Занятие для детей подготовительной группы «Познакомимся с шахматами»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие «Познакомимся с шахматами»
(для детей подготовительной к школе группе).
Выполнила: Булычёва Екатерина Алексеевна
МДОУ «Детский сад №69» г. Саранск
Саранск, 2019 г.
Цель: закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.
Задачи:
- повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур.
- развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление.
- прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.
Ход занятия.
Здравствуйте! Сегодня к нам на занятие пришло письмо от царицы всех интересных настольных игр. У неё необычное имя, её зовут Чатуранга. Имя у неё непростое. Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части. Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека. Царица Чатуранга пишет нам, что в её стране Шахмандии случилась беда, все цвета и фигуры перемешались и нам срочно нужно помочь жителям этого города. Ну как ребята, поможем жителям этого города?
- Ну вот первое задание, вам нужно правильно ответить на вопросы.
- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)
- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)
- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)
- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
- Сколько белых полей? (32)
- Сколько черных полей? (32)
В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх и вниз пойдешь – это. (вертикаль,
Вправо-влево - … (горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет … (диагональ)
- Построй из квадратов вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)
- Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?
- Сколько полей содержит самая длинная диагональ (8, самая короткая - 2).
А сейчас Чуранга приготовила для нас не большой сюрприз, стихи про шахматные фигуры, сейчас мы с ними познакомимся.
Стих о ладье
Ладья имеет крепкий вес,
Она матует там и здесь.
Хоть она не грациозна
К ней относятся серьезно.
И словно подлодка
Прямою наводкой
В несчастного короля
Прицельно стреляет ладья.
Стих о Ферзе
Ферзь тяжелая фигура,
Слишком тонкая натура.
Самый сильный Ферзь и быстрый
Стал он шахматным министром.
«Очень я люблю на ужин
Что-то вкусное покушать.
Беззащитная Ладья?
Проглочу-ка ее я!»
Стих о Короле
Король в дебюте — трусоват,
Чуть что — и сразу рокировка.
А под конец и он — солдат,
Воюет не спеша, но ловко
Стих про фигуру Слон
Он на слона похож едва ли
Хотя зовём его мы- слон.
Своей родной диагонали
Всегда, как рыцарь, верен он!
Похожий на солдата в каске,
Слон очень любит делать связки
Стих про Пешку
Здесь тонкий, но упрямый
Раздался голосок:
– Я пешка. Ход мой- прямо,
Удар наискосок!
А если я дойду до края,
Мне больше пешкой не бывать.
Мне больше пешкой не бывать.
Стою награду выбирая:
Какой фигурой лучше стать!
Игра «Волшебный мешочек».
Достать из мешочка заданную фигуру.
Физминутка.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
- У нас остались ещё задания от Чуранги и они совсем не простые. Нам сейчас сообщили, что шахматные фигуры потеряли свои тени, нам нужно будет им помочь. Я вам буду показывать силуэты, а вы говорите, какой фигуре они принадлежат.
Воспитатель показывает тени от фигур, а ребёнок узнаёт фигуру.
- Большие молодцы. Ребята Чаранга пишет, что жители города Шахмандия живут на шахматных досках, но с их домами что-то случилось и им негде жить. Поможем сделать новые дома для них?
Аппликация «Шахматная доска»
- Вы сегодня очень помогли жителям города Шахмандия и чтобы отблагодарить нас они придумали для нас игру.
Словесная игра «Доскажи словечко».
Ни к чему, ребята, спешка –
Потеряться может… (пешка)
На доске есть у меня
Две лошадки, два (коня)
Мне приснился странный сон:
С муравьем боролся (слон)
В углу стоит бадья,
В бадье плывёт (ладья)
Кто сможет подсказать пароль?
Его Величество (король).
Рефлексия.
- Ребята, расскажите, что вы сегодня нового узнали? Что вам понравилось и запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы, тема занятия: «Урок красоты»
Самое красивое в нашем мире – человек и, научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь и создавать человека и его мир, научимся жить по-человечески. Именно поэтому я выбрала эту те...
Конспект занятия: Знакомство с фортепианной пьесой П.Чайковского "Октябрь". Занятие для детей подготовительной группы.
Занятие проводилось с детьми подготовительной группы. В прошлом году дети слушали несколько пьес из "Детского альбома". Основная цель этого занятия, продолжить знакомство с творчеством П.И.Чайков...
Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»
Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя музыкальная прогулка»...
План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)
Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...
Конспект новогоднего игрового занятия для детей средней группы "Познакомим Хрюшу с праздником»
Формирование интереса к новогоднему празднику, новогодним традициям...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы ДОУ с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема занятия: Звук [А]. Буква А.
Цель занятия: формирование представлений о звуке [а] и букве А....
Открытое занятие для детей подготовительной группы Тема занятия «Путешествие в прошлое русского человека»
Тема занятия: «Путешествие в прошлое русского человека»Возрастная группа: 6-7 летЦель занятия: приобщение детей к изучению русских народных традиций через исследовательскую игру.Зада...