Организация взаимодействия детского сада с семьей
статья

Бламыкова Милеуша Газинуровна

Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Современная модель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsia_vzaimodeystvia_detskogo_sada_s_semyey.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Бламыкова Милеуша Газинуровна, Киселева Татьяна Викторовна, Рахманова Светлана Александровна

воспитатели

МБДОУ «детский сад общеразвивающего вида №11»

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Организация взаимодействия детского сада с семьей

Аннотация: Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Современная модель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребёнка.

Ключевые слова: взаимопознание, взаимоинформирование, просвещение.

Основные направления взаимодействия:

1.        Взаимопознание, происходит в форме социально–педагогическая диагностика (бесед, анкетирования, наблюдения, собрания–встречи и т.д.).

2.        Взаимоинформирование, носит форму общения друг с другом о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка, а также о развитии детско–взрослых отношений. Эта информация передается или при непосредственном общении родителей, педагогов, детей (в ходе бесед, консультаций, на собрании), или опосредованно (газеты, журналы, Интернет и др.).

3.        Просвещение родителей (правовое, гражданское, художественно–эстетическое, национально–патриотическое, медицинское, научное) чаще проходит в форме индивидуальной беседы, консультации, родительских собраний, конференций, памятки, буклеты, выставки, медиатека.

4.        Непрерывное образование воспитывающих взрослых. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания; гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. «Школа для родителей», «родительский университете» или выбрать иную форму самообразования (лекции, семинары, практикумы, мастер–классы, тренинги, семейный клуб).

5.        Совместная деятельность, определяющей целью которой в триаде «педагоги – родители – дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития, но и стремлений и потребностей родителей (акция, вечер музыки и поэзии, семейная гостиная, день семьи, семейный театр и т.д.).

Основные направления взаимодействия:

I этап. «Открытие». Знакомство, совместное изучение особенностей семейного и общественного воспитания. Обеспечение условий комфортной адаптации родителей и ребенка к детскому саду. Семья и родители знакомятся с адаптационной моделью, предлагаемой детским садом. Помогают сыну/дочери выстраивать взаимодействие с чужими взрослыми и детьми в новой для него предметно–развивающей среде детского сада. Педагоги в свою очередь информируют семью об адаптационной модели, существующей в детском саду. Готовят и проводят встречи–знакомства за круглым столом, показывают семье место и роль родителей и прародителей, воспитателей, детей в процессе социального развития ребенка. Организуют работу адаптационной группы, предоставляя возможность родителям два раза в неделю приходить вместе с ребенком в детский сад, выстраивая взаимодействие с детьми и взрослыми.

II этап. «Согласование». Обсуждение достижений и трудностей детей в ходе совместного с родителями посещения группы детского сада в период адаптации. Родители участвуют в собрании–встрече, при поддержке педагогов развивают в себе способность осознавать взаимодействие в триаде «родитель – ребенок – педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых. Педагоги готовят и проводят собрание–встречу, помогая родителям осознавать взаимодействие в триаде «родитель – ребенок – педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.

III этап. «Оформление договора о сотрудничестве». Оформление договора о сотрудничестве детского сада (в лице заведующего) и родителей в воспитании ребенка. Родители изучают текст договора; уточняют формулировки пунктов договора, опираясь на предыдущие результаты обсуждения целей и содержания сотрудничества и учитывая имеющуюся форму договора. Закрепляют договор подписью. Детский сад (в лице заведующего) готовит текст договора, опираясь на предыдущие результаты обсуждения целей и содержания сотрудничества и учитывая имеющуюся форму договора. Закрепляет договор подписью и печатью учреждения.

IV этап. «Созидание образа». Обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, с учетом обнаруженных ранее достижений и трудностей, а также перспектив развития. Родители участвуют в собраниях–встречах, вносят предложения, на основании осознания ценности сотворчества с педагогами и имеющихся представлений о реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы. Педагоги готовят и проводят собрания–встречи, организуют обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей: направлений, форм взаимодействия в соответствии с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

V этап. «Воплощение образа» Развитие взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители – дети», «педагоги – дети», «педагоги – родители»); отслеживание и оценка получаемых результатов в ходе реализации программы и плана взаимодействия; поддержка родителей в проблемном поле воспитания детей. Родители взаимодействуют с педагогическим коллективом детского сада и другими семьями на основании совместно принятой программы и плана взаимодействия; обращаются за поддержкой специалистов в проблемных ситуациях воспитания детей. Педагоги осуществляют разнообразное по формам взаимодействие с семьями воспитанников на основании совместно принятой программы и плана взаимодействия; отслеживают и оценивают получаемые результаты, поддерживают родителей в проблемных ситуациях воспитания детей.

VI этап. «Осознание совместно пройденного пути». Анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого в жизни ребенка и друг друга. Родители получают предложение педагогического коллектива принять участие в анализе и оценке результатов взаимодействия с детским садом, уточняют смысл этой деятельности и принимают решение об участии в рефлексии. Педагоги выбирают и предлагают семье наиболее оптимальные, с точки зрения возможностей и способностей воспитывающих взрослых и детей, формы и способы рефлексии.

VII этап. «Благодарение». Формы выражения благодарности могут быть разнообразные и включать: благодарственные письма; объявление благодарности, поздравительные открытки; специально организованный концерт. Благодарения, силами семьи и детского сада, в ходе которого прозвучат слова благодарности матери и отцу, бабушке и дедушке, воспитателям и другим воспитывающим взрослым.

Список литературы:

1.        Елена Евдокимова – Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей // [Электронный ресурс] / Режим доступа: litfile.net/web/409716/475000–476000

2.        Кощиенко, И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении /И.В. Кощиенко // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dibase.ru/article/25052012_86199_koschienko/3

3.        Основная образовательная программа // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.pandia.ru/text/78/238/3739–19.php

4.        Основная образовательная программа // [Электронный ресурс] / Режим доступа: edu.tatar.ru/upload/images/files/%D0%9E%D0%9E%D0%9F%205. pdf#15

5.        От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Вторая  младшая  группа.Современный воспитатель  дошкольного  образовательного  учреждения  должен  познакомиться  с  семьёй  воспит...

Организация взаимодействия детского сада и семьи по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Методическая разработка по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В презентации представлены различные формы работы с семьёй по данной теме....

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьей

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, и это отражено в содержании ФГОС ДО. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждения...

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ДОУ."

В данной статье говориться о роли семьи и детского сада в жиэни ребенка дошкольника....

Организация взаимодействия детского сада и семьи в организации культурного досуга детей.

Консультация для педагогов о формах организации детского досуга....

«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»

Метод проектов наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет всем участникам образовательного процесса не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совмест...