Адаптация это важно
методическая разработка (младшая группа)
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение адаптационные возможности детей ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, что существенно влияет на усвоение программы дошкольного учреждения. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план работы с родителями | 32.5 КБ |
Памятка для родителей | 28.5 КБ |
Взросло-детский , социально- педагогический проект | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями
в период адаптации ребенка к условиям ДОУ
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
Анкетирование- знакомство Цель: Сбор сведений о ребенке и его семье | Консультация. Тема: «Здоровый ребенок» Цель: Профилактика простудных заболеваний. | Блиц консультация. Тема: «Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой» Цель: Дать конкретные рекомендации по данному вопросу. |
Тестирование Цель: Определение готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение | Памятка «Особенности развития детей раннего возраста» | Консультация. Тема: «Вечерние игры» Цель: Дать рекомендации родителям по снятию дневного стресса у ребенка. |
Сообщение на родительском собрании. Тема: «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения" Цель: Предоставить родителям информацию о подготовке новичков к детскому саду. | Блиц консультация. Тема: «Для чего вашему ребенку необходим режим дня». Цель: Дать знания о значении режима дня для воспитания. | Рекомендации Тема: «Развитие мелкой моторики». Цель: Дать знания о значимость развития мелкой моторики и ее связи с развитием психических процессов. |
Диагностика развития социальных навыков. Цель: Составить прогноз возможной социальной адаптации и предположения, как лучше организовать переход малыша от домашнего к семейно – общественному воспитанию. | Материал для папки- передвижки: «Мне надо много двигаться». Цель: Дать знания о значимости двигательного процесса для развития ребенка . | Консультация. Тема: «Убираю игрушки сам» Цель: Предоставить родителям информацию по привитию социальных норм детям младшего дошкольного возраста. |
Тест «Я и мой ребенок» | Ширма «Психологический гороскоп». Цель: Познакомить родителей с психотипом ребенка. | Анкетирование. Тема: «Как прошла адаптация ребенка в ДОУ. Цель: Подвести итог работы |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
(Памятка для родителей)
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.
- Постарайтесь создать в семье спокойную дружественную атмосферу.
- Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
- Будьте терпеливы.
- Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми
- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- Если вы видите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
- Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые. Понятные объяснения.
- Спрашивайте у ребенка: «что ты делаешь?» на вопрос: «почему ты это делаешь? Он ответит, когда подрастет.
- Каждый день читайте малышу.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
- Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
- Поощряйте любопытство.
- Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему малышу!
Предварительный просмотр:
«Я иду в детский сад»
Взросло - детский социально - педагогический проект
Участники проекта: Родители, воспитатели, специалисты ДОУ, дети.
Актуальность:
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение адаптационные возможности детей ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, что существенно влияет на усвоение программы дошкольного учреждения. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в детский сад.
Цель проекта:
Обеспечение успешного протекания адаптационного периода ребенка в ОУ.
Задачи:
- Разработать систему процесса адаптации детей к условиям ДОУ
- Обеспечить организацию и пополнение развивающей среды в группе современными дидактическими пособиями, содействующими успешному протеканию процесса адаптации
- Разработать рекомендации для специалистов ДОУ и родителей по распространению положительного опыта
Медицинский блок
Цель: Сподействие созданию условий для сохранения физического здоровья детей в период адаптации
Задачи:
- Способствовать созданию условий для успешного протекания процесса адаптации
- Способствовать осуществлению рационального режима дня группы, обеспечивающему каждому ребенку физический и психический комфорт
Результат:
- Медицинское заключение о протекании процесса адаптации
- Рекомендации для воспитателей по созданию условий для благоприятного протекания процесса адаптации
Работа с родителями:
- Круглый стол. Тема: «Я пойду в детский сад» (апрель)
Цель сообщения: Познакомить родителей с физиологической адаптацией детей к условиям МДОУ
- Блиц консультация «Здоровый ребенок» (октябрь)
Цель: Профилактика простудных заболеваний
- Стендовый материал «Для чего вашему ребенку необходим режим дня» (октябрь)
Цель: Дать знания о значении режима дня для физического здоровья малыша
- Индивидуальное консультирование (в течение года)
Работа с детьми:
- Изучение анамнестических данных
- Ведение наблюдений за течением адаптации ребенка к МДОУ, заполнение карт наблюдений
- Способствовать введению элементов закаливающих мероприятий (ноябрь)
- Осмотр детей (1 раз в неделю)
- Отслеживание антропометрических данных ребенка (1/последний день адаптации)
Работа с педагогами:
- Рекомендации по работе с детьми
- Консультация «Комплекс оздоровительных мероприятий после сна» (октябрь)
Социально – психологический блок
Цель: Содействие в обеспечении успешности протекания адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
- изучить условия и особенности развития ребенка в семье;
- способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации ребенка;
- оказывать помощь детям в снятии у них стрессовых состояний;
- осуществлять отслеживание динамики протекания адаптации;
- способствовать повышению психологической компетентности педагогов.
Результат:
- Успешная адаптация детей к условиям ДОУ
Сформировать у ребенка чувство уверенности, сознание того, что в ДОУ ему будет хорошо и интересно.
- Оформление папки передвижки с консультационным материалом для родителей «Я уже большой, я в садик пошел» (психолог)
Работа с родителями:
- Заключение договоров, составление анамнеза (при поступлении в ДОУ)
- Круглый стол. Тема: «Я пойду в детский сад» (апрель)
Цель сообщения: Познакомить родителей с социально - психологической адаптацией детей к условиям ДОУ
- Анкетирование – знакомство (сентябрь)
Цель: Сбор сведений о ребенке и его семье
- Индивидуальное консультирование по возникшим проблемам (в течение года)
- Тест «Я и мой ребенок» (сентябрь)
Цель: Определить стиль взаимоотношений с ребенком, методы воспитания
- Памятка «Психологические особенности детей раннего возраста» (октябрь)
- Блиц консультация (ноябрь)
Тема: Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой
- Консультация «Вечерние игры» (ноябрь)
Цель: Дать рекомендации родителям по снятию дневного стресса у детей
- Анкетирование « Как прошла адаптация ребенка в ДОУ» (ноябрь)
Цель: Подвести итог адаптации.
Работа с детьми:
- Организация цикла игровых занятий.
Цель: Введение ребенка в жизнь ДОУ. Помощь в установлении контакта с новым взрослым (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Диагностика развития социальных навыков (сентябрь/ноябрь)
Цель: Составить прогноз возможной социальной адаптации, подвести итог.
- Отслеживание процесса адаптации (заполнение адаптационных листов)
- Системная и индивидуально – коррекционная развивающая работа (с детьми «группы риска»)
Работа с педагогами:
- Рекомендации по оформлению предметно – развивающей среды (сентябрь, октябрь)
- Рекомендации по взаимодействию педагога с детьми в период адаптации к условиям ДОУ (сентябрь)
Педагогический блок
Цель: Профилактика и преодоление дезадаптации ребенка к условиям ДОУ
Задачи:
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения прохождения периода адаптации вДОУ
- Закладывать основы доверительного и доброжелательного отношения детей к новым взрослым
- Развивать активность, инициативность и самостоятельность детей
- Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость. Интерес к окружающей действительности
Результат:
- Преобразование предметно – развивающей среды (оформление уголков)
- Успешная адаптация к условиям ДОУ
- Помогаем малышу привыкнуть к новой обстановке (ребенок узнает расположение и назначение комнат, свою кроватку, стол, стул, шкаф)
- Помогаем привыкнуть к режиму дня
- Помогаем установить правильные взаимоотношения с новыми взрослыми и сверстниками (игры)
Работа с родителями:
- Круглый стол. Тема: «Я пойду в детский сад» (апрель)
Цель сообщения: Познакомить родителей с педагогической адаптацией детей к условиям МДОУ
- Анкетирование «Знакомство с семьей» (микро социум ребенка)
- Родительское собрание «Итоги адаптации детей к условиям ДОУ» (ноябрь).
- Консультация «Убираю игрушки сам» (ноябрь)
Цель: Предоставить информацию по привитию социальных норм поведения.
Специалисты ДОУ
- Материал папки – передвижки «Мне надо много двигаться» (октябрь) - инструктор по ФИЗО
Цель: Дать знания о значимости двигательного процесса для развития ребенка
- Рекомендации логопеда «Развитие мелкой моторики» (ноябрь)
Цель: Дать знания о значимости развития мелкой моторики, ее связи с развитием речи и других психических процессов
Работа с детьми:
- Введение ребенка в жизнь МДОУ
1. Посещение прогулки с мамой (август)
2. Вечернее (утреннее) посещение группы с мамой (ознакомление)
3. Вечернее (утреннее) посещение группы (1-2 часа)
4. Вечернее (утреннее) посещение группы (3 часа)
5. Посещение группы до обеда
6. Посещение группы, дневной сон (шестой день)
7. Посещение группы полный день
- Создание предметно – развивающего пространства
- Использование гибкого режима в организации адаптационного периода
- Осуществление индивидуального подхода к ребенку, временное сохранение «вредных» привычек.
- Организация цикла игровых занятий (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Родительский блок
Цель:
Подготовка детей к прохождению процесса адаптации
Деятельность родителей:
- Корректировка режима дня и режима питания
- Выполнение гибкого графика посещения
- Участие в воспитательно – образовательном процессе
Критерии завершения адаптации:
- Отсутствие заболеваний и других отклонений в состоянии здоровья ребенка
- Стойкая стабилизация эмоционально – поведенческих реакций на достаточно высоком, позитивном уровне
- Достаточная активность малыша
- Успешное выполнение ребенком социальных функций, присущих его возрасту
Риски:
- Ребенок не подготовлен к прохождению адаптационного периода
- Нет осознанности родителей по готовности прохождения адаптационного периода совместно с ребенком.
- Не интегрирована деятельность всех специалистов дошкольного образовательного учреждения
- Недостаточность психологической компетентности педагогов, родителей
Ожидаемый результат:
- Оформление уголков: «Здравствуйте, Я пришел», «Моя семья», «Позвони маме», «Маша – растеряша» (воспитатели, родители)
- Оформление папки передвижки с консультационным материалом для родителей «Я уже большой, я в садик пошел» (психолог)
- Оформление фотоальбома (фильма) по итогам адаптации «Хорошо в саду родном. Мы здесь весело живем» (родители, воспитатели, психолог)
- Систематизация деятельности всех участников сопровождения адаптационного процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация педагога-психолога для родителей "Важные аспекты успешной адаптации малыша к ДОУ"
Консультационный материал педагога-психолога ДОУ для родителей, заинтересованных в успешной адаптации малыша. Здесь родители найдут ответы на вопросы: Когда вести ребёнка в детский сад? Как ...
Степени адаптации ребенка к детскому саду и важнейшие советы психолога по её улучшению.
В статье описываются три основные степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средней тяжести и тяжелая. Также рассказывается о важнейших советах психолога о том ,как провести адаптацию правиль...
"Адаптация -это важно"
Рекомендации родителям о адаптации детей 2-3 лет, что такое -адаптация....
Адаптация это важно!
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни:помещение, распорядок дня,педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила...
Адаптация - это важно!
Адаптация - это важно! Как помочь ребенку во время адаптации в детском саду?...