Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни дошкольника
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
И.А.Бутитова
Воспитатель МДОУ «Могойтуйский
детский сад «Теремок»
Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни дошкольника
В настоящее время с введением ФГОС ДО взаимодействие с семьей является одним из направлений деятельности дошкольных образовательных организаций. Работа воспитателя по взаимодействию с семьей подразумевает и формирование здорового образа жизни. Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от многих факторов: от состояния окружающей среды, от здоровья родителей, от наследственности, от условий жизни, воспитания ребенка в семье и образовательном учреждении [4;337]. Проблема здоровья и его сохранения наиболее остро стоит в младшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте при адаптации детей к детскому саду учащаются случаи заболеваний простудными заболеваниями. Культура здоровья детей раннего и дошкольного возраста - это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат прежде всего воспитания. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения во взаимодействии с родителями, целью которой является создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка. Дошкольное образовательное учреждение как универсальная образовательная среда помогает ребенку в самом начале жизни обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития [3;110].
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Для решения проблемы с посещаемостью детей младшей группы в связи с заболеваемостью простудными заболеваниями нами проведен мониторинг состояния здоровья в группе в течение осеннего периода, анализ которого показывает, что за период наблюдений число заболевших детей увеличивается. По состоянию здоровья дети были распределены на 2 группы: основная, профилактическая (болеющие 2 и более раз в месяц). В связи с этим совместно с медицинским работником, воспитателем физической культуры, педагогами и родителями разработан проект «Азбука здоровья».
Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о необходимости профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
Целью нашей работы является приобщение детей к здоровому образу жизни, формированию осознанного отношения к своему здоровью.
Исходя из поставленной цели, можно вывести три направления:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Одним из видов современных игр, которые могут быть использованы в процессе воспитания культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста, становятся игры-эксперименты и игры-путешествия на предметной основе. Игры-эксперименты основаны на экспериментировании с предметом (предметами). Основное действие для ребенка в них - это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Ежедневно проводятся в игровой форме физкультурно - оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, прогулка, подвижные и игровые упражнения, а также оздоровительно - профилактические мероприятия: полоскание рта после еды, массаж стоп на массажных дорожках, хождение по «следам», гимнастика после сна. Мы предлагаем разнообразные логоритмические упражнения с танцевальными элементами. В заключение несколько упражнений на восстановление дыхания [3;111].
Во время занятий проводятся физкультминутки, упражнения с предметами: «Кошкины повадки», «Через ручеёк», пальчиковые игры с сопровождением [1;175].
Во время чтения художественной литературы используются такие произведения Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра», К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Алябьева «Поучительные сказки», А.Барто «Девочка чумазая», С.Михалков «Прививка», статьи из энциклопедии для детей «Почемучка».
Проводятся тематические занятия "Здоровый образ жизни": «Сон – лучшее лекарство»; «Чистота – залог здоровья»; «Мой режим дня»; «Питание – необходимое условие для жизни человека»; беседы на тему: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»; «Откуда берутся болезни?»; «Что делать, если человек заболел?»; беседа о пользе спорта для здоровья. Можно организовать экскурсию в медицинский кабинет детского сада, узнают значимость профессии медицинского работника.
Правильная организация питания детей в дошкольных учреждениях предусматривает обеспечение их потребности в таких пищевых веществах, как белки, жиры, углеводы и витамины. Особенно большое значение имеет витамин С. Доказано, что витамин С способствует оптимальному развитию детей, повышает их сопротивлямость к различным вредным факторам внешней среды, к инфекционным заболеваниям. Даже при правильно составленном меню, включении в него достаточного количества овощей и фруктов не всегда удается обеспечить необходимое содержание в рационах детей витамина С. Особенно остро ощущается недостаток этого витамина в зимне-весеннее время. В целях улучшения нормализации обмена веществ, снижения заболеваемости, укрепления здоровья подрастающего поколения, в организованных детских и учреждениях, согласно требованиям нормативных документов (СанПиН, СП) проводится круглогодичная или сезонная С - витаминизация. Ежедневно витаминизируются первые или третьи блюда обеда или молоко, чай. Витаминизация проводится на пищеблоке медицинскими работниками непосредственно перед раздачей.
Родители активно участвуют в этом проекте, помогают воспитателю определить интересы ребенка, предпочтительные для него воспитательные приемы, информируют воспитателя о том, как ребенок воспитывался раньше и чем любит заниматься. Кроме помощи в планировании развивающего воздействия на ребенка, родители получают педагогическое просвещение в вопросах формировании основ ведения здорового образа жизни. С родителями проводятся консультации по темам: «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости», «Режим дня», «Быть здоровым я хочу!», анкетирование. Одновременно оформляется стенд «Безопасность ребёнка», папка - передвижка «Профилактика гриппа», папка - передвижка «Берегите своих детей» (детский травматизм). Материалы консультаций для родителей разработаны в формате фотографий, стендов, памяток и буклетов. В таких формах работы родитель включается непосредственно в образовательный процесс детского сада, основной целью такого включения является формирование деятельностного компонента здоровьесберегающей компетентности родителей.
В настоящее время проект находится на завершающем этапе. Разработаны методические рекомендации по оздоровлению детей, накоплен материал по системе закаливания и оздоровления детей, совместные с родителями физкультурные праздники и досуги, подвижные игры и сюжетно-ролевые игры и т.д. Таким образом, наш опыт свидетельствует о том, что при реализации данного проекта не только идет тенденция к снижению числа заболеваемости у детей простудными заболеваниями, но и улучшается их самочувствие; важным является повышение культуры родителей по формированию здорового образа жизни детей.
Список литературы:
- Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструктора физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 2-3 лет.- М.:Просвещение, 2008, с 272.
- Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. //Научно-практический сборник.- Москва: Илекса, Народное образование, 2003, с 145.
- Волкова О.И.//Дошкольное образование в современном изменяющем мире: теория и практика. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. ООО «Читинская городская типография», 2013, с 120.
- Косова Т.В. //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015, с 337.
- Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.//Медицина, 1991г, с 75.
6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни»
В нашем саду, мы пытаемся привить детям любовь к здоровому образу жизни, желание заниматься спортом и т.д. Каждый воспитатель проводит большую работу в этом направление....
Сообщение: Проектная деятельность по взаимодействию с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольников.
Тема : Проектная деятельность по взаимодействию с семьей, по формированию здорового образа жизни дошкольников...
Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни дошкольников
Проектная деятельность...
МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ КАК ИННОВАЦИОННОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области реализации инновационных подходов к содержанию работы по формированию здорового образа жизни дошкольников. Задачи: 1. Формировать мо...
Консультация для родителей на тему: "Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни дошкольников"
Вопрос взаимодействия ДОУ и семьи носит актуальный характер. Сегодня современная семья претерпевает социальные трансформации (появились новые информационные технологии, альтернатива форм получения обр...
Валеология, как средство формирование здорового образа жизни дошкольника
Валеология-наука о том,как жить сегодня, чтобыиметь шансы увидеть завтра.Валеология-наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.Вопросы сохранения и укрепления здоровья никогда не потеряют ...
Формирование здорового образа жизни дошкольников через проектную деятельность.
Выступление на педагогическом совете...