Проект "Мой край у Байкала"
проект (подготовительная группа)
Ознакомление детей с историей и традициями своего народа.
Проект «Мой край у Байкала»
Руководитель проекта: Кравченко М.А
Вид проекта: Познавательно-творческий
Продолжительность проекта: Долгосрочный: 2019-2020г20 учебный год.
Участники проекта:Дети, Педагоги,Родители.
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет):
Актуальность проблемы:
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное – рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних берёзах, звонкие капели на весеннем солнцепёке. И это становится частью того, что зовётся любовью к Родине
Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.
Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.
Данный проект способствует приобщению детей 5-6 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Гипотеза образовательного проекта:
В результате целенаправленной и системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Раскрытие творческого потенциала детей 5-6 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности» у детей повыситься уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа.
Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.
Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, и животным миром. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края
Задачи: -
-Познакомить детей с озером Байкал, расположением на карте, и уникальностью.
Расширить знания детей о фауне озера Байкал.
Познакомить с животным миром Байкала.
Формировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
— познакомить детей с национальными орнаментами;
— учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов орнаментов;
— обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;
— развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;
— воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;
— формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;
Риски проекта:
— отсутствие интереса у детей;
— занятость родителей;
— загруженность педагогов.
Описание проекта:
«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский
Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, их родителей, или других значимых взрослых, воспитателей ДОУ.
Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с природой, по краеведению.
Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта.
Проект состоит из 3 этапов.
В основу проекта положены следующие принципы воспитания:
— принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;
— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми, через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.
Обеспечение проектной деятельности:
-Интернет-ресурсы.
-Познавательная и художественная литература.
-Изоматериалы. .
-Создание ПРС.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
— освоение проектного метода;
— повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
— повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей:
— умение различать изделия разных народных промыслов;
— знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;
— знание и умение играть в бурятские народные игры;
— знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;
— иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;
— умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.
Для родителей:
— партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.
Для педагогов ДОУ:
— возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.
Принципы реализации проекта:
1. Доступность:
— учет возрастных особенностей детей;
— адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность:
— постепенная подача материала от простого к сложному;
— частое повторение усвоенных знаний.
3. Наглядность и занимательность:
— предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
4. Динамичность:
— интеграция проекта в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
— создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Средства оценки результатов успешной реализации проекта:
— мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;
— анкетирование родителей о результативности проекта;
— беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;
— творческие выставки «Рукавичка», «Мой Баргузин», «Дом, где я живу», «В краю родном».
Проект состоит из 3 этапов:
Подготовительный этап
Определение темы проекта;
Формулирование цели и определение задач;
Подбор материалов по теме проекта;
Консультирование со старшим воспитателем по вопросам проектной деятельности;
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап (Срок реализации: сентябрь — февраль)
-Оформление развивающей среды в изостудии – фотогалерея «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;
-Посещение детьми фотогалереи в изостудии, рассказ о нашем удивительном крае;
-Открытый просмотр НОД по ОО «Художественное творчество» — «Волшебный орнамент» (рисование рукавичек);
-Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы (в каждой группе);
-Просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских
-Беседы на темы: «Мы живём в республике Бурятия», «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»;
-Разучивание стихов о родном крае).
- Консультация для родителей «Сохраним Байкал для потомков».
-Создание ПРС
Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпенёнок», «Богатырь Байкал», «Омулёвая бочка», «Медведь», «Снег и заяц» и другие;
Продуктивная деятельность: лепка «Нерпа и нерпенёнок»;
Работа с родителями:
– сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для мини-музея в вестибюле детского сада (в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;
-Оформление мини-музея «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в холле детского сада;
-Посещение мини-музея с рассказом о быте, жилище, одежде и т.д. русских и бурят;
-Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты);
-Экскурсия в детскую библиотеку, этнографический музей.
-Просмотр видео по познавательному развитию — «Мой Баргузин»;
-Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;
-Подвижные бурятские и русские народные игры: «Рукавичка», «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;
-Выставка лучших творческих работ (лепка «Нерпа с нерпинёнком», рисование «Рукавичка», «Дом, в котором я живу», «Мой Баргузин», «В краю родном»);
-Фотовыставка «Наша историческая малая Родина — п. Баргузин».
Заключительный этап (Срок реализации: март – май)
-Совместное творчество детей и взрослых «Родные просторы»;
-Викторина с детьми - «Что я знаю о родном крае»;
-Коллективная работа (коллаж) «Мой край у Байкала», «Детство»;
-Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;
-Анкетирование родителей о результативности проекта;
-Составление презентации проекта для педагогов, с последующим обсуждением на педагогическом совете. (чтение стихов о родном крае).
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lineyka.docx | 333.37 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал
Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у...
Растения родного края озера Байкал
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.При ознакомлении детей с природо...
Опыт работы по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа Проект «Мой край у Байкала»
Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к на...
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Мой край у Байкала»
В статье излагаются основные принципы и формы работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности. Особо подчёркивается роль сотрудничества детского сада, семьи и общественности. Большое вн...
Проект "Мой край у Байкала"
Опыт работы по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа. Проект «Мой край у Байкала» Вид проекта: Познавательно-творческийПродолжительность проекта:Средней продол...
Проект по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа. Проект «Мой край у Байкала»
Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.Задачи:— познакомить детей с национальными орнаментами;— учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов о...
Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»
Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...