Консультация для воспитателей. "Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников"
консультация (средняя группа)
Влияние художественного слова на экологическое воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников" | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Удивительный мир природы с раннего детства окружает ребенка. Природа становится для малыша источником знаний и впечатлений. Она учит его наблюдать, думать, размышлять. Многообразие, яркость, великолепие природы всегда доступны созерцанию. Еще в дошкольном возрасте начинает складываться осознанное отношение к окружающему миру, копятся глубокие эмоционально яркие впечатления, которые останутся надолго в памяти. В целях экологического воспитания это должно быть использовано в полной мере. Изучение ребенком мира природы через приобщения к художественной литературе приведут к умению сопоставлять, сравнивать, находить взаимную связь, зависимость между предметами и явлениями природы, делать выводы.
2
В наше время можно часто наблюдать, как дети проявляют бесчувственность, а порой даже и жестокость по отношению к животным, насекомым, растения: берут в руки и сильно сжимают маленьких животных, ловят насекомых и сажают их в банку, что может привезти к травме, как малыша, так и животного; рвут первоцветы, ломают деревья. Как объяснить детям, что всё живое в природе нуждается в любви и в защите? Научить понимать природу, ценить её значимость в нашей жизни, беречь её. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется представление об окружающем мире и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей - то есть экологических знаний.
3
Ребенок сам по себе не может приобщиться к экологической культуре, которая обширна и многообразна. И здесь только от педагога зависит, насколько глубоко будет сформировано понятие взаимной связи всего живого на планете. Книги воспитывают в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение, учат выделять закономерности природных явлений. Замечено, что дети удивительно внимательно реагируют на явление природы: закапал ли дождик, пошел ли первый снежок, показалась ли первая весенняя травка. Эта чуткость не проходит мимо сознания маленького человека, затрагивает его. Поэтому, очевидно и детские писатели, зная эту особенность своего читателя, немало произведений - посвящают явлениям природы, жизни животных и растений.
При этом жанры природоведческих литературных произведений могут быть
абсолютно разными. Главное — они должны раскрыть перед ребенком мир природы, его многообразие и красоту. А. В. Сухомлинский писал: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир». Хотелось бы отметить, что при подборе литературных произведений, нужно ориентироваться не на энциклопедические источники, так как в них много непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе приключение, фантазию и научные сведения. В процессе чтения природоведческой литературы мир природы должен стать миром чудес, о котором они даже не подозревали.
4
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у
детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. И это правильно! Если с ранних лет малыша окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. А в дальнейшем, произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые будут окружать ребёнка.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. Желательно приучать детей самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также побуждать задавать вопросы.
5
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, В.В. Бианки, и другие.
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на его нравственное развитие.
Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка - это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А.С. Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение». Впечатления детских лет - самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека. Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.
6
Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки. Совместное чтение - это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.
При этом воспитатель должен умело и конечно по возрасту, подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А. Огнева «На лесной поляне».
7
Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.
Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Еще великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение». Ведь именно книга, является носителем важных знаний, достояний культуры, идей, рассказов о природе.
Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Оно, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А.В.Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир».
8
У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его используют чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных
Еще один вид –фольклора - загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту.
Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто эти представления остаются на всю жизнь.
9
При отборе художественной литературы нужно руководствоваться следующими принципами:
- Доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
- Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
- Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами.
Чтение художественных произведений хорошо сочетать с беседами, играми, решением экологических задач. Дети с увлечением отгадывают загадки, решают логические задачи, слушают рассказы.
10
Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл Л.Н. Толстой. Он большое внимание уделял устному народному творчеству. Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считают В. Бианки. М. Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы. Близок по своему творчеству к В. Бианки и М. Пришвину Е. Чарушин. Он сыграл свою роль в природоведческой литературе для детей в основе творчества, которого лежит образ природы.
Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. В его творчестве нашлось место и для детей дошкольного возраста. Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру. Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г.Паустовского.
11
Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому используется и поэзия. Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, Н.Некрасов, С. Есенин, А.Блок, И.Бунин, И.Суриков.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.
12
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
Консультация для родителей«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...
Консультация для воспитателей "Использование мини-музея в формировании экологического мировоззрения дошкольников"
Использование мини-музея в формировании экологического мировоззрения дошкольников...
Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольника
В консультации даны рекомендации родителям о том, какие произведения экологического содержания нужно читать детям и какое значение они имеют для воспитания у детей любви и бережного отношения к природ...
Консультация для родителей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ»
Чтобы воспитать детей экологически грамотными, необходимо подобрать подходящую художественную литературу, использовать разные формы работы по экологическому воспитанию, анализировать поведение детей в...
Консультация для родителей "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье"
Чтобы воспитать экологически грамотными детей, необходимо подобрать подходящую художественную литературу, использовать разные формы работы по экологическому воспитанию анализировать поведе...
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы,...
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников"
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждаетс...