Проект для родителей с детьми по столовому этикету: «Чаепитие»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шуваева Любовь Николаевна

Совместное творчество родителей и детей:  ПОДЕЛКИ

- Тема: «Посуда»

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Восприятие художественной литературы и фольклора».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_stolovomu_etiketu_chaepitie.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Общаясь, люди создают друг друга».

 Д. С. ЛИХАЧЕВ

«Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но обладает такими качествами, как приветливость, доброта, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать у детей культуру общения, то уже маленький ребёнок проявляет сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию».

        

Проект для родителей с детьми по столовому этикету: «Чаепитие»                

«СТОЛИК – НАКРОЙСЯ!»

Совместное творчество родителей и детей:  ПОДЕЛКИ

- Тема: «Посуда»

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Восприятие художественной литературы и фольклора».

 Задачи: Познавательное развитие. Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понятие «посуда»; классифицировать предметы по характерным признакам, функциональному значению. Расширять представления о материале, из которого изготавливается посуда, об особенностях ее внешнего вида. Закреплять умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы.

 Речевое развитие. Развивать связную речь детей, обогащать их словарь - чайник доливной, масленка, молочник, салатник; активизировать словарь: конфетница, половник, ложка столовая, ложка чайная; умение участвовать в диалоге, поддерживать диалог в рамках поставленной проблемы.

 Социально – коммуникативное развитие. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, работать сообща, доводить начатое дело до конца; доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим, бережное отношение к посуде; воспитывать у детей правила хорошего тона.

 Физическое развитие. Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки. Развивать мелкую моторику рук через рисование, пальчиковую игру.

 Восприятие художественной литературы и фольклора. Понимать образный смысл загадок.

 Методы и приемы:

 практические: игра, рисование, динамическая пауза, эксперимент;

 наглядные: предметные картинки с изображением посуды, предметы чайной и столовой посуды;

 словесные: чтение отрывка произведения, беседа, вопросы к детям.

 Материал и оборудование:

1. Предметы чайной посуды.

6. Силуэты точечных контуров предметов посуды.

 7. Мольберты, восковые мелки.

 8. DVD проигрыватель, CD – диск.

 Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

 Коммуникативная Беседа о появлении ложки и вилки, обсуждения, вопросы-загадки

 Познавательно-исследовательская Экспериментирование «Что тяжелее и прочнее – дерево или металл? », познавательно-исследовательский проект «Посуда»

 Игровая Сюрпризный момент: появление бабушки Федоры, игры «Назови правильно посуду», «Накрой стол к чаю»

 Двигательная Пальчиковая игра «Девочка Ирина порядок наводила», динамическая пауза «Посуда»

 Восприятие

 художественной литературы и фольклора Чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», беседы, обсуждения, разгадывание загадок

Подборка стихов на тему поведения за столом.

Медвежонок хлеб жевал –

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот –

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на поп не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.                

Буду руки мыть ВСЕГДА!

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.                

 Буду руки мыть ВСЕГДА!

Приятного аппетита!

 Коляда-колядка,

Ехала лошадка –

С вороною холкой,

Золотою чёлкой —

Такая благородная,

Но очень уж голодная!

Так и бьют копыта:

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Прискакала к Маше,

Попросила каши:

-Ты не жмурься,

А ложку возьми

Да себя и меня покорми

Маше — ложечка,

И мне немножечко,

Маше — ложечка,

И мне немножечко,

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

А теперь с Ванюшею

Супу я покушаю.

Это же глупо —

Остаться без супа!

Ване — ложечка,

И мне немножечко,

Ване — ложечка,

И мне немножечко,

До самого донышка,

А там — Солнышко.

И всем большое спасибо!

                       К. Кушак

 

Маленький помощник

 Мыть посуду я люблю,

Никому не уступлю!

Щёткой с мылом отмываю,

Во всё горло распеваю:

«Тарелки, тарелки,

Глубокие, мелкие,

Вы у меня заблестите,

Тарелки!»

Не пойду гулять, покуда

Не просушится посуда.

Вытираю и пою,

Слушай песенку мою:

«Тарелки, тарелки,

Глубокие, мелкие,

Станьте из мокрых сухими,

Тарелки!»

Наконец! Довёл до блеска!

В шкаф, посуда, марш на место!

Мыть тарелки САМ люблю,

Никому не уступлю!

                          Яков

                 Аким                        

ДО ЧЕГО ЖЕ ХОРОШИ ВЕЖЛИВЫЕ МАЛЫШИ!

Лишь проснутся на рассвете

Очень вежливые дети,

Только скажут:

-С ДОБРЫМ УТРОМ! –

Станет добрым и уютным

Дождь — как будто сто зайчат

В окна лапками стучат!

Вот позавтракали эти

Очень вежливые дети,

Но не станут убегать —

Это очень некрасиво,

Надо всем сказать:

- СПАСИБО! –

А потом — бегом играть!

Если вдруг разбили блюдце,

Наши дети не смеются

И не прячутся они,

Скажут папе: — ИЗВИНИ!

ИЗВИНИ! —вздыхая, скажут.

Их простят и не накажут.

Блещет солнце, день прекрасный,

Как салют, цветёт сирень.

Дети другу скажут: — ЗДРАВСТВУЙ!

Друг ответит: — ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

До чего же хороши

Вежливые малыши!

Вежливые малыши

Говорят: — ПОЖАЛУЙСТА!

Дайте нам карандаши

Всех цветов, ПОЖАЛУЙСТА!

- Ладно, — скажут им в ответ,

-Нарисуйте наш портрет,

ПОЖАЛУЙСТА, ПОЖАЛУЙСТА,

ПОЖАЛУЙСТА!

Погуляли и пора

Расходиться со двора.

Скажем всем: — СПОКОЙНОЙ НОЧИ!

ДО СВИДАНЬЯ! ДО УТРА!

До чего же хороши

Вежливые малыши!

                                  Ю. Кушак          

«Для чего нужна посуда?»

 Если б не было посуды,

 Нам пришлось бы очень худо.

 Мы бы тут же из людей

 Превратились в дикарей:

 Брали мясо бы руками,

 Разгрызали бы зубами,

 Пили воду бы в реке

 Или в грязном ручейке.

 К счастью, помогает всюду

 Нам различная посуда:

 На нее еду кладут,

 Из нее едят и пьют.

 Сохраняют в ней продукты:

 Сыр и масло, хлеб и фрукты…

 В ней готовят сотни блюд-

 Варят, жарят и пекут.

Что  такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать?  Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

пальчиковая игра 

«Девочка Иринка порядок наводила». 

Девочка Иринка порядок наводила.

 Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

 Масло должно быть в масленке.

Хлебушек должен быть в хлебнице, а соль?

Ну, конечно, в солонке! »

 Выполняют движения в соответствии с текстом

 Показывают большой палец.

Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного. Развивается моторика рук

 Физкультминутка «Посуда»

 Вот большой стеклянный чайник,

 Очень важный, как начальник.

 Вот фарфоровые чашки,

 Очень хрупкие, бедняжки.

 Вот фарфоровые блюдца,

 Только стукни — разобьются.

 Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке.

 Вот пластмассовый поднос —

 Он посуду нам принес. Выполняют движения в соответствии с текстом

 «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. приседают, одна рука на поясе.

 кружатся, рисуя руками круг.

 потягиваются, руки вверх, сомкнутъ над головой

 делают большой круг. Снимается мышечное напряжение

Методические рекомендации по обучению сервировки чайного стола  детей 2 младшей группы.

  1. Для того чтобы дети усвоили последовательность и порядок расстановки столовых предметов, необязательно сразу пускать в ход настоящую и даже игрушечную посуду. Можно использовать значки-символы. В ходе игры эти значки играют роль предметов-заменителей, которые, в свою очередь, стимулируют развитие детского воображения.  
  2. Можно не спешить сообщать детям, что те или иные круги будут играть роль определенных тарелок, и превратить это в задачу: «Представим себе, что нам нужно продумать расстановку посуды на столе. Но посуды у нас еще нет. Зато есть вот такие фигуры. Как вы думаете, что может обозначать эта фигура? А эта? Почему вы так решили?» Иными словами, закрепление значения за каждым знаком надо предоставить детям.

  1. В обучении этикету могут сыграть свою роль карты и альбомы, в которых изображен порядок расположения посуды и приборов на столе.

        Еще более значимым будет рисование таких карт и оформление альбомов силами самих         детей. Во-первых, они могут изображать план сервировки стола с помощью тех же         символов, предварительно продумав их систему. Во-вторых — рисовать красивые столики,         отдельные салфетки и салфетницы, чашки, блюдца и т.п.

  1. Совсем чуть-чуть времени перед приемом пищи можно уделить для того, чтобы сообщить детям какую-то информацию о продуктах и предметах, занимающих место на столе. Иногда такое короткое познавательное сообщение откладывается в памяти детей лучше, чем материал целого занятия. Если разнообразить свои вопросы и рассказы и в то же время увязывать их друг с другом и с предстоящим приемом пищи, дети узнают и запомнят много интересного.

ПРАВИЛА СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА (ЧАЙНОЕ ЗАСТОЛЬЕ):

СЕРВИРУЕМ СТОЛ НА ЯРКОЙ СКАТЕРТИ, ставим вазу с цветами.

  1. Сахар из сахарницы   берут рукой или щипцами.
  2. Чай пьют  из чашки, но не из блюдца (никогда)
  3. Чайная ложечка лежит на блюдце, под ручкой, повернутой вправо.
  4. Слева от чашки ребёнка ставится десертная тарелка, куда он кладет угощение.
  5. Конфету разворачиваем на тарелке, печенье отламываем и по кусочкам кладем в рот (печенье, как и хлеб не откусывают).
  6. Использованную бумажную салфетку прячем под тарелку (следует сворачивать салфетку  грязным концом внутрь и пользоваться ей во время всего чаепития, а не брать новые)
  7. Тот, кто сидит по левую руку, ухаживает за тем, кто справа, мальчики за девочками.
  8. Застольная игра «Комплименты».
  9. Конкурс: кто тише всех размешает сахар в чашке.

Вариант занятия  по Столовому этикету с детьми 2 младшей группы. «Чаепитие»

Организационный момент.

 Дети сидят за столами, перед ними на маленьком столике расставлена чайная посуда из фарфора, стекла, керамики. Педагог вносит куклу Веру.

 - К нам в гости пришла Кукла Вера и рассказала, что у неё нет посуды для того, чтобы напоить гостей чаем. Она не знает, как правильно накрыть стол к чаепитию.

 - Покажем, как правильно накрывать на стол к чаепитию.

 Активизация словаря по теме «Посуда»

 - Какая посуда нам нужна? (чайная)

 - Назовите предметы чайной посуды. Почему вы выбрали именно эту посуду?

- На столе стоит чайная посуда – из чего онаизготовлена? (стеклянная, фарфоровая, керамическая

- Как надо обращаться с фарфоровой посудой? (бережно, осторожно) Почему? (фарфоровая посуда тонкая, хрупкая, чтобы ее изготовить трудилось много людей)

 - Давайте выберем для Куклы Веры самую красивую фарфоровую посуду. Чем похожа вся эта посуда? (рисунок, цвет, материал) Такую посуду называют сервизом.

 - Какой сервиз нужен Кукле Вере? (чайный)

 Воспитатель загадывает загадки о чайной посуде.

        Она бывает глубока.

          Она бывает мелка.

          Однако, это не река.

                (Тарелка)

        Она всем очень нравится,

         На блюдечке красавица,

         С одной рукой милашка,

         Голубенькая ...

        (чашка)

          Помощница маленькая,

        Любит сладенькое.

         Берёт понемножку

         Чайная… ложка

        Неприступная на вид,

         Подбоченившись стоит,

        а внутри-то, посмотри

         Угощение внутри! (Сахарница)

        Бел, как снег в чести у всех

        В рот попал –

        Там пропал. (Сахар)  

физминутка.

 Я чайник – ворчун,

 хлопотун, сумасброд

 (шагаем на месте )

 Я всем напоказ выставляю живот

(руки на поясе, повороты в стороны)

 Я чай наливаю и тихо ворчу

(руки вытянуть и соединить – это носик, наклониться вперед)

  Эй, люди, я тоже чай выпить хочу!

  (двумя руками «держим» кружку и «пьем» чай)

Итог:

 Ту посуду, о которой дети отгадали загадки, педагог выставляет на столик с красивой скатертью. Обращается к Кукле Вере:

 - Вот посуда, которая тебе нужна для чаепития. Ребята, напомните Вере какая это посуда?

- Это чайный сервиз.

А теперь посмотри – дети покажут тебе, как правильно накрыть стол к чаепитию (дети накрывают).   Игровое упражнение «Расставь правильно». 

Сенсорное развитие

 Развитие зрительно-пространственного восприятия.  Дети по заданию воспитателя расставляют на столе посуду.

- Расстилаем красивую скатерть;

- ставим десертные тарелочки;

- справа от них блюдца;

- на блюдца  чашки повёрнутые ручкой вправо: чашка без блюдца это кружка;

- справа полотняная салфетка;

- чайная ложка  на блюдце под ручкой чашки;  

 - Чайник поставим посредине стола;

   - Справа от чайника поставим сахарницу;

   - Слева от чайника поставим сахарницу.

 -Вера, все запомнила?

 Затем педагог складывает сервиз в красивую коробку и провожает Куклу Веру.

  Физкультминутка

   (Импровизация движений в такт четверостишия).

   Чашку в руки я беру,

   И ко рту я подношу.

   Голову я наклоняю,

   Чай до дна я выпиваю.

Дидактические игры по Столовому этикету: чайный стол.

Игра «Четвертый лишний».

Ну а теперь самое время помочь Незнайке расставить посуду для чаепития на кухне, на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделал сам Незнайка, а вы скажете, правильно или нет. Или он что-то напутал.

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

 - блюдце, ложечка, сахарница, сковорода. (Из сковороды не пьют чай).

- Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

- Салфетка, конфетница,  скатерть, кастрюля (кастрюля не прибор сервировки).

- Чайник, самовар, десертная тарелка,  половник (не чайная посуда).

   Дидактическая игра: «Убери со стола» 

(Все действия производятся в обратной последовательности).

  игра «Накрой стол к чаю» 

Игра алгоритм последовательности сервировки стола:

 (сервировка стола для проведения чаепития) Сервируют стол, помогают Мухе – Цокотухе. Создается положительный настрой. Столик, накройся!

воспитатель вешает на мольберт в разнобой  картин  посуды, столовых приборов и скатерть. Воспитатель обращается к детям: дети картинки по ошибке смешались Нужно последовательно и правильно расставлять. Для того, чтобы накрыть стол, что в первую очередь нужно делать?

Практическая работа.

воспитатель по очереди  вызывает детей и просит накрывать и сервировать стол. Дети по команде последовательно стелют скатерть и кладут на стол тарелки, солонку, салфетки, чашки, блюдца и столовые приборы. Воспитатель поправляет и хвалит детей.

Дети по очереди подходят к мольберту и поправляют алгоритм последовательности сервировки стола. Воспитатель  хвалит детей.

Дидактическая игра «Чашечки» для детей 3-4 лет. 

 Цель:

 1) учить различать основные цвета - красный, синий, желтый, зеленый.

 2) развивать внимание, логическое мышление, связную речь.

 Материал: картонные силуэты чашек и блюдец различных цветов, по 2 шт. каждого.

 Правила игры.

 Ребенок должен быть внимательным выполнять задания не мешать другим детям.

 Ход игры.

 Вариант игры

 Воспитатель показывает блюдце и просит подобрать такого же цвета чашку, хвалит детей.

Помогите, пожалуйста, бабушке Федоре. Если вы отгадаете загадки, то эти предметы появятся у неё на кухне.

  Дыхательная гимнастика «Чайник».

 Чайник наш кипит – пых – пых - пых (дети становятся в круг)

 Просит чай всех пить.

 Чай горячий,

 Подуем на него (дети дуют на воображаемый чай)

 Ах, какой душистый (дети делают глубокий вдох, на

 Ароматный чай. Выдохе проговаривают слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Нарисуй свою сказку " проект с родителями и детьми подготовительной группы по ИЗО деятельности

Проект с родителями и детьми   - " Придумай и нарисуй свою сказку "...

Социально-познавательный проект с родителями и детьми средней группы. «Нет - войне!»

Основные участники: Педагоги -  воспитатели, специалисты; родители воспитанников. Дети 12 мальчиков и  14 девочек в возрасте от 3 до 5 лет, один из воспитанников беженец из Украины....

Тренинговое занятие для родителей с детьми «Правила домашнего этикета»

Тренинговое занятие для родителей с детьми  «Правила домашнего этикета»Возраст детей 5-7 лет.Цель занятия:1.     Создание условий для сотрудничества детей и родите...

Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Проект "Этикет с малых лет" разработан с целью  формирования у детей культуры личности, соблюдения правил и норм этикета....

Совместный проект с родителями и детьми по созданию книги о городе Павловске с использованием ИКТ и технических средств ДОУ

Новизна проекта  заключается в том, что использование традиционных методов и  информационно-компьютерных технологий открывает новые возможности как для детей в дошкольном учреждении, так и д...

Совместный проект с родителями и детьми "Весёлый лучок"

Совместный проект с родителями и детьми "Весёлый лучок" ( в условиях самоизоляции).Руководитель проекта: воспитатель Клюсова Л.Б., МАДОУ "ЦРР - детский сад № 21 "Надежда", г.С...

Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Проект  «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)...