Мастер - класс «Использование ТРИЗ – технологии в обучении детей дошкольного возраста чувашскому языку»
методическая разработка (средняя группа)
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 16.83 КБ |
master-_klass.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Использование ТРИЗ – технологии в обучении детей дошкольного возраста чувашскому языку»
Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер – класс по использованию ТРИЗ – технологии в обучении детей чувашскому языку.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.
В детском саду я работаю 29лет. Когда первый раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. С15 по 19 мая я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «ОТСМ – РТВ - ТРИЗ в образовательные программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ». И вот здесь я узнала, что ТРИЗ – это просто чудо. После этого курса стала постоянно использовать эту технологию в работе с детьми.
Так что же такое ТРИЗ? (это теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить еѐ эффективность. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше». Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.
Данную технологию можно использовать практически во всех видах детской деятельности: как в образовательной деятельности, так и в играх и в режимных моментах.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это возможность для самостоятельного поиска ответов на вопросы, решения задач, анализа, а не повторение детьми готового материала.
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития.
Чувашский язык является национальным достоянием Чувашской Республики. С его помощью между собой общается больше половины местных жителей. Изучение родного языка начинается уже в детском саду на занятиях по речевому развитию. Для того чтобы улучшить качество изучения родного языка и помочь в запоминании новых слов, я решила применить в работе с дошкольниками ТРИЗ. Целесообразность использования картинок-символов при знакомстве с чувашскими словами обусловлена тем, что, во-первых, дети-дошкольники очень пластичны и легко обучаемы; во-вторых, использование наглядных образов способствует лучшему процессу запоминания и усвоения материала; в-третьих, применяемый метод ассоциаций учит детей устанавливать связи между объектами и систематизировать полученные знания.
Внедрение ТРИЗ нужно начинать с проведения подготовительной работы по изучению Природного и Рукотворного мира, живой и неживой природы, а также, признаков объектов окружающего мира: форма, цвет, размер, рельеф, материал, и т.д. Признаки объектов обозначены пиктограммами, которые вы можете придумать вместе с детьми или взять готовые из пособий по ТРИЗ, либо из интернета; в течение всей работы пиктограммы не должны меняться, изучать признаки необходимо поэтапно, от группы к группе добавляя по несколько (признаков 17). Изучение каждого признака занимает от 7-5 до 2-х дней, в зависимости от возраста детей.
Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать всё происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.
Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности ребёнка, я предлагаю поближе ознакомиться с играми ТРИЗ, т.к. это не только полезно, но ещё и очень интересно.
Переходя от теории к практике, для более полного представления о приёмах ТРИЗ предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек»..
А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно несколько (6-8) добровольцев для проведения игры.
Я предлагаю отправиться в волшебный мир ТРИЗ. Увлекательно и интересно провести время. Но прежде, чем мы отправимся с вами в мир ТРИЗ, должны произнести волшебные слова:
Волшебство, волшебство
Превращайтесь кто в кого! И так мы с вами дети!
Игра с пособием «Дождь признаков»
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить описывать объект, используя имена признаков. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака.
Материал: пособие «Облако», карточки-признаки со схематичным изображением имён, чудесный мешочек с различными объектами.
Ход игры:
Ребёнок достаёт из мешочка объект, называет его и переворачивает признак-карточку на пособии «Дождь признаков», по которому он будет описывать объект.
Например, ребёнок достаёт из мешочка апельсин, затем переворачивает признак-карточку на пособии (запах) и сам же отвечает на вопрос: «Апельсин, какой ты по запаху? Я ароматный. Затем следующий ребёнок переворачивает следующую карточку-признак и описывает апельсин по другому признаку. Игра продолжается, пока все признаки на пособии не будут описаны.
Спасибо всем, мы отлично поиграли. И на этом мое выступление подошло к концу благодарю за внимание! И всегда советую своим родителям: «Творчество должно быть во всем!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.
Цель: Ознакомление педагогов с использованием пособия и игры ТРИЗ в современной работе с детьми Задачи: Познакомить педагогов с авторским пособием, созданным на основе модели «Элемент – имя признака – значение имени признака» Создать условия для плодотворного общения участников мастер – класса с целью развития познавательных и творческих способностей.
( это теория решения изобретательских задач) ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить еѐ эффективность. Так что же такое ТРИЗ?
Родоначальник, основатель, «Отец» ТРИЗа Генрих Саулович Альтшуллер Советский инженер, писатель-фантаст, ученый. Родом из Баку. Имеет несколько десятков изобретений. Первое авторское свидетельство изобретателя получил в 10 классе за аппарат погружения в воду. Одно из самых интересных изобретений - скафандр для горноспасателей. В 1945 году принялся за разработку научной технологии творчества. Очень многое сделал для организации ТРИЗ-движения в мире.
Игра с пособием «Дождь признаков » “ Палл ăсен çумăрĕ” Игра «Чудесный мешочек» Вăйă “Асамлă михĕ”
Цель: учить описывать объект, используя имена признаков. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака . Тĕллевĕ: паллăсен ячĕсене усă курса объектсене сăнлама, паллăсен схемипе тĕрĕс ĕçлеме вĕрентесси. Материал: пособие «Облако», карточки-признаки со схематичным изображением имён, чудесный мешочек с различными объектами . Материал: “Паллăсен çумăрĕ” пособи, “асамлă михĕ” тĕрлĕ объекчĕсем.
Игра с пособием «Дождь признаков» Цель: учить описывать объект, используя имена признаков. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака. Материал: пособие «Облако», карточки-признаки со схематичным изображением имён, чудесный мешочек с различными объектами. Игра «Чудесный мешочек»
Ход игры: Ребёнок достаёт из мешочка объект, называет его и переворачивает признак-карточку на пособии «Дождь признаков», по которому он будет описывать объект. Например, ребёнок достаёт из мешочка апельсин, затем переворачивает признак-карточку на пособии (запах) и сам же отвечает на вопрос: «Апельсин, какой ты по запаху? Я ароматный. Затем следующий ребёнок переворачивает следующую карточку-признак и описывает апельсин по другому признаку. Игра продолжается, пока все признаки на пособии не будут описаны. Вăйă йĕрки: Малтанах “çумăр тумламĕ” çине ÿкернĕ паллăсен ячĕсене курăнмалла мар тепĕр еннелле çавăрса хунă. Ача “асамлă михĕрен” пĕр-пĕр япалана туртса кăларать. Унăн ятне калать, пĕр “çумăр тумламне тепĕр майлă çавăрса хурса япалан паллине калать. Тĕслĕхрен, ача михĕрен апельсин туртса кăларать. “Çумăр тумламне” çавăрать те хăйех ыйту парать: “Апельсин, апельсин, эсĕ мĕн тĕслĕ ? Эпĕ хĕрлĕ сарă тĕслĕ”. Тепĕр ачи вара тепĕр “çумăр тумламне” туртса кăларса унăн паллине сăнлать. Çапла вара пур паллăсен ятне сăнласа тухаççĕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование мнемотаблиц для развития памяти у детей дошкольного возраста»
мнемотехнология...
Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку
Применение современных инновационных игровых технологий в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводят к устойчивым положительным результатам в речевом развитии детей. В игре дети естес...
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...
Мастер-класс "Использование современных компьютерных технологий при обучении детей шахматам"
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Задачи:1. Показать элементы применения ИКТ в процессе шахматной деятельности.2.Трансляция педагогического опыта по обучению дошкольник...
Игровые технологии по обучению детей дошкольного возраста иностранному языку
laquo;Игровые технологии при обучении детей дошкольного возраста иностранному языку»АктуальностьАктуальность проблемы раннего обучения вызвана рядом факторов.-Возраст дошкольников (благоп...
Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)
Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Детский сад №15» г.Лениногорска Зариповой Нурсины Мингалиевны на 2020-2024 г.г.Тема : «Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку"
Цель: повышение профессионального развития в межаттестационный период.Задачи:1. Развитие профессиональной компетентности. 2.Педагогическая деятельность по реализации образователь...