Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ДОУ."
статья на тему

Антусевич Ирина Алексеевна

В данной статье говориться о роли семьи и детского сада в жиэни ребенка дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл стаья25 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ДОУ.

Антусевич Ирина Алексеевна, воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №87» г.Бийск

Семья в жизни человека – это паровоз, а детский сад, школа, ВУЗ – это лишь вагончики. Поэтому за годы дошкольного детства ребенок, его родители и другие родственники должны научиться беречь, заботиться друг о друге на основе признания за каждым права быть неповторимым, быть индивидуальностью, защищать ее. Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи педагогов.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.

Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им достаточно, разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи групп риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптивными факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в зависимости от этого подбирать другие формы и методы педагогического просвещения, нежели в первом случае.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагога.

Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.

В связи с выше изложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на: улучшение семейного микроклимата; формирование положительных взаимоотношений в семье; повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада; группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; составление программы совместных действий педагога и родителей; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы. Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Тестирование родителей;

3. Индивидуальные беседы с родителями;

4. Индивидуальные беседы с детьми;

5. Посещение семьи ребенка;

6. Изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”.

7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.

8. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

9. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.

Недостатки взаимодействия педагогов с родителями могут быть следующими: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего, причина в том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям, консультациям, беседам и т.п. Активность родителей повышается, если педагоги своевременно просят их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей.

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

Для освоения педагогами конструктивных форм взаимодействия с семьями воспитанников необходимо уяснение психолого-педагогических механизмов конструктивности, партнерства, взаимодействия.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что содержание понятия – взаимодействие имеет различное толкование. Так, психологический словарь (под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова) определяет взаимодействие как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь. Социальный психолог А.Д. Карнышев в качестве приоритета выделяет в межличностном взаимодействии контактную составляющую. По его мнению, взаимодействие есть вербальные или невербальные контакты между людьми, вызывающие в одном или нескольких партнерах, в их взаимосвязях, в ходе или результате их деятельности частичные или целостные изменения. Мы определяем взаимодействие между участниками педагогического процесса, как системно скоординированные действия, обеспечивающие получение обоюдополезного для взаимодействующих сторон образовательно-воспитательного результата. Характер возникающего педагогического взаимодействия, его гуманистическую направленность определяем термином конструктивность.

Сегодня особенно актуализируется роль воспитателя в условиях конструктивно - партнерского взаимодействия с родителями воспитанников, посещающих ДОУ. Педагог – это посредник между личностью ребёнка и его родителями. Его роль – сблизить взрослых и детей, стереть между ними грань стереотипов и непонимания, помочь им лучше узнать друг о друге, научить выражать свою любовь и привязанность. Главная задача взаимодействия педагогов с родителями – установление конструктивно-партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наш детский сад реализует НМС Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости». Понятием «Дом» обозначается возможность каждого ребенка, с учетом его возраста, пола и индивидуальности, прожить каждый день жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности: физиологические и духовные. В нашем «доме» царит такая обстановка, такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он – индивидуальность. «Радость» - это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия, если деятельность, которую осуществляет человек, несет в себе позитивный результат. Таким образом, жить в «Доме радости» - значит, находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности, успешность которой подтверждается возникновением эмоции радости. Для педагога воспитывать в «Доме радости» - это значит содействовать обогащению и развитию неповторимой индивидуальности каждого ребенка. Ребенок принимается воспитателем как система, имеющая право на сохранение своей автономности, самобытности и уникальности.  Реализация НМС «Детский сад Дом радости» – одна из программ, которая строит взаимодействие с родителями на основе конструктивно-партнерских отношений. Конечно, современных родителей волнуют вопрос, насколько их ребенок будет готов к школе. Можно с полной уверенностью сказать, что систематические знания, получаемые детьми, посещающими группы детского сада «Дом радости», дают возможность детям без натаскивания овладеть основами чтения, грамоты, математики, так необходимых, для поступления в первый класс. Успех создания «Детского сада – Дома радости» определяется еще одним условием – пониманием, что семья в жизни человека – это паровоз, а детский сад, школа, ВУЗ – это лишь вагончики. Поэтому за годы дошкольного детства ребенок, его родители и другие родственники должны научиться беречь, заботиться друг о друге на основе признания за каждым права быть неповторимым, быть индивидуальностью, защищать ее. Семья является полноправным участником конструктивно-партнерского взаимодействия с ДОУ. Один из первых шагов к такому взаимодействию происходит с первых дней знакомства родителей, в общем, с деятельностью детского сада и в частности, с данной НМС. До поступления в детский сад воспитатели встречаются с родителями, рассказывают о программе и дают необходимые советы, которые помогут малышу и родителям комфортно пройти адаптацию к дошкольному учреждению. Одним из основных моментов конструктивно-партнерских отношений является то, что перед тем как начать работу с детьми родители знакомятся с НМС Н.М.Крыловой. Читают книги, где прописано содержание деятельности детей и воспитателей на каждый день. Ежемесячно составляется список родителей для индивидуальных консультаций (бесед): «Поговорите обо мне». Такие консультации проводятся только после 18.00 часов, когда воспитатель может уделить внимание родителям. Здесь родители и воспитатели делятся достижениями, обсуждают неудачи ребенка и ищут совместные пути решения данных  проблем. На этих встречах воспитатель знакомит родителей с рассказами детей, запись которых ведется в соответствии с планом. В утренние часы каждый из родителей может записать свою просьбу, предложение в «Книге просьб и предложений», а воспитатель в течение дня читает запись и выполняет просьбу родителей. Также составляется график «Опробования продуктов». Каждая семья в указанный день приносит продукты для опробования детей. В уголке для родителей помещается экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми. Научные статьи никогда не помещаются в уголке для родителей, а предлагаются для чтения в семье. Родители являются активными участниками воспитательно - образовательного процесса, каждую неделю в группе с детьми занимаются родители, знакомя их с разнообразными видами деятельности, и вовлекая их в эту деятельность. (например: один из пап изготавливал ящик для посадки лука, другой чистил снег на участке, а дети наблюдали за его трудом, мама пекла с детьми печенье и т.д.), знакомят с особенностями профессий. Учитывая занятость современной семьи, вначале месяца мы делаем из плана выписки вариантов заданий для родителей и обговариваем на родительском собрании за полгода вперед. Особый акцент мы делаем на участии отцов дедов, братьев. При подготовке какого-либо праздника для детей и родителей, для того, чтобы установить содружество в работе с семьей, воспитатели приглашают родителей на совет, цель которого совместно определить задачи, распределить обязанности в подготовке праздника для детей и взрослых. Родители продумывают, какие дела они могут сделать в присутствии детей, чтобы результаты труда были полезны детям. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяют значительно повысить его эффективность.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995)
  2. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
  3. Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59
  4. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.
  5. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова. Тамбов.: 1995.
  6. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
  7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
  8. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.
  9. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании «образа семьи» у старших дошкольников.

 Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья»  (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).     ...

Проект "Совет отцов" как форма взаимодействиядетского сада и семьи

Для тех кто ищет новые формы взаимодействия с семьями, будет полезен данный проект. В нашем саду мы уже четвертый год работаем с папами наших воспитанников, которые стали нашими помощниками, а самое г...