Консультация педагога-психолога для родителей "Важные аспекты успешной адаптации малыша к ДОУ"
консультация (младшая группа) на тему
Консультационный материал педагога-психолога ДОУ для родителей, заинтересованных в успешной адаптации малыша. Здесь родители найдут ответы на вопросы: Когда вести ребёнка в детский сад? Как одевать ребёнка в садик? Насколько легко войдёт ребёнок в коллектив группы? Узнаете много интересного о психологической подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_sad_adaptatsiya.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД
Детский сад - целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям.
Как правило, ребенок примерно в 2-3 года испытывает самый настоящий голод по общению со сверстниками, по детскому коллективу. Иногда в той же детской поликлинике или в песочнице можно достаточно четко сказать, какие детишки "садовские", а какие домашние - те, кто откровенно ищет контакта со сверстниками (порой до навязчивости), наверняка не ходят в детский сад. Но, тем не менее, для многих родителей вопрос - ходить ли ребенку в детский сад - все равно неоднозначный, сложный и открытый.
Понятно, что доводов "против" у таких родителей достаточно - мол, и болеть малыш часто будет в саду, и воспитательница попадется неизвестно какая, и кое-где вообще очень сложно устроить ребенка в сад. Но, увы, ответ специалистов на вопрос - ходить ли ребенку в садик - как правило, однозначен: обязательно!!! Потому что это не столько воспитание ребенка в отсутствие родителей, не столько передержка малыша на то время, пока мама на работе (в конце концов, с этим прекрасно справится и бабушка, и няня), а, прежде всего, социализация малыша в коллективе, развитие его устойчивости, навыков общения и совместного существования, и самое главное - это завершающий и достаточно важный шаг в вопросе формирования личности. Даже, наверное, немного не так: к тому времени, когда ребенку пора идти в сад, формирование его личностных особенностей фактически закончено. И его общение в саду - своего рода проверка перед той же школой: где в воспитании проявились слабые места (пока их еще можно успеть скорректировать)?
Да, разумеется, нередко детишки в садике простужаются - но разве не чаще болеет домашний ребенок, которого кутают и излишне о нем заботятся? Не говоря уже о том, что у хорошо подготовленного к садику ребенка появляется своего рода иммунитет к таким простудам. А если родители сами не хотят, чтобы их ребенок становился самостоятельным - то и ребенок это почувствует. И начнет эксплуатировать родительские нервы и терпение вечным нытьем "не хочу в садик…"
Да, любой переход в жизни ребенка всегда лучше осуществлять постепенно. И если вопрос о том, что ребенка в садик вести, решен положительно, подумаем о сопутствующих задачах и проблемах, о подготовке малыша к этому важному этапу - и о подготовке родителей тоже!
Когда вести ребенка в сад?
Иной раз родители настолько загружены (при том не имеют бабушек и не могут позволить себе няню), что они вынуждены отдавать ребенка не в сад, а даже в ясли. Но тут, как говорится, вообще выбирать нечего, и это все происходит под давлением обстоятельств. Если же есть выбор, с какого возраста начинать, то с началом детсадовского периода вообще лучше не затягивать (тогда ребенку легче будет адаптироваться в саду), но одно ограничение по срокам все же есть: разговор о садике можно затевать, как только малыш начнет более-менее связно говорить. Чтобы он сам мог рассказать вам, как прошел его день в саду, что он там делал, с кем играл, что ему сказали воспитатели и т.п. Пусть на первых порах это будет "детский лепет" - тем не менее, таким образом будет стимулироваться и речевое развитие, и вы будете примерно знать, каково вашему ребенку живется в этом садике.
Да, может статься так, что жалобы вашего ребенка будут возникать не на пустом месте. И возможно, садик (или как минимум группу) придется менять. Но чтобы все же такого не случилось, лучше изначально правильно выбрать детсад - благо сейчас далеко не всегда в садик направляют по территориальному принципу. Да и в одном микрорайоне садиков несколько.
Как одевать ребенка в садик?
Прежде всего - так, чтобы ребенок в группе чувствовал себя раскованно и свободно. Одежда вовсе не обязательно должна быть модная, новая и дорогая. Более того - вы же сами дома не ходите в рабочем костюме, а для ребенка садик - на целый день как дом, поэтому ему тоже в строгом костюмчике или в платьице, которое страшно помять, будет неуютно. Потом, ребенок должен легко сам одевать и снимать одежду, а главное - она всегда должна быть чистой и аккуратной! Именно от этого, а не от дороговизны и моды, зависит отношение к вашему ребенку. Пусть он будет одет в тренировочный костюмчик, но в чистенький и не рваный. Понятно, что в садике случаются всякие казусы - играл на полу, облился супом, упал на улице. Увы, мамам приходится стирать чуть ли не каждый день. Но поверьте, дело стоит того (разумеется, лучше иметь несколько комплектов одежды на смену).
Вообще вспомним опять нашу знаменитую фразу о том, что крайности всегда вредны: как не стоит давать ребенку в садик откровенные обноски - мол, все равно испачкает, так и слишком дорогая одежда не прибавит ребенку значимости в группе.
Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы?
Это зависит от многих факторов, и, прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Нередко родители чуть ли не отговаривают дитя от садика - и порой успешно. Да, многим из них (чаще мамам) просто страшно - как это, ребенок будет целый день в саду, не будет по маме скучать. Да мама от этого плохо себя чувствует. У таких мам ребенок - главное в жизни. Но именно от сочетания готовности самого ребенка и родителей зависит адаптация вашего малыша в группе.
Девочка трех лет первый раз пошла в детсад, причем в самый первый день родители привели ее в группу чуть ли не раньше всех - именно сегодня им надо было пораньше на работу. Они попросили воспитателей непременно позвонить им, если с девочкой возникнут сложности - хотя сама девочка очень хотела в садик. Дома ей было невыносимо скучно. Звонка из садика не последовало, и родители, отработав полный день, пришли ближе к закрытию садика и увидели - их ребенок остался последним в группе. Ходит среди игрушек, распевает какую-то песню, а, увидев родителей, заявил: "А, мама и папа? Ну, идите домой, не волнуйтесь!"
А ведь бывает и так, что детей приходится первые несколько месяцев водить только на полдня, в группе они не могут ни есть, ни спать, ни играть. А утром в раздевалке разыгрываются целые трагедии: "Мамочка не уходи, мамочка забери меня пораньше…" Возможно, у ребенка какие-то проблемы в общении. А может, внутренняя тревога, явившаяся отражением проблем в семье. Но иные мамы чуть ли не культивируют такое слезное прощание - им это подспудно добавляет гордости за свое родительское предназначение! Хотя гораздо здоровее психологически тот ребенок, который говорит родителям: "Ну, пока" и срывается в группу, потому что там его приятели уже сгрудились вокруг какой-то игрушки. Кстати, домой такой ребенок идет тоже не с истерикой "наконец-то за мной пришли", а просто с охотой. Как тут не вспомнить старую поговорку для взрослых о том, что такое счастье: это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой…
Психологическая подготовка
Чтобы ребенок легче адаптировался в саду, проведите первичную подготовку:
- не отбивайте у него охоту общаться с детьми.
- если гуляете с ним во дворе - постарайтесь не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта)
- опять же - не отгораживайте ребенка от реальной жизни. Развивайте его помехо-устойчивость, создавайте ему время от времени своего рода безопасные трудности (например, иногда над ребенком можно подтрунивать - добродушно). Во всяком случае, научите малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду упреждающей агрессией.
- научите ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи. Приучите ребенка сообщать вам о ЛЮБОМ случае, когда кто-то его просил о чем-то "папе с мамой не говорить" - за этой просьбой может скрываться опасность. И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать. Вообще ребенка нужно учить думать. Вот тогда это будет личность, и тогда садик станет полноценным тренингом общения, подготовкой к школе и к взрослой жизни вообще!
Родители и воспитатели
Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Родителям необходимо знать, как ведет себя ваш ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома? В большинстве случаев педагоги всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно. А жаль. Ведь наиболее успешное окончательное формирование личности с помощью садика будет только тогда, когда и в группе, и в семье требования будут ОДИНАКОВЫЕ. Скажем, если воспитательница приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома "Оставь, потом я уберу" - ребенок и в саду будет вести себя так же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены. Потом вскоре начнется "я в садик не хочу", капризы и так далее…
Или еще ситуация. Воспитательница в садике активно прививала детям навыки бесконфликтного общения, в частности, не позволялось споры решать кулаками. Строго говоря, это как минимум опасно - драка может закончиться травмой, а это ни детям не полезно, ни воспитателю, как лицу ответственному, не нужно. И вот в группе появился мальчик (довольно крупного телосложения), который начал всех задирать. Кто-то его обзовет (что в садике бывает сплошь и рядом) - он, ни слова не говоря, разворачивается и толкает или бьет кулаком в лицо. И однажды он на вечерней прогулке вот так же "разобрался" с мальчиком из младшей группы, который его нечаянно толкнул - развернулся, и ткнул малышу кулаком в глаз. Малыш упал, заплакал; воспитательница строго отчитала обидчика и поставила его одного в стороне от ребят. И тут, что называется, как в кино, идет за ребенком бабушка этого драчуна, видит своего ненаглядного внука в слезах - и коршуном на воспитательницу: "Что вы наделали, вы ребенка довели до слез, он у нас нервный, впечатлительный, ему этого нельзя, как вы смеете, я на вас пожалуюсь заведующей…" Тут надо заметить, что бабушка была моложавая, спортивная - и вся такая, если можно так выразиться, напряженно-агрессивная. В разговоре выяснилось, что именно бабушка подучила внука реагировать кулаками на все обиды (даже нечаянные): "Конечно, у вас тут в саду каждый может ребенка обидеть. Вот я и учу его за себя постоять!" Воспитательница резонно заметила, что это мало того, что некультурно в принципе - на слова отвечать кулаками, да еще и ребенок не научится адекватно общаться, к тому же мальчик крупный, силу свою рассчитать не может, и отвечать за нанесенные им травмы воспитательница не намерена. На что бабушка раскричалась, что за это воспитательнице платят деньги, а бабушка не позволит своего внука обижать! Забрала ребенка и гордо удалилась. Понятно, что бабушка была откровенно неправа. Это потом всплыло, что у нее есть "непослушная" дочь, мама мальчика, которая вместе с мужем никак не хочет ходить на поводу у своей излишне властной матери. Так вот бабушка и переключилась на внука - и всю свою внутреннюю упреждающую агрессию как бы передала ему, научив мальчика бить, не разобравшись. Понятно, что воспитательнице будет очень сложно переучить мальчика - разве что откровенно дисциплинарными методами, но ведь ребенок вполне может нажаловаться бабушке, что его в группе притесняют, и все пойдет по новой.… К тому же ясно, что хорошо относиться к этому ребенку вскоре перестанут и товарищи по группе, и (при всей своей педагогической объективности) - сама воспитательница. Кстати, конфликт закончился тем, что бабушка вообще забрала ребенка из этого сада - мол, до школы как-нибудь проживем без вас! Но что будет с этим ребенком в школе, бабушка предпочитает не думать…
…Вообще очень важный показатель адаптации ребенка в группе - то, что он не выделяется в негативном плане из общей массы. При этом я совершенно не призываю, чтобы дети воспитывались как одинаковые винтики (как в том садике, где все детишки сидели - ручки на колени): каждый ребенок вполне имеет право выделяться в группе, но по-своему. Кто-то умеет танцевать, кто-то петь, кто-то рисовать, а кто-то быстрее всех одевается. Как правило, хороший воспитатель никого не подавляет и уравниловкой не занимается. Но вот становиться всеобщим отверженным или молчаливой тихоней - это ребенку не на пользу. В конце концов, именно за этим его привели в садик, чтобы он учился активно общаться!
Пример, который вроде бы выглядит смешно: один довольно респектабельный папа устроил своего ребенка в обыкновенный детский сад. Невольно к ребенку относились немного иначе, чем к остальным детям в группе, но сам папа это отношение активно пресекал: "Не выделяйте моего ребенка, пожалуйста, не противопоставляйте его коллективу!" Собственно говоря, воспитатели вскоре сами это поняли. Но, тем не менее, ребенок, будучи немного младше остальных детишек в группе, не слишком быстро вливался в коллектив. И вот однажды весенним вечером папа приходит за ребенком в сад. Дети все на прогулке исследуют первые лужи, а его чадо стоит около воспитательницы и разглядывает собственные ботинки. Родитель подошел и шутливо предъявил "претензию": "Ну что же тут у вас делается, все дети в грязи ковыряются, а мой почему здесь стоит? Ну, скажи, почему ты не ковыряешься в грязи вместе со всеми?!"
К слову сказать, иные родители изначально напутствуют ребенка "Не лезь в грязь!" Но учтите, что вывозиться совсем уж по-свински воспитатель не позволит, а становиться ребенку маменькиным паинькой, который не играет с детьми потому, что боится запачкать ручки, тоже для ребенка же не полезно.
И опять - именно потому рекомендуется отдавать в садик ребенка уже "говорящего", что после садика необходимо с ребенком обсуждать то, что с ним происходило в группе. Интересуйтесь в первую очередь успехами ребенка, его новыми знаниями и достижениями. Хвалите его за какие-то проявленные результаты. На занятии в сади-ке выучили песенку, и ребенок вам ее спел - прекрасно; в группе выставлены какие-то рисунки или аппликации детей - посмотрите, где работа вашего ребенка, проявите интерес к его творчеству. Не говоря уже о том, что часто дети на занятиях делают подарки родителям - что-то рисуют, лепят, клеят. И не стоит сразу на глазах ребенка, получив такой подарок, выкидывать его в мусорное ведро…
Расспросите ребенка и о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался - стоит обратить на это внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда детишки откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется дитяти ходить в садик, потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он делает все, чтобы мама его оттуда забрала); порой дети фантазируют - просто ради фантазии. А иногда излагают происшедшее вроде бы правильно, но скажем так, не совсем адекватно, вот именно "по-детски". Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить).
Одна девочка после "рабочего дня" в садике заявила родителям, что у нее сегодня "воспитательница обед отняла". К счастью, мама обладала достаточным чувством юмора, чтобы тут же не понестись назад в группу и не обрушиться на педагога - прежде спросила у ребенка: "Так что, она так сильно кушать хотела?" Разумеется, потом выяснилось, что дело было в другом: девочка в принципе ест очень медленно (при этом педагоги всегда позволяли ей не торопиться); но в тот день трапеза ребенка затянулась совсем уж непозволительно, и остатки еды просто убрали вместе со всей остальной посудой, когда пора было отправляться на тихий час…
И уж к слову: может быть, стоит дать воспитателям (если вы им достаточно доверяете) добро на некоторые педагогические эксперименты, особенно если вы в доме делаете то же самое. Допустим, если ваш ребенок в садике не ест, и педагогу приходится его кормить насильно, можно "позволить" и не кормить. Не ест - значит, не хочет. Пусть поголодает, потом будет есть…
Приходя за ребенком, присматривайтесь не только к тому, с кем и как играет ваш ребенок, но и как общается с детьми педагог. Можете несколько раз прийти за ребенком "в неурочное время" - и если порой из-за двери слышен крик педагога, причем не раз и не два, и к тому же это подкрепляется неоднократными обоснованными жалобами ребенка - делайте выводы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Несколько полезных рекомендаций для успешной адаптации малыша к детскому саду».
Рекомендации для родителей по смягцению процесса адаптации малыша к детскому саду....
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»
Важным событием в системе дошкольного образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и...
Использование нетрадиционного рисования для успешной адаптации малышей в группе
Использование нетрадиционного рисования для успешной адаптации малышей в группе...
Выступление на родительском собрании на тему «Условия успешной адаптации малыша»
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация за...
Консультация педагога – психолога для родителей детей раннего возраста о проблемах адаптации (в рамках Консультативного пункта)
Основной целью работы педагога – психолога с детьми и родителями являются такие аспекты как:- формирование доброжелательных отношений ребенка со взрослыми, сверстниками выявление причин и нивелировани...
Доклад «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога в создании условий для успешной адаптации воспитанников в детском саду»
Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями п...
Презентация к докладу «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога в создании условий для успешной адаптации воспитанников в детском саду»
Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями п...