Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
проект (подготовительная группа)

Алексеева Елена Геннадьевна

Проект "Этикет с малых лет" разработан с целью  формирования у детей культуры личности, соблюдения правил и норм этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Этикет с малых лет"31.9 КБ

Предварительный просмотр:

СЕТКА ПРОЕКТА, РЕАЛИЗУЕМОГО СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ

Тема проекта:

 «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Группа – подготовительная.

Ситуация возникновения проекта (завязка проекта): Воспитатели обратили внимание, что дети группы небрежно относятся к культуре поведения за столом, не соблюдают элементарных норм этикета, слово «Этикет» для них не знакомо.

Срок реализации проекта – 1 неделя.

Цель проекта: формирование у детей культуры поведения за столом.

Задачи проекта:

1. Создавать условия для развития элементарной этики, нравственной культуры и эстетических чувств;

2.  Формировать культуру личности: умение применять правила поведения за столом, свободно пользоваться элементарными навыками столового этикета;

3. Воспитывать потребность в культурном поведении, соблюдении правил и норм этикета.

Продукты проекта:

  •  Альбом «Правила сервировки стола», который содержит фотографии и схемы сервировки.
  •  Кодекс правил поведения за столом
  • «Дневник успеха» у каждого ребёнка, в котором в течение проекта отражалась динамика улучшения поведения за столом, правильного пользования столовыми приборами.

Итоговое событие: Викторина «Что? Где? Когда?» на тему «Этикет за столом». Цель викторины –  уточнение и закрепление знаний детей о понятиях «этикет», «сервировка стола», «правил поведения за столом», «столовые принадлежности, их назначение и применение».

Общий круг - модель «Трёх вопросов»

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как узнаем?

Некоторые правила поведения за столом:

- Нельзя кушать пищу руками, надо пользоваться ложкой и вилкой

- Надо тщательно пережевывать пищу

- Не разговаривать во время еды

- Использовать салфетку после еды

- вести себя за столом спокойно

- После еды говорить: «Спасибо»

Во время еды мы пользуемся столовыми приборами.

 На стол перед раскладыванием пищи ставят посуду.

 Посуда бывает разная.

- правила поведения за столом (вспомнить и узнать новые)

- Научиться правильно пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)

- Какие бывают салфетки и для чего они нужны?

- Как красиво складывать салфетки?

- Для чего нужна та или иная посуда?

- Как красиво и правильно сервировать стол для завтрака, обеда и ужина?

- Как украсить праздничный стол?

- Какие блюда подаются на завтрак, обед и ужин?

- Спросим у родителей, воспитателей

- Подумаем, вспомним

- Найдем информацию в интернете

- сходим на экскурсию на кухню и спросим у поваров;

- пригласим «Волшебника Этикета»

Планирование образовательной деятельности через проектную деятельность

Тема проекта: «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Дата: 1 день

Виды детской деятельности

Детское планирование по центрам

«Мои дела на день»

(форма: общий круг)

Создание условий через организацию предметно – пространственной развивающей среды по центрам активности

Совместные формы образовательной деятельности взрослого с детьми

Итоги дня

Коммуникативная, познавательная

Пригласим волшебника Этикета и зададим ему интересующие нас вопросы.

Обсудим с волшебником Этикетом, какие правила поведения за столом надо соблюдать.

Костюм волшебника

Видеофильм «Хорошие манеры»

Гость группы «Волшебник этикет»

Цель: В игровой форме познакомить с элементарными правилами этикета.

- Беседа волшебника с детьми о правилах поведения за столом с последующим просмотром фильма «Хорошие манеры».

- Обсуждение фильма.

- Решение проблемных ситуаций «Если ты пролил суп? Уронил ложку на пол?»

Тематическое упражнение:

«За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа».

Цель: закрепление полученных знаний на практике в течении дня.

Игровая

Откроем «Детское кафе волшебника Этикета», составим меню, пригласим друзей.

Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Кафе» (стаканчики, трубочки, тарелки, салфетки, продукты питания)

СРИ «Детское кафе волшебника Этикета»

Цель: Закрепить полученные знания о хороших манерах и этикете

- Открываем детское кафе. Составляем меню, подготавливаем всё необходимое, приглашаем посетителей.

Продуктивная

Вместе с волшебником Этикетом обсудим создание плаката «Наши правила этикета за столом» и нарисуем его.

Создадим «Дневник успеха» и будем каждый день узнавать новые правила и отмечать достижения в их выполнении. Для каждого правила придумаем схематичное изображение.

Альбомы, цветные карандаши, мелки, фломастеры, ватман…

Листы бумаги, линейки, карандаши.

Придумывание и изготовление с детьми плаката: «Наши правила этикета за столом».

Цель: закрепление правил поведения детей за столом.

Создание «Дневника успеха»

Цель: отметки достижений в реализации правил этикета

Примечание

(запросы, новые идеи детей в ходе проекта)

Дети заинтересовались, а входит ли в правила этикета мытьё рук, соблюдение чистоты и порядка в одежде.

Тема проекта: «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Дата: 2 день

Виды детской деятельности

Детское планирование по центрам

«Мои дела на день»

(форма: общий круг)

Создание условий через организацию предметно – пространственной развивающей среды по центрам активности

Совместные формы образовательной деятельности взрослого с детьми

Итоги дня

Коммуникативная, познавательная

Вспомним и обсудим, как и почему нужно мыть руки перед едой.

Пригласим малышей и покажем, как правильно мыть руки.

Нарисуем картинки –схемы последовательности в умывании и подарим их малышам.

Мы хотим посмотреть мультфильм про грязнуль.

Зеркала, жидкое мыло.

Бумага, цветные карандаши, фломастеры, подставки для картинок.

Диафильм «Хрюк на ёлке»

Обсуждение алгоритма о том, как правильно мыть руки.

Опытно – исследовательская деятельность «Как быстро смывается грязь с рук»

Цель: улучшить качество мытья рук

Рисование алгоритма умывания.

Просмотр диафильма «Хрюк на ёлке» с последующей беседой о поведении героя.

Цель: закрепить знания о необходимости соблюдения личной гигиены.

Коммуникативная

Мы хотим выучить стихотворение про этикет…

Поделимся с другими детьми воспоминаниями «Как мы ходили в кафе», «Как мы обедаем дома».

Мнемо- таблица по стихотворению «Что такое быть опрятным?»

НОД «Развитие речи»- разучивание стихотворения «Что такое быть опрятным?», используя мнемо – таблицу.

Цель: закрепление знаний об этикете

Тематическое упражнение:

 «Как правильно складывать бумажную салфетку во время ее использования»

Цель: закрепление полученных знаний на практике.

- Составление рассказов из личного опыта на тему «Когда мы пришли в кафе…», «Как мы обедаем дома», «Помогаем накрывать на стол»;

Цель: закрепление знаний об этикете в свободной деятельности

Двигательная

В какую игру мы можем поиграть на улице?

Игры: «Съедобное –несъедобное», «Да, нет».

Цель: закрепление знаний в двигательной активности

Игровая

А у нас есть настольная игра о правилах поведения!

Поиграем в театр. Придумаем сценку о хороших манерах и покажем малышам кукольный спектакль.

- Настольно-печатная игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Герои кукольного театра, ширма.

Подгрупповая работа: н/п игры по теме.

Цель: получение новых знаний об этикете и закрепление полученных.

Режиссёрская игра:

Выбор кукловодов, составление диалогов, показ сценки.

Продуктивная

Научимся складывать салфетки разными способами и приготовим салфетки для сервировки стола.

Салфетки, карточки «Алгоритм складывания салфетки» (несколько образцов).

Бумага, картон, фломастеры, степлер, ножницы….

НОД «Конструирование»

Оригами «Сложи красиво салфетку»

Цель: воспитание эстетических чувств.

Примечание

(запросы, новые идеи детей в ходе проекта)

Дети вынесли решение, что этикет – это не только хорошие правила поведения за столом, но и красивое оформление стола, красивая посуда. Стало интересно узнать, откуда появилась посуда, какую ставят посуду на стол и для чего она нужна.

Тема проекта: «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Дата: 3 день

Виды детской деятельности

Детское планирование по центрам

«Мои дела на день»

(форма: общий круг)

Создание условий через организацию предметно – пространственной развивающей среды по центрам активности

Совместные формы образовательной деятельности взрослого с детьми

Итоги дня

Коммуникативная, познавательная

Узнаем, как появилась посуда и какая она бывает. 

Создадим мини – музей деревянной посуды., расскажем о принесённых из дома предметах деревянной посуды детям.

Какой посудой пользуются в других городах нашей страны?

Презентация «История появления посуды и столовых приборов»

Пополнение мини – музея деревянной посудой.

Картинки с изображениями посуды народного промысла России.

Показ презентации «История появления посуды и столовых приборов».

Цель:

- Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком,

- Активизировать познавательную деятельность детей.

Создание мини - музея деревянной посуды.

Цель:

 - Дать представления о посуде, изготовленной из дерева.

- Познакомить детей со свойствами, особенностями.  возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей.

Рассматривание предметов посуды в стиле народных промыслов России: Гжель, Хохлома, Тульский самовар и составление описательных рассказов;

Просмотр презентаций о народных промыслах.

Коммуникативная

Придумаем загадки о посуде и столовых предметах, загадаем их детям в другой группе, поиграем в игру «Волшебный поясок».

Прочитаем сказку К. Чуковского «Федорино горе» и обсудим, какая беда случилась с Федорой и как можно ей помочь.

Картинки посуды и столовых приборов.

Сказка К. Чуковского «Федорино горе».

Беседа с показом презентации «Какая бывает посуда?».

ЧХЛ: сказка К. Чуковского «Федорино горе», беседа по прочитанному.

- Речевые игры «Один – много», «Что за чем», «Что лишнее и почему», «Четвертый лишний», «Кузовок» - предметы посуды.

Тематическое упражнение:

•        «Съедим кусочек хлеба».

•        «Моя помощница- салфетка».

Цель: закрепление полученных знаний на практике в течении дня.

Двигательная

Поиграем в говорящую(живую) посуду.

Мини – сценка «Говорящая посуда».

Подвижные игры «Море волнуется» (на тему «Посуда»), «Займи своё место».

Игровая

Устроим день рождение, накроем столы, приготовим угощение, пригласим друзей.

Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «День рождения друзей» (разные виды скатертей, чайная посуда, муляжи фруктов, пирожных, торта)

Сюжетно – ролевая игра «День рождение».

Создание проблемной ситуации: мы получили приглашение на день рождение.

Цель: воплощение полученных знаний в жизнь.

Продуктивная

Сделаем или нарисуем посуду и предметы сервировки стола для бабушки Федоры.

Альбомы, краски, карандаши, иллюстрации к сказке «Федорино горе».

Бросовый материал: картонные рулончики, цветная бумага, клей, ножницы, разные схемы изготовления салфетницы.

НОД (работа по центрам): рисование и аппликация.

Проблемная ситуация: поможем Федоре приобрести посуду и накрыть нарядно и красиво столы. Рисование посуды и

конструирование из бумаги:

«Салфетницы на стол своими руками» из бросового материала.

Цель: развитие творческих способностей, посредством продуктивной деятельности

Примечание

(запросы, новые идеи детей в ходе проекта)

У детей появилась необходимость узнать, как красиво сервировать стол, как правильно расставлять посуду для обеда, ужина, для приёма гостей. Существуют ли правила сервировки? Решили узнать у родителей и потренироваться дома.

Тема проекта: «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Дата: 4 день

Виды детской деятельности

Детское планирование по центрам

«Мои дела на день»

(форма: общий круг)

Создание условий через организацию предметно – пространственной развивающей среды по центрам активности

Совместные формы образовательной деятельности взрослого с детьми

Итоги дня

Коммуникативная, познавательная

Покажем ребятам, как мы дома накрываем на стол (коллажи, презентации, рассказы).

Коллажи или видеоролики, подготовленные дома, интерактивная доска, компьютер.

Рассказы детей с использованием коллажей, подготовленных дома с родителями «Как я дома помогаю накрывать на стол».

Цель: закрепить, полученные знания на практике в домашних условиях.

Коммуникативная

А мы вспомнили сказку «Три медведя» и придумали продолжение этой сказки.

Разыграем диалог за обеденным столом от лица «Трех медведей». 

Сказка «Три медведя».

Театрализованная деятельность (разыгрывание диалогов от лица трёх медведей)

Цель: развитие речи, эмоциональное окрашивания речи при произнесении диалогов, развитие выразительности мимики, жестов.

Тематическое упражнение:

 «Сервировка стола».

Цель: закрепление полученных знаний на практике в течении дня.

Двигательная

Посоревнуемся с тремя медведями.

Маски медведей

Игра – эстафета: «В гостях у трёх медведей»

Цель: развитие двигательной активности.

Игровая

Устроим конкурс «Лучшая сервировка стола».

Пригласим родителей для участия в конкурсе.

Необходимая посуда и предметы для сервировки.

Выбор жюри, проведение конкурса, выбор лучших участников, награждение.

Продуктивная

Нарисуем странички к рукотворной книге по сказке «Три медведя» - по придуманному продолжению.

Слепим чайный сервиз для кукол и устроим для кукол праздничное чаепитие.

Альбомы, краски, карандаши, иллюстрации к сказке «Три медведя».

Куклы, игрушки, кукольная мебель. Пластилин, стеки.

Презентация «Чайный сервиз»

НОД: Рисование + лепка.  Помощь в составлении продолжения к сказке «Три медведя».

Оформление страниц рукотворной книги средствами изобразительной деятельности по теме «Иллюстрация к продолжению сказки «Три медведя»

Лепка «Чайный сервиз» (предложить детям придумать различные способы лепки сервиза)

Цель: закрепление навыков самостоятельной лепки предметов посуды, соблюдая пропорции и используя разные приемы лепки.

Примечание

(запросы, новые идеи детей в ходе проекта)

У детей появилось желание дома помогать маме в сервировке стола для обеда, во время подготовки к празднику.

Дети захотели украсить стол не только красивой посудой, но и научиться сделать какое – то необычное блюдо, которое тоже будет украшением стола.

Тема проекта: «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Дата: 5 день

Виды детской деятельности

Детское планирование по центрам

«Мои дела на день»

(форма: общий круг)

Создание условий через организацию предметно – пространственной развивающей среды по центрам активности

Совместные формы образовательной деятельности взрослого с детьми

Итоги дня

Коммуникативная, познавательная

Сходим на кухню и узнаем у поваров, как и из каких продуктов готовят блюда на завтрак, обед и ужин.

Сделаем нашу кашу ещё вкуснее, добавим в неё что-то вкусное и сладкое.

Воспитатель знает весёлые поговорки про кашу, послушаем и запомним их.

Сухофрукты, ягоды  и джемы для добавления в кашу.

Экскурсия на кухню детского сада, беседа о приготовлении разных блюд.

Цель:

 Создать условия для ознакомления детей с кухней в детском саду, с кухонной утварью, с приготовлением разных блюд в меню детского сада.

Творческая игра «Сделай свой завтрак вкуснее».

Тематические упражнения:

  • «Вкусный суп придает нам силы»
  • «Все за стол»

Цель: закрепление полученных знаний на практике в течении дня.

Двигательная

Поиграем в знакомые  игры.

Подвижные игры «Море волнуется» (на тему «Посуда»), «Займи своё место».

Коммуникативная, познавательная

Мы теперь всё знаем про этикет!

Презентация для викторины «Что? Где? Когда?», необходимые атрибуты для игры, игровое поле, «Чёрный ящик».

Викторина: «Что? Где? Когда?» на тему «Этикет за столом».

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о понятиях «этикет», «сервировка стола», «правила поведения за столом», «столовые принадлежности, их назначение и применение».

Игровая

Поиграем в настольные игры:

картинки-путаницы «Что неправильно?», «Накрой на стол».

Настольно-печатные игры: «Что неправильно?», «Накрой на стол».

Подгрупповая работа: н/п игры по теме.

Цель: получение новых знаний об этикете и закрепление полученных.

Продуктивная

Пригласим родителей и вместе с ними приготовим необычные фантазийные блюда, которые украсят стол на праздник.

Необходимые продукты для кулинарного дизайна.

Презентация «Кулинарный дизайн».

Мастер – класс с родителями «Кулинарный дизайн»

Цель:

- Развитие у детей навыков лепки из пластичных материалов, таких как песочное тесто, лепки мелких элементов.

- развитие воображения и фантазии при создании композиции,

- развитие начальных кулинарных навыков.

Сотрудничество с родителями

- Привлечение к изготовлению фотоколлажа «Я накрываю на стол»

- организации на группе Мини - музея «Деревянная посуда»

- Съёмка родителями в семье видеоролика: "Как я помогаю родителям сервировать стол к обеду....

- Консультации для родителей: «Правила поведения за столом», «Волшебные превращения на кухне»

- Мастер – класс с родителями «Кулинарный дизайн»

Сотрудничество с социумом

Экскурсия на кухню детского сада, беседа с поварами о приготовлении различных блюд к завтраку, обеду и ужину.

Рефлексия

Что нового узнали?

Закрепили правила поведения за столом и узнали новые:

- как кушать хлеб

- как пользоваться разными салфетками

- как   правильно пользоваться вилкой и ножом.

Узнали об истории возникновения посуды.

Узнали о дизайне разных блюд.

Наши успехи

Мы научились правильно сервировать стол к обеду, завтраку, ужину.

Мы научились правильно пользоваться ложкой и вилкой, познакомились с ножом.

Мы научились складывать салфетки разными способами.

Мы узнали, как можно приготовить красивое блюдо на стол и попробовали это сделать.

Что еще хотим узнать?

- Хотим узнать, какие блюда входят в завтрак, обед и ужин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему:                                     ...

Организованная образовательная деятельность по привитию детям старшего возраста навыков столового этикета

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4257288","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4257289","at...

Проект для родителей с детьми по столовому этикету: «Чаепитие»

Совместное творчество родителей и детей:  ПОДЕЛКИ- Тема: «Посуда» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Ф...

Проект на тему: «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»

Результаты нашей экспериментальной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольных учреждений. Также они могут ...

Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Проект  «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)...

План к проекту «Столовый этикет с малых лет» средняя группа «Солнышко»

План к проекту «Столовый этикет с малых лет»средняя группа  «Солнышко»...

Методические рекомендации для воспитателей и младших воспитателей «Столовый этикет – с малых лет»

Как вести себя за столомКультура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни.  Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на ...