Монотипия - нетрадиционная техника рисования (мастер-класс для педагогов)
материал по рисованию
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани.
Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционной техники рисования — монотипия»
на методическом объединение воспитателей старшей группы Ново-Савиновского района г Казани.
Составила:
Анисимова С.П.
г. Казань, 2020 г.
Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционной техники рисования — монотипия»
«Страна, в которой учили бы рисовать,
так же как учат читать и писать, превзошла
бы вскоре все остальные страны во всех
искусствах, науках и мастерствах…»
Дени Дидро
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
-познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на твердой поверхности, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
-рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для развития ребенка;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, выполнить рисунок в нетрадиционной технике «монотипия».
Раздаточный материал:
- лист картона или ёмкость для нанесения пены;
- пена для бритья;
- краски акриловые, гуашевые или пищевые красители (всё немного разбавить водой);
-ватные палочки, кисти, шпажки для вырисовывания завитков;
-линейка (треугольник) или лист картона (твердый);
-салфетки влажные и одноразовые;
-тарелочки (одноразовые) для складывания использованных материалов;
-клеёнка или газета для покрытия стола;
-вода в стакане;
-альбомный лист или картон;
-ножницы.
Теоретическая часть:
Когда - то мы все были маленькими и очень любили рисовать, и представляли себя художниками. Я точно могу сказать, что развитие творческого потенциала оказывает благоприятное влияние на развитие детей. Этот процесс интересен детям и взрослым, в том числе, и мне самой. В своей работе я использую «нетрадиционные техники рисования». Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений.
Существует множество таких нетрадиционных техник рисования, вот некоторые из них:
— «Рисование ладошкой»;
— «Рисование печаткой»;
— «Тампонирование»;
— «Набрызг»;
— «Монотипия»;
— «Кляксография»;
— «Рисование по сырой бумаге»;
— «Цветные ниточки»;
— «Граттаж»;
— «Рисование по мягкой бумаге» и т. д.
Все перечисленные нетрадиционные техники интересны, разнообразны и используются мной в работе. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Сегодня мы с вами познакомимся с необычной интересной и оригинальной техникой нетрадиционного рисования. Эту нестандартную технику творчества многие из вас знают, называется она монотипия. Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) - это значит уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении.
Задача педагога - пробудить фантазию ребенка, обратить занятие в игру. Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира
Практическая часть (алгоритм действий): А Вы, уважаемые педагоги, рисовали когда-нибудь пеной для бритья? Если ещё не рисовали, то стоит попробовать. Это увлекательное и удивительное действо.
Я думаю, что способ этой техники рисования Вам очень понравится.
Существует несколько видов техники рисования пеной. Сейчас я познакомлю Вас с одним из них:
«Оттиск». Для этого нам необходимо взять чистый лист, нанести на него пену (обычную белую или цветную) и с помощью ватных палочек и кисти, нанести на пену придуманный рисунок. Далее сверху на рисунок положить белый лист бумаги, аккуратно придавить руками и снять лист с отпечатавшимся рисунком. С помощью линейки убрать с полученного отпечатка пену, и вы увидите интересный рисунок. Попробуйте это сделать и получите результат, которого не ожидали!
На самом деле вариантов работы с пеной множество, я предложила базовые. Как использовать эту технику педагог может решить самостоятельно. Работу с пеной можно использовать как фрагмент НОД по познавательному развитию, как отдельную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию, а также как опытно-экспериментальную работу по смешиванию красок. Говоря о последнем, восторг будет не только у детей, но и у педагогов.
Для пейзажной монотипии нам понадобится твердая поверхность, белая бумага, кисти и цветная гуашь.
1. Сначала в одном углу крышки (плитки) мы наносим желтую краску.
2. Затем на лист бумаги (файловой пленки) нанесём пену. Потрясём баллончик и покроем пеной лист. Баллончик надо стараться держать вертикально. Много не накладываем, достаточно слоя в 1—2 см.
3. Теперь разровняем поверхность пены линейкой.
4. Берём в руки кисточки. Давайте вырастим цветы!
5. Нанесём цветную тушь в виде пятнышек. Берём цвета, какие больше нравятся. Сразу представим себе, что это будет — букет, клумба, куст?
6. Теперь берём шпажку (палочку) и тупым концом закручиваем на пятнышке спираль. Начинать надо не от центра цветка, а от края, захватывая белую пену.
7. Взяли зелёную тушь и поставили точки под цветами — основания.
8. Нарисуем стебли и листочки.
9. Теперь закручиваем листья. Начинаем сверху. Делаем спираль, но в форме капли. Захватывайте немного белого от краёв, чтобы получились мраморные разводы.
10. Немного расправим шпажкой стебель и вытянем чашелистики.
11. И вот начинается сама монотипия. Это значит — уникальный отпечаток в единственном экземпляре. Берём хорошую плотную бумагу (для черчения, ватман, накладываем на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге.
12. Снимаем верхний лист с пены. Берём снова линейку (лучше пластмассовую) и аккуратно прижимая, счищаем пену в одном направлении.
13. Рисунок получается сухой и приятно пахнущий. Его можно красиво обрезать фигурными ножницами и приклеить на картон.
Благодарю за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная техника рисования мастер класс
Программное содержание: познакомить детей с новыми техниками рисования, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии изображений...
Нетрадиционная техника рисования. Мастер-класс для родителей «Наварили мы компот»
Задачи:Познакомить с новой техникой рисования с помощью яблок и ватных палочек.Развивать чувство композиции, желание создавать коллективные работы.Развивать творческие способности.Воспитывать аккуратн...
"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования". Мастер класс в технике отпечатка листьев. Тема: "Осенний лес".
Провела воспитатель: Едошина Ирина Евгеньевна.Осень краски разбросалаНа деревья и кусты.И горят они всё ярче,Словно летние костры.Золотистый и багровый,Желтый праздничный наряд.Опадает лист последний,...
Нетрадиционная техника рисования. Мастер-класс на тему:«Рисование мыльными пузырями»
Цель мастер-класса: знакомство с нетрадиционной техникой рисования - рисование мыльными пузырями...
Граттаж - нетрадиционная техника рисования (мастер-класс для педагогов)
Граттаж -нетрадиционная техника рисования (мастер-класс для педагогов)...
Нетрадиционные техники рисования. Мастер-класс «Осенняя фантазия» в нетрадиционной технике «набрызг»
Нетрадиционные техники рисования. Мастер-класс «Осенняя фантазия» в нетрадиционной технике «набрызг»...
Нетрадиционная техника рисования. Мастер класс для педагогов.
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.Формирование у детей дошкольного возраста художественн...