Статья на тему "Особенности работы с дошкольниками в технике «оригами»"
статья (средняя группа)

Дацко Людмила Ивановна

Знакомство с техникой оригами, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к оригами, являющемуся эффективным средством целостного развития дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья43 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Воспитатель ГБДОУ д/с №63 комбинированного вида

Кировского района г. Санкт-Петербург

Дацко Людмила Ивановна

Статья на тему:

«Особенности работы с дошкольниками в технике «оригами»»

В современных дошкольных организациях работа с детьми организуется в соответствии с принципами развивающего образования; акцентируется внимание на личностно-ориентированном, интегративном подходе. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс ДОО строится с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Запорожец А.В. утверждал, что развитие дошкольника должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности». Наряду с ведущей деятельностью дошкольника игровой, одной из значимых, развивающих видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность. 

К продуктивным видам деятельности относят рисование, лепку, конструирование, аппликацию, изготовление поделок из ткани, бумаги, природного и бросового материала. Все они направлены на создание того или иного результата, продукта. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и представлениями.

Р. Н. Шайхлисламова считает, что использование оригами в образовательном процессе в детском саду связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию движений кисти, согласованность мелких движений пальцев.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага). В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги, как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей дошкольного возраста. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении центров или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, родным, близким, друзьям.

С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно.

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей.

Интерес к занятиям возрастает, если детям ясен мотив: сделать цветок для мамы; игрушку, чтобы играть; украшения, чтобы украсить группу (дом) к празднику. Поэтому необходимо объявлять детям не только цель занятия, но и для чего она будет сделана.

Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; на тщательность проглаживания сгибов, проглаживание сгибов производить с усилием.

Схемы складывания фигурок сопровождаются пояснениями – точными определениями действий, которые предстоит выполнить детям. Чтобы пояснения были более понятны детям, их лучше давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки»; для обозначения линий перегибов используют пометки карандашом; сложные для детей приемы показывают в двух отдельных действиях. Иногда при складывании даже простых фигурок ребенку необходима помощь взрослого.

Перед проведением очередного занятия педагогу необходимо:

-сложить фигурку, для того чтобы представить детям образец и без затруднений последовательно продемонстрировать складывание фигурки при работе с детьми;

-подобрать бумагу нужного цвета и заготовить из нее квадраты соответствующих размеров;

-приготовить карандаши, фломастеры для дорисовки деталей;

-приготовить небольшие кусочки бумаги, клей для выполнения аппликации на фигурках.

В схемах оригами существуют условные обозначения линий.

В схемах оригами также различают стрелки и другие знаки, характерные для выполнения определенных приемов складывания.

При складывании фигурок потребуются квадраты различных размеров. Их готовят двумя способами:

-способ использования шаблонов предполагает заготовку из картона по одному экземпляру квадратов необходимого размера и дальнейшее их использование для подготовки квадратов из бумаги;

-способ оригами предполагает изготовление квадратов из прямоугольников формата А4 – листов для ксерокопирования – и допускает приблизительные размеры.

Образность изготовляемых игрушек и поделок, использование различных приемов складывания и сгибания, применение цветной бумаги ярких расцветок делают процесс выполнения такой работы увлекательным и полезным занятием для каждого ребенка.

Во время обучения детей оригами возможно использовать следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий; устную инструкцию; демонстрацию схемы выполнения поделки; пооперационные карты.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Обучение технике оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца. Выбор методов и их применение зависят от задач обучения и опыта, которыми владеют дети.

Перед занятием педагог должен приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумага определённого цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры.

Для создания мотивации необходимо применять игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.

Таким образом, знакомство с техникой оригами, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к оригами, являющемуся эффективным средством целостного развития дошкольников. Благодаря возможности использовать в педагогическом процессе различные методы и приемы, в оригамных работах детей можно наблюдать ярко выраженную индивидуальность, собственный художественный вкус, целостность, образность, оригинальность композиционного решения, оригинальность в оформлении фигурок, гармоничное сочетание всех элементов творческой работы, прослеживается высокое качество выполнения изделий. У детей появляется активность и заинтересованность в конечном результате своей работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афонькина, Е. Ю. Всё об оригами [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин,.– СПб: Кристалл, 2005.
  2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А Бернштейн. – М., 1991.
  3. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учеб. Пособие / Т.С. Комарова. – М., 1991.
  4. Потапова Е.Н. Обучение письму младших дошкольников [Текст]: начальная школа / Е.Н. Потапова. – 2014. - №6.
  5. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. Образования/ С.В. Погодина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  6. Сафина С. В. Развитие мелкой моторики как средство повышения качества обучения [Электронный ресурс]: Международный журнал экспериментального образовании / С.В. Сафина. – Издательский Дом «Академия Естествознания»- № 4. – 2016. Режим доступа:https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9880
  7. Сидячева Н.В. Современное состояние проблемы развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Сидячева // современные проблемы науки и образования. - № 5. – 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»

Презентация опыта «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»...

Речевое развитие дошкольников в процессе работы с бумагой в технике оригами.

Аннотация. В статье затрагивается проблема развития связной речи старших дошкольников, в качестве одного из средств рассматривается работа с бумагой в технике оригами.     Ключевые...

сообщение на тему:"Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития дошкольного возраста"

Дети 5-6 лет освоили способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники оригами» (из опыта работы)

Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы.Согласно ФГОС  ДО,  у выпускника  детского  сада  к  поступлению  в  школу должны  быть...

Статья:РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ.

Аннотация. В статье затрагивается проблема развития связной речи старших дошкольников. В  качестве одного из средств рассматривается работа с бумагой в технике оригами....

Консультация для воспитателей всех возрастных групп: «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством работы с бумагой в технике «оригами»»

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логичес...