Образовательная практика "Исследовательская деятельность дошкольников".
материал

Скрипачева Елена Николаевна

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. А для этого необходимо внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии, формирующие у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_praktika.doc800 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная практика

«Исследовательская деятельность дошкольников».

Методическая разработка из опыта работы

Автор: Скрипачёва Е.Н., старший воспитатель

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии, формирующие у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; предлагать оригинальные варианты решений. А всему этому способствуют проблемно-поисковые технологии (проблемное обучение,  исследовательская (поисковая) деятельность).  В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности исследователи выделяют  детское экспериментирование.

Цель детского экспериментирования: активное использование детьми результатов исследования в самостоятельной практической деятельности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего детского сада. Воспитателями делается большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Выделяется два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В первую очередь выбирается тема. Это может быть событие в мире природы или социальном мире, вызывающее интерес и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отталкиваясь от события, воспитатель выделяет и ставит проблему, которая побуждает ребёнка сравнивать, различать и соединять факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Педагог вместе с детьми обсуждает высказанные идеи и предположения, выдвигает свою версию ответа.

 Следующий этап исследования – опытная проверка идей. Это происходит с помощью практического действия или фиксирования найденных оснований для классификации. Затем анализируются результаты, подводятся итоги.

Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы.

                   

         Сформированное умение работать по готовому алгоритму, способствует самостоятельному экспериментированию и поисковой активности самих детей в мини-лаборатории.

Мини-лаборатория «Маленький исследователь»  организованна в виде хорошо разграниченных центров: центр для проведения опытов, с большим количеством природного, утилизированного, технического, медицинского  материалов, центр «песок – вода», центр «Космос».

       

Работа  в лаборатории начинается с выбора экспериментальной деятельности детьми посредством экрана выбора. Экран выбора деятельности в центрах активности располагается в  старшей группе.

             

         Самостоятельная деятельность детей  в мини-лаборатории планируется в вечернее время. Роль воспитателя состоит в недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы  в исследовательской деятельности. Воспитателями разрабатывается перспективный план по экспериментальной деятельности на весь учебный год, который перекликается с  тематическим планом образовательной работы. В соответствии с темой недели воспитатели  меняют оборудование, материал в лаборатории. В рамках темы недели ребёнок делает выбор, с каким объектом,  предметом он будет проводить эксперимент. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учёными, исследователями.

 Познавательно-исследовательская деятельность детей имеет своё продолжение  дома с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях, семинарах-практикумах, на собраниях  мы убедили родителей о необходимости поддерживать и развивать у детей интерес к исследованиям, открытиям, в ходе которых дети   приобретают знания самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.  

Детям старшей группы совместно с взрослыми было дано задание: подготовить сообщение  исследовательской деятельности по любым направлениям: живая природа, человек, земля, вселенная, наука и т.д. Для выбора темы будущих исследований детям были предложены карточки с различными изображениями, учитывающие следующие правила:

- тема должна быть интересна детям;

- исследования  лучше начинать с изучения реального предмета;

- предмет исследования должен позволять применить большую часть методов.

 Исследовательские методы, применяемые детьми:

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Спросить у другого человека.
  3. Посмотреть в книгах.
  4. Посмотреть по телевизору.
  5. Получить информацию по компьютеру.
  6. Понаблюдать.
  7. Провести эксперимент.

Основные этапы исследовательской деятельности ребёнка:

  1. Выдвижение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  2. Выдвижение гипотез.
  3. Поиск и предположение возможных вариантов решения.
  4. Сбор материала.
  5. Обобщение полученных данных.
  6. Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет).
  7. Защита проекта.

На этапе обобщения полученных данных родители помогли детям  выделить главные и второстепенные идеи. Так как дети ещё не умеют писать,  свои исследования они отобразили в пиктограммах. Опираясь на эти записи,  выступили со своими сообщениями на открытых занятиях перед детьми других групп, родителями, педагогами района.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. И этот вид для нас самый ценный. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку и т.д. На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдёт со снегом, если его держать в руках? При какой температуре вода в луже замерзает?  Почему в морозную погоду нельзя слепить комочки снега? И т.д.  Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких «открытий».

Незапланированному экспериментированию может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

 «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».
                                                                                                                           Ральф У. Эмерсон

Методическое обеспечение образовательной практики:

-Веракса Н.Е. , Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

-Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

-Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

-Дыбина О.В.. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

-Шорыгина Т.А.. Зелёные сказки. Экология для малышей. М.: Книголюб, 2004.

-365 научных экспериментов.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования

«Путешествие по реке Енисей»

2 мл группа «Звёздочки»

Авторы: воспитатели 1 квалификационной категории Попова Т.В., Бебишева Т.Я.                                                 

Цель занятия: пробуждать в детях чувство эмпатии к родной природе.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к природе;
  • Формировать навыки сравнения различных материалов: бумага размокает, дерево не тонет;
  • развивать творческие и коммуникативные способности детей ;
  •  воспитывать аккуратность и точность при выполнении заданий.

Место проведения: 2 младшая группа «Звёздочки».

Участники: воспитанники 2 младшей группы.

ППРС: Стакан прозрачный, графин с водой, пластилин, тазы с водой, полотенца, бумажные лодочки, деревянные брусочки, шнурки, набор картинок «Транспорт», игрушки «Водный транспорт», подвесные «Воздушный транспорт», карточки - схемы.

Литература:

-Н.Е.Вераксы.  ФГОС ДО « Планирование работы воспитателя ДОО». По программе «От рождения до школы». Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2015 год.

-Т.Н.Вострухина., Л.А. Кондрыкинская. «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет». Творческий центр «Сфера»,  г. Москва, 2013г.

-«365 научных экспериментов», 2010год.

Предварительная работа:

Экскурсия на берег Енисея, рассматривание альбома «Енисей», беседы с детьми, рисование Енисея и его берега, чтение, заучивание стихов.

Работа с родителями:

Предложить сходить на берег Енисея, побеседовать, нарисовать увиденное.

Образовательные области:

Познание, речевая, социализация, безопасность, коммуникация.

Создание проблемной ситуации:

1. Дети входят в группу, здороваются с гостями.

- Посмотрите, много гостей, а на чём же они приехали в детский сад, на каком транспорте?

- Я буду показывать картинки, а тот, кто приехал на этом транспорте хлопнет в ладоши (воздушный – нет никого; наземный – автобус, легковые машины; водный транспорт – теплоход,  лодка).

- По какой реке вы прибыли к нам?

-по реке Енисей.

(Воспитатель поднимает голову и видит на облаке транспорт)

- Какое необычное облако. Что на нём?

- Правильно, транспорт.

                                                     

1. Игра на внимание «Что лишнее?»

-  Почему?  

Дети отвечают : самолёт, потому что это воздушный транспорт.

- Подуйте на самолёт, чтобы улетел.

2. Дыхательная гимнастика

           

- Остался только водный транспорт, его можно увидеть на реке Енисей.

- Дети, вы видели Енисей? ( с родителями, и группой ходили на экскурсию).

Ответы детей

- Какой он?  Это река или речка? (ответы детей)

Речка мелкая, а река …(глубокая)

Сколько воды? Какая она? Мусорить можно или нет? Почему?

3. Загадка

Кто весь век в воде живёт,

А самой воды не пьёт:

Ни озёрной, ни речной,

Ни какой, ни будь иной?  (рыба)

- Вот и рыбка появилась. Если ей будет у нас весело и интересно она заговорит.

4. Упражнение для глаз с рыбкой

- Посмотрите за рыбкой.

                                                                 

5. Рассматривание рыбки.

Что помогает рыбе быстро плавать?

- плавники.

- Они у рыбы на хвосте, спине, брюхе и на груди. Тело рыбы покрыто чем?

- Чешуёй.

- Благодаря чешуе, рыба легко скользит в воде.

- В Енисее можно увидеть карасей и щук. Закрывайте глаза, послушайте музыку и превратимся в рыб.

 (Звучит музыка – шум воды).

7. П. игра «Щука и караси»

Правила игры: 

По команде – «щуки» дети  встают с поднятыми руками,

по команде «караси» приседают.

- Что - то тяжело дышать, воздуха не хватает.

- Дети, как вы думаете, есть ли воздух в воде? (ответы детей)

 - Сейчас, мы это проверим. Проведём опыт.

8. Но прежде,  вспомним правило работы с водой.

Правило :

Коль с водой имеем дело.

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Рассмотрим карточки – схемы.

Опыт 1 

«Воздух в воде»

Материал: стакан прозрачный, пластилин, салфетка, полотенце.

- В стакан нальём воды из кувшина, опустим кусочек пластилина и будем наблюдать, что произойдёт

.- Да, на пластилине образовались воздушные пузырьки, значит, в воде есть воздух.

       

           

Вывод: в воде есть воздух, поэтому рыбы могут жить в воде.

9.Физкультурная пауза  c движением по тексту

«Енот»

На реке живёт енот

Чешет лапкой он живот

Своим хвостиком виляет

Кверху лапки поднимает,

Шустро он по кочкам скачет

И запас под корень прячет,

Он среди воды живёт

Добродушный наш енот.

10. Стихотворение «Енисей»

Енисей могучая река.

Как она сильна и глубока

Нам она энергию даёт

И вдоль берега ковром цветёт.

- Посмотрите на картины, которые мы с вами и родителями нарисовали.                         

На берегах растут…:

(деревья, кусты, цветы, трава)

- Какие птицы  плавают по реке?

(гуси, утки, чайки).

- Ещё видны лодки, в лодках рыбаки с удочками. На другой картине парусник, все плывут и любуются красотами Енисея.

- Вы хотите отправиться в путешествие по реке и увидеть всё своими глазами.

(ответы детей). И мы с вами поплывём на лодке.

11. Деление на команды.

(Цветные бумажные лодочки высыпаются на пол из конвертика).

- Дети, возьмите по одной  лодочке и подойдите к кораблику такого же цвета.

Какого цвета ваши лодочки?

Рядом с корабликом попытайтесь построить лодочки или парусники.

12. Конструирование лодочек из деревянных брусочков.                   

-Эти лодочки не устойчивые, поэтому мы не можем отправиться на них в путешествие.

Вот и тазики стоят

Полные воды

Лодки сделали мы сами

По воде поедем с вами.

- Нас много поэтому мы сможем поместиться в одну лодочку? Подумайте.

- Не поместимся

- Что делать?

(Ответы детей.)

- Посмотрите что на столах?

- Сколько тазов? Какого они цвета?

13. Рассмотрим карточки – схемы.

Опыт 2

«Лодочки из бумаги в воде»

Материал: тазы с водой, бумажные лодочки.

Возьмём лодочки и опустим их в воду. Чтобы быстрее поплыли, подуйте на них. Что произошло с лодочками?

         

Вывод: бумага промокает и тонет.

- Лодочки наши испорчены, а что можно быстро смастерить и отправиться в плавание? Подумайте.

- Правильно из брусочков можно построить плот, хотите?

Чтобы было прочнее, есть верёвочки.

14. Конструирование плота из брусочков и верёвочки.

Дети, хотите опустить плот на воду?

Опыт 3

«Плот в воде»

Материал:  плот (изготовленный из деревянных брусочков), верёвочка, таз с водой.

- Возьмём плот и пустим его на воду, и будем наблюдать, что произойдёт.

                                             

Вывод: плот не утонул – дерево не тонет.

Дети, послушайте, как написал детский писатель В. Сутеев о маленьких путешественниках в сказке «Кораблик».

14. Рассказывание сказки В.Сутеева «Кораблик» по серии картинок.

         

15. Дети, вспомните, мы сделали кораблики из скорлупок, можем понаблюдать, поплывут они или нет.

                                  . 

Опыт 4

«Лодочки из ореховой скорлупы»

Материал: скорлупки от грецких орехов, пластилин, зубочистки, цветная бумага.

Дети, возьмите кораблики, опустите их в воду и смотрите, что происходит.

Вывод:  плывут.

Релаксация: 

-Дети, вот и наша рыбка заговорила, она у меня спрашивает, интересно вам было? Что нового узнали на занятии? (ответы детей).

- Где же наша любимая игра «Пароход»?

Сюжетно – ролевая игра «Пароход».

                                                                                   

                                                     

Интегрированное занятие

«Удивительное день рождения»

Средняя «А»  группа

Автор: воспитатель Саидова А.А.

Цель:

     Систематизировать  знание детей  о свойствах воздуха, выявить субъективный опыт детей о слухе через организацию совместной деятельности по средствам экспериментирование с предметом воздушно – водной среды. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон.

Задачи:

  1. Способствовать познавательно – исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свое предположение, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
  2. Упражнять детей в использовании органов слуха.
  3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
  4. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу.
  5. Упражнять в  самоанализе и эмоциональном реагировании  детьми всех этапов занятия, закрепить коммуникативные навыки.

Интеграция образовательных областей:

 Коммуникация, познание, безопасность, физическая культура, художественное творчество.  

Материал: воздушные шары, уксус, сода пищевая, мука, горячая вода, листы бумаги на каждого ребенка, заранее вырезанные цветы разные по цвету, музыка «день рождения»,  «плач», листы для скручивания, иголка, 2 банана.

Предполагаемый результат:

     Дети научатся поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач)

Ход занятия

(заходит грустный клоун по имени Торопулька в группу )  

играет грустная музыка

- Меня зовут Торопулька, это потому, что я все время тороплюсь.

- Ребята а вы любите праздники? (ответы детей).  Я тоже люблю праздники, особенно дни рождения.  

- Меня сегодня пригласили на день рождения. Только день у меня не удачный, куда не пойду все ломаю, теряю и тороплюсь. Вот я и поторопился (показывает шарик лопнутый) вдобавок и подарок потерял.

- А разве на день рождения можно ходить без подарков? (ответы детей).

- Что делать? Кто мне поможет сделать подарки? (ответы детей).

- Ну, хорошо.

- Тогда у меня есть шары их все надо надуть. Но прежде чем мы с вами будем надувать, сделаем дыхательную гимнастику.

                          Дыхательная гимнастика.

«Надуй шарик» 

 «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.

 «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух    (раздает детям шарики, которые заранее проколоты иголкой).

                       

- Что-то не получается у нас с вами надуть наверное я так быстро собирался и случайно их проколол.

- Как вы ребята, думаете, есть другой способ надувать шары? (ответы детей)  

- Есть у меня еще один шарик, но это последний. Мы сейчас с вами и проверим.

- Проверим? (ответы детей). Только для этого вам нужно присесть на стульчики.

            Эксперимент 1.

          Волшебный  шарик

1. Надуваем шарик.
2. Насыпаем в него немного соды.
3. В бутылку наливаем уксус.
4. Надеваем шар на горлышко бутылки. Сода высыпается в уксус, происходит реакция, в процессе которой образуется газ, который и наполняет наш воздушный шар.

- Только этот эксперимент надо проводить со взрослыми.

- Ну, вот и шарик готов.

                               

- Смогу я пойти на день рождения  с шариком? (ответы детей)

- Может еще что-то нужно? (ответы детей)

- Правильно можно сделать поздравительную открытку.  

- У Нас на столах лежат листы бумаги.

 цветочки, которые мы с вами приклеим.  

- Да вот беда какая клей я не брал, что будем делать (ответы детей)

- А мы с вами сможем сами сделать клей? (ответы детей). Сейчас мы с вами и попробуем.

- А для начало нашего эксперимента давайте с вами угадаем,  что нам с вами понадобится.

Загадки:

Из меня пекут ватрушки, 
И оладьи, и блины. 
Если делаете тесто, 
Положить меня должны.
                               (мука)

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу!

                                    (вода)

                        Эксперимент 2.  Домашний клей

1. Размешать  муку с холодной водой.

2.  влить  кипяченую  воду в  получившую массу. 

3. получился клейстер.

- Получился? (ответы детей)

                 

- Прежде чем мы с вами приступим, к нашим открыткам немножко разомнемся.

             Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся!
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и … улетел!
Вот и я на место сел!

(Дети с помощью аппликации делают открытку).

                   

- Молодцы ребята. Пока наши подарки сохнут, мы с вами поиграем.

          Дидактическая игра с мячом «вежливые слова»

- Подсохли наши открытки? (ответы детей)

- Сколько у нас шаров получилось  для именинницы? (Ответы детей) Правильно. А сколько открыток. (ответы детей). Все ли открытки у нас получились одинаковые (ответы детей). Какие цвета мы с вами использовали (ответы детей). Каких цветов больше.(ответы детей).

 - Теперь мы с вами сможем отправляться на день рождения? (ответы детей). А  что, там наша именинница   ждет нас? Давайте послушаем. А вдруг она плачет.

- Неслышно. Может по-другому попробуем послушать? (ответы детей)

                     Эксперимент  3 супер слух.

  1. Скрутить картон в конусообразную форму, проверить, чтобы оставалось отверстие на узком конце.
  2. Заклеить клейкой лентой, чтобы держал форму.
  3. Приставить узкий конец к уху, послушать шумы стали громче или приглушенней.

- Слышите. (ответы детей). Проигрывание музыки плач.  И я слышу, пойдемте скорей поздравлять  именинницу.

Выходит плачущая Маришка.

Не плач Маришка мы с ребятами пришли тебя поздравить с днем рождения. (дарят подарки и шарик)

-  Вставайте ребята в хоровод  будем  с Маришкой танцевать. Музыка про день рождения

- Маришка тебе понравился наш сюрприз  с ребятами.

Маришка: понравился, спасибо.

А теперь присаживайтесь с Маришкой на стульчики, я вам фокус покажу.

   Эксперимент 4 с прокалыванием воздушного шарика.

  1. Взять надутый шарик и приклеить на его верхнюю часть (где есть уплотнение) кусочек скотча.
  2. Теперь берем иголку и протыкаем в этом месте шар. Он не лопается! Секрет опыта заключается в том, что скотч не дает давлению разорвать шар, а сама иголка закрывает отверстие, не позволяя выходить воздуху.

А Маришка сделала вам с гостями сюрприз угощение.

  Эксперимент 5 банановый розыгрыш

  1. Аккуратно введите иголку в один из концов банана. Протолкните ее до другой стороны банана не прокалывая другою сторон банана.
  2. Пошевелить иголкой вверх вниз. Это позволит прорезать банан из нутрии.
  3. Продолжать так делать вдоль всего банана, делая дырочки примерно через ширину пальца, но иголки нужно вводить только с одной стороны банана. Банановый розыгрыш готов.

Ну, вот и подошел наш праздник к концу мне пора.

Рефлексия:

Кто приходил к нам сегодня в гости?

Что у Таропульки случилось?

Чем вы смогли ему помочь?

Все ли получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

Конспект образовательной деятельности дошкольников реализующей задачи образовательной области «Познание».

Конспект образовательной деятельности дошкольников реализующей задачи образовательной области «Познание». Занятие по ФЭМП с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Поиграем со струч...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....