Речевое развитие дошкольников в процессе работы с бумагой в технике оригами.
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Галина Викторовна Лопатина

Аннотация. В статье затрагивается проблема развития связной речи старших дошкольников, в качестве одного из средств рассматривается работа с бумагой в технике оригами.

     Ключевые слова: работы с бумагой в технике оригами, развитие связной речи и мелкой моторики рук, реализация всех образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_doshkolnikov_v_protsesse_raboty_s.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников в процессе  работы с      

                   бумагой в технике оригами.

     Аннотация. В статье затрагивается проблема развития связной речи старших дошкольников, в качестве одного из средств рассматривается работа с бумагой в технике оригами.

     Ключевые слова: работы с бумагой в технике оригами, развитие связной речи и мелкой моторики рук, реализация всех образовательных областей.

     Начать свой доклад я хотела бы с исторических фактов. Оригами – это древнее искусство складывания бумаги, различных объёмных фигур без применения ножниц. Зародилось оно в Китае, 2 тысячи лет назад, но расцвета достигло в Японии в 7 веке н.э.

      Первоначально это искусство носило чисто религиозный характер. Умение складывать из бумаги фигурки, считалось у придворных из признаков хорошего образования. Бумага была дорогим материалом. Лишь спустя  несколько столетий оригами стало достоянием японцев и распространилось по всему свету.

      Единственной ученицей Акиры Йосидзавы является Зоя Чащихина, которая занимает место президента Московского Детского центра Оригами.

Японцы считают, что искусство оригами несёт душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно полезно для творческого и духовного развития ребёнка. Образное мышление и развитие связной речи тесно связаны с мелкой моторикой рук.

      Оригами – это творчество! Японцы с раннего возраста знакомят детей с этим видом деятельности, оригами является отдельным предметом в школе.

      Речевое развитие ребёнка в процессе творческого конструирования из бумаги является одним из важных разделов в дошкольной педагогики и направлен на развитие умственного развития ребёнка. Ведь по мнению Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

      На занятиях я развиваю не только умственные, речевые, познавательные, но и моральные качества личности ребёнка. Например, это поделки для малышей («Мы приготовили фонарики на новогоднюю ёлку» или «Поделки для своей семьи»). А вот коллективные поделки развивают коммуникативные навыки, умения договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищу.

      Многими педагогами и психологами подчеркивается, что эффективным средством реализации данных проблемы у детей может стать овладение японской техникой оригами. Совершенствуя и координируя различные движения пальцев и кистей обеих рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга и помогают развитию творческих задатков у ребенка. Эта техника знакомит детей с основными геометрическими понятиями, способствует развитию глазомера и обогащению словаря специальными терминами. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих детей и в школе. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлеченно изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

      Я заметила, что детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся техникой оригами, отличает богатая фантазия и воображение, хорошо развитое конструктивное мышление, активное стремление к созидательной деятельности, художественный вкус.  

     В процессе работы я убедилась, что систематические занятия техникой оригами положительно влияют на психическое состояние ребёнка, приводя его в здоровое равновесие. У воспитанников стала снижаться тревожность и повышенная возбудимость, что позволило им легче адаптироваться к различным ситуациям общения. Дети активно проявляют себя на занятиях по математики, конструированию и развитию речи.

      Приступая к работе мы поставили следующую цель: как с помощью работы с бумагой развивать речь детей старшего дошкольного возраста. Выполнение поставленной цели стало возможно при решении следующих задач:

  • развитие связной речи (обогащение словаря специальными терминами, обогащение грамматического строя и звуковой культуры речи;
  • самостоятельная речевая деятельность (дети сделав поделки на занятиях, обыгрывают их в свободной деятельности, придумывают сюжет к своей поделки);
  • развитие конструктивного мышления и творческого воображения (ребёнок видит свою поделку объёмно);
  • развитие мелкой моторики рук и точных движений пальцев (чтобы пальцы и кисти были более подвижными, гибкими, их необходимо тренировать перед работой с бумагой: с помощью лего, мозаики, вырезание по контуру ножницами, выполнение пальчиковой гимнастики).

     В своей работе использовали следующие формы организации образовательной деятельности:

  • непосредственно занятие;
  • индивидуальная работа (со слабоусваивающими детьми или кто проявляет особый интерес к этому виду деятельности);
  • самостоятельная деятельность (дидактические игры, альбомы, модели, самостоятельное экспериментирование);
  • взаимодействие с семьями воспитанников (консультации, собрания, участие в совместных выставках и т.д.).

     Принцип связи всех образовательных областей, как того требуют ФГОС, позволяет сделать жизнь воспитанников в дошкольном учреждении интересной, яркой и содержательной. А самое главное позволяет подготовить руку ребёнка к письму в школе и развить связную речь.

      Реализация образовательных областей может происходить в различных видах деятельности:

  • игровая (она включает в себя разные виды игр: сюжетно – ролевую, режиссёрскую);
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, например при выполнение коллективной работы);
  • познавательно – исследовательская (различные опыты с бумагой, чтобы знать её свойства, опыты с механическим воздействием на бумагу);
  • художественная литература и фольклор (изготовление театров, поделок к сказкам);
  • самообслуживание и бытовой труд (дежурный при сервировки стола использует приобретённые навыки на занятиях по оригами, делают кораблики из салфеток).

      Какие же способы взаимодействия можно применять, чтобы ребёнок смог достичь целевых ориентиров? Методы и приёмы: в наглядных методах очень важным приёмом является наблюдение, например когда мы наблюдаем за объектом (птица) и потом делает поделку (грача), рассматриваем картины, иллюстрации, слайды, презентации – когда дети наглядно видят образ. Наиболее эффективными являются практические методы, когда ребёнок комментирует свою работу. В практических методах я бы обратила внимание на приём моделирования и пректирования. Последний включает в себя различные виды деятельности. Ребёнок рассматривает иллюстрации, работает со справочной литературой (энциклопедия, интернетресурсы). Моделирование развивает пространственное представление, в процессе работы ребёнок осуществляет свои замыслы, мотивирует их, обсуждает со сверстниками, проговаривает различные специальные термины, например влево, вправо, вверх, вниз, разгладить, заскрутить, сложить по диагонали и т.д. При ответе, я стараюсь, чтобы ребёнок правильно построил своё предложение, использовал сложносоченённые, сложноподченённые предложения (грамматический строй языка). Обязательно выполнял логопедические упражнения (звуковая культура речи). Использовал монологическую, диологическую речь. При проговаривании последовательности складывания детали. Словесные методы, рассказ, чтение, беседы, вопросы, художественное слово, сочинение историй – всё это тоже служит развитию речи детей.

     Одним из важнейших условий для организации самостоятельной деятельности детей является создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, которая имеется в нашей группе: доска творчества, магнитная многофункциональная передвижная доска, большой объём дидактических игр, связанных с развитием речи, логического мышления, воображения и т.д.; лего, конструкторы различных видов, лото, математические игры и головоломки, оборудование для опытнеческой деятельности, необходимый материал для работы с бумагой, пнемокарты, образцы моделей. Мы стремились обустроить предметно – пространственную среду группы, чтобы она соответствовала современным требованиям ФГОС, была содержательно – насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.

     По итогам проделанной работы можно сделать вывод за счёт взаимосвязи между образовательными областями и использованием работы с бумагой в технике оригами:

  • повысился уровень развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • обогатился словарь детей специальными терминами;
  • дети знают и умело используют технику оригами, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности;
  • у детей сформировались такие качества, как настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

      Техник работы с бумагой огромное множество: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, создание различных объёмных скульптур, бумагокручение и все они развивают речь ребёнка, готовят его к школе. Поэтому в перспективе мы видим, что нужно продолжать работать не только в технике оригами, но и освоить технику бумагокручение и создание объёмных скульптур. При подготовки подарков мамам к 8 марта, я заметила, как дети заинтересовались новой работой с бумагой.

Литература:

1. Васина, Н.С. Бумажная симфония/ надежда Васина. - М.: Айрис-пресс, 2010.-128с.-(Внимание: дети!)

2. Мусиенко, С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада /Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина.- М.: Обруч, 2010.-96с.: ил.

3. Соколова С. Сказки из бумаги / обложка художника Н. Обедковой.- СПб: ЗАО « Валери СПб», 1998.-224с., ил. (Серия: «Учить и воспитывать, развлекая».)

4. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. - М. : РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2011.-154с.-(Учимся играючи).

5. Сборник «100 игрушек из бумаги», рекомендованный специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.

В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....

«Влияние конструирования из бумаги в технике оригами на развитие умственных и творческих способностей дошкольника».

В статье предоставлена актуальность темы "Оригами" для детей дошкольного возраста. Потребность больше заниматься этим видом конструирования, т.к. это положительно влияет на развитие умственных и творч...

Презентация по методике обучения дошкольников конструированию из бумаги в технике оригами.

Методика обучения дошкольников конструированию из бумаги в технике оригами....

Статья:РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ.

Аннотация. В статье затрагивается проблема развития связной речи старших дошкольников. В  качестве одного из средств рассматривается работа с бумагой в технике оригами....

Консультация для воспитателей всех возрастных групп: «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством работы с бумагой в технике «оригами»»

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логичес...