Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Вокальный кружок "Журавлята"
рабочая программа (старшая группа)
Программа вокального кружка разработана для занятий в детском саду с детьми в возрасте 5-6 лет. Целью дополнительной общеразвивающей программы является формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах песенно-творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vokalnogo_kruzhka.docx | 51.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»,
Ленинградская область, город Тихвин
|
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
Вокальный кружок
«Журавлята»
(срок реализации программы: 2019-2020 уч. год)
Автор-разработчик: Никитаева Татьяна Ивановна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
г. Тихвин
2019 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Вокальный кружок «Журавлята»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокальный кружок «Журавлята» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
При разработке дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Вокальный кружок «Журавлята» были использованы:
- Программа музыкального воспитания в детском саду (для занятий с детьми 2-7 лет) М.Б. Зацепиной;
- Конструктор образовательной программы «Музыкальное развитие дошкольников» под редакцией Н.В. Микляевой;
- Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста А.Г. Гогоберидзе;
- Методические материалы М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду»;
- Методика обучения пению детей старшего дошкольного возраста Т.М. Орловой, С.И. Бекиной.
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Журавлята»:
- Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах песенно-творческой деятельности.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Вокальный кружок «Журавлята»:
Образовательные:
- Способствовать формированию эмоционального отношения к музыке;
- Способствовать углублению представлений детей о действительности и окружающем мире;
- Формировать вокальные навыки и умения;
- Формировать умение петь в ансамбле и сольно;
- Формировать умение сценического исполнения песен;
Развивающие:
- Развивать у детей чувство ритма, слуховые представления;
- Способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
- Способствовать речевому развитию детей, пополнять их словарный запас;
- Активизировать творческое восприятие детей, развивать фантазию и воображение;
- Развивать исполнительские и творческие способности;
- Развивать и укреплять детский голос;
- Способствовать проявлению индивидуальных природных способностей детей;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей основы певческой и общемузыкальной культуры, формировать интерес к музыке и пению;
- Воспитывать у детей эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость;
- Способствовать физическому и эмоциональному благополучию каждого ребенка;
- Воспитание коммуникативных качеств личности.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Вокальный кружок «Журавлята»:
- Одной из актуальных задач дошкольного образования является задача формирования личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры.
Россия издавна славилась своими песенными хоровыми традициями, которые передавались из поколения в поколение. Еще несколько десятилетий назад жизнь ребенка с самого раннего детства сопровождалась песней. Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и как результат прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа. Все реже в домах звучит хорошая музыка. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона – «шедевров» поп- и рок-музыки, звучащих с экранов телевизоров, плееров, компьютеров. Современные дети редко посещают с родителями театры, музеи. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации. «Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В.А. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально.
Музыка – одно из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, обладающее большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Поэтому музыкальному воспитанию и развитию музыкальных способностей детей уделяется большое внимание.
В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение всегда вызывает у детей положительные реакции, радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.
Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребенка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Журавлята»:
- Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в т. ч. музыке. Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом. Петь хочет и может практически каждый ребенок. Пение – это, несомненно, любимый вид музыкальной деятельности ребенка.
О пользе пения и его положительном влиянии на детский организм писали физиологи В.М. Бехтерев и И.П. Павлов. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоции, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Пение укрепляет дыхание, развивает внимание, память, мышление и воображение. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке. В процессе пения происходит общее развитие ребенка, развиваются социально-личностные, коммуникативные качества и, конечно, речь.
Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.
Именно в возрасте 5-6 лет нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей, т.к. в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимого объема памяти, развития восприятия, воображения, речевых функций. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсированного звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре – до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие были проходящими. Удобными звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются ми (фа) – си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.
Лишь к 7 годам голосовой аппарат ребенка в целом формируется. И в школьном возрасте происходит его дальнейшее развитие и укрепление.
Методика вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокальной педагогике при обучении взрослых. Существенное различие заключается в методах и приемах. Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки.
Методы и приемы по реализации задач программы:
Игровой метод:
- игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
- развивающие игры с голосом;
- игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- театральные, мимические этюды;
- игры на развитие песенного творчества, музыкально-песенное сочинение;
- музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения.
- игры с пением и музыкально-ритмическими движениями;
Словесный метод:
- беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений;
- скороговорки на развитие дикции;
- творческие игры со словом.
Наглядный метод:
- наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен, попевок педагогом);
- наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкально-дидактическим играм);
Практический:
- песни различные по жанру и образному содержанию;
- упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции, дыхания, артикуляции;
- логоритмические упражнения;
- песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для развития песенного творчества);
- песни с игрой на детских музыкальных инструментах.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Вокальный кружок «Журавлята»:
- Нельзя не согласиться с высказыванием Б.В. Асафьева: «Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития». Руководствуясь этими словами деятельность детей в вокальном кружке «Журавлята» построена на основе творческого подхода в различных видах. Виды деятельности, представленные в работе вокального кружка, являются основными видами деятельности дошкольников, и на них строится образовательная деятельность по основной программе музыкального образования в детском саду.
Виды музыкальной деятельности вокального кружка «Журавлята»:
- Восприятие музыки;
- Исполнение музыки:
- пение,
- музыкально-ритмические движения,
- игра на музыкальных инструментах;
- Детское игровое творчество.
Важно сделать певческую деятельность детей увлекательной и эффективной. Добиться этого позволяет использование музыкально-игровых методик известных авторов: К. Орфа, В. Емельянова, Т. Тютюнниковой, Т. Овчинниковой, Т Картушиной, О. Радыновой, О. Кацер. Такой подход к деятельности определяет девиз вокального кружка «Журавлята»: «Поем, играя!».
Кроме того, многогранность видов деятельности кружка подтверждает, что в основе содержания программы лежит ведущий дидактический принцип современного дошкольного образования: принцип интеграции, который позволяет музыкальной деятельности взаимодействовать с другими образовательными областями:
Связь Музыки с другими образовательными областями в деятельности вокального кружка «Журавлята»:
- «Физическое развитие»:
Развитие физических качеств в музыкально-ритмической деятельности;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, релаксация.
- «Социально-коммуникативное развитие»:
Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
Развитие игровой деятельности;
Формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
Воспитание трудолюбия, ценностного отношения к труду собственному, других людей и его результатам.
- «Речевое развитие»:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки;
Развитие всех компонентов устной речи в музыкальной и театрализованной деятельности;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- «Познавательное развитие»:
Расширение кругозора детей;
Сенсорное развитие,
Формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Журавлята» состоит в еѐ практической значимости:
- приглашение детей дошкольного возраста в деятельность кружка по их заинтересованности к музыке и желанию петь, без специального отбора по вокальной одаренности;
- вовлечение их в активную творческую деятельность, направленную на развитие музыкальных способностей и вокальных исполнительских навыков; гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка; формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса; стремление принимать участие в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Вокальный кружок «Журавлята»:
- Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы: дети старшего дошкольного возраста – 5-6 лет.
Количество детей вокальной группы: 10-15 человек.
Группа формируется в возрасте детей 5-6 лет с возможным продолжением обучения во второй год (6-7 лет) на основании результатов тестирования.
Срок реализации данной программы:
- Образовательный процесс вокального кружка «Журавлята» рассчитан на 36 часов в течение 2019-2020 учебного года.
Режим занятий:
- Занятия продолжительностью 25-30 минут проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Всего за 1 год обучения – 36 педагогических часов (занятий).
Формы организации деятельности вокального кружка «Журавлята»:
- Занятия (групповые, индивидуальные);
- Концертная деятельность – выступления на праздниках и развлечениях в детском саду, участие в городских конкурсах и праздничных мероприятиях.
Ожидаемый результат освоения дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Журавлята»:
На конец года освоения программы предполагается, что дети:
- Проявляют устойчивый интерес к музыке и пению;
- Имеют опыт восприятия музыки и песен, разнообразных по жанрам и образам, умеют эмоционально и осознанно относиться к ним, пробуют выражать свои впечатления в рассказе, движениях под музыку, рисунках;
- Владеют начальными исполнительскими навыками (умеют петь естественным голосом, без напряжения, с правильной дикцией и артикуляцией, с аккомпанементом и без него);
- Могут исполнять песни в ансамбле и сольно;
- В исполнении могут эмоционально передавать содержание песни;
- Проявляют активность и желание участвовать в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- Проявляют активность в песенном творчестве и музыкальных импровизациях;
- Умеют взаимодействовать с другими детьми в совместной игровой и исполнительской музыкальной деятельности;
- Проявляют желание выступать на сцене с другими участниками вокального кружка.
Подведение итогов освоения программ вокального кружка «Журавлята»:
- Для отслеживания результативности образовательного процесса в течение всего учебного года осуществляется текущий контроль деятельности детей в форме педагогического наблюдения.
- В начале и в конце учебного года проводится диагностика развития музыкальных способностей (октябрь – начальный контроль, май – итоговый контроль). Диагностическая карта разработана по критериям развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, представленных Б.М. Тепловым.
Диагностическая карта развития музыкальных способностей
Ф.И. | Музыкальные способности | Исполнитель- ские, творческие способности | Оценочное отношение, интерес, вкус | Итог | ||
эмоциональ- ная отзывчивость | музыкально- слуховые представ- ления | чувство ритма | ||||
Итог подводится в баллах:
3 балла – высокий уровень;
2 балла – средний уровень;
1 балл – низкий уровень
- В конце года планируется показ музыкально-певческих достижений детей:
- участие в районном конкурсе с вокальным номером;
- выступление на концерте для родителей и детей детского сада.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
по дополнительной общеразвивающей программе
«Вокальный кружок «Журавлята»
Перспективный учебный план
№ п/п |
Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Развитие музыкального слуха и голоса | 7 | 1 | 6 |
3. | Чувство ритма | 5 | 5 | |
4. | Исполнение песен | 17 | 1 | 16 |
5. | Песенное творчество | 5 | 5 | |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого часов | 36 | 2,5 | 33,5 |
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
- Вводное занятие -
Теория: Введение в деятельность вокального кружка, знакомство с правилами организации занятий, правилами поведения, особенностями и правилами охраны детского голоса.
Практика: Певческая установка – выработать положение, которое принимает вокалист для пения сидя или стоя для правильного звучания голоса.
- Развитие музыкального слуха и голоса -
Теория: Дать объяснение основ вокального исполнения – певческое дыхание, артикуляция, дикция, звуковедение – с педагогическим показом.
Практика: Работа над приобретением певческих навыков и выработки определенных качеств голоса в упражнениях, попевках, песенках-распевках, музыкально-дидактических играх.
- Певческое дыхание -
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
- Звукообразование. Звуковедение. -
Учимся пользоваться голосовым аппаратом – извлекаем звук колебанием голосовых связок, усиливая его и обогащая темброво благодаря резонаторам. Формирование правильного звукообразования по системе В.В. Емельянова, упражнениях «Колокол», «Саксофон», играх со звуком, пении «Поющей азбуки» М.Ю. Картушиной, дидактических играх «Звуковая дорожка» и др.
Пение в разных способах звуковедения. Главная задача – выработка кантиленного пения, т.к. пение приемами non legato и staccato дается детям легче. (Музыкально-дидактическая игра «Поем по карточкам», песенки-распевки и др. упражнения).
- Артикуляция. Дикция. –
Необходимые вокальные навыки, т.к. дикция – важнейшее средство художественной выразительности, необходимое для донесения текстового содержания песни. Для выработки четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата используем речевые и музыкальные скороговорки, чистоговорки, упражнения и игры, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции, специальную игровую артикуляционную гимнастику.
- Чувство ритма:
Теория и практика совместно:
Этот раздел можно определить как «Пение и движение».
Знакомство с простыми ритмами и размерами, осознание длительностей и пауз и дальнейшая работа над ритмическим развитием происходит в различных видах музыкально-певческой деятельности:
- логоритмические упражнения и игры;
- упражнения и игры на воспроизведение ритмического рисунка;
- пение с игрой на детских музыкальных инструментах.
- Исполнение песен:
Теория и практика совместно:
- Вокально-хоровая работа –
Развивать навыки уверенного пения, петь естественным голосом, без напряжения, соблюдая заданный в произведении темп, динамические оттенки. Работа над эмоциональным исполнением песни, умением выразить настроение, характер художественного образа песни, свое личностное отношение к музыке в пении.
- Работа над выразительностью сценического образа песни –
Развивать образное мышление, эмоциональную отзывчивость. Объяснить детям особенности передачи актерского образа. Практическую подготовку провести в упражнениях эмоционального состояния радости, восторга, удивления, страха, печали; артистических этюдах. Соединить пение и эмоциональное двигательное воплощение образа в исполнении вокального произведения.
- Сценическая культура –
Теория:
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.
Практика:
Обучение детей пению под фонограмму. Индивидуальная работа с микрофоном.
- Песенное творчество –
Теория и практика совместно:
Воспитание самовыражения через слово, движение и пение.
Развивать творческую инициативу детей в различных направлениях творческой певческой деятельности:
- игры с голосом;
- певческая импровизация;
- элементы вокального сочинения.
6. Итоговое занятие.
Подведение итогов деятельности вокального кружка. Показ певческих достижений в концерте для родителей и детей детского сада.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы, темы | Общее количество часов | В том числе | ||
Теория | Практика | ||||
1. | Вводное занятие Певческая установка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Развитие музыкального слуха и голоса | ||||
2.1. | Певческое дыхание | 2 | 1 | 2 | |
2.2. | Звукообразование Звуковедение | 2 | 2 | ||
2.3. | Артикуляция Дикция | 2 | 2 | ||
3. | Чувство ритма | 5 | 5 | ||
4. | Исполнение песен | ||||
4.1. | Вокально-хоровая работа | 9 | 9 | ||
4.2. | Работа над выразительностью сценического образа песни | 4 | 4 | ||
4.3. | Сценическая культура | 4 | 1 | 3 | |
5. | Песенное творчество | 5 | 5 | ||
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого часов | 36 | 2,5 | 33,5 |
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
дополнительной общеразвивающей программы
Для реализации программы в дошкольном учреждении предоставляется помещение музыкального зала.
Техническое оснащение:
- Мультимедийная система;
- Видео и аудиоаппаратура;
- Музыкальный центр;
- Акустическая система (переносная);
- Микрофоны;
- Пианино, синтезатор;
- Детские музыкальные инструменты;
- Предметы и атрибуты для детского творчества.
Учебные наглядные и дидактические материалы:
- наглядные пособия;
- картины, фотографии;
- дидактические карточки;
- аудиозаписи;
- видеозаписи;
- нотные песенные сборники.
Список методической литературы:
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Музыкальное развитие дошкольников / Под ред.Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Книга для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1987.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.– СПб.: Лань,1997.
- Овчинникова Т. Вокально-коррекционный коллаж. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Союз художников», 2012.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Песенки бусинки. – М.: Изд. Бином Детства, 2004.
- Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Музыкальная палитра, 2008.
- Юдина Е.И. Мой первый учебник по искусству. Азбука музыкально-творческого развития. М.: Издательство «Аквариум», 1997.
- Березовчук Л. Музыка и мы. - СПб.: ТОО «Бланка», 1995.
- Попцова Р.В. Поем с улыбкой и радостью. Конспекты занятий со старшими дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Алябьева Е.А. Как развить воображение у ребенка 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Фишер Дж., Кейс Г. Голос. 99 упражнений для тренировки, развития и совершенствования вокальных навыков. – М.: Азбука-Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Королевство Магического песка» для детей 5-7 лет (срок реализации – 1 год)
Актуальность.Направленность программы: программа «Королевство Магического песка»имеет художественно-эстетическую направленность, она направлена на всестороннее, гармоничное развитие личнос...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности. Музыкально - театральная студия "Радость."...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мир красок»
Программа «Мир красок» имеет художественно-эстетическую направленность. В программе используются нетрадиционные техники рисования. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, приобрет...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»
Дополнительная общеразвивающая программахудожественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»...