Открытое занятие для детей подготовительной группы Тема занятия «Путешествие в прошлое русского человека»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ветрова Вероника Николаевна

Тема занятия: «Путешествие в прошлое русского человека»

Возрастная группа: 6-7 лет

Цель занятия: приобщение детей к изучению русских народных традиций  через исследовательскую игру.

Задачи занятия:

Образовательные: расширить представления о предметах народного русского быта; продолжать знакомить детей с обычаями русского народа; активизировать употребление в речи названия предметов русского быта.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории, обычаям, традициям русского народа; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважительное отношение друг другу и к окружающему миру.

Развивающие: развивать умение поддерживать беседу, выражать через речь свои впечатления; развивать познавательную активность.

Словарная работа: утварь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»

Местонахождение: 624285 Свердловская область, поселок Рефтинский,

улица Юбилейная, дом № 7А,

Тел. (34365) 3-21-96; E-mail:

Открытое занятие для детей подготовительной группы

Тема занятия «Путешествие в прошлое русского человека»

Воспитатель:

Ветрова В.Н.

Рефтинский 2023 год

Технологическая карта занятия

Тема занятия: «Путешествие в прошлое русского человека»

Возрастная группа: 6-7 лет

Цель занятия: приобщение детей к изучению русских народных традиций через исследовательскую игру.

Задачи занятия:

Образовательные: расширить представления о предметах народного русского быта; продолжать знакомить детей с обычаями русского народа; активизировать употребление в речи названия предметов русского быта.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории, обычаям, традициям русского народа; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважительное отношение друг другу и к окружающему миру.

Развивающие: развивать умение поддерживать беседу, выражать через речь свои впечатления; развивать познавательную активность.

Словарная работа: утварь.

Планируемые результаты занятия: дети познакомятся с жизнью, бытом и творчеством русского народа; закрепят знания о кухонных принадлежностях. У дошкольников повысится интерес к истории и традициям своего народа.

Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, звук приходящего письма, видеозапись звонка Василисы Премудрой, изба, стол, скамейка, веник, печка, самовар, коромысло, ведра, люлька, сундук, лапти, русские народные костюмы, балалайка, деревянные ложки, трещетки.

Этапы, продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

(3 минуты)

Сюрпризный момент

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на электронную почту пришло письмо с Тридесятого государства. А вы знаете, что это за царство?

-Ой, а вот и звонок. Давайте ответим?

Включается Василиса Премудрая: «Здравствуйте, ребята! У нас в тридевятом царстве, сказочном государстве провели интернет. Теперь мы можем общаться не только с сказочным, но и с реальным миром. Дорогие ребята, у моего друга Домовенка Кузи случилась беда. Его избу заколдовала злая баба Яга, потому что Кузя не захотел охранять ее избушку. Вы сможете нам помочь?»

Воспитатель: Конечно, Василиса, мы поможем. Но у нас сейчас современные предметы, а предметов старины у нас нет.

Василиса: Ребята, мне очень хочется узнать, как вы живёте, какие вещи вас окружают. А вы узнаете о тех вещах, которые окружали людей в давние времена. Баба Яга заколдовала все предметы избы, и чтобы они появились, вам нужно выполнить все ее задания. А поможет вам наш домовенок Кузя»

Воспитатель:- Ребята, интересно узнать о вещах прошлого? Принимаем предложение Василисы? Ну и мы покажем свои знания.

Садятся на стулья. Слушают воспитателя.

-Да, это сказка.

Смотрят на экран.

Да, сможем!

Да!

Дети настроены на общение с педагогом .

2.

Основной этап (10 мин)

Этап ознакомления с материалом

Знакомство с новым словом

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Обобщение определенного объема знаний и представлений о кухонной утвари.

Появляется домовенок.

Кузя: Привет, ребята! Я так рад, что вы мне поможете, одному мне не справиться! Баба Яга разозлилась на меня из-за того, что я не согласился охранять ее избушку. Ведь она делает всем зло.

Воспитатель: раньше наши предки верили, что домовые есть в каждом доме, и они охраняют их.

Кузя: Изба без утвари не может быть обжитой избой. Чтобы найти старинные вещи для избы нам нужно выполнить задания.

Воспитатель: посмотрите, какое новое для нас слово «утварь». Как вы думаете, что оно означает?

Объясняет значение слова.

Слушают педагогов.

Ответы детей.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Активизируют внимание.

Обогащают словарь.

Умеют обобщать понятия.

Умеют отвечать полным ответом.

Этап практического решения проблемы

Физминутка

Овладеть

действиями, способами решения проблемы

Уточнить знания пословиц и поговорок.

Снять умственное напряжение.

Уточнение знаний о русских народных сказках.

Уточнение знаний о русском народном костюме.

Кузя достает мешочек с заданиями.

Кузя: Давайте посмотрим первое задание.

1 задание.

Сначала нам нужно отгадать загадку:

Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет!

Воспитатель: Верно, это печь. Центром русской избы была печь. А вы знаете, что в нашей стране у печки есть праздник?

19 мая считается днем рождения русской печи.

(Появляется печь) к ней прикреплено новое задание.

Воспитатель: Ребята а в чём раньше готовили еду?

Посмотрите у нашего Кузи есть чугунок и ухват. А для чего нужен Ухват?

Правильно, что бы доставать чугун из печи, хотите попробовать это сделать?

2 задание.

Воспитатель: Для того, чтобы нам найти следующий предмет, нужно продолжить пословицу. За каждый правильный ответ, получаем карточку.

Продолжают пословицы, получают карточки.

Воспитатель: У нас получилось 4 карточки! Давайте соберем пазл и посмотрим, что там изображено.

Получается самовар.

Кузя: Ребята, какой предмет мы с вами нашли?

Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития. Воду для самовара приносили ведрами.

Воспитатель: Что использовали для этого?

Коромысло, верно!

Появляется коромысло.

Ну вот, теперь у Кузи и самовар и коромысло есть. Можно смело гостей встречать!

А для того что бы встретить гостей с вкусным чаем нам нужно набрать воды и принести её в избу

3 задание.

Включается колыбельная.

Воспитатель: Ребята, что за музыка сейчас играет?

Кому напевали эту песню?

Вы догадались, какой предмет сейчас появится?

Появляется люлька.

Кузя: Раньше в старину не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках.

Люльку подвешивали к потолку. Возле печки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему люльку подвешивали около печки?

Строго настрого запрещалось качать пустую люльку, считалось, что ребёнок

будет спать беспокойно.

4 задание.

Задание на интерактивной доске.

Воспитатель: ребята, мы с вами уже так много вспомнили, как жили раньше люди. Но вот новое задание "Что было, что стало?".

Дети называют предмет старины, изображенный на слайде, и рассказывают, чем его заменили в наше время.

Лапти - современная обувь;

Самовар – электрический чайник;

Корыто – пластмассовый таз;

Люлька – детская кроватка;

Печь – плита и батарея;

Веник-пылесос;

Чугунок-кастрюля.

Появляется сундук.

Кузя: Ой, ребята. Посмотрите сундук! Только он не открывается. Здесь записка - нам нужно еще задание выполнит, тогда сундук откроется.

Перед тем как мы выполним задание, предлагаю вам размяться.

«А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели. Разом делали, как я!»

Дрова рубили (взмахи руками с наклоном)

Полы подметали (рука на поясе, другой подметаем)

Полы мыли (наклоны)

Бельё стирали (выполняем движения руками)

Ух, отдыхали!!! (утирают пот со лба).

Воспитатель: А задание следующее: нужно отгадать название сказки.

Бежала девочка, бежала, видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?». Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». 2. Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

3. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла к царю прямо по улице».

4. «Был царский бал на отходе. Поехал Иван-царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да сжег ее в печи».

5. «Я по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен» .

Кузя: Ура! Сундук открылся!

Давайте посмотрим, что в нем.

Достает русские народные костюмы.

Воспитатель: В старину не было шкафов для хранения одежды и других вещей. Поэтому одежда и вещи хранились в сундуке.

Слушают загадку.

Это печка!

Пробуют достать чугун из печи и поставить обратно

Слушают следующее задание.

Продолжают пословицы, получают карточки.

Складывают карточки, видят самовар.

Это самовар!

Использовали коромысло!

Дошкольники пробуют пронести коромысло с вёдрами

Колыбельная.

Ее напевали детям перед сном.

Люлька!

Потому что там теплее.

Выполняют задание.

Повторяют движения.

Слушают задание.

1. Гуси-лебеди

2. Лиса и заяц

3. По щучьему велению

4. Царевна-лягушка

5. Колобок.

Называют русские народные костюмы.

Умеют слушать и отгадывать загадки.

Умеют отвечать на вопросы и анализировать

Активизировали словарь по теме, продолжили развивать умение отвечать на вопросы полной фразой.

Умеют дифференцировать предметы по временным рамкам.

Дети умеют соотносить слова с движением.

3.

Заключительный этап (2 мин)

Рефлексия

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Воспитатель: Ребята, кажется мы выполнили все задания и расколдовали все предметы.

Кузя: Ура! Теперь у меня изба еще лучше! Спасибо, ребята, без вас я бы не справился.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, как называется жилище русского человека?

Какие предметы старинной утвари мы помним?

Какой главный предмет в избе?

Есть ли у нас предметы, которые похожи на предметы старины?

Кузя: Теперь я точно знаю, что добро и дружба едины! На Руси был такой обычай, после тяжёлой работы, коротали они вечера вместе, устраивали вечёрки или посиделки. Вы сегодня тоже очень хорошо потрудились, выполняя задания. Давайте и мы с вами устроим вечёрки. Хотите?

Тогда инструменты все берите.

На посиделки проходите

Мы ударим дружно в ложки. Пустимся в веселый пляс - Вы похлопайте для нас!

Молодцы ребята, вот какие веселые посиделки у нас с вами получились. А все потому, что людям всегда нужно помогать. И знать историю своей Родины. Мы с вами сегодня побывали в прошлом, вспомнили и увидели предметы старины и поняли, как появились наши современные предметы.

Воспитатель: Ребята, а чтобы больше узнать о прошлом русского человека и устройстве избы, предлагаю вам отправится на следующем занятии в музей Русской избы.

Отвечают на вопросы педагога. Делятся впечатлениями.

Изба.

Перечисляют кухонную утварь.

Печь. Она стоит в центре избы и отапливает ее.

Перечисляют.

Хотим!

Импровизируют на музыкальных инструментах

Обобщают полученные знания.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей подготовительной группы "Космическое путешествие"

Развивать физические качества личности, быстроту реакции, сообразительность. Повышать двигательную активность детей интерес к физкультурной образовательной деятельности....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Родословная - старинная русская традиция"

Конспект занятия, посвящённого воспитанию любви и уважения к членам своей семьи....

Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы на тему: «Люблю березку русскую»

Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке- символу России....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы. Лесное путешествие

Методическая разработка занятия по развитию речи старших дошкольников...

игровое занятие для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие в страну русских потешек"

данная разработка несет цели: -Разнообразить игровой досуг детей вне образовательной деятельности;- Знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами;-Обогащать эмоциональный и двигательный опыт д...

Занятие для детей подготовительной группы ДОУ "Путешествие в Арктику"

Расширение  знаний детей о животном мире Арктики. Ознакомление с понятием  «Северный морской путь» и его значением для экологии. Знакомство с редким краснокнижным животным-нарвал...