Статья "Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ"
статья

Корабельникова Нелли

Статья содержит формы работы с одаренными детьми в ДОУ, особое внимание уделено арт-терапии, сказкотерапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545)  5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru

«Психолого-педагогическая

поддержка одаренных детей в ДОУ»

 

Подготовил:

воспитатель:

Н.А.Корабельникова

Мичуринск – Наукоград, 2020

Интеллектуальный потенциал и творчество становятся необходимыми личностными качествами, позволяющими человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Развитие интеллектуального потенциала в детской одаренности требует системного подходит может успешно реализовываться во всех ступенях образования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности.

Первой ступенью такой системы является дошкольный возраст, где возможны следующие этапы работы:

  • подготовительный этап, цель которого – расширение знаний детей об окружающем мире, формирование у них исследовательских умений: наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
  • алгоритмический этап, цель которого – развитие у детей практических навыков и умений формулировать конечный результат, выделять и разрешать противоречия на элементарном уровне;
  • творческий этап с выходом на генерирование идей, цель которого  развитие у детей гибкости, подвижности, оригинальности, системности мышления.

Каждый педагог, который работает с детьми с признаками одаренности, должен хорошо разбираться в кризисах детской одаренности, чтобы осуществлять грамотную психологическую и педагогическую поддержку или хотя бы не допускать ошибок в педагогическом процессе.

Существует три мифа о детской одаренности:

  • Одаренность всегда проявляет себя в творческом продукте;
  • Одаренность нужно развивать;
  • Современное школьное образование знает, как работать с одаренными детьми.

Многие автора отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности. Феномен «затухания», «исчезновения» одаренности давно интересуют психологов и педагогов. Что делать, чтобы детская одаренность не исчезла?

Арт-терапевтические упражнения в работе с одаренными детьми

Арт-терапия как метод направлен на гармонизацию составления и ценен прежде всего процессом создания изобразительного образа. Одаренным детям иногда бывает трудно описать словами свое состояние. Приемы арт-терапии позволяют это сделать. При создании какого-то образа возникает желание понять, что означает созданный образ, какую неосознаваемую информацию он несет. Арт-терапевтические упражнения очень трудно разделить на исследовательские и формирующие: как правило, одно следует за другим. После анализа рисунка или коллажа возникает желание что-то доделать, дорисовать, исправить. И техника это позволяет. Во время арт-терапии у ребенка есть возможность со стороны посмотреть, что происходит, и изменить то, что волновало, беспокоило. Арт-терапевтические упражнения можно проводить как индивидуально, так и с группой сверстников, как со всеми детьми, так и с одаренными.

Основные этапы организации и проведения арт-терапевтических упражнений

  1. Подготовка к проведению упражнения. Эта работа требует достаточно места и должна проводиться только в хороших условиях. Особое внимание должно уделяться качеству материалов, которые должны быть в достаточном количестве.
  2. Упражнения являются эвристическими по своей сущности, то есть ребенок должен сделать выводы сам, но подводит его к этому педагог. Интерпретация начинается с чувств: «Нравится ли тебе, что ты сделал? Какие чувства были во время работы? Что хотелось бы переделать и почему?»
  3. Когда дети работают, педагог наблюдает. Возможно педагог встретиться с сопротивлением: «Я не умею рисовать». Педагог должен пояснить, что особых умений не требуется, необходимы только желание и интерес к процессу. Можно подобрать музыкальное сопровождение упражнения, которое позволит создать определенный настрой.
  4. Продукты арт-терапии – это не просто рисунки и картинки, это работы, наполненные индивидуальным, личностно-значимым смыслом.
  5. Творческая деятельность невозможна в атмосфере оценивания. Многие одаренные люди с детства сохранили негативные воспоминания о том, что творения их рук и фантазии были осуждены и осмеяны. В арт-терапии необходимо полное принятие созданного продукта.

Использование  ролевых упражнений в работе с одаренными детьми

 У одаренных детей иногда возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми, сверстниками. Не всегда ребенок готов говорить и не всегда может говорить о своих чувствах. Педагог может делать выводы о внутреннем мире ребенка, наблюдая за его поведением. Разобраться в мыслях, чувствах одаренного дошкольника помогут ролевые упражнения. Тематику для ролевых игр педагог может подбирать в зависимости от проблем, которые возникают у дареных детей. Примерная тематика игр для старших дошкольников выглядит следующим образом: «Давай дружить», «Необитаемый остров, «Инопланетяне», «Во дворе», «Я – особенный», «Я – сказочный герой».

 При подборе или моделировании ролевого упражнения  желательно, чтобы исследуемое поведение проявлялось как в знакомой обстановке. Другими словами сюжет должен быть незнаком по жизни. Это снимает контроль сознания, и участники начнут действовать спонтанно – так, как они действуют в жизни, а не так, «как надо». Тут же выясняются сильные и слабые стороны каждой коммуникации: кто-то много и быстро говорит, кто-то скромен, кто-то замкнут. Иногда во время ролевых упражнений рождаются инсайты – внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы).

Упражнение на ролевое поведение – возможность потренироваться делать что-то по-новому. Если это новее понравится и подойдет для жизни – ребенок это присваивает, если нет – не берет.

Рекомендации по проведению ролевых упражнений

  1. Отсутствие жесткой инструкции.
  2. Наличие ролей (ребенок показывает не себя, а роль, значит можно не думать, как тебя оценят, правильно ли ты поступаешь).
  3. Время игры не регламентировано (ход, развитие игры зависит от способностей и возможностей участников)
  4.  Необходимо провести обсуждение игры, поскольку без обсуждения упражнение становится только интересной игрой.  

Использование приемов сказкотерапии

 в социализации одаренных детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время проведено достаточно большое количество социологических и психологических исследований, касающихся закономерностей в условиях развитии детской одаренности. Особе место в них отводится поиску эффективных способов социальной адаптации одаренных детей. Вместе с тем проблема в социализации одаренных детей в образовательных учреждениях по-прежнему стоит достаточно остро.

Педагоги, как правило, считают, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы, чтобы управлять собой. На самом деле потребность детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и осознании собственной значимости очень велика и часто не удовлетворяется. В силу природной любознательности  и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми более старшего возраста. Из-за этого им трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок часто оказывается в изоляции, уходят в себя. Родители и педагоги отмечают тревожность, агрессивность, обидчивость, что становится большой проблемой.

Исходя из этого, система педагогического сопровождения одаренных детей включает в себя два взаимосвязанных элемента: развитие эмоционально-волевой сферы, развитие самосознания и созидательной системы ценности. Помочь ребенку обрести нормальное самовосприятие и изменить ту или иную модель нежелательного поведения помогают занятия с использованием методов сказкотерапии. Важно сформировать у него своеобразный психологический «иммунный барьер» - способность противостоять негативным для развития личности влияниям. Это важно не только для одаренных детей, поскольку одним из основных ресурсов успешной социальной адаптации является сформированный «нравственный иммунитет», который проявляется в созидательных способностях, знаниях, силе воле и других важных качествах личности.

Главной особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с ребенком на ценностном уровне. На занятиях, в основе которых лежит сказкотерапия, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. В работе с одаренными детьми это особенно актуально, так с одной стороны, для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы в гораздо большей степени, чем для обычного ребенка, а с другой – они так же, как и другие дети, любят сказки. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствование взаимоотношений с окружающим миром. Целью и задачей занятий в системе сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы, доступные дошкольникам из-за своей простоты и интереса детей к самой сказке

Может возникнуть мысль: а не уводит ли ребенка работа со сказкой от реальности? Действительно, на некоторое время уводит. Но ровно настолько, насколько нужно оторваться от стереотипов восприятия жизни и чтобы в игровой форме найти наиболее правильное и эффективное решение проблемы.

Сказкотерапия на занятиях поможет детям познакомиться с чувствами и эмоциями разнообразной модальности, научит понимать их проявления у себя и окружающих людей, конструктивно управлять эмоционально-волевой сферой. Придумывая новые образы, работая со сказочными метафорами и персонажами, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Образ может быть описан разными способами, но главное, что любое его произведение по сути своей является творчеством. Поскольку одной из важных целей этих занятий является преобразование отрицательных образов в положительные, а также адекватное выражение отрицательных эмоций, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие.Справляясь со своими страхами, тревогами, злостью, нерешительностью, дети становятся более уверенными и адаптивными, а главное – радостными.

Анализ сказок, их сочинение, рассказывание, рисование, инсценирование – все это является организующим и воздействующим психолого-педагогическим ресурсом в работе с одаренными детьми.

Использование приемов сказкотерапии позволяет достичь повышения уровня осознанности действий, способствует приобретению знаний о законах жизни способах, способствует приобретению знаний о законах жизни способах социального проявления созидательной творческой силы. Занятия, происходящие в ненавязчивой игровой форме, помогают корректировать деструктивные аспекты поведения детей, снизить уровень их тревожности, агрессивности, наладить взаимоотношения с окружающими людьми. Но самое главное – они создают условия  для глубокого переживания базовых жизненных ценностей и умения в соответствии с ними строить свою жизнь, взаимоотношения, программу социальной самореализации.

Основные правила составления сказок

  1. Сказка состоит из начала, кульминации и развязки.
  2. В сказке выбирается главный герой. Лучше, если ребенок сам решит, кто будет главным героем.
  3. В поведение главного героя вводится то поведение ребенка, которое мы хотим изменить, улучшить.
  4. После этого ребенку задается вопрос: почему он так делает и к чему приводит такое поведение? (Ребенок рассказывает сам).
  5. Задача взрослого – расширить возможности ребенка (сказочного персонажа). Взрослый обращается к ребенку и говори: «ты знаешь, мне… (зайчишка) нравится, и я хочу ему помочь. А тебе? (Дети, как правило, тоже говорят, что им нравится герой). Давай подумаем, что может сделать по-другому, чтобы и ему, и другим было хорошо.
  6. Взрослым не стоит торопиться и все говорить за ребенком. Пусть ребенок сначала подумает и скажет, что он думает, и только потом может подключиться взрослый.
  7. При составлении сказки можно использовать приемы арт-терапии, нарисовать сказку, можно использовать игрушки.
  8. Сказки можно составлять и рассказывать с одним ребенком или  подгруппой детей.

Таким образом, педагогу необходимо во всех сферах деятельности всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекетова, З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы / З.Н. Бекетова //Завуч. – 2004. – № 7. – С. 83-87.

2. Копытов, А.Д. Размышления о педагогике одарённости / А.Д. Копытов // Одарённый ребёнок. –2008. – № 1. – С. 23-35.

3. Маистровая, З.Г. Факторы риска нарушения психического здоровья одарённых детей: размышления психолога о родителях и для родителей / З.Г. Маистровая // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 2. – С. 114-117.

4. Овсянникова, Е.А. Одарённые дети (из опыта работы) / Е.А. Овсянникова // Завуч. – 2004. – № 7. –С. 153-154.

5. Панютина, Н.И. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2008. – 204 с.

6. Петрова, Л.И. Детская психология. Адаптация ребёнка в современном мире / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д :Феникс, 2007. – 335 с.

7. Тоболкина, И.Н. Значение разработок комплексных целевых программ по развитию одаренности детей для реализации концептуальных положений Федеральной целевой программы «Одарённые дети» /

И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова // Одарённый ребёнок. –2008. –№ 2.– С.6-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и поддержка одаренных детей через народную куклу

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольк...

Руководство секцией музыкальных руководителей ДОУ в составе ресурсного методического центра «Выявление и поддержка одаренных детей»

Педагогический музыкальный опыт в широком смысле - это такое мастерство музыкальных руководителей, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании дошкольников, в развитии конкретног...

протокол №3 РМЦ "Выявление и поддержка одаренных детей"

Использование интегративного подхода в процессе художественно-эстетического развития младших дошкольников...

Доклад на тему: "Выявление и поддержка одаренных детей в ДОУ"

Материал является методической копилкой для воспитателей ДОУ....

Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях

Методический материал  для руководителей и старших воспитателей: «Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях»...

Поддержка одаренных детей

Поддержка одаренных детей...