Мастер класс «Использование ТРИЗ-технологии в изобразительной деятельности»
методическая разработка
Выступление на методическом обьединении города Новороссийска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_izo_triz.docx | 280.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 28 «Соловушка»
муниципального образования город Новороссийск
353907,г. Новороссийск, ул. Анапское шоссе 21, тел. 21-15-56 mdou028@mail.ru
Мастер класс «Использование ТРИЗ-технологии
в изобразительной деятельности»
Михайловская Н.Н.,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Новороссийск
2019г.
Цель: распространение педагогического опыта по применению ТРИЗ-технологий, как средства развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи:
- познакомить педагогов с опытом работы по использованию ТРИЗ-технологии на занятиях по изодеятельности в ДОУ;
- создать условия для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Оборудование: цветные карандаши, бумага формат А5, листовки «Темы занятий по ИЗО» в средней и старшей группе
До начала мастер-класса всем присутствующим предлагается пройти небольшой тест: нарисовать дом и ель.
Ход мастер-класса:
-Коллеги, начать предлагаю с небольшой игры. Ваша задача внимательно слушать и отвечать лишь «да» или «нет».
Здравствуйте, гости званые,
Вы сегодня ночью спали?
Гостьюшки, мои желанные
Утром встали, о ФГОСах вспоминали?
Много гостей, много и новостей
На мастер-класс вы опоздали?
А чтоб мастер-класс был веселей
Ручки и блокноты взяли?
Вы хотите поиграть?
Что-то новое узнать?
Все мы знаем с вами точно
Дети любят рисовать.
Технологию знакомую
Будем с вами вспоминать.
Это был вариант игры «Да-нет» с элементами ТРИЗ. И сегодня вашему вниманию предлагается мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии
в изобразительной деятельности»
Для начала обратимся к рисункам, которые вы нарисовали. Покажите свой рисунок соседу, у соседа посмотрите. Сравните изображения домиков и деревьев. Что вы заметили? В большинстве случаев домики похожи, ели тоже.
Это наглядный пример психологической инерции.
Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей и трубой.
-А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного, дворца сказочного, шалаша, юрты и т.д.
Все дело в том, что это в нас срабатывает психологическая инерция, то есть человек идет по стандартному, наиболее привычному пути.
Вы, наверняка, замечали, что даже дети уже в детском саду одинаково рисуют, лепят, периодически спрашивая у воспитателя: «Я правильно делаю?».
-Поднимите руки, те, кто с этим встречается в практике своей работы?
Данный тест я провела и среди своих коллег, результат был предопределен…Психологическая инерция!
Дальше мне захотелось узнать, а что нарисуют дети в разных возрастных группах. И вот, что показали результаты этого маленького теста.
62% детей младшей и средней группы нарисовали и дом, и ель абсолютно по – разному, используя разную цветовую палитру. А вот дети старшей и подготовительной группы, так же как и мы, взрослые, 80%- стереотипно, одинаково.
Из всего я сделала вывод, что необходимо как можно раньше начинать стимулировать развитие воображения и творчества.
Коллеги, ведь поисковое поведение является естественным в дошкольном возрасте. Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности.
«Воображение важнее знания» - говорил А. Эйнштейн.
Через специальные игры и упражнения ТРИЗ-педагогики дети научатся преодолевать психологическую инерцию, творчески мыслить, изобретать.
Коллеги, я приглашаю к творчеству тех, кто желает преодолеть свою психологическую инерцию.
Приглашается 6 человек для работы в двух фокус-группах.
Условия возникновения творчества:
ФОКУС ГРУППА №1
Одним из условий возникновения творчества является: умение обычное сделать необычным.
Инженер-изобретатель Пит Хэйн: «Чтобы представить привычное крупным планом, нужно уметь обычное сделать странным».
Если говорить о ИЗО- деятельности, это например, белый лист затонировать, помять лист, а лишь потом нарисовать на нём; вырезать бумагу какой-либо формы и разрисовать и т.д.
Предлагаю Вам придумать варианты оформления детских рисунков, а если говорить профессиональным языком-оформление паспарту. Варианты, которым можно научить ребенка дошкольника.
В достаточном количестве на вашем столе предоставлены материалы для творчества.
ФОКУС ГРУППА №2
Еще одно из условии развития творчества это оптимальное сочетание известного и неизвестного.
К.Д.Ушинский говорил: «Новое должно дополнять, развивать и противоречить старому».
Например: рисование животного, которое никто никогда не видел.
Вашей фокус-группе я предлагаю просмотреть содержание занятий на год. Попытайтесь определить какие темы занятий мы можем провести, опираясь на условие оптимальное сочетание известного и неизвестного.
(«Сказочное дерево», «Рисование красивая птичка», «Расцвели красивые цветы», «Сказочный домик-теремок» и др.)
А пока наши группы работают, я расскажу вам о приеме антропоморфизм, который использую в своей работе. Это прием, когда мы очеловечиваем природные объекты.
Коллеги, представьте «в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас есть возможность расколдовать их, но с условием - нужно отгадать, какого человека в какое дерево волшебник превратил».
(на экране картинки с изображением деревьев)
Как вы думаете, какой человек, в какое дерево был превращён?
Например, мне дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, спортсменом, потому что он большой, сильный. А вам?
Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы.
Ёлку можно назвать Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.
Береза - скромная, послушная, красивая. Ее все любят.
После этого детям предлагается нарисовать дерево. Из практики вот что у нас получается…(на экране работы детей)
Итак, готовы наши фокус-группы.
- Сейчас мы очень широко используем в оформлении РППС продукты детской продуктивной деятельности. Если мы хотим чтобы группа или приемная, украшенные детскими рисунками, выглядели на хорошем уровне, необходимо научить детей оформлять свои работы.
Какие варианты оформления детских рисунков, которым можно научить ребенка дошкольника, вы можете нам предложить?
На экране из опыта работы, свои варианты
- Вашей фокус-группе предлагалось просмотреть содержание занятий на год. И попытаться определить какие темы занятий мы можем провести, опираясь на одно из условия развития творчества «оптимальное сочетание известного и неизвестного».
(«Сказочное дерево», «Рисование красивая птичка», «Расцвели красивые цветы», «Сказочный домик-теремок» и др.)
Спасибо за вашу работу! Можете пройти на свои места.
В двух словах хотелось бы рассказать о правилах ТРИЗ
1. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал, который всегда должен находиться в доступном месте (на экране уголок творчества в группе)
2. Выбор материала, на котором будет изображение, должен принадлежать ребёнку: разные шаблоны, цвет бумаги и т. д. (на экране уголок творчества в группе)
3. Ребёнка необходимо научить различным техникам изображения на обучающих занятиях. Научить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе (на экране работы детей)
РЕФЛЕКСИЯ.
Уважаемые коллеги мы находимся на заключительном этапе нашего мастера класса, и я предлагаю оценить нашу работу совместной деятельности
Прием "Бортовой журнал"
№ | Что я знал по теме | Новое знание | Графическая форма (рисунок, схема) |
|
|
|
|
Уважаемые коллеги! Если, вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!
У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество. Я желаю каждому из вас быть всегда в хорошем настроении. Творить и заряжать окружающих своей неутомимой энергией и мастерством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по изобразительной деятельности на тему "Березка" с использованием нетрадиционной техники Батик
Уже несколько лет являюсь педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности. При составлении программы использовала разработки И. А. Лыковой программа «Цветные ладошки»...
МАСТЕР-КЛАСС «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
laquo;ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи....
Мастер-класс по ТРИЗ технологии по изготовлению кругов Луллия
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать проце...
Мастер-класс по ТРИЗ технологии по изготовлению кругов Луллия для первой младшей группы в ДОУ
laquo;Круги Луллия» является великолепным средством, котороеВо-первых, способствет интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей: - социал...
Мастер - класс «Использование ТРИЗ – технологии в обучении детей дошкольного возраста чувашскому языку»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учрежд...
мастер - класс "Метод ТРИЗ технологии "СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР" как средство развития детей дошколного возраста"
мастер - класс для педагогов ДОУ...
Мастер-класс «Использование ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников»
Проблема речевого развития дошкольников заключается в бедности речи; недостаточном словарном запасе; односложная, состоящая из простых предложений речь; трудности в развитии монологичес...