Адаптация это важно
методическая разработка (младшая группа)

Бублик Пиада Ивановна

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение адаптационные возможности детей ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести  к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, что существенно влияет на усвоение программы дошкольного учреждения. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в детский сад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с родителями

в период адаптации ребенка к условиям ДОУ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Анкетирование- знакомство

Цель: Сбор сведений о ребенке и его семье

Консультация.

Тема: «Здоровый ребенок»

Цель: Профилактика простудных заболеваний.

Блиц консультация.

Тема: «Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой»

Цель: Дать конкретные рекомендации по данному вопросу.

Тестирование

Цель: Определение готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

Памятка «Особенности развития детей раннего возраста»

Консультация.

Тема: «Вечерние игры»

Цель: Дать рекомендации родителям по снятию дневного стресса у ребенка.

Сообщение на родительском собрании.

Тема: «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения"

Цель: Предоставить родителям информацию о подготовке новичков к детскому саду.  

Блиц консультация.

Тема: «Для чего вашему ребенку необходим режим дня».

Цель: Дать знания о значении режима дня для воспитания.

Рекомендации

Тема: «Развитие мелкой моторики».

Цель: Дать знания о значимость развития мелкой моторики и ее связи с развитием психических процессов.

Диагностика развития социальных навыков.

Цель: Составить прогноз возможной  социальной адаптации и предположения, как лучше организовать переход малыша от домашнего к семейно – общественному воспитанию.

Материал для папки- передвижки:

«Мне надо много двигаться».

Цель: Дать знания о значимости двигательного процесса для развития ребенка .

Консультация.

Тема: «Убираю игрушки сам»

Цель: Предоставить родителям информацию по привитию социальных  норм детям младшего дошкольного возраста.

Тест «Я и мой ребенок»
Цель: Помочь родителям познать себя.

Ширма «Психологический гороскоп».

Цель: Познакомить родителей с психотипом ребенка.

Анкетирование.

Тема: «Как прошла адаптация  ребенка в ДОУ.

Цель: Подвести итог работы



Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

(Памятка для родителей)

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

  • Постарайтесь создать в семье спокойную дружественную атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если вы видите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  • Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые. Понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребенка: «что ты делаешь?» на вопрос: «почему ты это делаешь? Он ответит, когда подрастет.
  • Каждый день читайте малышу.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
  • Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь вашему малышу!



Предварительный просмотр:

«Я иду в детский сад»

Взросло - детский социально - педагогический проект

Участники проекта: Родители, воспитатели, специалисты ДОУ, дети.

Актуальность:

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение адаптационные возможности детей ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести  к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, что существенно влияет на усвоение программы дошкольного учреждения. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в детский сад.

Цель проекта:

Обеспечение  успешного протекания адаптационного периода ребенка в ОУ.

Задачи:

  • Разработать систему процесса адаптации детей к условиям ДОУ
  • Обеспечить организацию и пополнение развивающей среды в группе современными дидактическими пособиями, содействующими успешному протеканию процесса адаптации
  • Разработать рекомендации для специалистов ДОУ и родителей по распространению положительного опыта

Медицинский блок

Цель: Сподействие созданию условий для сохранения физического здоровья детей в период адаптации

Задачи:

  • Способствовать созданию условий для успешного протекания процесса адаптации
  • Способствовать осуществлению рационального режима дня группы, обеспечивающему каждому ребенку физический и психический комфорт

Результат:

  • Медицинское заключение о протекании процесса адаптации
  • Рекомендации для воспитателей по созданию условий для благоприятного протекания процесса адаптации

Работа с родителями:

  • Круглый стол. Тема:  «Я пойду в детский сад» (апрель)

Цель сообщения: Познакомить родителей с физиологической адаптацией детей к условиям МДОУ

  • Блиц консультация «Здоровый ребенок» (октябрь)

Цель: Профилактика простудных заболеваний

  • Стендовый материал «Для чего вашему ребенку необходим режим дня» (октябрь)

Цель: Дать знания о значении режима дня для физического здоровья малыша

  • Индивидуальное консультирование (в течение года)

Работа с детьми:

  • Изучение анамнестических данных
  • Ведение наблюдений за течением адаптации ребенка к МДОУ, заполнение карт наблюдений
  • Способствовать введению элементов закаливающих мероприятий (ноябрь)
  • Осмотр детей (1 раз в неделю)
  • Отслеживание антропометрических данных ребенка (1/последний день адаптации)

Работа с педагогами:

  • Рекомендации по работе с детьми
  • Консультация «Комплекс оздоровительных мероприятий после сна» (октябрь)

Социально – психологический блок

Цель: Содействие в обеспечении успешности протекания адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

  • изучить условия и особенности развития ребенка в семье;
  • способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации ребенка;
  • оказывать помощь детям в снятии у них стрессовых состояний;
  • осуществлять отслеживание динамики протекания адаптации;  
  • способствовать повышению психологической компетентности педагогов.

Результат:

  • Успешная адаптация детей к условиям ДОУ

Сформировать у ребенка чувство уверенности, сознание того, что в ДОУ ему будет хорошо и интересно.

  • Оформление папки передвижки с консультационным материалом для родителей «Я уже большой, я в садик пошел» (психолог)

Работа с родителями:

  • Заключение договоров, составление анамнеза (при поступлении в ДОУ)
  • Круглый стол. Тема: «Я пойду в детский сад» (апрель)

 Цель сообщения: Познакомить родителей с социально - психологической адаптацией детей к условиям ДОУ

  • Анкетирование – знакомство (сентябрь)

Цель: Сбор сведений о ребенке и его семье

  • Индивидуальное консультирование по возникшим проблемам (в течение года)
  • Тест «Я и мой ребенок» (сентябрь)

Цель: Определить стиль взаимоотношений с ребенком, методы воспитания

  • Памятка «Психологические особенности детей раннего возраста» (октябрь)
  • Блиц консультация (ноябрь)

Тема: Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой

  • Консультация «Вечерние игры» (ноябрь)

Цель: Дать рекомендации родителям по снятию дневного стресса у детей

  • Анкетирование « Как прошла адаптация ребенка в ДОУ» (ноябрь)

Цель: Подвести итог адаптации.

Работа с детьми:

  • Организация цикла игровых занятий.

Цель: Введение ребенка в жизнь ДОУ. Помощь в установлении контакта с новым взрослым (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  • Диагностика развития социальных навыков (сентябрь/ноябрь)

Цель: Составить прогноз возможной социальной адаптации, подвести итог.

  • Отслеживание процесса адаптации (заполнение адаптационных листов)
  • Системная и индивидуально – коррекционная развивающая работа (с детьми «группы риска»)

Работа с педагогами:

  • Рекомендации по оформлению предметно – развивающей среды (сентябрь, октябрь)
  • Рекомендации по взаимодействию педагога с детьми в период адаптации к условиям ДОУ (сентябрь)

Педагогический блок

Цель: Профилактика и преодоление дезадаптации ребенка к условиям ДОУ

Задачи:

  • Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения прохождения периода адаптации вДОУ
  • Закладывать основы доверительного и доброжелательного отношения детей к новым взрослым
  • Развивать активность, инициативность и самостоятельность детей
  • Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость. Интерес к окружающей действительности

Результат:

  • Преобразование предметно – развивающей среды (оформление уголков)
  • Успешная адаптация к условиям ДОУ
  1. Помогаем малышу привыкнуть к новой обстановке (ребенок узнает расположение и назначение комнат, свою кроватку, стол, стул, шкаф)
  2. Помогаем привыкнуть к режиму дня
  3. Помогаем установить правильные взаимоотношения с новыми взрослыми и сверстниками (игры)

Работа с родителями:

  • Круглый стол. Тема: «Я пойду в детский сад» (апрель)

Цель сообщения: Познакомить родителей с педагогической  адаптацией детей к условиям МДОУ

  • Анкетирование «Знакомство с семьей» (микро социум ребенка)
  • Родительское собрание «Итоги адаптации детей к условиям ДОУ» (ноябрь).
  • Консультация «Убираю игрушки сам» (ноябрь)

Цель: Предоставить информацию по привитию социальных норм поведения.

Специалисты ДОУ

  • Материал папки – передвижки «Мне надо много двигаться» (октябрь) - инструктор по ФИЗО

Цель: Дать знания о значимости двигательного процесса для развития ребенка

  • Рекомендации логопеда «Развитие мелкой моторики» (ноябрь)

Цель: Дать знания о значимости развития мелкой моторики, ее связи с развитием речи и других психических процессов

Работа с детьми:

  • Введение ребенка в жизнь МДОУ

1. Посещение прогулки с мамой (август)

2. Вечернее (утреннее) посещение группы с мамой (ознакомление)

3. Вечернее (утреннее) посещение группы (1-2 часа)

4. Вечернее (утреннее) посещение группы (3 часа)

5. Посещение группы до обеда

6. Посещение группы, дневной сон (шестой день)

7. Посещение группы полный день

  • Создание предметно – развивающего пространства
  • Использование гибкого режима в организации адаптационного периода
  • Осуществление индивидуального подхода к ребенку, временное сохранение «вредных» привычек.
  • Организация цикла игровых занятий (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Родительский блок

Цель: 

Подготовка детей к прохождению процесса адаптации

Деятельность родителей:

  • Корректировка режима дня и режима питания
  • Выполнение гибкого графика посещения
  • Участие в воспитательно – образовательном процессе

Критерии завершения адаптации:

  • Отсутствие заболеваний и других отклонений в состоянии здоровья ребенка
  • Стойкая стабилизация эмоционально – поведенческих реакций на достаточно высоком, позитивном уровне
  • Достаточная активность малыша
  • Успешное выполнение ребенком социальных функций, присущих его возрасту

Риски:

  • Ребенок не подготовлен к прохождению адаптационного периода
  • Нет осознанности  родителей по готовности прохождения адаптационного периода совместно с ребенком.
  • Не интегрирована деятельность всех специалистов дошкольного образовательного учреждения
  • Недостаточность психологической компетентности педагогов, родителей

Ожидаемый результат:

  • Оформление уголков: «Здравствуйте, Я пришел», «Моя семья», «Позвони маме», «Маша – растеряша» (воспитатели, родители)
  • Оформление папки передвижки с консультационным материалом для родителей «Я уже большой, я в садик пошел» (психолог)
  • Оформление фотоальбома (фильма) по итогам адаптации «Хорошо в саду родном. Мы здесь весело живем» (родители, воспитатели, психолог)
  • Систематизация деятельности всех участников сопровождения адаптационного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагога-психолога для родителей "Важные аспекты успешной адаптации малыша к ДОУ"

Консультационный материал педагога-психолога ДОУ для родителей, заинтересованных в успешной адаптации малыша. Здесь родители найдут ответы на вопросы: Когда вести ребёнка в детский сад? Как ...

Степени адаптации ребенка к детскому саду и важнейшие советы психолога по её улучшению.

В статье описываются три основные степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средней тяжести и тяжелая. Также рассказывается о важнейших советах психолога о том ,как провести адаптацию правиль...

"Адаптация -это важно"

Рекомендации родителям о адаптации детей 2-3 лет, что такое -адаптация....

Адаптация это важно!

Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни:помещение, распорядок дня,педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила...

Адаптация - это важно!

Адаптация - это важно! Как помочь ребенку во время адаптации в детском саду?...