Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
проект (подготовительная группа)
Проект "Этикет с малых лет" разработан с целью формирования у детей культуры личности, соблюдения правил и норм этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Этикет с малых лет" | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕТКА ПРОЕКТА, РЕАЛИЗУЕМОГО СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ
Тема проекта:
«Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
Группа – подготовительная.
Ситуация возникновения проекта (завязка проекта): Воспитатели обратили внимание, что дети группы небрежно относятся к культуре поведения за столом, не соблюдают элементарных норм этикета, слово «Этикет» для них не знакомо.
Срок реализации проекта – 1 неделя.
Цель проекта: формирование у детей культуры поведения за столом.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для развития элементарной этики, нравственной культуры и эстетических чувств;
2. Формировать культуру личности: умение применять правила поведения за столом, свободно пользоваться элементарными навыками столового этикета;
3. Воспитывать потребность в культурном поведении, соблюдении правил и норм этикета.
Продукты проекта:
- Альбом «Правила сервировки стола», который содержит фотографии и схемы сервировки.
- Кодекс правил поведения за столом
- «Дневник успеха» у каждого ребёнка, в котором в течение проекта отражалась динамика улучшения поведения за столом, правильного пользования столовыми приборами.
Итоговое событие: Викторина «Что? Где? Когда?» на тему «Этикет за столом». Цель викторины – уточнение и закрепление знаний детей о понятиях «этикет», «сервировка стола», «правил поведения за столом», «столовые принадлежности, их назначение и применение».
Общий круг - модель «Трёх вопросов»
Что знаем? | Что хотим узнать? | Как узнаем? |
Некоторые правила поведения за столом: - Нельзя кушать пищу руками, надо пользоваться ложкой и вилкой - Надо тщательно пережевывать пищу - Не разговаривать во время еды - Использовать салфетку после еды - вести себя за столом спокойно - После еды говорить: «Спасибо» Во время еды мы пользуемся столовыми приборами. На стол перед раскладыванием пищи ставят посуду. Посуда бывает разная. | - правила поведения за столом (вспомнить и узнать новые) - Научиться правильно пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка) - Какие бывают салфетки и для чего они нужны? - Как красиво складывать салфетки? - Для чего нужна та или иная посуда? - Как красиво и правильно сервировать стол для завтрака, обеда и ужина? - Как украсить праздничный стол? - Какие блюда подаются на завтрак, обед и ужин? | - Спросим у родителей, воспитателей - Подумаем, вспомним - Найдем информацию в интернете - сходим на экскурсию на кухню и спросим у поваров; - пригласим «Волшебника Этикета» |
Планирование образовательной деятельности через проектную деятельность
Тема проекта: «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
Дата: 1 день
Виды детской деятельности | Детское планирование по центрам «Мои дела на день» (форма: общий круг) | Создание условий через организацию предметно – пространственной развивающей среды по центрам активности | Совместные формы образовательной деятельности взрослого с детьми | Итоги дня |
Коммуникативная, познавательная | Пригласим волшебника Этикета и зададим ему интересующие нас вопросы. Обсудим с волшебником Этикетом, какие правила поведения за столом надо соблюдать. | Костюм волшебника Видеофильм «Хорошие манеры» | Гость группы «Волшебник этикет» Цель: В игровой форме познакомить с элементарными правилами этикета. - Беседа волшебника с детьми о правилах поведения за столом с последующим просмотром фильма «Хорошие манеры». - Обсуждение фильма. - Решение проблемных ситуаций «Если ты пролил суп? Уронил ложку на пол?» Тематическое упражнение: «За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа». Цель: закрепление полученных знаний на практике в течении дня. | |
Игровая | Откроем «Детское кафе волшебника Этикета», составим меню, пригласим друзей. | Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Кафе» (стаканчики, трубочки, тарелки, салфетки, продукты питания) | СРИ «Детское кафе волшебника Этикета» Цель: Закрепить полученные знания о хороших манерах и этикете - Открываем детское кафе. Составляем меню, подготавливаем всё необходимое, приглашаем посетителей. | |
Продуктивная | Вместе с волшебником Этикетом обсудим создание плаката «Наши правила этикета за столом» и нарисуем его. Создадим «Дневник успеха» и будем каждый день узнавать новые правила и отмечать достижения в их выполнении. Для каждого правила придумаем схематичное изображение. | Альбомы, цветные карандаши, мелки, фломастеры, ватман… Листы бумаги, линейки, карандаши. | Придумывание и изготовление с детьми плаката: «Наши правила этикета за столом». Цель: закрепление правил поведения детей за столом. Создание «Дневника успеха» Цель: отметки достижений в реализации правил этикета | |
Примечание (запросы, новые идеи детей в ходе проекта) | Дети заинтересовались, а входит ли в правила этикета мытьё рук, соблюдение чистоты и порядка в одежде. |
Тема проекта: «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
Дата: 2 день
Виды детской деятельности | Детское планирование по центрам «Мои дела на день» (форма: общий круг) | Создание условий через организацию предметно – пространственной развивающей среды по центрам активности | Совместные формы образовательной деятельности взрослого с детьми | Итоги дня |
Коммуникативная, познавательная | Вспомним и обсудим, как и почему нужно мыть руки перед едой. Пригласим малышей и покажем, как правильно мыть руки. Нарисуем картинки –схемы последовательности в умывании и подарим их малышам. Мы хотим посмотреть мультфильм про грязнуль. | Зеркала, жидкое мыло. Бумага, цветные карандаши, фломастеры, подставки для картинок. Диафильм «Хрюк на ёлке» | Обсуждение алгоритма о том, как правильно мыть руки. Опытно – исследовательская деятельность «Как быстро смывается грязь с рук» Цель: улучшить качество мытья рук Рисование алгоритма умывания. Просмотр диафильма «Хрюк на ёлке» с последующей беседой о поведении героя. Цель: закрепить знания о необходимости соблюдения личной гигиены. | |
Коммуникативная | Мы хотим выучить стихотворение про этикет… Поделимся с другими детьми воспоминаниями «Как мы ходили в кафе», «Как мы обедаем дома». | Мнемо- таблица по стихотворению «Что такое быть опрятным?» | НОД «Развитие речи»- разучивание стихотворения «Что такое быть опрятным?», используя мнемо – таблицу. Цель: закрепление знаний об этикете Тематическое упражнение: «Как правильно складывать бумажную салфетку во время ее использования» Цель: закрепление полученных знаний на практике. - Составление рассказов из личного опыта на тему «Когда мы пришли в кафе…», «Как мы обедаем дома», «Помогаем накрывать на стол»; Цель: закрепление знаний об этикете в свободной деятельности | |
Двигательная | В какую игру мы можем поиграть на улице? | Игры: «Съедобное –несъедобное», «Да, нет». Цель: закрепление знаний в двигательной активности | ||
Игровая | А у нас есть настольная игра о правилах поведения! Поиграем в театр. Придумаем сценку о хороших манерах и покажем малышам кукольный спектакль. | - Настольно-печатная игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Герои кукольного театра, ширма. | Подгрупповая работа: н/п игры по теме. Цель: получение новых знаний об этикете и закрепление полученных. Режиссёрская игра: Выбор кукловодов, составление диалогов, показ сценки. | |
Продуктивная | Научимся складывать салфетки разными способами и приготовим салфетки для сервировки стола. | Салфетки, карточки «Алгоритм складывания салфетки» (несколько образцов). Бумага, картон, фломастеры, степлер, ножницы…. | НОД «Конструирование» Оригами «Сложи красиво салфетку» Цель: воспитание эстетических чувств. | |
Примечание (запросы, новые идеи детей в ходе проекта) | Дети вынесли решение, что этикет – это не только хорошие правила поведения за столом, но и красивое оформление стола, красивая посуда. Стало интересно узнать, откуда появилась посуда, какую ставят посуду на стол и для чего она нужна. |
Тема проекта: «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
Дата: 3 день
Виды детской деятельности | Детское планирование по центрам «Мои дела на день» (форма: общий круг) | Создание условий через организацию предметно – пространственной развивающей среды по центрам активности | Совместные формы образовательной деятельности взрослого с детьми | Итоги дня |
Коммуникативная, познавательная | Узнаем, как появилась посуда и какая она бывает. Создадим мини – музей деревянной посуды., расскажем о принесённых из дома предметах деревянной посуды детям. Какой посудой пользуются в других городах нашей страны? | Презентация «История появления посуды и столовых приборов» Пополнение мини – музея деревянной посудой. Картинки с изображениями посуды народного промысла России. | Показ презентации «История появления посуды и столовых приборов». Цель: - Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком, - Активизировать познавательную деятельность детей. Создание мини - музея деревянной посуды. Цель: - Дать представления о посуде, изготовленной из дерева. - Познакомить детей со свойствами, особенностями. возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей. Рассматривание предметов посуды в стиле народных промыслов России: Гжель, Хохлома, Тульский самовар и составление описательных рассказов; Просмотр презентаций о народных промыслах. | |
Коммуникативная | Придумаем загадки о посуде и столовых предметах, загадаем их детям в другой группе, поиграем в игру «Волшебный поясок». Прочитаем сказку К. Чуковского «Федорино горе» и обсудим, какая беда случилась с Федорой и как можно ей помочь. | Картинки посуды и столовых приборов. Сказка К. Чуковского «Федорино горе». | Беседа с показом презентации «Какая бывает посуда?». ЧХЛ: сказка К. Чуковского «Федорино горе», беседа по прочитанному. - Речевые игры «Один – много», «Что за чем», «Что лишнее и почему», «Четвертый лишний», «Кузовок» - предметы посуды. Тематическое упражнение: • «Съедим кусочек хлеба». • «Моя помощница- салфетка». Цель: закрепление полученных знаний на практике в течении дня. | |
Двигательная | Поиграем в говорящую(живую) посуду. | Мини – сценка «Говорящая посуда». Подвижные игры «Море волнуется» (на тему «Посуда»), «Займи своё место». | ||
Игровая | Устроим день рождение, накроем столы, приготовим угощение, пригласим друзей. | Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «День рождения друзей» (разные виды скатертей, чайная посуда, муляжи фруктов, пирожных, торта) | Сюжетно – ролевая игра «День рождение». Создание проблемной ситуации: мы получили приглашение на день рождение. Цель: воплощение полученных знаний в жизнь. | |
Продуктивная | Сделаем или нарисуем посуду и предметы сервировки стола для бабушки Федоры. | Альбомы, краски, карандаши, иллюстрации к сказке «Федорино горе». Бросовый материал: картонные рулончики, цветная бумага, клей, ножницы, разные схемы изготовления салфетницы. | НОД (работа по центрам): рисование и аппликация. Проблемная ситуация: поможем Федоре приобрести посуду и накрыть нарядно и красиво столы. Рисование посуды и конструирование из бумаги: «Салфетницы на стол своими руками» из бросового материала. Цель: развитие творческих способностей, посредством продуктивной деятельности | |
Примечание (запросы, новые идеи детей в ходе проекта) | У детей появилась необходимость узнать, как красиво сервировать стол, как правильно расставлять посуду для обеда, ужина, для приёма гостей. Существуют ли правила сервировки? Решили узнать у родителей и потренироваться дома. |
Тема проекта: «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
Дата: 4 день
Виды детской деятельности | Детское планирование по центрам «Мои дела на день» (форма: общий круг) | Создание условий через организацию предметно – пространственной развивающей среды по центрам активности | Совместные формы образовательной деятельности взрослого с детьми | Итоги дня |
Коммуникативная, познавательная | Покажем ребятам, как мы дома накрываем на стол (коллажи, презентации, рассказы). | Коллажи или видеоролики, подготовленные дома, интерактивная доска, компьютер. | Рассказы детей с использованием коллажей, подготовленных дома с родителями «Как я дома помогаю накрывать на стол». Цель: закрепить, полученные знания на практике в домашних условиях. | |
Коммуникативная | А мы вспомнили сказку «Три медведя» и придумали продолжение этой сказки. Разыграем диалог за обеденным столом от лица «Трех медведей». | Сказка «Три медведя». | Театрализованная деятельность (разыгрывание диалогов от лица трёх медведей) Цель: развитие речи, эмоциональное окрашивания речи при произнесении диалогов, развитие выразительности мимики, жестов. Тематическое упражнение: «Сервировка стола». Цель: закрепление полученных знаний на практике в течении дня. | |
Двигательная | Посоревнуемся с тремя медведями. | Маски медведей | Игра – эстафета: «В гостях у трёх медведей» Цель: развитие двигательной активности. | |
Игровая | Устроим конкурс «Лучшая сервировка стола». Пригласим родителей для участия в конкурсе. | Необходимая посуда и предметы для сервировки. | Выбор жюри, проведение конкурса, выбор лучших участников, награждение. | |
Продуктивная | Нарисуем странички к рукотворной книге по сказке «Три медведя» - по придуманному продолжению. Слепим чайный сервиз для кукол и устроим для кукол праздничное чаепитие. | Альбомы, краски, карандаши, иллюстрации к сказке «Три медведя». Куклы, игрушки, кукольная мебель. Пластилин, стеки. Презентация «Чайный сервиз» | НОД: Рисование + лепка. Помощь в составлении продолжения к сказке «Три медведя». Оформление страниц рукотворной книги средствами изобразительной деятельности по теме «Иллюстрация к продолжению сказки «Три медведя» Лепка «Чайный сервиз» (предложить детям придумать различные способы лепки сервиза) Цель: закрепление навыков самостоятельной лепки предметов посуды, соблюдая пропорции и используя разные приемы лепки. | |
Примечание (запросы, новые идеи детей в ходе проекта) | У детей появилось желание дома помогать маме в сервировке стола для обеда, во время подготовки к празднику. Дети захотели украсить стол не только красивой посудой, но и научиться сделать какое – то необычное блюдо, которое тоже будет украшением стола. |
Тема проекта: «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
Дата: 5 день
Виды детской деятельности | Детское планирование по центрам «Мои дела на день» (форма: общий круг) | Создание условий через организацию предметно – пространственной развивающей среды по центрам активности | Совместные формы образовательной деятельности взрослого с детьми | Итоги дня |
Коммуникативная, познавательная | Сходим на кухню и узнаем у поваров, как и из каких продуктов готовят блюда на завтрак, обед и ужин. Сделаем нашу кашу ещё вкуснее, добавим в неё что-то вкусное и сладкое. Воспитатель знает весёлые поговорки про кашу, послушаем и запомним их. | Сухофрукты, ягоды и джемы для добавления в кашу. | Экскурсия на кухню детского сада, беседа о приготовлении разных блюд. Цель: Создать условия для ознакомления детей с кухней в детском саду, с кухонной утварью, с приготовлением разных блюд в меню детского сада. Творческая игра «Сделай свой завтрак вкуснее». Тематические упражнения:
Цель: закрепление полученных знаний на практике в течении дня. | |
Двигательная | Поиграем в знакомые игры. | Подвижные игры «Море волнуется» (на тему «Посуда»), «Займи своё место». | ||
Коммуникативная, познавательная | Мы теперь всё знаем про этикет! | Презентация для викторины «Что? Где? Когда?», необходимые атрибуты для игры, игровое поле, «Чёрный ящик». | Викторина: «Что? Где? Когда?» на тему «Этикет за столом». Цель: уточнение и закрепление знаний детей о понятиях «этикет», «сервировка стола», «правила поведения за столом», «столовые принадлежности, их назначение и применение». | |
Игровая | Поиграем в настольные игры: картинки-путаницы «Что неправильно?», «Накрой на стол». | Настольно-печатные игры: «Что неправильно?», «Накрой на стол». | Подгрупповая работа: н/п игры по теме. Цель: получение новых знаний об этикете и закрепление полученных. | |
Продуктивная | Пригласим родителей и вместе с ними приготовим необычные фантазийные блюда, которые украсят стол на праздник. | Необходимые продукты для кулинарного дизайна. Презентация «Кулинарный дизайн». | Мастер – класс с родителями «Кулинарный дизайн» Цель: - Развитие у детей навыков лепки из пластичных материалов, таких как песочное тесто, лепки мелких элементов. - развитие воображения и фантазии при создании композиции, - развитие начальных кулинарных навыков. |
Сотрудничество с родителями | - Привлечение к изготовлению фотоколлажа «Я накрываю на стол» - организации на группе Мини - музея «Деревянная посуда» - Съёмка родителями в семье видеоролика: "Как я помогаю родителям сервировать стол к обеду.... - Консультации для родителей: «Правила поведения за столом», «Волшебные превращения на кухне» - Мастер – класс с родителями «Кулинарный дизайн» | ||
Сотрудничество с социумом | Экскурсия на кухню детского сада, беседа с поварами о приготовлении различных блюд к завтраку, обеду и ужину. | ||
Рефлексия | Что нового узнали? Закрепили правила поведения за столом и узнали новые: - как кушать хлеб - как пользоваться разными салфетками - как правильно пользоваться вилкой и ножом. Узнали об истории возникновения посуды. Узнали о дизайне разных блюд. | Наши успехи Мы научились правильно сервировать стол к обеду, завтраку, ужину. Мы научились правильно пользоваться ложкой и вилкой, познакомились с ножом. Мы научились складывать салфетки разными способами. Мы узнали, как можно приготовить красивое блюдо на стол и попробовали это сделать. | Что еще хотим узнать? - Хотим узнать, какие блюда входят в завтрак, обед и ужин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: ...
Организованная образовательная деятельность по привитию детям старшего возраста навыков столового этикета
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4257288","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4257289","at...
Проект для родителей с детьми по столовому этикету: «Чаепитие»
Совместное творчество родителей и детей: ПОДЕЛКИ- Тема: «Посуда» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Ф...
Проект на тему: «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»
Результаты нашей экспериментальной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольных учреждений. Также они могут ...
Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)
Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)...
План к проекту «Столовый этикет с малых лет» средняя группа «Солнышко»
План к проекту «Столовый этикет с малых лет»средняя группа «Солнышко»...
Методические рекомендации для воспитателей и младших воспитателей «Столовый этикет – с малых лет»
Как вести себя за столомКультура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на ...