Статья:РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ.
статья по аппликации, лепке (старшая группа)

Лопатина Галина В.

Аннотация. В статье затрагивается проблема развития связной речи старших дошкольников. В  качестве одного из средств рассматривается работа с бумагой в технике оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lopatinoy_gv.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Лопатина Г.В.

                                                                                            Воспитатель МБДОУ №53

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ  РАБОТЫ С БУМАГОЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ.

Аннотация. В статье затрагивается проблема развития связной речи старших дошкольников. В  качестве одного из средств рассматривается работа с бумагой в технике оригами.

Annotation. The article touches on the problem of development of coherent speech of the senior preschool children, as one of the means is considered a paper in the art of origami. 

Ключевые слова: работа с бумагой в технике оригами, развитие связной речи и мелкой моторики рук, реализация всех образовательных областей.
         
Keywords: work with paper in the art of origami, the development of coherent speech and a small motility of hands, the implementation of all educational fields.

Оригами – это древнее искусство складывания бумаги, различных объёмных фигур без применения ножниц. Зародилось оно в Китае, 2 тысячи лет назад, но расцвета достигло в Японии в 7 веке н.э. Первоначально это искусство носило чисто религиозный характер. Умение складывать из бумаги фигурки, считалось у придворных  признаком хорошего образования. Бумага была дорогим материалом. Лишь спустя  несколько столетий оригами стало достоянием японцев и распространилось по всему свету. Единственной ученицей Акиры Йосидзавы является Зоя Чащихина, которая занимает место президента Московского Детского центра Оригами.

Японцы считают, что искусство оригами несёт душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно полезно для творческого и духовного развития ребёнка. Образное мышление и развитие связной речи тесно связаны с мелкой моторикой рук.

Оригами – это творчество! Японцы с раннего возраста знакомят детей с этим видом деятельности, оригами является отдельным предметом в школе.

Речевое развитие ребёнка в процессе творческого конструирования из бумаги является одним из важных разделов в дошкольной педагогики и направлено на развитие умственного развития ребёнка. Ведь, по мнению Сухомлинского, «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

На занятиях мы развиваем не только умственные, речевые, познавательные способности, но и моральные качества ребёнка. Например, это поделки для малышей («Мы приготовили фонарики на новогоднюю ёлку» или «Поделки для своей семьи»). А вот коллективные поделки развивают коммуникативные навыки, умения договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищу.

Многими педагогами и психологами подчеркивается, что эффективным средством реализации данных проблемы у детей может стать овладение японской техникой оригами. Совершенствуя и координируя различные движения пальцев и кистей обеих рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга и помогают развитию творческих задатков у ребенка. Эта техника знакомит детей с основными геометрическими понятиями, способствует развитию глазомера и обогащению словаря специальными терминами. Все, занимающиеся преподаванием оригами, педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих детей и в школе. Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику, геометрию и черчение. Дети увлеченно изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

Мы заметили, что детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся техникой оригами, отличает богатая фантазия и воображение, хорошо развитое конструктивное мышление, активное стремление к созидательной деятельности, художественный вкус. 

В процессе работы мы убедились, что систематические занятия техникой оригами положительно влияют на психическое состояние ребёнка. У воспитанников стали снижаться тревожность и повышенная возбудимость, что позволило им легче адаптироваться к различным ситуациям общения. Дети активно проявляют себя на занятиях по математике, конструированию и развитию речи.

Приступая к работе, мы поставили следующую цель: как с помощью работы с бумагой развивать речь детей старшего дошкольного возраста. Выполнение поставленной цели стало возможно при решении следующих задач:

  • развитие связной речи (обогащение словаря специальными терминами, обогащение грамматического строя и звуковой культуры речи;
  • самостоятельная речевая деятельность (дети сделав поделки на занятиях, обыгрывают их в свободной деятельности, придумывают сюжет к своей поделки);
  • развитие конструктивного мышления и творческого воображения (ребёнок видит свою поделку объёмно);
  • развитие мелкой моторики рук и точных движений пальцев (чтобы пальцы и кисти были подвижными, гибкими, их необходимо тренировать перед работой с бумагой: с помощью лего, мозаики, вырезание по контуру ножницами, выполнение пальчиковой гимнастики).

В своей работе использовали следующие формы организации образовательной деятельности:

  • НОД;
  • индивидуальная работа (со слабоусваивающими детьми или кто проявляет особый интерес к этому виду деятельности);
  • самостоятельная деятельность (дидактические игры, альбомы, модели, самостоятельное экспериментирование);
  • взаимодействие с семьями воспитанников (консультации, собрания, участие в совместных выставках и т.д.).

Принцип связи всех образовательных областей, как того требуют ФГОС ДО, позволяет сделать жизнь воспитанников в дошкольном учреждении интересной, яркой и содержательной. А самое главное позволяет подготовить руку ребёнка к письму в школе и развить связную речь.

Реализация образовательных областей может происходить в различных видах деятельности:

  • игровая (она включает в себя разные виды игр: сюжетно – ролевую, режиссёрскую). Например: дети дополняют сюжетно – ролевую игру атрибутами, которые выполнили своими руками (бинокли для моряков, танки для режиссёрской игры);
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, например при выполнение коллективной работы);
  • познавательно – исследовательская (различные опыты с бумагой, чтобы знать её свойства, опыты с механическим воздействием на бумагу);
  • художественная литература и фольклор (изготовление театров, поделок к сказкам);
  • самообслуживание и бытовой труд (дежурный при сервировке  стола использует приобретённые навыки на занятиях по оригами, делают «кораблики» из салфеток).

Какие же способы взаимодействия можно применять, чтобы ребёнок смог достичь целевых ориентиров? Методы и приёмы: в наглядных методах очень важным приёмом является наблюдение, например, когда мы наблюдаем за объектом (птица) и потом делает поделку (грача), рассматриваем картины, иллюстрации, слайды, презентации – когда дети наглядно видят образ. Наиболее эффективными являются практические методы, когда ребёнок комментирует свою работу. В практических методах я обратила бы внимание на приём моделирования и проектирования. Последний включает в себя различные виды деятельности. Ребёнок рассматривает иллюстрации, работает со справочной литературой (энциклопедия, интернет-ресурсы).

Моделирование развивает пространственное мышление ребёнка, учит его мыслить образами. Работая с бумагой, дети осуществляют свои замыслы, мотивируют их, обсуждают со сверстниками, проговаривают различные специальные термины (например: влево, вправо, вверх, вниз, разгладить, сложить по диагонали и т.д.) При ответе мы стараемся, чтобы ребёнок правильно построил своё предложение, использовал сложносочинённые и сложноподчинённые предложения (грамматический строй языка). Обязательно выполнял логопедические упражнения (звуковая культура речи). Использовал монологическую и диалогическую речь (при проговаривании последовательности складывания деталей). Словесные методы: рассказ, чтение, беседа, вопросы, художественное слово, сочинение историй – всё это тоже развивает речь детей.

Одним из важнейших условий для организации самостоятельной деятельности детей является создание предметно - развивающей образовательной среды. В нашей группе есть доска творчества, она многофункциональная, магнитная и передвижная. Достаточный объём дидактических игр, связанных с развитием речи, логического мышления, воображения и т.д.; лего, конструкторы различных видов, лото, математические игры и головоломки, оборудование для опытнической деятельности, необходимый материал для работы с бумагой, мнемотаблицы, образцы моделей. Мы стремились обустроить предметно – пространственную среду группы, чтобы она соответствовала современным требованиям ФГОС ДО, была содержательно – насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод: в процессе работы с бумагой в технике оригами:

  • повысился уровень развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • обогатился словарь детей специальными терминами;
  • дети знают и умело используют технику оригами, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности;
  • у детей сформировались такие качества, как настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Техник работы с бумагой огромное множество: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, создание различных объёмных скульптур, бумагокручение и все они развивают речь ребёнка, готовят его к школе. Поэтому в перспективе мы видим, что нужно продолжать работать не только в технике оригами, но и освоить технику бумагокручение и создание объёмных скульптур.

Литература:

1. Васина, Н.С. Бумажная симфония/ Н.С. Васина. - М.: Изд – во Айрис-пресс, 2010.-128с.

2. Мусиенко, С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада /Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина.- М.: Изд – во Обруч, 2010.-96с.

3. Соколова С. Сказки из бумаги/ С. Соколова.- СПб: ЗАО « Валери СПб», 1998.-224с.

4. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей/ Е.Ф. Черенкова. - М. : РИПОЛ классик: ДОМ ХХI век, 2011.-154с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для детей и родителей старшей группы «Подснежники» (конструирование из бумаги в технике оригами)

Цель: Познакомить родителей и детей с техникой конструирования из бумаги в технике оригамиЗадачи:-Привлечь родителей и детей к совместной творческой деятельности в непринуждённой и дружеской обст...

Конспект НОД в старшей группе по конструированию из бумаги в технике оригами по теме: «Грачи прилетели».

В ходе НОД дети учатся конструированию из бумаги грача, используя технику оригами....

Конспект НОД для детей старшей группы по конструированию из бумаги в технике оригами " Подарок для мамы"

В ходе НОД дети упражняются в изготовлении поделок в технике оригами...

Конспект занятия в старшей группе по конструированию из бумаги в технике оригами с элементами аппликации на тему: «Ракета»

Многие из нас в детстве мечтали стать космонавтами. Сейчас появилось много других профессий, но грезить полётами на ракете, изучением Вселенной и поиском жизни на других планетах ребята не перестали. ...

Конспект занятия в старшей группе по конструированию из бумаги в технике оригами на тему: «Космическая ракета».

. Конспект занятия в старшей группе по конструированию из бумаги в технике оригами на тему: «Космическая ракета». Программное содержание: продолжа...

Конспект НОД в старшей группе по конструированию из бумаги в технике оригами «Космическая ракета»

Методическая разработка по художественному конструированию из бумаги в технике оригами «Космическая ракета» в старшей группе.Целью занятия является отработка навыков складывания поделок из...

Консультация для воспитателей всех возрастных групп: «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством работы с бумагой в технике «оригами»»

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логичес...