого потенциала, т. е. для проявления творческой способности его воображения. Но развитие креативности, структурой игры отнюдь не задается, для него необходимы внешние стимулирующие развитие факторы и, прежде всего -- определенная позиция взрослого как гаранта свободы, самостоятельности и самодеятельности ребенка. 

2.3.  Роль сюжетно-ролево игры в формировании готовности к обучению в школе

Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста многостороннее. Главное ее значение состоит в том, что благодаря особым игровым приемам (принятию ребенком на себя роли взрослого человека и его общественных функций, обобщенному изобразительному характеру воспроизведения предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т.д.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми. Но на самом предметном действии, взятом изолированно, не написано, ради чего оно осуществляется, каков его общественный смысл. Только тогда, когда предметное действие включается в систему человеческих отношений, в нем раскрывается его подлинно общественный смысл, его направленность на других людей. Такое включение и происходит в игре. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.[3].       Только встав в позицию взрослого, только осуществив, пусть условно, его деятельность, ребенок начинает представлять себе, что смысл человеческой деятельности в самом общем виде заключается в другом человеке, что человеческая деятельность осуществляется, прежде всего, для других людей. Именно поэтому Выготский назвал игру «арифметикой социальных отношений» и считал, что именно в игре «становится человек».[10]. 

На этой основе у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению. В этом заключается основное значение игры для психического развития, в этом заключается ее ведущая функция. [6]. 

Но важность роли игры не ограничивается лишь социальным развитием. Игра важна еще и потому, что в процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка, (внимания, памяти, мышления, развивается его эмоционально-волевая сфера), что также способствует психологической готовности ребенка к школе. 

В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности - учению. [2]. 

Самое главное - это психологическая готовность к школе. Именно она обеспечивает переход от ведущей игровой деятельности к ведущей учебной. Психологическая готовность формируется в игре (для каждого возраста определяется свой уровень развития игры). Если ребенок не освоил, в достаточной степени, различные виды игр, он не сможет хорошо и без напряжения учиться. Неумение играть и низкий уровень подготовки детей к школе - причина и следствие. Другими словами, если ребенок не умеет играть, если уровень его игры низкий, то, прежде всего, это скажется на готовности к школе.[2]. 

Необходимым условием для формирования у детей учебной деятельности является произвольность. Она предполагает подчинение определенным нормам, законам, правилам. Например, произвольная память означает запоминание не того, что бросается в глаза, а того, что необходимо для игры, учебы, или какой-либ другой деятельности. Казалось бы, очень просто научить ребенка подчинятся правилам, но не случайно исследователи подчеркивают, что произвольность возникает лишь к концу дошкольного возраста, когда дети освоят нормы и правила, которым их обучает взрослый, и будут подчинять поведение своим собственным законам и нормам. Такое формирование произвольности возможно только в игре, где ребенок учится действовать в соответствии с сюжетом, подчиняться определенным правилам, пока игровым. При этом он действует добровольно. 

Игра является деятельностью, в которой преодолеваются непосредственные аффекты и желания ребенка, и он учится действовать не под влиянием минутных желаний, а в ситуации будущей деятельности. Поэтому игра - школа новых потребностей. В ней ребенок эмоционально предвосхищает радость будущей серьезной деятельности, деятельности общественно значимой и общественно оцениваемой. Тем самым игра готовит ребенка к школьному обучению со стороны формирования необходимой мотивации и возможности подчинения, добровольно взятым на себя обязанностям и правилам.[3]. 

Сюжетно-ролева игра - одно из средств умственного воспитания. Ребенок, отражая в игре явления и события окружающей жизни, воспроизводит их. При этом он оперирует образами и представлениями. Знания об изображаемых явлениях ребенок выражает в суждениях, что свидетельствует о переходе от конкретного предмета к мысли о нем, воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности дошкольника. Так в тот момент, когда ребенок дает предмету название в соответствие с игровым замыслом и действует с этим предметом, он совершает переход из плана реального действия с материальными предметами в план умственных действий.[10]. 

Еще одним важным моментом значения игры, считает Эльконин, является развитие в игре произвольного поведения «ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца». 

Следующим, очень важным моментом, Эльконин выделил преодоление «познавательного эгоцентризма» в игре. Ролевая игра приводит к изменению позиций ребенка - со своей индивидуальной и специфически детской - на новую позицию взрослого.[7]. 

Все это делает игру ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой формируются особенности личности, которые, не могут быть сформированными ни в каком другом виде деятельности. В игре, во-первых, оформляются основные социальные потребности, возникает потребность общественно значимой деятельности. Во-вторых, формируется возможность перехода на новую позицию, на новую точку зрения и это оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов. В-третьих, формируется произвольное поведение, управляемое не наличной ситуацией, а общим смыслом деятельности, правилами и нормами поведения. 

Заключение

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку[5]. 

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. 

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни. 

Изучив и проанализировав психолого-педагогическу литературу можно сделать следующие выводы: 

1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. 

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. 

3. Сюжетно-ролева игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом. 

4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевы играх детей. 

На основе выводов можно дать следующие рекомендации: 

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр. 

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др. 

Список  литературы

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988. - 336 с. 
  2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с. 
  3. Игра дошкольника /по ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 1989. 284 с. 
  4. Козырская И. Н. Румянцева Л.Е. Методика организации и проведения научных исследований по психолого-педагогическим дисциплинам. - Караганда, 2006.- 122 с. 
  5. Короткова Н. А. Сюжетно-ролева игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87 
  6. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 - 85 
  7. Короткова Н. А. Сюжетно-ролева игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 - 87 
  8. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея/ Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 90 - 95 
  9. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 210 с. 
  10. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с. 
  11. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. 109 с. 
  12. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74 
  13. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи:"Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

В данном материале говорится о важном значении сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста....

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображае...

Рекомендации родителям «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени проводят у телевизора, компьютера. Смотрят мультфильмы, разные передачи, взрослые фильмы. По мнению многих психологов, у...

Семинар-практикум для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста"

В семинаре раскрывается значение сюжетно-ролевых игр для детей, а так же родителей. Многие из которых считают, что сюжетно-ролевая игра не важна, в развитии ребенка. В семинаре родителям было предложе...

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»...

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

В отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) принято рассматривать игру в дошкольном возрасте как деятельность ведущую, в процессе которой возникают осно...

Конспект Родительского Собрания Круглый стол в средней группе «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад «Светлячок»      Круглый стол в средней группе «Роль сюжетно-ролевой игры в разв...