Нетрадиционная техника рисования "граттаж" - мастер - класс для педагогов.
методическая разработка (старшая группа)
Нетрадционная техника "граттаж": краткая история происхождения, способы рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grattazh.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Нетрадиционная техника рисования «граттаж»
Цель: обучение участников мастер-класса нетрадиционной технике рисования – граттаж, развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Знакомство педагогов с одним из видов нетрадиционной техники рисования - граттаж. (Выполнение рисунка путем процарапывания)
2. Создание творческой атмосферы.
3. Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
Материалы оформления:
- презентация по теме мастер-класса;
Инструменты для работы:
-заготовка для рисования по данной технике,
-стилус - палочка,
Демонстрационный материал:
-презентация «Нетрадиционная техника рисования граттаж»,
-готовые картины, выполненные в данной техники.
Структура мастер- класса:
1. Вступительная часть:
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
Пояснение основных этапов выполнение работы в техники граттаж.
3. Практическая часть.
Освоение приемов выполнения нетрадиционной техники рисования граттаж.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
( сл 1) Ход мастер-класса.
Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка». Рисование в детском саду, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления.
(сл 2) Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Сейчас известны различные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование печатками, тампонирование, пластилиновая живопись, батик и многие другие). Каждая из этих техник – это маленькая игра.
(сл 3) На нашем мастер-классе речь пойдет о технике, которая называется «граттаж», которая используется очень давно, но не зря говорится «Новое – давно забытое старое»
(сл 4) Слово «Граттаж» произошло от французского слова— скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.
Граттаж-это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.
В работах, выполненных в этой технике, есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной. Здесь применяются различные выразительные средства - линия, штрих, пятно, контраст.
(сл 5) Применение этой техники решает целый ряд задач: это и знакомство с новыми возможностями в рисовании; развитие творческих способностей; воспитание чувства прекрасного, любви к творчеству
(сл 6) Рисование в технике граттаж приносит массу пользы дошкольникам:
- Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.
- Способствует снятию детских страхов.
- Активно развивается фантазия. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения. Композиция в технике воскографии в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.
(сл 7) Замечательная, необычная техника "Граттаж " будет интересна детям любого возраста. Рекомендовано использовать данную технику с детьми среднего возраста. В нашем детском саду мы постепенно подводим к этой технике начиная с младшего возраста, познакомив их со свечой и ее свойствами и гуашью. Здесь можно предложить рисование свечой на листе бумаги, а затем тонирование этого листа красками, а также использовать трафаретные и шаблонные рисунки. Дело в том, что при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.). Поэтому обводя изображение по трафарету или шаблону, дети будут тренироваться, чтобы потом создавать собственные образы. К тому же трафаретную основу можно дополнять своими неповторимыми элементами. Например, ребёнок рисует по трафарету рыбку и дополняет изображение морскими водорослями, камушками и пр.
(сл 8) Для рисования в технике граттаж понадобятся:
- Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
- Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
- Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
- Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
- Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
- Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.
Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку, а не оставаться на рисунке.
Итак,
- (сл 9) Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую свечу. При использовании восковых мелков можно дополнительно не натирать рисунок воском, т.к. он уже содержится в мелках
- (сл 10) Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла, чтобы краска покрывала рисунок равномерно.
Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет -получилась заготовка.
- (сл 11) Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, стеку, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.
(сл 12) Граттаж очень удачно сочетается с аппликацией.
3.Практическая часть.
(сл 13) Приглашаем участников попробовать.
Мы хотели бы предложить вам создать рождественскую картину. Чтобы сэкономить время, заранее сделали заготовку. В верхней части нашей будущей картины нужно процарапать рисунок по имеющимся контурам, а в нижней части можно нарисовать свое настроение, или воспользоваться подготовленными шаблонами.
И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из цветных или белых штрихов.
(сл 14) Создание композиций методом процарапывания — это каждый раз маленькое чудо, когда на глазах постепенно из темноты появляется красивое изображение.
Итак, наш мастер-класс подошел к концу.
Мы постарались рассказать об этапах обучения дошкольников нетрадиционной технике рисования «Граттаж».
Подведем итог. Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?
-Понравился ли вам вид графики в технике граттаж?
-Насколько трудно/легко было выполнять?
Спасибо Вам за ваш интерес к нашему опыту, активное участие в мастер - классе, за чудесные картины, за создание чудесной картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная техника рисования мастер класс
Программное содержание: познакомить детей с новыми техниками рисования, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии изображений...
Нетрадиционная техника рисования. Мастер-класс для родителей «Наварили мы компот»
Задачи:Познакомить с новой техникой рисования с помощью яблок и ватных палочек.Развивать чувство композиции, желание создавать коллективные работы.Развивать творческие способности.Воспитывать аккуратн...
Эффективные формы работы с родителями в условиях дошкольного учреждения через нетрадиционные техники в мастер классах.
Мастер класс как одна из форм форма рабрты с родителями....
"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования". Мастер класс в технике отпечатка листьев. Тема: "Осенний лес".
Провела воспитатель: Едошина Ирина Евгеньевна.Осень краски разбросалаНа деревья и кусты.И горят они всё ярче,Словно летние костры.Золотистый и багровый,Желтый праздничный наряд.Опадает лист последний,...
Граттаж - нетрадиционная техника рисования (мастер-класс для педагогов)
Граттаж -нетрадиционная техника рисования (мастер-класс для педагогов)...
Нетрадиционные техники рисования. Мастер-класс «Осенняя фантазия» в нетрадиционной технике «набрызг»
Нетрадиционные техники рисования. Мастер-класс «Осенняя фантазия» в нетрадиционной технике «набрызг»...