Организация взаимодействия детского сада с семьей
статья
Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Современная модель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsia_vzaimodeystvia_detskogo_sada_s_semyey.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Бламыкова Милеуша Газинуровна, Киселева Татьяна Викторовна, Рахманова Светлана Александровна
воспитатели
МБДОУ «детский сад общеразвивающего вида №11»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Организация взаимодействия детского сада с семьей
Аннотация: Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Современная модель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребёнка.
Ключевые слова: взаимопознание, взаимоинформирование, просвещение.
Основные направления взаимодействия:
1. Взаимопознание, происходит в форме социально–педагогическая диагностика (бесед, анкетирования, наблюдения, собрания–встречи и т.д.).
2. Взаимоинформирование, носит форму общения друг с другом о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка, а также о развитии детско–взрослых отношений. Эта информация передается или при непосредственном общении родителей, педагогов, детей (в ходе бесед, консультаций, на собрании), или опосредованно (газеты, журналы, Интернет и др.).
3. Просвещение родителей (правовое, гражданское, художественно–эстетическое, национально–патриотическое, медицинское, научное) чаще проходит в форме индивидуальной беседы, консультации, родительских собраний, конференций, памятки, буклеты, выставки, медиатека.
4. Непрерывное образование воспитывающих взрослых. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания; гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. «Школа для родителей», «родительский университете» или выбрать иную форму самообразования (лекции, семинары, практикумы, мастер–классы, тренинги, семейный клуб).
5. Совместная деятельность, определяющей целью которой в триаде «педагоги – родители – дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития, но и стремлений и потребностей родителей (акция, вечер музыки и поэзии, семейная гостиная, день семьи, семейный театр и т.д.).
Основные направления взаимодействия:
I этап. «Открытие». Знакомство, совместное изучение особенностей семейного и общественного воспитания. Обеспечение условий комфортной адаптации родителей и ребенка к детскому саду. Семья и родители знакомятся с адаптационной моделью, предлагаемой детским садом. Помогают сыну/дочери выстраивать взаимодействие с чужими взрослыми и детьми в новой для него предметно–развивающей среде детского сада. Педагоги в свою очередь информируют семью об адаптационной модели, существующей в детском саду. Готовят и проводят встречи–знакомства за круглым столом, показывают семье место и роль родителей и прародителей, воспитателей, детей в процессе социального развития ребенка. Организуют работу адаптационной группы, предоставляя возможность родителям два раза в неделю приходить вместе с ребенком в детский сад, выстраивая взаимодействие с детьми и взрослыми.
II этап. «Согласование». Обсуждение достижений и трудностей детей в ходе совместного с родителями посещения группы детского сада в период адаптации. Родители участвуют в собрании–встрече, при поддержке педагогов развивают в себе способность осознавать взаимодействие в триаде «родитель – ребенок – педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых. Педагоги готовят и проводят собрание–встречу, помогая родителям осознавать взаимодействие в триаде «родитель – ребенок – педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.
III этап. «Оформление договора о сотрудничестве». Оформление договора о сотрудничестве детского сада (в лице заведующего) и родителей в воспитании ребенка. Родители изучают текст договора; уточняют формулировки пунктов договора, опираясь на предыдущие результаты обсуждения целей и содержания сотрудничества и учитывая имеющуюся форму договора. Закрепляют договор подписью. Детский сад (в лице заведующего) готовит текст договора, опираясь на предыдущие результаты обсуждения целей и содержания сотрудничества и учитывая имеющуюся форму договора. Закрепляет договор подписью и печатью учреждения.
IV этап. «Созидание образа». Обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, с учетом обнаруженных ранее достижений и трудностей, а также перспектив развития. Родители участвуют в собраниях–встречах, вносят предложения, на основании осознания ценности сотворчества с педагогами и имеющихся представлений о реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы. Педагоги готовят и проводят собрания–встречи, организуют обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей: направлений, форм взаимодействия в соответствии с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
V этап. «Воплощение образа» Развитие взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители – дети», «педагоги – дети», «педагоги – родители»); отслеживание и оценка получаемых результатов в ходе реализации программы и плана взаимодействия; поддержка родителей в проблемном поле воспитания детей. Родители взаимодействуют с педагогическим коллективом детского сада и другими семьями на основании совместно принятой программы и плана взаимодействия; обращаются за поддержкой специалистов в проблемных ситуациях воспитания детей. Педагоги осуществляют разнообразное по формам взаимодействие с семьями воспитанников на основании совместно принятой программы и плана взаимодействия; отслеживают и оценивают получаемые результаты, поддерживают родителей в проблемных ситуациях воспитания детей.
VI этап. «Осознание совместно пройденного пути». Анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого в жизни ребенка и друг друга. Родители получают предложение педагогического коллектива принять участие в анализе и оценке результатов взаимодействия с детским садом, уточняют смысл этой деятельности и принимают решение об участии в рефлексии. Педагоги выбирают и предлагают семье наиболее оптимальные, с точки зрения возможностей и способностей воспитывающих взрослых и детей, формы и способы рефлексии.
VII этап. «Благодарение». Формы выражения благодарности могут быть разнообразные и включать: благодарственные письма; объявление благодарности, поздравительные открытки; специально организованный концерт. Благодарения, силами семьи и детского сада, в ходе которого прозвучат слова благодарности матери и отцу, бабушке и дедушке, воспитателям и другим воспитывающим взрослым.
Список литературы:
1. Елена Евдокимова – Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей // [Электронный ресурс] / Режим доступа: litfile.net/web/409716/475000–476000
2. Кощиенко, И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении /И.В. Кощиенко // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dibase.ru/article/25052012_86199_koschienko/3
3. Основная образовательная программа // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.pandia.ru/text/78/238/3739–19.php
4. Основная образовательная программа // [Электронный ресурс] / Режим доступа: edu.tatar.ru/upload/images/files/%D0%9E%D0%9E%D0%9F%205. pdf#15
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации взаимодействия детского сада и семьи в рамках перехода на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В статье раскрываются формы работы с родителями в рамках перехода на ФГТ....
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Вторая младшая группа.Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен познакомиться с семьёй воспит...
Организация взаимодействия детского сада и семьи по профилактике дорожно-транспортного травматизма
Методическая разработка по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В презентации представлены различные формы работы с семьёй по данной теме....
Особенности организации взаимодействия детского сада с семьей
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, и это отражено в содержании ФГОС ДО. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждения...
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ДОУ."
В данной статье говориться о роли семьи и детского сада в жиэни ребенка дошкольника....
Организация взаимодействия детского сада и семьи в организации культурного досуга детей.
Консультация для педагогов о формах организации детского досуга....
«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»
Метод проектов наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет всем участникам образовательного процесса не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совмест...