Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Мой край у Байкала»
статья (средняя группа)
В статье излагаются основные принципы и формы работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности. Особо подчёркивается роль сотрудничества детского сада, семьи и общественности. Большое внимание уделяется органиции работы, как с детьми, так и с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 «Журавлёнок»
Духовно – нравственное воспитание
детей дошкольного возраста
«Мой край у Байкала»
Воспитатель: Казанцева Екатерина Васильевна
2018-2019 год
Оценивая современные методики воспитания детей в детском саду, мы пришли к выводу, что современная дошкольная педагогика не дает ответа на самый главный вопрос – как же практически воспитать высоко-духовную, нравственную личность. Обращение в последние годы то к американским, то к европейским идеям воспитания, по-нашему мнению, привели к некоторым противоречиям с многовековыми традициями нашего народа. Ведь раньше столетиями уважительное отношение к старости, учителю, родителям было непререкаемым, доброта, милосердие, жертвенность, скромность оценивались очень высоко. То, что ставится сейчас в основу воспитания, а именно, научить креативности, компетентности, коммуникабельности, успешности вовсе не означает вырастить доброго, милосердного, нравственного и порядочного человека.
При здравой и объективной оценки этого вопроса, естественно, возникает идея обратиться к национально-региональному компоненту, который имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Именно поэтому нашим коллективом был разработан проект для детей дошкольного возраста «Мой край у Байкала».
Данный проект способствует приобщению детей дошкольного возраста к системе ценностей народов живущих в Республике Бурятия: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и природному наследию своей малой Родины, а также к национальным видам спорта бурятского и русского народа, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Цель: создание условий для приобщения детей к традиционной культуре бурятского и русского народа, проживающих на территории Республики Бурятия, к национальным играм, спортивным играм; воспитания любви к родному краю, формированию бережного отношения к природе.
Воспитание духовно-нравственной личности должно осуществляться совместными усилиями образовательной организации и семьи. И только при общей заинтересованности будут непременно достигнуты положительные результаты.
Задачи:
1. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО, для обеспечения полноценного развития ребенка.
2. Подготовить и провести в МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок» конкурс детско-родительских проектов «Красная книга Бурятии», для более глубокого знакомства детей с животным и растительным миром Бурятии, занесенных в Красную книгу.
3. Организовать мастер-класс по приготовлению фито чаёв, для ознакомления детей с целебными травами и их лечебными свойствами.
4. Совместно с родителями подготовить и провести интерактивную беседу с детьми и организовать акции «Чистая игровая площадка», «Сухая ночь», «Малыши будут рады», «Сдай макулатуру – спаси дерево», для формирования бережного отношения к природе и добросердечного отношения к детям находящимся в трудной жизненной ситуации.
5. Организовать мастер-классы по национальным русским и бурятским играм, для обогащения и актуализации знаний детей о национальной культуре народов, для пропаганды здорового образа жизни.
6. Провести районный песенный конкурс «Хонгёо хонхонууд» среди дошкольных организаций Железнодорожного района, для воспитания подрастающего поколения на основе многовековых традиций народной культуры Бурятии.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
п/п | Наименование мероприятия |
Подготовительный этап | |
1. | Создание творческой группы. |
2. | Подбор литературы и краеведческого материала для реализации проекта. |
3. | Организация экскурсии для детей дошкольного возраста, воспитанников МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок» |
4. | Разработка сценариев мероприятий. |
5. | Проведение подготовительной работы с родителями. |
Этап активных действий по реализации идей Проекта | |
1. | День культуры Бурятии. Встреча с интересными людьми: - мастер-класс по бурятской народной игре «Дуу андалдаан»; - мастер-класс по хороводным играм «Карусель»; - мастер-класс по разучиванию ёхора «Ёхор наадан гоё даа!»; - мастер-класс по русской народной игре «Перетяни веревку». |
2. | День детско-родительских проектов «Красная книга Бурятии»: - презентация детьми проектов «Красная книга Бурятии»; - мастер класс «Фито чай из лесной аптеки». |
3 | День волонтера: - интерактивная беседа с детьми; - детско-родительская акции «Чистая групповая площадка», «Сухая ночь», «Малыши будут рады», «Сдай макулатуру – спаси дерево». |
4. | День здоровья: «Yхибуудээ гурбан наадан» (Три игры детей): - мастер-класс по вольной борьбе (родители проводят для детей); - мастер-класс по стрельбе из лука (родители проводят для детей); - мастер-класс по игре «Шагай наадан» (дети проводят для родителей). |
5 | День здоровья: «Широкая Масленица» - мастер-класс по русской народной игре «Золотые ворота» (родители проводят для детей); - мастер-класс по русской народной игре «Горелки» (родители проводят для детей); - мастер-класс по русской народной игре «Колечко» (дети проводят для родителей). |
6. | районный песенный конкурс «Хонгёо хонхонууд» среди дошкольных организаций Железнодорожного района |
Обобщающий этап | |
1. | Анализ результатов проекта. |
Наш опыт показывает, что мастер-классы, игры и беседы, проведенные в детском саду, положительно влияют на всех детей и родителей. Ребята сохраняют в душе радость от событий.
Нужно подчеркнуть, что наши мероприятия не перегружены назидательностью, содержат доступный, понятный для детей информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить. События празднования подаются в игровой, театральной форме, некоторые из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед моральным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение о своих мыслях, чувствах и прогнозирования собственных действий, в похожей ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям родного края
Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и духовно - нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности...
Презентация "Опыт работы педагогов дополнительного образования по духовно- нравственному развитию дошкольного возраста"
Презентация на тему: «Опыт работы педагогов дополнительного образования по духовно- нравственному развитию детей дошкольного возраста»...
Проект нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста « Алтайский край –любимый край .»
Проект нравственно-патриотическое воспитаниеу детей старшего дошкольного возраста« Алтайский край –любимый край .»...
Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...
семинар для педагогов "Духовно - нравственное воспитание дошкольного возраста посредством музейной педагогики"
laquo;Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».Академик...
«Краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста»
Вот такая у нас насыщенная, веселая и беззаботная жизнь!...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Я- частичка родного края»
Цели:- формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае- формирование личности выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользовател...