Формирование здорового образа жизни дошкольников через проектную деятельность.
консультация
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_doshkolnikov_cherez_proektnuyu_deyatelnost.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни дошкольников через проектную деятельность.
Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему физического развития детей и укрепления их здоровья, — проектная деятельность, которая помогает дошкольнику развивать познавательные, коммуникативные и регуляторные способности, расширять знания об окружающем мире и приобретать необходимые социальные навыки. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей — она становится более разнообразной, сложно структурированной.
В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. В начале реализации проекта мы помогли родителям понять и осознать значение проектной деятельности ДОУ. Поскольку в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические возможности, педагоги объяснили необходимость оказания родителями помощи ребенку при реализации замысла. Ведь совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.
В связи с этим наш проект решает следующие вопросы:
— создание условий для приобщения детей и родителей к традициям и ценностям здорового образа жизни;
— привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, активизация родителей для участия в различных мероприятиях;
— формирование знаний у родителей, позволяющих воспитывать сознательное отношение детей к ЗОЖ.
Для решения этих вопросов с детьми подготовительного дошкольного возраста разрабатывался и реализовывался творческий проект «Азбука здоровья». Цель проекта: формировать основы культуры и сохранять здоровье детей, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, развивать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребность детей в самовыражении.
Задачи
— охранять и укреплять физическое и психическое здоровья детей;
— воспитывать культурно-гигиенические навыки;
— формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
Ожидаемый результат
По завершении проекта дошкольники:
— смогут иметь элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни;
— здоровом образе жизни, зависимости здоровья от правильного питания;
— знания о пользе утренней зарядки, физических упражнений;
— научатся заботиться о своем здоровье;
— приобретут достаточно богатый словарный запас, смогут участвовать в беседе, высказывать свое мнение;
— смогут играть в сюжетно-ролевую игру, используя предметы-заместители.
Поздняя осень период повышенного риска заболеваний. У части детей отмечаются признаки простуды.
Дошкольники отмечают, что кто-то из их друзей не пришел в детский сад – заболел. Кто-то из детей сказал, что если бы он знал, как можно уберечь здоровье, никогда не заболел бы. Так возникла проблема, которая послужила основой для выдвижения гипотезы.
Дети стали выдвигать различные предположения и рассуждать о том, что они знают о здоровье, как защититься от болезни. При обсуждении обнаружилось, что на многие вопросы воспитанники не могут ответить.
Им было предложено обсудить: Что они знают о здоровье? Что хотят узнать о нем?
С детьми обсудили эти вопросы, и они высказали мнение о том, что знают и что хотели бы узнать.
После этого приняли решение: каждый день чистить зубы два раза полоскать рот после еды; правильно пользоваться носовым платком; быстро раздеваться и одеваться; следить за порядком, чистотой одежды и обуви; не опаздывать на утреннюю гимнастику; заниматься спортом; есть полезную пищу; правильно отдыхать.
Далее, совместно с детьми, шло обсуждение по этапам реализации проекта. Были выбраны темы для детско-родительских заданий. Обсуждалось, что можно сделать в условиях ДОУ, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы и к кому обратиться за помощью. Метод проектов предоставляет большие возможности для взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому на данном этапе для вовлечения родителей в проектную деятельность были изготовлены красочные просветительские буклеты, которые познакомили родителей с целями и задачами нашего проекта по здоровьесбережению, помогли увидеть им свое место в нем и определить, какую посильную помощь они могут оказать своему ребенку.
Отдельно хочется сказать о роли родителей именно в рамках нравственного и социального воспитания детей в ходе данного проекта. В воспитании ребенка наличие положительного примера, достойное поведение со стороны взрослого играет первостепенную роль. Дети часто не понимают, почему надо беречь здоровье, заниматься спортом, правильно питаться. Были выбраны формы взаимодействия с родителями:
— родительское собрание «Здоровый образ жизни»
— создание просветительских буклетов;
— подготовка к интервью с родителями «Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?»;
— создание родительских газет «Наша семья за здоровый образ жизни!»;
— проведение совместных спортивных праздников и развлечений;
—проведение совместного дня здоровья;
— проведение спортивного праздника «Здоровые дети в здоровой семье».
В процессе поиска информации с детьми проводились НОД, беседы, игры, наблюдения, художественно-творческая деятельность. Дошкольники совместно с родителями и педагогами рассматривали иллюстрации, книги, энциклопедии, читали художественную и научную литературу по теме проекта, просматривали мультипликационные и познавательные фильмы.
Мы провели интервью с родителями, в процессе которого дошкольники задавали волнующие их вопросы о здоровье, а родители с удовольствием отвечали на них:
♦ Что такое здоровье и как его сберечь?
♦ Что такое витамины, в чем они содержатся?
♦ Что такое правильное питание?
♦ Какие бывают болезни, что их вызывает?
Вместе с родителями воспитанники подобрали иллюстрации с изображением причин многих заболеваний. По ним в группе были проведены «Уроки Айболита», из которых дети узнали, откуда берутся различные болезни.
Большой интерес дети проявили к изучению мира микробов и бактерий. Они потерли влажной салфеткой грязные руки и посмотрели на нее. После этих наблюдений мыть руки наши воспитанники стали чаще.
Потом ребятам захотелось придумать упражнения для себя и малышей и продемонстрировать их. Какое же здоровье без физического воспитания?
Узнав больше про здоровый образ жизни, решили отобразить это в рисунках: нарисовали, как выглядит человек, когда здоров и когда болен.
Для сюжетно-ролевых игр «Больница» и «Аптека» совместно с воспитателем сделали атрибуты и предметы-заместители.
Дети задумались, все ли, что они любят есть, полезно для здоровья? В этом им помогла дидактическая игра «Полезные — неполезные продукты». Дети распределяли картинки с продуктами на две группы: полезные и неполезные. Оказалось, что любимые многими картофель фри и гамбургеры, сосиски относятся к неполезным продуктам.
Всем очень, понравилась эта игра, и дети решили слепить и нарисовать полезные продукты.
После этого дети по другому стали относиться к еде, чистоте и порядку. Они с удовольствием накрывали на стол, опрятнее складывали свои вещи и шкафчик.
На собственном примере они поняли, что труд приносит человеку большую пользу, поэтому помогают родителям, кто, чем может.
В результате данного проекта многие семьи стали заниматься спортом и когда мы предложили провести «День здоровья », посвященный открытию Олимпийских игр в Сочи, то многие родители с удовольствием приняли участие в нем. Также был создан совместно с родителями макет «Олимпийские игры в 2014 году», проведена выставка рисунков «Олимпийские виды спорта».
Итоговым мероприятием стал спортивный праздник «Здоровые дети в здоровой семье». В этом празднике приняли участие мамы, папы, бабушки. Ну а самые главные участники, конечно же, наши дети.
Метод проектов позволяет нам сочетать интересы всех участников образовательного процесса:
— у педагогов появилась возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, а это одна из важных задач в повышении качества образования;
— у воспитанников повысился уровень знаний об организме человека; сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, стали лучше развиваться культурно-гигиенические навыки, успешно формируются привычки к ЗОЖ.
Этому способствовали формирующиеся к старшему дошкольному возрасту устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началу анализа, синтеза, самооценке, а также стремление к совместной деятельности.
Также в ходе проекта дети достаточно обогатили свой словарный запас. Теперь воспитанники с удовольствием участвуют в беседе, высказывают свое мнение о том, как необходимо беречь свое здоровье.
В созданной предметно-игровой среде дети с интересом играют в сюжетно-ролевую игру, используя предметы-заместители.
В результате работы с семьями воспитанников у родителей повысился уровень знаний в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье, увеличился интерес к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, сформировалось положительное отношение к занятию физкультурой и спортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья сре...
Из опыта работы: «Формирование здорового образа жизни дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий»
Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей ребенка. До 7 лет ...
Совершенствование взаимодействия МДОУ и родителей по формированию здорового образа жизни дошкольников через участие родителей в спортивных мероприятиях
Сообщение-отчет о проведенных мероприятиях...
Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья среди дош...
Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья среди дош...
Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья среди дош...
Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья сред...