Статья :"Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития"
статья
В настоящее время воспитанники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. На основе исследований закономерностей речевого развития воспитанников с разной речевой патологией определены пути преодоления речевой недостаточности, содержание коррекционного обучения и воспитания, разработаны методы фронтального обучения и воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития
В настоящее время воспитанники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих воспитанников представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
На основе исследований закономерностей речевого развития воспитанников с разной речевой патологией определены пути преодоления речевой недостаточности, содержание коррекционного обучения и воспитания, разработаны методы фронтального обучения и воспитания детей. Изучение структуры различных форм недоразвития речи - в зависимости от состояния компонентов речевой системы, позволило подойти к научно обоснованной индивидуализации специального воздействия в логопедических учреждениях разного типа (Р.А. Белова-Давид, Е.Н. Винарская, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было дано в результате многочисленных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.
Под термином «общее недоразвитие речи» понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) [1, с. 53].
В основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования психических процессов у детей с патологически развивающейся речью, легли теоретические положения Л.С. Выготского о социально обусловленной природе высших психических функций, их опосредованном системном строении и ведущей роли речи в формировании психических процессов.
Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у воспитанников с общим недоразвитием речи (Л.И. Белякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), показывает своеобразие их психического развития [2, c. 45].
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у воспитанников интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.
Данные экспериментальных исследований Т.Д. Барменковой свидетельствуют о том, что воспитанники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников.
Ряд авторов отмечают у воспитанников с общим недоразвитием речи недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у воспитанников с общим недоразвитием речи снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий [3, c. 103].
При зрительном опознании предмета в усложненных условиях воспитанники с общим недоразвитием воспринимали образ предмета с определенными трудностями, им требовалось больше времени для принятия решения, отвечая, они проявляли неуверенность, допускали отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» они использовали элементарные формы ориентировки.
Исследование функции внимания показывает, что воспитанники с общим недоразвитием речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.
У воспитанников с общим недоразвитием речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Воспитанники с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной отмечается, что:
- у воспитанников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;
- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых нарушений.
Наличие общего недоразвития у воспитанников приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия между собой, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы скорость, и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
У воспитанников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной [3, c. 200].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитанники с общим недоразвитием речи имеют свои психологические и физические особенности. Содержание педагогической деятельности воспитателя должно соответствовать образовательным потребностям воспитанников.
Список использованной литературы:
1.Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] –: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр "Академия", 2010. – 200 с.
2. Дельфин, Е.В. Развитие речи [Текст] / Е.В. Дельфин // Альманах лучших научных работ студентов-членов студенческих учебно-исследовательских групп. Выпуск 2. – М.: МОСУ, 2011. – с.18-24.
3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии. [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ По дополнительной квалификации «Воспитатель дошкольного учреждения для детей с недостатками речевого развития»
Формирование у студентов профессиональных умений и навыков целеполагания, планирования, организации, проведения и анализа осуществленной деятельности в соответствии с должностными обязанностями воспит...
Статья Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда ...
Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе познавательно-речевого развития воспитанников ДОУ
Цели программы комплексного сопровождения развития ребенка в детском саду:1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями2. Формиро...
статья "Психолого-педагогическая характеристика исследуемых детей с общим недоразвитием речи."
В статья дается характеристика исследуемых детей с ОНР (экспериментальная группа), сравнение детей с ОНР и детей без речевых проблем (контрольная группа)...
Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"
Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка, имеющего затруднения в речевом развитии.
Индивидуальный образовательный маршрут ...
Статья "Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ"
Статья содержит формы работы с одаренными детьми в ДОУ, особое внимание уделено арт-терапии, сказкотерапии....