Открытое занятия по экспериментированию.
опыты и эксперименты

Моисеева Яна Алексеевна

Цели: формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментированию

«Чудесница вода».

Цели: формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.

Задачи:

1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, льется, теплая, холодная, горячая.

2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, мутной.

4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.

5. Развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.

6. Дать понятие о роли воды на земле.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Целевые ориентиры: может по просьбе взрослого рассказать о предметах, отвечает на простейшие вопросы во время экспериментальной деятельности, владеет основными движениями при выполнении упражнения «Сколько знаем мы дождей», принимает участие в игре «Для чего нужна вода».

Предварительная работа:

Чтение рассказов и стихов о воде, наблюдение и рассматривание воды во время водных процедур, в бассейне, во время прогулки (за дождем).

Оборудование: инвентарь для опытов: ведерки, бутылка, ваза, пустые стаканы, сахар, варенье, ложечки, тазик, камешки различного цвета и формы, тарелка, перышки, мячик, салфетки.

Содержание организованной деятельности детей:

  1. Организационный момент. 

«Доброе утро»

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

 Звучит шум дождя.

Капля первая упала - кап! (сверху пальцем правой руки показать траекторию движения).

И вторая прибежала - кап! (то же проделать другой рукой)

Мы на небо посмотрели, (посмотреть глазами вверх, не поднимая головы).

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали. (вытереть лицо руками, встать на ноги).

Туфли, посмотрите, мокрыми не стали. (показать руками, посмотреть вниз).

Плечами дружно поведем( поднять и опустить плечи).

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим (бег на месте).

Под кусточком посидим( приседания).

Дети садятся на стульчики.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Капелька. Я заблудилась. Однажды подул сильный ветер и унес меня.

-А где же ты живешь Капелька?

-Я живу там, где много воды. А где есть вода, всем хорошо. Там растения радуют своей зеленью, цветы издают чудесный аромат, счастливые рыбки плавают в воде. Люди и животные пьют воду и купаются в озере. Вода очень нужна всему живому, а ещё вода может делать чудеса.

-Да Капелька, я с тобой согласна!

-Давайте я вам расскажу и покажу, какая волшебная бывает вода.

Чудеса творит водица,

Не устали мы дивиться

– Кораблям доплыть поможет,

Рыбку спать она уложит.

И желанна каждый час.

Вода – волшебница у нас.

2. Основная часть. Опыты с водой.

Опыт: «Цвет воды»

-Ребята посмотрите, что у меня в баночке? (Вода)

-Какая вода? (Прозрачная)

- Опустим туда ложку. Видно ложку?

-Почему вы ее видите? (Вода прозрачная, поэтому видно ложку).

Это свойство воды – вода прозрачная.

-А сейчас мы добавим в воду сахарный песок. Воспитатель добавляет сахар, тщательно размешивая его.

- Ребята, посмотрите, вода поменяла свой цвет? (Цвет воды остался тот же, а сам сахар пропал). - Куда он делся? (Растворился в воде).

-А если мы размешаем варенье? (Вода окрасилась, помутнела)

- Вот какая волшебная вода – может менять цвет и растворять вещества.

Опыт: «Форма воды» (Налить немного воды на плоскую тарелку).

- Что случилось с водой? Она растеклась по тарелке.

-Вода не имеет формы, так как она жидкая и растекается.

- Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, то вода примет форму того сосуда, в который налита. (Выполнить действия).

Это тоже свойство воды – она не имеет формы.

Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды».

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тазик и два ведерка с водой (холодной и горячей).

-Ребята, как капает водичка? (кап, кап, кап).

- У нас дома (в детском саду) откуда мы берем воду? (из крана).

-Какая вода бежит из крана? (холодная и горячая).

-Какой водой лучше мыть руки? (теплой).

- Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую воду).

Воспитатель предлагает определить воду на ощупь.

- Вот у меня два ведерка: в одном горячая вода, а в другом - холодная.

- Как сделать теплую воду? (Дети трогают ведерки с водой, воспитатель смешивает воду в тазике).

Воспитатель предлагает салфетки. Дети вытирают руки.

Холодная, горячая, теплая вода бежит из крана, что капает с неба? (Дождик).

3. Физкультминутка «Сколько знаем мы дождей»

- Сейчас мы с вами немного отдохнем и расскажем какие бывают дожди.

Сколько знаем мы дождей

Сосчитаем поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой - дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом,

Дождь с грозой,

Дождь холодный,

Проливной!

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

- Вам понравилась игра? Как много вы знаете. А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч).

-Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.)

-Ребята, сейчас мы узнаем тайны волшебного дождя. Воспитатель приглашает детей к столу ,где стоят тазики.

-У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, какие они на ощупь? (Сухие и лёгкие).

-А в тазиках у нас вода, это – реки, моря, океаны из которых тучка пьет водичку. Опускаем в воду свои тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке!

-Теперь скажите, какая тучка стала? (тяжёлая, мокрая).

- А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите, из тучки польётся дождь.

-Соня, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? (Сильный).

-Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

-Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.

-Положите губки на стол и вытрите руки салфеткой.

- Становитесь ребята в круг (подвижная игра):

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем.

-Ребята посмотрите, какие красивые камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают их).

-А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные: у каждого свой цвет, форма, размер, все на что- то похожи).

-Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.)

- Постучите камень о камень.

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали,

Наши камешки стучат, вот так, вот так.

Не разбить нам их никак.

- Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые) .

Опыт: «Тонет или плывет»

-Камни – тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые.

- Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камешки в воду, они тонут.)

- Утонули? (Утонули.)

-Почему камни утонули? (Они тяжелые.)

- Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная.)

Опыт «Что сказала водичка?»

Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.

- Что ответила вам водичка? (Буль)

- Вода умеет издавать разные звуки.

-А еще у меня есть перышки. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают их в руке, делают вывод.)

-Перышки - тяжелые или легкие? (Перышки легкие).

-А что легче, что тяжелее – перышки или камешки? Давайте проверим.

-Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают перышко.

- Куда упало перышко? (Перышко плавает).

-Ребята, посмотрите, камень тяжелый, и он упал на дно, а перышко легкое, и оно плавает.

-Вот какая интересная вода.

4. Подвижная игра с мячом «Для чего нужна вода»

-Ребята, давайте вспомним, как человек использует воду? Для чего нам нужна вода?

Дети передают мяч (капельку друг другу) и называют, где человек использует воду (можно пройти по группе и подойти к портомойке, где моют посуду, к цветам, в туалет и к питьевой воде).

5. Рефлексия.

- Да, вода всегда нам нужна, чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужна для жизни рыб, птиц и растений. Вот какая нужная вода.

Смею вам я доложить

- Без воды нам не прожить!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

 Мы привыкли, что вода

- Наша спутница всегда!

-А еще что вы узнали? (Вода прозрачная, не имеет формы, может окрашиваться в любой цвет и т. д.)

-Наша гостья капелька приготовила для  нас сюрприз, пойдемте посмотрим! Итак, посмотрите, что у нас находится в этом тазике? (вода) Правильно, водичка, давайте мы в нее добавим мыло (жидкое мыло для удобства) Теперь я размешаю водичку в нашем тазике, как вы думаете ребята, что мы с вами сделали? (пузыри) Правильно, мы сделали с вами мыльные пузыри, которые вы так любите пускать. Ну что, покажем как мы умеем пускать пузыри, сейчас я вам их достану. Ну-ка, начинаем пускать, покажем какие у нас пузыри. Смотрите ребята сколько много пузырей: маленьких и больших, смотрите как красиво, правда.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать.

Без чего мы скажем прямо

Человеку  умирать.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли

Жить нельзя нам без воды. (эту фразу проговаривают все вместе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Экология - экспериментирование "Путешествие с Брызгалочкой"

Расширять знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни человека. Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов....

Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

Оборудование и материалы:Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагрева...

Открытое занятие по экспериментированию во второй младшей группе «Погодные явления»

Занятие с использованием эксперементов для детей разновозрастной группы....

конспект открытого занятия по экспериментированию на тему:"Воздух"

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе...

Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень магнит"

Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, уме...

Открытое занятие по экспериментированию на тему: «Сюрприз для Гнома»

Увлекательное  занятие  по эксперементированию с песком в старшей группе...

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Вода-волшебница»

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Вода-волшебница» Цель: развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и экологическую культуру. Задачи:За...