Диагностика по развитию сенсорных способностей и развити элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста
материал по математике (младшая группа)
Диагностические задания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика по развитию сенсорных способностей и развити элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста
Диагностику подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Кузнецова Лидия Николаевна
Программные задачи:
- формировать умение различать понятия «много-мало», «много – один»;
- учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше);
- учить различать предметы по форме (кубик, шарик);
- образовывать группы однородных предметов;
- выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).
Задание № 1
Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»
Цель. Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие).
Инструкция.
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».
После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»
Оценка.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2
Дидактическая игра «Занимательная коробочка»
Цель. Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик).
Пособия.
- Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.
- Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать «домик», в котором они живут, только заходят в разные «двери» (показ воспитателя).
Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель. Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия «один – много».
Пособия: пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция
- Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: «Много колечек».
- Собрать пирамидку, сопровождая словами: «Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна».
- Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Оценка
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Программные задачи
- Находить в окружающей обстановке один и много предметов.
- Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; определять каких предметов больше (меньше).
- Сравнивать два предмета, разных по величине (длине, высоте).
- Определять какой предмет больше (меньше), длиннее (короче).
- Понимать слова: верхний – нижний, слева – налево, справа – направо.
- Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы, и предметы круглой формы.
Задание № 1
Дидактическая игра «Где твой дом» (проводится 4 раза).
Цель. Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.
Пособия
- Карточки (6х8 см) с изображением круга, квадрата, треугольника по числу участников
- Большие карты или силуэты фигур (если игра проводится на улице, большие фигуры – «домики» можно нарисовать мелом).
Инструкция
- Дети рассматривают коробочку с карточками. Сколько их? (много). А нас сколько? (тоже много). Воспитатель предлагает взять по одной карточке. Сколько карточек у тебя, Антон? (одна карточка). Всем хватило карточек? А лишние остались? Карточек столько, сколько нас.
- Педагог предлагает рассмотреть свою карточку и назвать фигуру, изображенную на ней (что нарисовано на твоей карточке?) – Это «ключики» от домика.
- Педагог показывает «домики», расположенные в разных местах группы или участка.
- По сигналу «Идите гулять!» дети выходят из своих «домиков» и свободно двигаются по группе (участку) со своими «ключиками» (кто на машине едет, кто летит на самолете, кто скачет на лошадке…)
- По сигналу «стоп!» – дети останавливаются, пауза – 3 сек. «Домой идите!» – дети возвращаются в свой «домик» (показывают свою карточку – «ключик» педагогу).
Оценка
Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.
Задание № 2
Дидактическая игра «Бегите ко мне» (проводится 4 раза).
Цель. Выявить умение детей сравнивать предметы по цвету.
Пособия
- Флажки разного цвета по количеству детей (красные, желтые, зеленые, синие)
- Один комплект флажков для педагога.
- Стулья по числу детей.
Инструкция
- Флажки стоят в вазе. Сколько флажков? (Много – индивидуальные ответы). Сколько нас? (много). Возьмите по одному флажку. Остались флажки в вазе? (в вазе – комплект для педагога) Чего больше: флажков или детей? (флажков).
- Какого цвета флажки? (индивидуальные ответы). Воспитатель подытоживает: «Все флажки разного цвета – разноцветные».
- Педагог: «Сейчас я по очереди буду называть и показывать флажок то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и если цвет у флажка одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову «Бегите ко мне!»
- Педагог показывает флажок (про себя считает до 3).
- Зовет: «Бегите ко мне!» – все, кто прибежал сравнивают свои флажки с флажком воспитателя (такой же – не такой).
- «Бегите от меня!» – дети возвращаются на место.
Оценка
Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз, но после помощи педагога не ошибся.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся более 3 раз.
Задание № 3
Дидактическая игра «Длинное – короткое» (проводится 4 раза).
Игра проводится с подгруппой детей по 3 – 5 человек.
Цель. Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.
Пособия
- Ленточки (тесемки, шнурки…) двух размеров: длинные – 25х3см; короткие 12х3см (по числу детей в подгруппе).
- Картонные полоски – мерки – 2 штуки по размеру ленточек.
- Кукла и Мишка. Кукла по размеру должна быть меньше Мишки (короткая лента не должна завязываться на поясе у Мишки, а длинная должна быть ему в пору).
- Коробка большая (где будут лежать все пояски) и две поменьше (для Куклы и для Мишки).
Инструкция
- Мишка с Куклой играли вместе своими разноцветными поясками и перепутали их. Давайте им поможем разложить пояски в их коробочки. Я вам покажу: воспитатель достает ленточку из коробки и прикладывает ее к мерке-полоске, приговаривая: «Длинная, одинаковая – это Мишкин пояс», – относит и кладет к Мишке в коробочку и т.д.
- Каждый ребенок выполняет задание два раза (находит пояс для Куклы и для Мишки).
- Если ребенок нашел второй пояс такой же, как первый, он возвращает его в коробку и берет следующий, пока не найдет другой.
- Ребенок идет выполнять задание после сигнала «Иди!».
Оценка
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.
Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.
Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.
Задание № 4
Дидактическая игра «Широкое – узкое» (проводится 4 раза).
Цель. Выявить умение детей различать ширину предметов.
Пособия.
- Маленькая машина, большая машина.
- Две картонные полоски одинаковые по длине, но разные по ширине (на широкой полоске должны проехать сразу две машины)
Инструкция
- На стол выкладываются полоски – это две дороги: одна – узкая, вторая – широкая. По узкой дорожке может проехать только одна маленькая машинка, а по широкой дороге – сразу две машины: и большая, и маленькая.
- После сигнала «Узкая!» – вызванный ребенок должен взять маленькую машинку и прокатить ее по узкой дороге, проговаривая “Машина едет по узкой дороге”.
- После сигнала «Широкая!» – ребенок катит сразу две машины, проговаривая «Машины едут по широкой дороге».
- Предварительно педагог показывает образец выполнения задания. Только после этого дети выполняют задание.
Оценка
Красный круг – Ребенок самостоятельно выполнил задание по образцу педагога.
Желтый круг – Воспитатель помогает ребенку словами.
Зеленый круг – Ребенок ошибался, задание выполнил вместе с педагогом.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
История развития образования и история развития общества неотделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлёты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам сто...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Весенний лес"
Закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в отсчете предметов из большенства множества в пределах 5. Закрепить представление детей о геометрических фигурах....
Развитие Элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
С помощью математики мы знакомим детей с формой, цветом, количеством, числом и пространством времени. Дошкольникам предоставляется возможность обследовать предмет, проявить ...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай-ка». Развитие Элементарных Математических Представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4г).
Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных ...
Сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития воспитания, т.е. сенсорного развития детей. Специальная работа по формированию математических представлений ведё...