Образовательная практика "Исследовательская деятельность дошкольников".
материал
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. А для этого необходимо внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии, формирующие у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_praktika.doc | 800 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная практика
«Исследовательская деятельность дошкольников».
Методическая разработка из опыта работы
Автор: Скрипачёва Е.Н., старший воспитатель
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии, формирующие у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; предлагать оригинальные варианты решений. А всему этому способствуют проблемно-поисковые технологии (проблемное обучение, исследовательская (поисковая) деятельность). В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности исследователи выделяют детское экспериментирование.
Цель детского экспериментирования: активное использование детьми результатов исследования в самостоятельной практической деятельности.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего детского сада. Воспитателями делается большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Выделяется два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
В первую очередь выбирается тема. Это может быть событие в мире природы или социальном мире, вызывающее интерес и позволяющее поставить вопрос для исследования.
Отталкиваясь от события, воспитатель выделяет и ставит проблему, которая побуждает ребёнка сравнивать, различать и соединять факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Педагог вместе с детьми обсуждает высказанные идеи и предположения, выдвигает свою версию ответа.
Следующий этап исследования – опытная проверка идей. Это происходит с помощью практического действия или фиксирования найденных оснований для классификации. Затем анализируются результаты, подводятся итоги.
Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы.
Сформированное умение работать по готовому алгоритму, способствует самостоятельному экспериментированию и поисковой активности самих детей в мини-лаборатории.
Мини-лаборатория «Маленький исследователь» организованна в виде хорошо разграниченных центров: центр для проведения опытов, с большим количеством природного, утилизированного, технического, медицинского материалов, центр «песок – вода», центр «Космос».
Работа в лаборатории начинается с выбора экспериментальной деятельности детьми посредством экрана выбора. Экран выбора деятельности в центрах активности располагается в старшей группе.
Самостоятельная деятельность детей в мини-лаборатории планируется в вечернее время. Роль воспитателя состоит в недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы в исследовательской деятельности. Воспитателями разрабатывается перспективный план по экспериментальной деятельности на весь учебный год, который перекликается с тематическим планом образовательной работы. В соответствии с темой недели воспитатели меняют оборудование, материал в лаборатории. В рамках темы недели ребёнок делает выбор, с каким объектом, предметом он будет проводить эксперимент. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учёными, исследователями.
Познавательно-исследовательская деятельность детей имеет своё продолжение дома с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях, семинарах-практикумах, на собраниях мы убедили родителей о необходимости поддерживать и развивать у детей интерес к исследованиям, открытиям, в ходе которых дети приобретают знания самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Детям старшей группы совместно с взрослыми было дано задание: подготовить сообщение исследовательской деятельности по любым направлениям: живая природа, человек, земля, вселенная, наука и т.д. Для выбора темы будущих исследований детям были предложены карточки с различными изображениями, учитывающие следующие правила:
- тема должна быть интересна детям;
- исследования лучше начинать с изучения реального предмета;
- предмет исследования должен позволять применить большую часть методов.
Исследовательские методы, применяемые детьми:
- Подумать самостоятельно.
- Спросить у другого человека.
- Посмотреть в книгах.
- Посмотреть по телевизору.
- Получить информацию по компьютеру.
- Понаблюдать.
- Провести эксперимент.
Основные этапы исследовательской деятельности ребёнка:
- Выдвижение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Выдвижение гипотез.
- Поиск и предположение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
- Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет).
- Защита проекта.
На этапе обобщения полученных данных родители помогли детям выделить главные и второстепенные идеи. Так как дети ещё не умеют писать, свои исследования они отобразили в пиктограммах. Опираясь на эти записи, выступили со своими сообщениями на открытых занятиях перед детьми других групп, родителями, педагогами района.
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. И этот вид для нас самый ценный. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку и т.д. На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдёт со снегом, если его держать в руках? При какой температуре вода в луже замерзает? Почему в морозную погоду нельзя слепить комочки снега? И т.д. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких «открытий».
Незапланированному экспериментированию может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Методическое обеспечение образовательной практики:
-Веракса Н.Е. , Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
-Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
-Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
-Дыбина О.В.. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
-Шорыгина Т.А.. Зелёные сказки. Экология для малышей. М.: Книголюб, 2004.
-365 научных экспериментов.
Познавательное занятие с элементами экспериментирования
«Путешествие по реке Енисей»
2 мл группа «Звёздочки»
Авторы: воспитатели 1 квалификационной категории Попова Т.В., Бебишева Т.Я.
Цель занятия: пробуждать в детях чувство эмпатии к родной природе.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к природе;
- Формировать навыки сравнения различных материалов: бумага размокает, дерево не тонет;
- развивать творческие и коммуникативные способности детей ;
- воспитывать аккуратность и точность при выполнении заданий.
Место проведения: 2 младшая группа «Звёздочки».
Участники: воспитанники 2 младшей группы.
ППРС: Стакан прозрачный, графин с водой, пластилин, тазы с водой, полотенца, бумажные лодочки, деревянные брусочки, шнурки, набор картинок «Транспорт», игрушки «Водный транспорт», подвесные «Воздушный транспорт», карточки - схемы.
Литература:
-Н.Е.Вераксы. ФГОС ДО « Планирование работы воспитателя ДОО». По программе «От рождения до школы». Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2015 год.
-Т.Н.Вострухина., Л.А. Кондрыкинская. «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет». Творческий центр «Сфера», г. Москва, 2013г.
-«365 научных экспериментов», 2010год.
Предварительная работа:
Экскурсия на берег Енисея, рассматривание альбома «Енисей», беседы с детьми, рисование Енисея и его берега, чтение, заучивание стихов.
Работа с родителями:
Предложить сходить на берег Енисея, побеседовать, нарисовать увиденное.
Образовательные области:
Познание, речевая, социализация, безопасность, коммуникация.
Создание проблемной ситуации:
1. Дети входят в группу, здороваются с гостями.
- Посмотрите, много гостей, а на чём же они приехали в детский сад, на каком транспорте?
- Я буду показывать картинки, а тот, кто приехал на этом транспорте хлопнет в ладоши (воздушный – нет никого; наземный – автобус, легковые машины; водный транспорт – теплоход, лодка).
- По какой реке вы прибыли к нам?
-по реке Енисей.
(Воспитатель поднимает голову и видит на облаке транспорт)
- Какое необычное облако. Что на нём?
- Правильно, транспорт.
1. Игра на внимание «Что лишнее?»
- Почему?
Дети отвечают : самолёт, потому что это воздушный транспорт.
- Подуйте на самолёт, чтобы улетел.
2. Дыхательная гимнастика
- Остался только водный транспорт, его можно увидеть на реке Енисей.
- Дети, вы видели Енисей? ( с родителями, и группой ходили на экскурсию).
Ответы детей
- Какой он? Это река или речка? (ответы детей)
Речка мелкая, а река …(глубокая)
Сколько воды? Какая она? Мусорить можно или нет? Почему?
3. Загадка
Кто весь век в воде живёт,
А самой воды не пьёт:
Ни озёрной, ни речной,
Ни какой, ни будь иной? (рыба)
- Вот и рыбка появилась. Если ей будет у нас весело и интересно она заговорит.
4. Упражнение для глаз с рыбкой
- Посмотрите за рыбкой.
5. Рассматривание рыбки.
Что помогает рыбе быстро плавать?
- плавники.
- Они у рыбы на хвосте, спине, брюхе и на груди. Тело рыбы покрыто чем?
- Чешуёй.
- Благодаря чешуе, рыба легко скользит в воде.
- В Енисее можно увидеть карасей и щук. Закрывайте глаза, послушайте музыку и превратимся в рыб.
(Звучит музыка – шум воды).
7. П. игра «Щука и караси»
Правила игры:
По команде – «щуки» дети встают с поднятыми руками,
по команде «караси» приседают.
- Что - то тяжело дышать, воздуха не хватает.
- Дети, как вы думаете, есть ли воздух в воде? (ответы детей)
- Сейчас, мы это проверим. Проведём опыт.
8. Но прежде, вспомним правило работы с водой.
Правило :
Коль с водой имеем дело.
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Рассмотрим карточки – схемы.
Опыт 1
«Воздух в воде»
Материал: стакан прозрачный, пластилин, салфетка, полотенце.
- В стакан нальём воды из кувшина, опустим кусочек пластилина и будем наблюдать, что произойдёт
.- Да, на пластилине образовались воздушные пузырьки, значит, в воде есть воздух.
Вывод: в воде есть воздух, поэтому рыбы могут жить в воде.
9.Физкультурная пауза c движением по тексту
«Енот»
На реке живёт енот
Чешет лапкой он живот
Своим хвостиком виляет
Кверху лапки поднимает,
Шустро он по кочкам скачет
И запас под корень прячет,
Он среди воды живёт
Добродушный наш енот.
10. Стихотворение «Енисей»
Енисей могучая река.
Как она сильна и глубока
Нам она энергию даёт
И вдоль берега ковром цветёт.
- Посмотрите на картины, которые мы с вами и родителями нарисовали.
На берегах растут…:
(деревья, кусты, цветы, трава)
- Какие птицы плавают по реке?
(гуси, утки, чайки).
- Ещё видны лодки, в лодках рыбаки с удочками. На другой картине парусник, все плывут и любуются красотами Енисея.
- Вы хотите отправиться в путешествие по реке и увидеть всё своими глазами.
(ответы детей). И мы с вами поплывём на лодке.
11. Деление на команды.
(Цветные бумажные лодочки высыпаются на пол из конвертика).
- Дети, возьмите по одной лодочке и подойдите к кораблику такого же цвета.
Какого цвета ваши лодочки?
Рядом с корабликом попытайтесь построить лодочки или парусники.
12. Конструирование лодочек из деревянных брусочков.
-Эти лодочки не устойчивые, поэтому мы не можем отправиться на них в путешествие.
Вот и тазики стоят
Полные воды
Лодки сделали мы сами
По воде поедем с вами.
- Нас много поэтому мы сможем поместиться в одну лодочку? Подумайте.
- Не поместимся
- Что делать?
(Ответы детей.)
- Посмотрите что на столах?
- Сколько тазов? Какого они цвета?
13. Рассмотрим карточки – схемы.
Опыт 2
«Лодочки из бумаги в воде»
Материал: тазы с водой, бумажные лодочки.
Возьмём лодочки и опустим их в воду. Чтобы быстрее поплыли, подуйте на них. Что произошло с лодочками?
Вывод: бумага промокает и тонет.
- Лодочки наши испорчены, а что можно быстро смастерить и отправиться в плавание? Подумайте.
- Правильно из брусочков можно построить плот, хотите?
Чтобы было прочнее, есть верёвочки.
14. Конструирование плота из брусочков и верёвочки.
Дети, хотите опустить плот на воду?
Опыт 3
«Плот в воде»
Материал: плот (изготовленный из деревянных брусочков), верёвочка, таз с водой.
- Возьмём плот и пустим его на воду, и будем наблюдать, что произойдёт.
Вывод: плот не утонул – дерево не тонет.
Дети, послушайте, как написал детский писатель В. Сутеев о маленьких путешественниках в сказке «Кораблик».
14. Рассказывание сказки В.Сутеева «Кораблик» по серии картинок.
15. Дети, вспомните, мы сделали кораблики из скорлупок, можем понаблюдать, поплывут они или нет.
.
Опыт 4
«Лодочки из ореховой скорлупы»
Материал: скорлупки от грецких орехов, пластилин, зубочистки, цветная бумага.
Дети, возьмите кораблики, опустите их в воду и смотрите, что происходит.
Вывод: плывут.
Релаксация:
-Дети, вот и наша рыбка заговорила, она у меня спрашивает, интересно вам было? Что нового узнали на занятии? (ответы детей).
- Где же наша любимая игра «Пароход»?
Сюжетно – ролевая игра «Пароход».
Интегрированное занятие
«Удивительное день рождения»
Средняя «А» группа
Автор: воспитатель Саидова А.А.
Цель:
Систематизировать знание детей о свойствах воздуха, выявить субъективный опыт детей о слухе через организацию совместной деятельности по средствам экспериментирование с предметом воздушно – водной среды. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон.
Задачи:
- Способствовать познавательно – исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свое предположение, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Упражнять детей в использовании органов слуха.
- Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
- Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу.
- Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закрепить коммуникативные навыки.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация, познание, безопасность, физическая культура, художественное творчество.
Материал: воздушные шары, уксус, сода пищевая, мука, горячая вода, листы бумаги на каждого ребенка, заранее вырезанные цветы разные по цвету, музыка «день рождения», «плач», листы для скручивания, иголка, 2 банана.
Предполагаемый результат:
Дети научатся поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач)
Ход занятия
(заходит грустный клоун по имени Торопулька в группу )
играет грустная музыка
- Меня зовут Торопулька, это потому, что я все время тороплюсь.
- Ребята а вы любите праздники? (ответы детей). Я тоже люблю праздники, особенно дни рождения.
- Меня сегодня пригласили на день рождения. Только день у меня не удачный, куда не пойду все ломаю, теряю и тороплюсь. Вот я и поторопился (показывает шарик лопнутый) вдобавок и подарок потерял.
- А разве на день рождения можно ходить без подарков? (ответы детей).
- Что делать? Кто мне поможет сделать подарки? (ответы детей).
- Ну, хорошо.
- Тогда у меня есть шары их все надо надуть. Но прежде чем мы с вами будем надувать, сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
«Надуй шарик»
«Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.
«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух (раздает детям шарики, которые заранее проколоты иголкой).
- Что-то не получается у нас с вами надуть наверное я так быстро собирался и случайно их проколол.
- Как вы ребята, думаете, есть другой способ надувать шары? (ответы детей)
- Есть у меня еще один шарик, но это последний. Мы сейчас с вами и проверим.
- Проверим? (ответы детей). Только для этого вам нужно присесть на стульчики.
Эксперимент 1.
Волшебный шарик
1. Надуваем шарик.
2. Насыпаем в него немного соды.
3. В бутылку наливаем уксус.
4. Надеваем шар на горлышко бутылки. Сода высыпается в уксус, происходит реакция, в процессе которой образуется газ, который и наполняет наш воздушный шар.
- Только этот эксперимент надо проводить со взрослыми.
- Ну, вот и шарик готов.
- Смогу я пойти на день рождения с шариком? (ответы детей)
- Может еще что-то нужно? (ответы детей)
- Правильно можно сделать поздравительную открытку.
- У Нас на столах лежат листы бумаги.
цветочки, которые мы с вами приклеим.
- Да вот беда какая клей я не брал, что будем делать (ответы детей)
- А мы с вами сможем сами сделать клей? (ответы детей). Сейчас мы с вами и попробуем.
- А для начало нашего эксперимента давайте с вами угадаем, что нам с вами понадобится.
Загадки:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(мука)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(вода)
Эксперимент 2. Домашний клей
1. Размешать муку с холодной водой.
2. влить кипяченую воду в получившую массу.
3. получился клейстер.
- Получился? (ответы детей)
- Прежде чем мы с вами приступим, к нашим открыткам немножко разомнемся.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся!
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и … улетел!
Вот и я на место сел!
(Дети с помощью аппликации делают открытку).
- Молодцы ребята. Пока наши подарки сохнут, мы с вами поиграем.
Дидактическая игра с мячом «вежливые слова»
- Подсохли наши открытки? (ответы детей)
- Сколько у нас шаров получилось для именинницы? (Ответы детей) Правильно. А сколько открыток. (ответы детей). Все ли открытки у нас получились одинаковые (ответы детей). Какие цвета мы с вами использовали (ответы детей). Каких цветов больше.(ответы детей).
- Теперь мы с вами сможем отправляться на день рождения? (ответы детей). А что, там наша именинница ждет нас? Давайте послушаем. А вдруг она плачет.
- Неслышно. Может по-другому попробуем послушать? (ответы детей)
Эксперимент 3 супер слух.
- Скрутить картон в конусообразную форму, проверить, чтобы оставалось отверстие на узком конце.
- Заклеить клейкой лентой, чтобы держал форму.
- Приставить узкий конец к уху, послушать шумы стали громче или приглушенней.
- Слышите. (ответы детей). Проигрывание музыки плач. И я слышу, пойдемте скорей поздравлять именинницу.
Выходит плачущая Маришка.
Не плач Маришка мы с ребятами пришли тебя поздравить с днем рождения. (дарят подарки и шарик)
- Вставайте ребята в хоровод будем с Маришкой танцевать. Музыка про день рождения
- Маришка тебе понравился наш сюрприз с ребятами.
Маришка: понравился, спасибо.
А теперь присаживайтесь с Маришкой на стульчики, я вам фокус покажу.
Эксперимент 4 с прокалыванием воздушного шарика.
- Взять надутый шарик и приклеить на его верхнюю часть (где есть уплотнение) кусочек скотча.
- Теперь берем иголку и протыкаем в этом месте шар. Он не лопается! Секрет опыта заключается в том, что скотч не дает давлению разорвать шар, а сама иголка закрывает отверстие, не позволяя выходить воздуху.
А Маришка сделала вам с гостями сюрприз угощение.
Эксперимент 5 банановый розыгрыш
- Аккуратно введите иголку в один из концов банана. Протолкните ее до другой стороны банана не прокалывая другою сторон банана.
- Пошевелить иголкой вверх вниз. Это позволит прорезать банан из нутрии.
- Продолжать так делать вдоль всего банана, делая дырочки примерно через ширину пальца, но иголки нужно вводить только с одной стороны банана. Банановый розыгрыш готов.
Ну, вот и подошел наш праздник к концу мне пора.
Рефлексия:
Кто приходил к нам сегодня в гости?
Что у Таропульки случилось?
Чем вы смогли ему помочь?
Все ли получилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания познавательно–исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности « Эта удивительная глина»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...
Конспект образовательной деятельности дошкольников реализующей задачи образовательной области «Познание».
Конспект образовательной деятельности дошкольников реализующей задачи образовательной области «Познание». Занятие по ФЭМП с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Поиграем со струч...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой
Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....