Открытое занятие для детей подготовительной группы Тема занятия «Путешествие в прошлое русского человека»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема занятия: «Путешествие в прошлое русского человека»
Возрастная группа: 6-7 лет
Цель занятия: приобщение детей к изучению русских народных традиций через исследовательскую игру.
Задачи занятия:
Образовательные: расширить представления о предметах народного русского быта; продолжать знакомить детей с обычаями русского народа; активизировать употребление в речи названия предметов русского быта.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории, обычаям, традициям русского народа; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважительное отношение друг другу и к окружающему миру.
Развивающие: развивать умение поддерживать беседу, выражать через речь свои впечатления; развивать познавательную активность.
Словарная работа: утварь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
Местонахождение: 624285 Свердловская область, поселок Рефтинский,
Открытое занятие для детей подготовительной группы
Тема занятия «Путешествие в прошлое русского человека»
Воспитатель:
Ветрова В.Н.
Рефтинский 2023 год
Технологическая карта занятия
Тема занятия: «Путешествие в прошлое русского человека»
Возрастная группа: 6-7 лет
Цель занятия: приобщение детей к изучению русских народных традиций через исследовательскую игру.
Задачи занятия:
Образовательные: расширить представления о предметах народного русского быта; продолжать знакомить детей с обычаями русского народа; активизировать употребление в речи названия предметов русского быта.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории, обычаям, традициям русского народа; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважительное отношение друг другу и к окружающему миру.
Развивающие: развивать умение поддерживать беседу, выражать через речь свои впечатления; развивать познавательную активность.
Словарная работа: утварь.
Планируемые результаты занятия: дети познакомятся с жизнью, бытом и творчеством русского народа; закрепят знания о кухонных принадлежностях. У дошкольников повысится интерес к истории и традициям своего народа.
Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, звук приходящего письма, видеозапись звонка Василисы Премудрой, изба, стол, скамейка, веник, печка, самовар, коромысло, ведра, люлька, сундук, лапти, русские народные костюмы, балалайка, деревянные ложки, трещетки.
№ | Этапы, продолжи-тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап (3 минуты) Сюрпризный момент | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия. | Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на электронную почту пришло письмо с Тридесятого государства. А вы знаете, что это за царство? -Ой, а вот и звонок. Давайте ответим? Включается Василиса Премудрая: «Здравствуйте, ребята! У нас в тридевятом царстве, сказочном государстве провели интернет. Теперь мы можем общаться не только с сказочным, но и с реальным миром. Дорогие ребята, у моего друга Домовенка Кузи случилась беда. Его избу заколдовала злая баба Яга, потому что Кузя не захотел охранять ее избушку. Вы сможете нам помочь?» Воспитатель: Конечно, Василиса, мы поможем. Но у нас сейчас современные предметы, а предметов старины у нас нет. Василиса: Ребята, мне очень хочется узнать, как вы живёте, какие вещи вас окружают. А вы узнаете о тех вещах, которые окружали людей в давние времена. Баба Яга заколдовала все предметы избы, и чтобы они появились, вам нужно выполнить все ее задания. А поможет вам наш домовенок Кузя» Воспитатель:- Ребята, интересно узнать о вещах прошлого? Принимаем предложение Василисы? Ну и мы покажем свои знания. | Садятся на стулья. Слушают воспитателя. -Да, это сказка. Смотрят на экран. Да, сможем! Да! | Дети настроены на общение с педагогом . |
2. | Основной этап (10 мин) | ||||
Этап ознакомления с материалом Знакомство с новым словом | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме Обобщение определенного объема знаний и представлений о кухонной утвари. | Появляется домовенок. Кузя: Привет, ребята! Я так рад, что вы мне поможете, одному мне не справиться! Баба Яга разозлилась на меня из-за того, что я не согласился охранять ее избушку. Ведь она делает всем зло. Воспитатель: раньше наши предки верили, что домовые есть в каждом доме, и они охраняют их. Кузя: Изба без утвари не может быть обжитой избой. Чтобы найти старинные вещи для избы нам нужно выполнить задания. Воспитатель: посмотрите, какое новое для нас слово «утварь». Как вы думаете, что оно означает? Объясняет значение слова. | Слушают педагогов. Ответы детей. | Проявляют интерес к предстоящей деятельности. Активизируют внимание. Обогащают словарь. Умеют обобщать понятия. Умеют отвечать полным ответом. | |
Этап практического решения проблемы Физминутка | Овладеть действиями, способами решения проблемы Уточнить знания пословиц и поговорок. Снять умственное напряжение. Уточнение знаний о русских народных сказках. Уточнение знаний о русском народном костюме. | Кузя достает мешочек с заданиями. Кузя: Давайте посмотрим первое задание. 1 задание. Сначала нам нужно отгадать загадку: Дрова кушает, Воспитатель: Верно, это печь. Центром русской избы была печь. А вы знаете, что в нашей стране у печки есть праздник? 19 мая считается днем рождения русской печи. (Появляется печь) к ней прикреплено новое задание. Воспитатель: Ребята а в чём раньше готовили еду? Посмотрите у нашего Кузи есть чугунок и ухват. А для чего нужен Ухват? Правильно, что бы доставать чугун из печи, хотите попробовать это сделать? 2 задание. Воспитатель: Для того, чтобы нам найти следующий предмет, нужно продолжить пословицу. За каждый правильный ответ, получаем карточку. Продолжают пословицы, получают карточки. Воспитатель: У нас получилось 4 карточки! Давайте соберем пазл и посмотрим, что там изображено. Получается самовар. Кузя: Ребята, какой предмет мы с вами нашли? Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития. Воду для самовара приносили ведрами. Воспитатель: Что использовали для этого? Коромысло, верно! Появляется коромысло. Ну вот, теперь у Кузи и самовар и коромысло есть. Можно смело гостей встречать! А для того что бы встретить гостей с вкусным чаем нам нужно набрать воды и принести её в избу 3 задание. Включается колыбельная. Воспитатель: Ребята, что за музыка сейчас играет? Кому напевали эту песню? Вы догадались, какой предмет сейчас появится? Появляется люлька. Кузя: Раньше в старину не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку. Возле печки. Воспитатель: Как вы думаете, почему люльку подвешивали около печки? Строго настрого запрещалось качать пустую люльку, считалось, что ребёнок будет спать беспокойно. 4 задание. Задание на интерактивной доске. Воспитатель: ребята, мы с вами уже так много вспомнили, как жили раньше люди. Но вот новое задание "Что было, что стало?". Дети называют предмет старины, изображенный на слайде, и рассказывают, чем его заменили в наше время. Лапти - современная обувь; Самовар – электрический чайник; Корыто – пластмассовый таз; Люлька – детская кроватка; Печь – плита и батарея; Веник-пылесос; Чугунок-кастрюля. Появляется сундук. Кузя: Ой, ребята. Посмотрите сундук! Только он не открывается. Здесь записка - нам нужно еще задание выполнит, тогда сундук откроется. Перед тем как мы выполним задание, предлагаю вам размяться. «А у дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я!» Дрова рубили (взмахи руками с наклоном) Полы подметали (рука на поясе, другой подметаем) Полы мыли (наклоны) Бельё стирали (выполняем движения руками) Ух, отдыхали!!! (утирают пот со лба). Воспитатель: А задание следующее: нужно отгадать название сказки. Бежала девочка, бежала, видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?». Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». 2. Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» 3. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла к царю прямо по улице». 4. «Был царский бал на отходе. Поехал Иван-царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да сжег ее в печи». 5. «Я по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен» . Кузя: Ура! Сундук открылся! Давайте посмотрим, что в нем. Достает русские народные костюмы. Воспитатель: В старину не было шкафов для хранения одежды и других вещей. Поэтому одежда и вещи хранились в сундуке. | Слушают загадку. Это печка! Пробуют достать чугун из печи и поставить обратно Слушают следующее задание. Продолжают пословицы, получают карточки. Складывают карточки, видят самовар. Это самовар! Использовали коромысло! Дошкольники пробуют пронести коромысло с вёдрами Колыбельная. Ее напевали детям перед сном. Люлька! Потому что там теплее. Выполняют задание. Повторяют движения. Слушают задание. 1. Гуси-лебеди 2. Лиса и заяц 3. По щучьему велению 4. Царевна-лягушка 5. Колобок. Называют русские народные костюмы. | Умеют слушать и отгадывать загадки. Умеют отвечать на вопросы и анализировать Активизировали словарь по теме, продолжили развивать умение отвечать на вопросы полной фразой. Умеют дифференцировать предметы по временным рамкам. Дети умеют соотносить слова с движением. | |
3. | Заключительный этап (2 мин) Рефлексия | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Воспитатель: Ребята, кажется мы выполнили все задания и расколдовали все предметы. Кузя: Ура! Теперь у меня изба еще лучше! Спасибо, ребята, без вас я бы не справился. Воспитатель: ребята, давайте вспомним, как называется жилище русского человека? Какие предметы старинной утвари мы помним? Какой главный предмет в избе? Есть ли у нас предметы, которые похожи на предметы старины? Кузя: Теперь я точно знаю, что добро и дружба едины! На Руси был такой обычай, после тяжёлой работы, коротали они вечера вместе, устраивали вечёрки или посиделки. Вы сегодня тоже очень хорошо потрудились, выполняя задания. Давайте и мы с вами устроим вечёрки. Хотите? Тогда инструменты все берите. На посиделки проходите Мы ударим дружно в ложки. Пустимся в веселый пляс - Вы похлопайте для нас! Молодцы ребята, вот какие веселые посиделки у нас с вами получились. А все потому, что людям всегда нужно помогать. И знать историю своей Родины. Мы с вами сегодня побывали в прошлом, вспомнили и увидели предметы старины и поняли, как появились наши современные предметы. Воспитатель: Ребята, а чтобы больше узнать о прошлом русского человека и устройстве избы, предлагаю вам отправится на следующем занятии в музей Русской избы. | Отвечают на вопросы педагога. Делятся впечатлениями. Изба. Перечисляют кухонную утварь. Печь. Она стоит в центре избы и отапливает ее. Перечисляют. Хотим! Импровизируют на музыкальных инструментах | Обобщают полученные знания. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия для детей подготовительной группы "Космическое путешествие"
Развивать физические качества личности, быстроту реакции, сообразительность. Повышать двигательную активность детей интерес к физкультурной образовательной деятельности....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Родословная - старинная русская традиция"
Конспект занятия, посвящённого воспитанию любви и уважения к членам своей семьи....
Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы. Тема: Путешествие по стране Грамотной речи.
Итоговое занятие для детей подготовительной группы....
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы на тему: «Люблю березку русскую»
Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке- символу России....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы. Лесное путешествие
Методическая разработка занятия по развитию речи старших дошкольников...
игровое занятие для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие в страну русских потешек"
данная разработка несет цели: -Разнообразить игровой досуг детей вне образовательной деятельности;- Знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами;-Обогащать эмоциональный и двигательный опыт д...
Занятие для детей подготовительной группы ДОУ "Путешествие в Арктику"
Расширение знаний детей о животном мире Арктики. Ознакомление с понятием «Северный морской путь» и его значением для экологии. Знакомство с редким краснокнижным животным-нарвал...