Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольника
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)
В консультации даны рекомендации родителям о том, какие произведения экологического содержания нужно читать детям и какое значение они имеют для воспитания у детей любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_hudozhestvennogo_slova_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnika.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3
с осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Выборгского района
Санкт–Петербурга
Консультация для родителей
Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольника
Воспитатель:
Хрущ Маргарита Александровна
Санкт-Петербург
2020 год
В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Прежде всего, ухудшение жизни человека выражается в плохой среде обитания: это загрязненная вода, воздух, продукты питания. Особенно чувствительны к изменениям окружающей среды дети. Воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок все воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных, воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется представление об окружающем мире и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей - то есть экологических знаний.
В процессе ознакомления с природой помимо других форм работы, широко используется художественное слово. Чтение — это окно, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.
Дошкольнику необходимо читать произведения, отражающие красоту и особенности русской природы. Например, чтение и обсуждение произведений таких авторов, как К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Пушкин. В художественной литературе о природе, сочетаются научное содержание и художественное слово. В процессе чтения художественной литературы дошкольники учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, запоминать. Произведения художественной литературы усиливают радостное настроение детей, развивают любознательность.
Книги воспитывают в ребенке умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение, учат выделять закономерности природных явлений. Замечено, что дети удивительно внимательно реагируют на явление природы: закапал ли дождик, пошел ли первый снежок, показалась ли первая весенняя травка... Эта чуткость не проходит мимо сознания маленького человека, затрагивает его. Поэтому, очевидно и детские писатели, зная эту особенность своего читателя, немало произведений - посвящают явлениям природы, жизни животных и растений.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой котенка, щенка, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.
Чтение художественной литературы о природе оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности, глубоко воздействует на их чувства. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детстве, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.
При отборе художественной литературы нужно руководствоваться следующими принципами:
- Доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято ему.
- Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища.
- Привлекательность для ребенка. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами.
Чтение художественных произведений необходимо сочетать с беседой, играми, решением экологических задач. Дети с увлечением отгадывают загадки, решают логические задачи.
Прочитайте ребенку стихотворение В. Орлова «Дом под крышей голубой», оно поможет ребенку понять, что человек — часть природы, что надо быть друзьями по отношению к растениям и животным.
Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту. Художественное слово, поэзия помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира. Прочитайте стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую», предложите подойти к дереву. Пусть ребенок полюбуется зеленой листвой, послушает, как шелестят листочки, погладит руками ствол и порадуется, что такое прекрасное дерево растет рядом с его домом.
В рассказе Ю.Дмитриева «Что такое лес» в интересной форме дается представление о настоящем лесе. О том, что в настоящем лесу есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Лес - это сообщество растений и животных, проживающие вместе на одной территории. Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Лес — это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. В этом лесном доме существует строгий порядок. Об этом ребенок узнает из рассказа М. Пришвина «Этажи леса». Вся лесная живность живет строго «по этажам». Поменяться этажами с соседями, спуститься или подняться им невозможно. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.
Рассказ В. Танасийчук «Цепочки в лесу» раскрывает связь растений и животных друг с другом. В лесу существует множество цепочек. Ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.
Рассказ С. Михалкова «Елочка» поможет решить вопрос: «Какую елку нарядить на праздник - живую или искусственную?»
Знакомство ребенка с природоведческой художественной литературой поможет закрепить знания о правилах поведения в природе, научились понимать, что природу надо не только любить и жалеть, но и хорошо знать. У него появится желание помогать животным, попавшим в беду, охранять окружающую природу. Возникнет понимание того, что нанося вред природе, мы наносим вред человечеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
материал предназначен для педагогов детских садов....
«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
Консультация для родителей по подбору художественной литературы для грамотного экологического воспитания....
Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
Только при работе в тандеме с родителями можно воспитать гуманного человека, способного к состраданию и соучастию. Экологические сказки и рассказы помогут в осуществлении это важной задачи....
Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
Давайте посмотрим с точки зрения отношения ребенка к природным объектам, что получается, если ребенок может разгонять птиц и ему это доставляет удовольствие.В...
Консультация " Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье."
Рассказать родителям какую роль играет художественная литература в экологическом воспитании детей....
Консультация для воспитателей. "Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников"
Влияние художественного слова на экологическое воспитание дошкольников....